Научная статья на тему 'Гуманитарные перемены и духовность'

Гуманитарные перемены и духовность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яновский Рудольф Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы, связанные с социальными изменениями в условиях гуманитарных перемен. Ставится вопрос о приоритете глобальных идей, общечеловеческих ценностей общественного сознания, духовности и гражданственности человека, необходимости воспитания и обучения народа навыкам движения к свободе, благополучию и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманитарные перемены и духовность»

УДК 32:316

Яновский Р.Г. Гуманитарные перемены и

духовность

В статье рассматриваются проблемы, связанные с социальными изменениями в условиях гуманитарных перемен. Ставится вопрос о приоритете глобальных идей, общечеловеческих ценностей общественного сознания, духовности и гражданственности человека, необходимости воспитания и обучения народа навыкам движения к свободе, благополучию и безопасности.

Ключевые слова: Глобализация. Духовность. Мировоззрение. Гуманитарное знание. Идеология. Воспитание.

JanovskyR.G. Humanitarian changes and the

inward

The problems connected with the social changes are observed in the article. The points such as main global ideas, public values, the inward of a person, the importance of peoples' up-bringing and education, freedom and security are analyzed in the work.

Due words: Globalization. The inward. The understanding of the world. Humanitarian knowledge. Ideology. Up- bringing.

В современных условиях гуманитарных перемен, социальных изменений все более значительным становится приоритет глобальных идей, общечеловеческих ценностей общественного сознания,духовности и гражданственности человека.

Современный либеральный капитал ищет приложения там, где дешевый труд, богатые естественные ресурсы и где не надо тратиться на охрану природы, культуру, быт и развитие общественного сознания народов. Он рождает организованную преступность, незаконную миграцию, наркобизнес, торговлю "живым товаром". Такая ситуация должна быть изменена в пользу интересов большинства народов мира, а не "золотого миллиарда". Нам предстоит учиться видеть многомерность мира, понимать сложность глобальных процессов, сознательно использовать понятия, отражающие глубину понимания реальных мировых процессов и явлений.

Особенно актуально осваивать новые высокие гуманитарные технологии, раскрывающие возможности общественных тенденций социально-экономического развития, и действовать в соответствии с ними в национальных интересах народов.

Сейчас в США, на Западе, в Азии в целом много говорят и пишут о том, что с падением башен Всемирного торгового центра "началась новая эпоха". В чем ее суть?

Стремительная глобализация общественной жизни требует от современного человека осуществления философского синтеза картины мира, гуманистического, духовно-нравственного осознания человека как субъекта и самоцели исторического прогресса, осмысления глобальных проблем современности, науки, общественного хозяйства, сознания, нравственных принципов культуры мира.

Необходимы новые взгляды - на проблемы мировой политики, решительного

Рудольф Григорьевич Яновский - член-корреспондент Российской академии наук, директор Центра социологии национальной безопасности Института социально-политических исследований РАН.

70

№ 1(2) 2007 Г.

отказа от состояния враждебного противостояния стран и народов, перехода к конструктивному партнерству между Западом и Востоком, Севером и Югом. Важно создать механизмы доверия, сохранения международной безопасности, защиты окружающей среды, разрешения1 экономических и социальных проблем в новых исторических реалиях. Новое высокое качество общественного сознания и международной политики, новые отношения народов и государств без страха и насилия, на основе образования, науки, культуры, на основе осмысления роли мировых религий — условия нашего общего выживания.

Масштабность опасности в XXI веке, невероятная изощренность и неожиданность глобальных перемен и угроз осознаются все большим количеством людей, трансформируясь в убеждения, что мир, общественные отношения, личная жизнь человека и его семьи, страны нуждаются в защите, требуют разумной смелости, осторожности и мягкости в поступках и действиях.

Этой проблемой озабочены политики и ученые, представители современной культуры, философии и права, психологии и этики, педагогики, религиозные деятели. Категория духовности отражает не только то, что связано с образованием, наукой, культурой, литературой, философией, уровнем их развития, состояния и содержания.

Духовная жизнь человека - это чувственный и рациональный мир человека. Она подчиняется специфическим законам развития общества и его саморегуляции. Человек в общественном сознании не только отражает материальный мир, но и осваивает, понимает, осмысливает его, наследует прошлое и творит будущее.

В области человеческих ценностей самая главная задача - выработка научного мировоззрения, нравственных норм, выражающих единство множественности взглядов, взаимодействия различных концепций, отвечающих современным требованиям и возможностям быстро меняющегося мирового сообщества. Задача выработки новых общественных отношений, иного бытия, без насилия и войн, формирования понятий долга, свободы совести, веры, трудолюбия, чести и достоинства

каждого гражданина стоит перед человечеством в целом.

Мировоззрение - общий взгляд на мир, социально-идейное явление, возникшее с появлением человеческого общества, его общественного сознания. Новое современное мировоззрение, опираясь на естествознание, общественную науку и практику жизни, выступает ориентиром, регулятором, стимулятором, хранителем человека XXI века, его безопасности, веры в будущее. В России хорошо поставлено естественнонаучное образование, которое способно обеспечить быстрое развитие современной философии, промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры. В этом качестве оно выступает как мировоззренческий глобальный источник развития сообщества российской цивилизации, важным фактором становления системы национальной,региональной и глобальной безопасности.

Научный фактор в XXI веке сознательно и широко развивается, применяется и вызывается к жизни в таких масштабах, о которых предшествующие эпохи не имели никакого понятия. Система воспитания, стратегия образования, здоровья нуждается ныне в существенном дополнении, ориентированном на новое мировоззренческое знание, понимание, осознание жизненных процессов и явлений. Речь идет о глубоком гуманитарном знании в целом, представленном философией, историей, литературой, географией, правом, искусством, языкознанием. Важна общность гуманитарной культуры, языка искусства и новой морали. Не отказ от науки и ее технологии, а изменение типа научной рациональности и духовной чувственности, этой "железной клетки" всего каркаса знаний и появления новых функций и норм взаимодействия науки с другими формами сознания, культурой, искусством, моралью,религией.

Это особенно важно для нашей страны. Мощная информационная система, которой мы овладеваем, - это только начало будущей серьезной математизации, необходимой для всей науки. Наука через систему образования, средства массовой информации, информационной революции в

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

71

целом ускоряет формирование человеческого сознания, мировоззрения, опирающегося на достижения научной мировой картины мира и логику рассуждений, ориентируемых на доказательство, убедительность и обоснованность знаний об объективном мире. Америка в сентябре 2001 года стала местом катастрофы не случайно. Именно здесь с наибольшей силой все время ощущаются толчки глобальных общественных перемен. Однако изменение мирового общественного сознания - дело консервативное. Оно не происходит с сегодня на завтра, осознание социальных перемен идет мучительно и медленно.

В течение XX века произошли глобальные цивилизационные изменения, которые привели к формированию новых мировоззренческих ориентаций, требующих изменения старой системы общественных отношений: образования, воспитания, изменений в сфере труда, быта, в сфере общественного сознания и поведения. Какие же глобальные изменения произошли в обществе? Это переход его к системе постиндустриального развития: создание информационного общества, развитие энергетики, рождение ториевой энергетики, геном человека, век открытия искусственного волокна, создание условий для развития легкой промышленности, производства товаров народного потребления. В то же время человек вступил во всеобщий экономический и антропологический кризис. Растущий процесс отчуждения, изобретение новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью человечества, - продукты техногенного развития.

Может ли мир в целом выйти из этого кризиса, сохраняя и ориентируясь на старые базисные ценности, устои жизни, техногенной культуры, НТР? Здесь встает целая серия новых сложнейших вопросов. Во-первых, важно уяснить, какова цель человеческой деятельности, в чем смысл его жизни, чего он хочет, к чему стремится, какие уроки извлекает из опыта истории? Важно осознание высокой цели человеческой общественной деятельности и личной жизни. Предстоит осмыслить качественное изменение отношения человека

к окружающей его жизни на земле, новые отношения к обществу, как к традиционному, так и к техногенному этапу развития, не только к технологическим, но и к социальным сторонам жизни. Наступает новая динамическая эпоха антропоцентрической цивилизации, когда начинают доминировать не материальные ценности, а духовно-нравственные, идет процесс усиления роли сознательного информационного договаривающегося общества. "Никакое богатство, - писал А.С. Пушкин, - не может перекупить влияния обнародованной мысли". Культурные связи - это наше богатство, на основе которого вырос общечеловеческий характер народов России и народов, населяющих планету. Интернационализм создается прежде всего культурным общением народов.

Общество не может и не хочет жить в условиях непрерывно обостряющихся угроз, опасностей, всеобщего страха, проникающих во все сферы жизнедеятельности - от экологии до личной жизни. В обществе намечается качественный прорыв к новым духовным ценностям: к свободе личности, идеалам научной рациональности, царству творческого духа, свободного труда, рационального и чувственного общественного сознания. Эти факторы должны присутствовать во всех учебных воспитательных программах, в сфере материального производства и духовной сфере. Необходимо раскрыть связь естественнонаучного и гуманитарного знания в полном их объеме.

Стратегия воспитательной работы и преобразования общества нуждается в существенном дополнении, ориентированном на новое мировоззренческое знание, глубокое понимание процессов общественного развития. Речь идет о глубоком гуманитарном знании в целом, представленном философией, социологией, историей, искусством,литературой, религией. Информационная революция - это не просто игры и развлечения в Интернете. Мы обладаем огромной информацией, накопленной веками, а созданная старая система организации, структуры, старый уклад жизни, порядок, привычки общежития еще держатся. Здесь изменения идут медленно

72

№ 1(2) 2007 г.

и противоречиво. Наука через систему образования, культуры, искусства, литературы, трудовую и бытовую деятельность призвана формировать общественное человеческое сознание, мировоззрение, опирающееся на достижения мировой научной мысли и логику рассуждений, доказательных, убедительных и обоснованных научных знаний.

Ни искусство, ни наука, ни религия не могут сами сформулировать и дать человеку четкие идеалы, мотивы и навыки движения к свободе, благополучию и безо-

пасности. Эти идеалы формулирует идеология. Именно она обогащает великой идеей, идеалом человека, дает общественную мечту, цель, формирует человеческую личность. Идеология - конструктивный и необходимый элемент общественного сознания. Она ставит цель, определяет мотивацию деятельности человечества. Важна забота не только о хлебе насущном, но и о всеобщей идее воспитания и обучения народа, ибо вся ответственность лежит на ныне живущих поколениях.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.