КАТЕГОРИЯ СМЫСЛА
Атлант и Геркулес, держащие небесную сферу. Статуэтка из слоновой кости. XVII в. Музей изящных искусств в Лионе. Фрагмент
УДК 341(327.7)
Рыльская М.А Сигалов К.Е.**
К.Е. Сигалов
М.А. Рыльская
Гуманитарное содействие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности: проблемы терминологической и правовой идентификации 1
*Рыльская Марина Александровна, доктор юридических наук, доцент, директор Института проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]; [email protected]
**Сигалов Константин Елизарович, доктор юридических наук, доцент, директор Центра правового регулирования финансово-экономических отношений Института проблем эффективного государства и гражданского общества, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: [email protected]; [email protected]
В статье исследуются направления развития международного гуманитарного сотрудничества увеличения числа и масштаба кризисных ситуаций. Осуществлен анализ действующих международно-правовых норм регулирующих условия оказания гуманитарной помощи и обосновывается необходимость гармонизации национального законодательства, прежде всего в
*
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненным за счёт бюджетных средств по Государственному заданию Финансового университета 2015.
рамках государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Ключевые слова: международное гуманитарное сотрудничество, кризисная ситуация, гуманитарная акция, гуманитарная операция, чрезвычайное гуманитарное реагирование.
В последние годы в мире неуклонно увеличивается количество различного вида бедствий, приводящих к гуманитарной катастрофе. Их масштабы и формы неуклонно расширяются, нормативная база, регламентирующая порядок реагирования на кризисные ситуации постоянно дополняется, а терминологическая и правовая неопределенность совокупности мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые требуют оказание гуманитарного содействия, сама по себе является актуальной дискуссионной проблемой. В связи с этим нижеприведенный анализ носит преимущественно доктринальный и прогностический характер.
Итак, в целом гуманитарная деятельность в области противодействия бедствиям направлена на выживание человека и его сообществ в условиях бедствий. В рамках конкретного гуманитарного содействия между ее субъектами и объектами осуществляется сотрудничество, которое может рассматриваться в виде осуществления международного гуманитарного сотрудничества. При этом оказание чрезвычайной международной помощи при бедствиях заключается в предоставлении стране или странам пострадавшего региона, а также непосредственно населению, терпящему бедствие предметов первой необходимости (временного жилья, воды, продовольствия, медикаментов, имущества), персонала для оказания помощи и услуг (аварийно-спасательных, медицинских, коммунальных, транспортных, информационных и др.). Следует отметить, что в большинстве случаев понятия «гуманитарная помощь» и «чрезвычайная помощь в условиях бедствий» различного характера по смыслу и содержанию трудноразделимы и чаще всего просто разными терминами описывают одну и ту же деятельность.
Несколько иное значение имеет определение чрезвычайного гуманитарного реагирования. Под ним, в частности, понимается предоставление помощи путем экстренного направления отрядов быстрого развертывания с оснащением и материалами для выполнения конкретных задач в области ликвидации последствий кризисных ситуаций.
В данном контексте представляется важным сама трактовка сущности кризисной гуманитарной ситуации. Так данную обстановку идентифицируют по признакам, сложившимся на определенной территории в результате серьезного бедствия, вооруженного конфликта или другого кризиса, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и другие последствия, ущемляющие права человека на мирную и достойную жизнь. Являясь разновидностью чрезвычайной ситуации, она имеет комплексный характер - сочетание военных действий, массовых миграционных потоков с резким ухудшением экономической, экологической и эпидемиологической ситуации, жестким ограничением основных прав и свобод гражданского населения, повсеместным нарушением международных гуманитарных прав в отношении непосредственных участников вооруженного конфликта и другие ограничения.
При реагировании на гуманитарное неблагополучие, как правило, проводятся гуманитарные акции. Гуманитарными акциями могут быть названы любые организованные действия, предпринимаемые с целью снять остроту ситуации, оказать помощь при гуманитарном неблагополучии, ликвидировать его.
Гуманитарные акции преимущественно организуются в виде гуманитарных операций. Гуманитарная операция, как практическая реализация гуманитарного содействия, представляет собой совокупность согласованных, целенаправленных действий сил и средств гуманитарных организаций или других структур, направленных на конкретные цели ликвидации того или иного гуманитарного неблагополучия, ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации того или иного характера, обеспечение выживания пострадавших людей, оказание им различных видов помощи.
Важной составной частью гуманитарной деятельности является оказание гуманитарной помощи, которой оказывается на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической' выгоды с целью облегчения тягот и лишений пострадавших. Важной особенностью гуманитарной помощи является безвозмездность ее предоставления пострадавшим, а также благотворительный порядок этой формы содействия.
Участие того или иного государства в международных договорах, заключенных по вопросам международного гуманитарного права, не означает, что все их положения будут выполняться в любых условиях возникновения кризисных ситуаций, в частности во время вооруженного конфликта. В этой связи эффективность гуманитарного содействия напрямую зависит от непосредственного выполнения норм права государствами и находящимися под их юрисдикцией государственными органами и индивидами. Оказание гуманитарной помощи в этих условиях определяется степенью им-
плементации договорных норм в данной сфере, которые должны носить так называемый «превентивный» характер и приниматься еще в мирное время, и, прежде всего, на внутригосударственном уровне, с тем, чтобы создать правовые, организационные и социально-политические условия, позволяющие оказать коллективную гуманитарную поддержку.
Следует подчеркнуть, что оказывать коллективную помощь для населения, в соответствии со ст. 59 Женевской конвенции IV и ст. 69 Дополнительного протокола I. может быть любая некоммерческая и неполитическая организация, удовлетворяющая критериям гуманитарного характера и беспристрастности. На статус такой организации в принципе мог бы претендовать организация Международного комитета Красного Креста (МККК), но, исходя их тех же документов, она не имеет монополии на оказание помощи жертва в условия вооруженных конфликтов.
Здесь важно отметить, что даже при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, существует ряд ограничении в порядке проведения гуманитарных операций.
Во-первых, коллективная помощь, в соответствии со ст. 70 п. 1 Дополнительного протокола I, должна оказываться только «по соглашению между сторонами, заинтересованными в таких операциях. Кроме того, когда речь идет о предоставлении медицинского персонала, требуется согласие, закрепленное в ст. 27 и ст. 9, п. 2 Дополнительного протокола I. При этом гуманитарная деятельность должна вестись по согласованию всех сторон (Женевские конвенции, общие ст. 9, 10), Так, резолюция 46/182 Генеральной Ассамблеи ООН (принцип 3), посвященная усилению координации экстренной ГП, указывает на необходимость такого согласия даже для МККК, основанием которого является обращение за помощью.
Во-вторых, неправительственные организации, при условии, что они гуманитарные и беспристрастные, формально обладают правом оказывать ГП, основанном на международном праве. Однако это право противопоставляется поведению государства, которое без веских причин упорствуют в своем нежелании принять эту помощь. Обладатель данного права может на него ссылаться, оспаривая свои действия в судебных инстанциях. Но этого не всегда достаточно, чтобы преодолеть упорство противной стороны, считающей себя носителем истины последней инстанции и не заботящееся об участи жертв.
Таким образом, система оказания гуманитарного содействия, в том числе коллективного, то есть объединенными силами содружества нескольких государств, должна иметь правовые основания и организационные возможности обеспечения.
Риск возникновения кризисных ситуаций на территории государств, которые могут столкнуться с проблемами оказания гуманитарной помощи, включая проведение гуманитарных операций, в последнее время резко возрос. В связи с этим востребованными в последнее время являются формы объединения государств, консолидированные на основе коллективной помощи в данных условиях.
Так, например, незамедлительное реагирование на кризисную ситуацию, при ее возникновении на территориях государств - членов организации Договора о коллективно безопасности (ОДКБ) является одним из основных условий оказания коллективной помощи. Однако эффективность оказания гуманитарного содействия напрямую зависит от четкости правовой регламентации действий, осуществляемых его участниками, порядка направления, приема, учета и распределения гуманитарной помощи при возникновении кризисных ситуаций, последствия которых ликвидируются силами и средствами скоординированных действий отдельных государств с целью ликвидации их последствий.
Признавая значимость этой проблемы, и основываясь на решении Совета ОДКБ об утверждении Положения о порядке реагирования на кризисные ситуации1, гармонизации законодательства в данной сфере является кране востребованной проблемой.
Целью гармонизации законодательства является необходимость установления единообразных материальных, процессуальных и коллизионных норм одновременно на межгосударственном уровне и на уровне национального законодательства государств - членов ОДКБ. В рамках правовой гармонизации должны быть согласованы нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично или не вводить вообще. Особенностью данного метода гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств.
В связи с существующей договоренностью о взаимодействии при возникновении кризисных ситуаций (КС) на территориях стран - членов ОДКБ, существенно возрастает необходимость межгосударственного регулирования организационно-правовых механизмов реагирования на них.
Постулаты, составляющие основу создания системы гуманитарного содействия в рамках ОДКБ, представляют собой комплекс рекомендательных предложений, предоставляемых правительствам, относительно того, как подготовить свое законодательство и планы, касающиеся реагирования на
1 Решение Секретариата ОДКБ от 27 декабря 2010 года № А1-1582. Документ заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ (Москва, 6 ноября 2014) // Информационный бюллетень ОДКБ. 2015. № 62. Приложение. С. 19.
КС, в отношении общих нормативно-правовых вопросов, возникающих при операциях по оказанию международной гуманитарной помощи.
В настоящее время обеспечение гуманитарного содействия, включая проведение гуманитарных операций, в законодательствах государств - членов ОДКБ регулируются различными правовыми актами, значительная часть которых принята почти 14 лет назад. В связи с этим изложенные в них нормы и положения устарели, многие из них нефункциональны, рассогласованы и требуют существенной корректировки исходя из современных реалий. Как показывает сравнительно-правовой анализ, основная часть государств - членов ОДКБ не имеет необходимой совокупности нормативных документов в данной сфере. В основном сотрудничество государств-участников СНГ ведется на двусторонней основе. Реализация совместных договоренностей базируется на специфических взаимных интересах сотрудничающих стран, для достижения которых не требуется коллективное сотрудничество.
Анализ правовой идентификации термина «кризисная ситуация» в законодательствах государств - членов ОДКБ показал, что данная юридическая и политологическая категория является чрезвычайно широким понятием, охватить которое во всех ее нюансах затруднительно даже при попытке интегрированного описания.
Именно поэтому Положение о порядке реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на кризисные ситуации, утвержденное решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 г. уточнила понятие «кризисная ситуация»1. Это нарастающее обострение обстановки в одном или нескольких государствах - членах ОДКБ, которое непосредственно угрожает их безопасности, стабильности, территориальной целостности, суверенитету и способное при отсутствии необходимой помощи государств - членов ОДКБ привести к дестабилизации региона коллективной безопасности.
Гуманитарное содействие осуществляется также и в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная обстановка, возникает в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Анализ законодательств государств - членов ОДКБ в данной сфере позволяет определить общие черты порядка оказания коллективной помощи в рамках гуманитарного содействия.
В первую очередь, следует выделить целевой характер гуманитарной помощи, которая оказывается при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций путем оказание медицинской и социальной помощи социально незащищенной группе населения. При обнаружении фактов нецелевого использования данной помощи законодательством всех стран предусмотрена юридическая ответственность.
Существует также ряд требований к ввозимым на территорию гуманитарным грузам, в том числе соответствие санитарным нормам, действующим на территории государства, международным требованиям безопасности для человека.
Кроме того, прохождение таможенного оформления грузов гуманитарной помощи осуществляется в первоочередном порядке. Данные товары имеют статус условно выпущенных, т.к., учитывая характер грузов и цели оказания помощи, таможенные, налоговые и иные платежи не взимаются.
Действительно, в большинстве стран - участниц ОДКБ действует орган, деятельность которого
1 См.: Положение о порядке реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на кризисные ситуации. Утверждено Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года «О Положении о порядке реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на кризисные ситуации» [Электронный ресурс] // Предпринимательское право. Сайт национального делового партнерства «Альянс Медиа». Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumШ_181118.html.
6 июля 2010 г. Министерство обороны Таджикистана направило в соседнюю Киргизию помощь в рамках ОДКБ. Фото с сайта http://easttime.rU/news/1/10/2458.html
Заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ 10 декабря 2010 г. в Москве. Фото с сайта http://www. dkb.gov. ru/session_twelve/a. htm
направлена на привлечение, учет, распределение и контроль ввозимых гуманитарных грузов1.
При этом организация Договора о коллективной безопасности как многопрофильная международная структура призвана обеспечивать систему коллективного гуманитарного реагирования. Особенно важным, актуальным и социально востребованным направлением совместной деятельности государств - членов Организации является взаимодействие по проблемам, связанным с оказанием гуманитарного содействия, требующее комплексного подхода и объединения усилий по всем направлениям.
В настоящее время эта область деятельности Организации частично получила свое воплощение в системе коллективного реагирования государств - членов ОДКБ на чрезвычайные и кризисные ситуации и последовательном развитии этого направления сотрудничества2.
Система коллективного реагирования государств - членов ОДКБ предполагает в своем развитии и последующей реализации перечень конкретных согласованных и взаимоувязанных практических мероприятий, которые в комплексе позволят создать эффективный механизм реагирования государств - членов Организации и осуществлять проведение гуманитарных операций в регионе ответственности ОДКБ, при необходимости - с привлечением международных и неправительственных организаций.
Основными направлениями взаимодействия являются:
— проработка вопросов развертывания в регионах коллективной безопасности ОДКБ гуманитарных центров, включая разработку правовой основы, согласование размещения на базе центров запасов материальных средств, всестороннего материально-технического и финансового обеспечения деятельности центров, а также создания в регионах коллективной безопасности ОДКБ группировок спасательных формирований;
— развитие единого информационного пространства Организации для ведения регулярного обмена информацией и совместного мониторинга пространства ОДКБ, осуществления взаимодействия государств - членов при совместных действиях по оказанию гуманитарной помощи;
— подготовка предложений по формированию механизмов контроля обстановки и выработки предложений по использованию коллективного потенциала гуманитарного реагирования государств - членов Организации;
— координация деятельности неправительственных и международных организаций с целью использования их потенциала при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
— создание механизма льготного режима закупок специальной техники и вооружения для спасательных подразделений государств - членов ОДКБ. Оснащение спасательных подразделений современными совместимыми образцами специальной техники и вооружения;
— совершенствование системы подготовки кадров для чрезвычайных ведомств государств -членов ОДКБ, организация совместной профессиональной подготовки спасательных формирований.
Комплексное и согласованное применение объединенных группировок спасательных формирований государств - членов Организации, оснащенных совместимым оборудованием и техническими средствами, позволит минимизировать человеческие и экономические потери в данных условиях.
Кроме того экстренное принятие мер по оказанию пострадавшему государству в кратчайшие сроки гуманитарной и других видов помощи, а также проведению спасательно-восстановительных работ позволит повысить эффективность системы реагирования государств - членов ОДКБ, вывести ее на качественно новый уровень, усилить значимость и авторитет
В целях обеспечения единства правоприменения необходимо определение в законодательстве критериев оценки целевого использования гуманитарной помощи, базирующихся на совокупности социальных и организационных принципах оказания гуманитарной помощи.
Так к социальным принципам следует отнести:
— гуманность (направлена на облегчение страданий человека, защиту его жизни и здоровья, уважение личности);
— беспристрастность (выражена в отсутствии различий между пострадавшими на основе гражданства, расы, пола, религиозных убеждений, классовой принадлежности, политических взглядов);
1 В соответствии с Положением о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации, утвержденном Решением Секретариата ОДКБ от 27 декабря 2010 года № А1-1582.
2 Решение СКБ ОДКБ от 19 декабря 2012 года «Об основных направлениях развития системы коллективного реагирования государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации» [Электронный ресурс] // Право^и. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/39435119/45416092/.
— нейтральность (нейтралитет) (раскрывается в неприкосновенности лиц и организаций, осуществляющих помощь нуждающимся);
— независимость (призвана обеспечивать автономию учреждений, оказывающих помощь);
— добровольность (подразумевает отсутствие стремления к получению выгоды у субъектов, оказывающих помощь);
— социально-бюджетная ориентированность (определяет основы образования, распределения и расходования финансовых ресурсов, направленных на реализацию значимых интересов отдельных категорий лиц при оказании гуманитарной помощи).
Организационные принципы предполагают:
— безвозмездность (предполагает неоплачиваемую передачу товаров, предоставление помощи, работ и услуг, составляющих гуманитарную помощь, нуждающимся);
— оперативность (заключается в доставке товаров гуманитарной помощи в максимально короткие сроки и их распространении между нуждающимися);
— доступность (выражается в праве субъектов получать гуманитарную помощь и оказывать ее);
— безопасность (направлена на обеспечение соответствия оказываемого содействия предъявляемым требованиям по безопасности для здоровья нуждающихся);
— партнерство (раскрывается в международном сотрудничестве при решении гуманитарных проблем);
— беспрепятственное получение гуманитарной помощи (отражает вседоступность ее оказания нуждающимся лицам);
— учет волеизъявления государства (концентрируется на принятии решения государства по вопросам оказания гуманитарного содействия). Важно отметить, что последний принцип имеет два аспекта: согласие о предоставлении содействия на основании просьбы пострадавшей стороны и публичной инициативы, направленной на самостоятельное выражение государством призыва о помощи к сообществу по организации, координации и оказании гуманитарной помощи в пределах территории государства, в котором возникла кризисная гуманитарная ситуация.
Право получать или предлагать гуманитарную помощь — одно из основополагающих гуманитарных прав, которое должно принадлежать всем людям. Поэтому обеспечение получения беспрепятственного доступа к пострадавшим от бедствия имеет важное значение для успеха предоставления гуманитарной помощи.
В роли объектов гуманитарной помощи, в основном, выступают граждане государств, терпящих бедствие. Кроме того, помощь может оказываться органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим жизнеобеспечение населения в кризисных зонах. Как правило, оказание гуманитарного содействия осуществляется на всех этапах ликвидации чрезвычайной или кризисной ситуации.
При внезапно возникшей кризисной ситуации гуманитарная помощь, прежде всего, преследует цели материальной и неотложной медицинской помощи с целью спасения и сохранения человеческих жизней. Кроме того, она позволяет пострадавшим удовлетворить свои основные потребности в медицинском обслуживании, крове, одежде, воде и пище, включая средства для ее приготовления.
В условиях вооруженного конфликта целью гуманитарного содействия является не только обеспечение, но и защита гражданского населения. Во всех этих случаях формирование, доставка, распределение и доведение гуманитарной помощи до нуждающихся осуществляется путем проведения гуманитарных операций.
Проведенный выше анализ проблем гармонизации законодательств государств - членов ОДКБ в сфере гуманитарного содействия, позволяет определить основные типовые элементы системы оказания коллективного гуманитарного содействия в условиях чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Самым существенным в построении правовых основ системы коллективного реагирования на кризисные ситуации является признание прямых или опосредованных финансовых, информационных и разведывательных усилий государства, не являющегося членом Организации Договора о коллективной безопасности (или группы таких государств). Данные усилия должны идентифицироваться как действия, направленные на инициирование возникновения кризисной ситуации в одном или нескольких государствах-участниках Договора о коллективной безопасности, имеющей последствия
в виде попыток насильственного свержения легитимно избранных органов государственной власти и высших должностных лиц, актом скрытой агрессии, порождающим применение вышеприведенных положений Договора о коллективной безопасности.
В международной практике проведения гуманитарных операций выделяется шесть основных направлений действий, степень важности и приоритет которых, варьируются по иерархии и масштабам. Но в целом эти направления можно считать базовыми: поиск и спасение; предоставление убежища; обеспечение питанием; снабжение питьевой водой; медицинское и социальное обеспечение; защита от насилия и запугивания.
Многие государства, перенимая передовой опыт, совершенствуют свои национальные системы противодействия бедствиям, чтобы в будущем противостоять им более эффективно. Однако, с ростом организационных, технологических и ресурсных возможностей по противодействию бедствиям, потребность в гуманитарном содействии, в том числе коллективной гуманитарной помощи при бедствиях, продолжает сохраняться. При этом правовая и терминологическая идентификации основных понятий и определений в национальных законодательствах государств - членов ОДКБ должны совпадать. От этого в значительной мере зависит степень обеспечения коллективной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение о порядке реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на кризисные ситуации.
Утверждено Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года «О Положении о порядке реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на кризисные ситуации» [Электронный ресурс] // Предпринимательское право. Сайт национального делового партнерства «Альянс Медиа». Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_181118.html.
2. Решение СКБ ОДКБ от 19 декабря 2012 года «Об основных направлениях развития системы коллективного реагирова-
ния государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации» [Электронный ресурс] // Правота Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/39435119/45416092/.
3. Решение Секретариата ОДКБ от 27 декабря 2010 года № А1-1582. Документ заседания Совета Парламентской Ассам-
блеи ОДКБ (Москва, 6 ноября 2014) // Информационный бюллетень ОДКБ. 2015. № 62. Приложение. С. 19.
4. Бакаева О.Ю., Малышева Т.А. Сравнительно-правовой анализ порядка оказания гуманитарной помощи в странах Та-
моженного союза // Евразийский экономический журнал. 2013. № 2. С. 34-39.
5. Воронов А.М. Негосударственные некоммерческие организации социально-политической направленности в современ-
ном социуме: актуальные аспекты // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 18-21.
6. Габец Н.С. Право на гуманитарную помощь: международноправовые аспекты // Наука-2010: Сборник научных статей.
Ч. 1. Гродно, 2010. С. 351-353.
7. Лановая Г.М. Выбор средств и методов юридического регулирования как условие эффективного действия права: поста-
новка проблемы // Юридический мир. 2012. № 5. С. 64-66.
8. Лановая Г.М. Глобализация как тенденция развития современного права: миф или реальность? // История государства и
права. 2012. № 11. С. 15-18.
9. Малахов В.П. Право в контексте форм общественного сознания. Принципы правопонимания. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2015.
10. Медушевская Н.Ф. Методологические стратегии юридической науки // Гармонизация подходов в исследованиях и обу-
чении праву. Жидковские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. М.:РУДН, 2015. С. 52-59.
11. Медушевская Н.Ф., Сигалов К.Е. Методологические проблемы правового знания. М.: ИГ «Граница», 2013.
12. Мукиенко И.Н. Функциональный подход к правовой системе // Гармонизация подходов в исследованиях и обучении
праву. Жидковские чтения. Материалы Всероссийской научной конференции. М.:РУДН, 2015. С. 123-131.
13. Саранчук Ю.М. Негосударственные структуры безопасности в гражданском обществе // Гражданское общество в Рос-
сии и за рубежом. 2014. № 3. С. 37-40.
14. Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н. Генезис феномена насилия в архитектонике власти // Государственная власть и местное
самоуправление. 2015. № 12. С. 12-18.
15. Танья Г. Гуманитарная интервенция и гуманитарная помощь: эхо прошлого и перспективы [Электронный ресурс] // Бе-
лорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 4. С. 3-15. Режим доступа: http://www.evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id=193&Itemid=49.
16. Тулиндиева Ж. Гуманитарный инстинкт [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального агентства по
экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» в Республике Казахстан. 2010. 29 апреля. Режим доступа: http ://www.kaznexinvest.kz/press-center/smi/1467/.
17. Johnson K., Idzerda L., Baras R., Camburn J., Hein K., Walker P., Burkle F.M. "Competency-based Standardized Training for
Humanitarian Providers: Making Humanitarian Assistance a Professional Discipline." Disaster Medicine and Public Health Preparedness 7.04 (2013): 369-372.
18. Stephenson Jr, M. "Toward a Descriptive Model of Humanitarian Assistance Coordination." Voluntas: International Journal of
Voluntary and Nonprofit Organizations 17.1 (2006): 40-56.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Рыльская, М. А., Сигалов, К. Е. Гуманитарное содействие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности: проблемы терминологической и правовой идентификации / М.А. Рыльская, К.Е. Сигалов // Пространство и Время. — 2015. — № 4(22). — С. 130—136. Стационарный сетевой адрес 2226-7271provr_st4-22.2015.51.