МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИТАРНО-ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ИДЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И СВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СФЕРЕ ДУХОВНОГО
ВОСПИТАНИЯ
И. Л. Соловцова, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета
В статье обосновываются необходимость и возможность интеграции идей православной и светской педагогики в сфере духовного воспитания, раскрываются философские, психологические и педагогические основания такой интеграции. Исследование духовного воспитания в контексте гуманитарно-це-лостного подхода, понимание духовного воспитания как онтологического феномена позволяют обнаружить «точки соприкосновения» православной и светской педагогики, разработать методологические основания целостной теории духовного воспитания.
Интеграция может рассматриваться как одна из ведущих тенденций развития современной педагогической науки и педагогической практики, которая наблюдается как на междисциплинарном уровне, так и внутри самой педагогики. На междисциплинарном уровне она проявляется в первую очередь как процесс и результат взаимодействия педагогики с философией. Педагоги-исследователи все чаще обращаются к философским способам постижения педагогической реальности, что позволяет понять и описать педагогические феномены, недоступные для исследования с помощью традиционных «естественно-научных» методов. К таким феноменам относится в первую очередь духовное воспитание. В отношении его проявляется и еще один аспект интеграции — интеграция философско-педагогического и богословского знания. Последнее все чаще используется для выявления сущностных характеристик духовного воспитания, законов и логики духовного становления человека, методологического обоснования концепций и технологий духовного воспитания.
Обращение к богословскому знанию, основополагающему в православной педагогике, при исследовании проблем духовного воспитания не случайно. Термин «духовность», который в последние годы прочно вошел в тезаурус светской педагогики, имеет религиозное происхожде-
ние. Этим термином в православном богословии, православной педагогике и в русской религиозной философии обозначается то, что связывает человека с Богом и служит проявлением в человеке действия одной из Божественных ипостасей — Святого Духа. С православной точки зрения проблема духовного воспитания — это прежде всего проблема приближения к Богу с помощью подчинения психофизического развития человека его высшей, духовной, сущности, которая является отражением в нем образа Бо-жия.
Светская педагогика, исключая из состава духовного воспитания религиозный компонент, тем не менее не может игнорировать многовековой опыт, накопленный православной педагогикой, и то понимание духовности и духовного становления человека, которое отражено в трудах отцов церкви, Священном Писании и Священном Предании, а также в работах русских религиозных философов и богословов (П. А. Бердяева, В. Н. Лос-ского, В. С. Соловьева и др.). Соединение (не механическое, а смысловое) понимания духовного воспитания, достигнутого в контексте православной педагогики, с глубоким и всесторонним знанием о педагогическом процессе, разработанным в рамках светской педагогики, позволит создать методологические и теоретические основы, выявить и сформулировать законы духовного воспита-
€> й. А. Соловцова, 2006
ния, которые могут стать фундаментом педагогической деятельности.
Внутри светской педагогики весьма актуальной является интеграция различных идей в сфере духовного воспитания, что необходимо для создания единой теории духовного воспитания, в рамках которой отдельные концептуальные идеи не противоречили бы друг другу и базировались бы на объективных законах духовной жизни человека и духовного воспитания. Это позволит сделать педагогическую деятельность в сфере духовного воспитания законосообразной и, следовательно, технологичной.
Современная педагогическая реальность характеризуется разнообразием концепций духовного воспитания в рамках светской педагогики. Духовное воспитание рассматривается как процесс освоения экзистенциальных ценностей (Т. И. Власова), как восхождение к Другому на основе воспитывающего понимания (Л. М. Лузина), как формирование образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), как составляющая этического воспитания (Н. М. Борытко) и т. д. Однако в любом случае авторы современных концепций духовного воспитания признают духовность сущностной характеристикой человека, обеспечивающей его органическое включение в пространство бытия, составляющей «собственно человеческое в человеке», «человеческое качество». Духовность как «смысложизненная позиция человека в мире» (В. Франки) связывается со смыслотворческой деятельностью, которая заключается в выработке человеком собственных смыслов в процессе индивидуального понимания им связей, причин, ценностей, окружающего мира и самого себя. Такое понимание духовности можно взять в качестве исходной базовой позиции при разработке целостной теории духовного воспитания.
В последние годы на смену классической и неклассической парадигмам в светской педагогике пришла постнеклас-сическая. Смена парадигм характерна не
только для теоретических построении в педагогике, где все шире начинают использоваться идеи герменевтики, синергетики и т. п., но и для проектирования и конструирования педагогического процесса, особенно в сфере воспитания. И если сущность классической парадигмы лучше всего выражает традиционный «формирующий» подход, сущность неклассической — гуманистический, то концентрированным выражением пост-неклассической парадигмы является гуманитарно-целостный подход, содержание которого составляют проблемы становления человека в контексте его бытия.
Гуманитарно-целостному подходу свойственно обращение к проблемам воспитания человека как целостного существа, рассматриваемого с точки зрения не только его психофизической организации или существования в конкретном социуме (что выражается в понятиях «жизнь», «быт», «жизнедеятельность»), но и, прежде всего, его духовного становления, которое концентрируется в понятии «бытие». Такому пониманию сущности указанного подхода соответствует понимание воспитания как «образа бытия» (Н. М. Борытко). Л. М. Лузина отмечает, что «различение реальностей „социального11 и „духовного11 приобретает сегодня особую значимость при выработке принципов и форм воспитания, ибо, если они ориентированы только на социальную сущность человека, они не дают (и не могут дать!) позитивного результата»1. К этому можно добавить различение реальностей психофизического (того, что В. В. Зеньковский именует психофизической эмпирией) и духовного. По словам И. А. Колесниковой, целью гуманитарности выступает именно развитие «человеческого качества», т. е. духовности.
Гуманитарность в педагогике позволяет преодолеть «...ограниченность существующих подходов на основе общенаучных понятий, посредством концентрации внимания на человеке как базовой
ценности... но не на отдельных сторонах его сущности при абстрагировании от других»2. При этом она рассматривается не как антипод научности, а как «ино-научность», «новая рациональность», доминирующей чертой которой становится ассоциативность, т. е. способность к символизации, метафоричности, образности в качестве наиболее адекватного способа отражения особенностей становления человека как целостного существа. Среди способов постижения педагогической реальности особенно важная роль отводится герменевтическим методам, в том числе пониманию в разных его формах (интерпретация, извлечение смысла, придание смысла, инсайт). Отметим, что именно такие иррациональные способы постижения реальности характерны для философии и религии.
В рамках гуманитарного подхода с максимальной полнотой учитываются выводы всего комплекса наук о человеке с целью выработки методологических положений теории и практики воспитания. Данный подход базируется на онтологии — теории человеческого бытия. Именно понимание воспитания как онтологического феномена дает возможность выявить и сформулировать те принципиальные положения, на основе которых может быть разработана интегративная теория духовного воспитания.
Одной из важнейших предпосылок создания целостной теории духовного воспитания являются становление и быстрое и плодотворное развитие экзистенциальной психологии (Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, В. И. Сло-бодчиков и др.), которую также можно классифицировать как гуманитарную психологию. В русле экзистенциальной психологии преодолеваются представления о человеке лишь как о существе психофизическом и социальном и складываются представления о нем как о существе духовном — иначе говоря, формируется отношение к человеку как к целостному существу. При этом подчеркивается качественная специфика духовных свойств
человека по сравнению с психическими. Так, Б. С. Братусь считает, что духовную сферу человека нельзя рассматривать через призму только традиционных психических функций. Ее можно понять только в контексте культуры и мироздания, потому что духовная сфера жизни человека включает в себя как бесконечное разнообразие его связей и отношений с другими людьми, так и попытки осознания своего места и роли в универсуме — в человеческом мире и за его пределами3.
Д. А. Леонтьев вводит в психологию понятия «жизнетворчество», «расширение жизненного мира», устанавливая таким образом связь человека с трансцендентным ему миром ценностей и отношений. Именно благодаря этой связи осуществляется духовное развитие человека. Причем в стимулировании процессов жизнетворчества одинаково важную роль играют как педагогика, так и религия4.
Понимание духовного воспитания как помощи человеку в становлении его подлинно человеческой сущности в контексте бытия, разрабатываемое в рамках гуманитарно-целостного подхода, является основой для создания целостной теории духовного воспитания. Основанием для интеграции идей православной и светской педагогики могут выступить следующие фундаментальные положения:
— представление о человеке как о целостном телесно-душевно-духовном существе. Такое понимание человека, разрабатывавшееся первоначально в рамках христианской антропологии и православной педагогики, в настоящее время утверждается в экзистенциальной психологии и в светской гуманитарной педагогической парадигме;
— понимание духовного воспитания как онтологического феномена, «образа бытия» человека;
— понимание воспитания как помощи человеку в становлении его ценностно-смысловой сферы. Духовное воспита-
ние в представлении как православной, так и светской педагогики с объективной стороны связано с миром ценностей, с субъективной — со смысловой сферой человека и системой его индивидуальных ценностей. Исследователи все более утверждаются в мысли о том, что ценности имеют объективный характер, составляют особый мир трансцендентного. В результате смыслотворческой деятельности у человека складывается индивидуальная субъективная система ценностей, выражающая его собственное отношение к объективным ценностям. Такая трактовка духовного воспитания позволяет прийти к единому мнению о его механизмах и целевых ориентирах;
— представление о духовном воспитании как восхождении к культуре, представляющей собой «мир воплощенных ценностей». Необходимость освоения в процессе духовного воспитания культуры, прежде всего национальной, признается как православной, так и светской педагогикой;
— понимание духовного воспитания как самопознания и самоизменения человека. Способность к рефлексии, к отслеживанию и анализу собственных «слов, дел и помышлений», стремление понять их причины и овладеть средствами самовоспитания признаются важными составляющими духовного становления человека независимо от концептуальных установок отдельных исследователей;
— подход к духовному воспитанию как к феномену, в котором ярко проявляется ориентация на Другого. Смыслотворческая деятельность, составляющая основу духовного воспитания, может осуществляться только во взаимодействии с Другим. Понимание Другого (в светской педагогике — человека, в право-
славной — не только человека, но и, в первую очередь, Бога как абсолютно значимого Другого), взаимодействие с Другим рассматриваются в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в православной, так и в светской педагогике. Отсюда вытекает понимание духовного воспитания как феномена, диалогичного в своей основе. Идея диалога как способа бытия человека, как контекста и средства духовного воспитания активно разрабатывается и в светской (гуманитарной), и в православной педагогике.
Понимание духовности и духовного воспитания, складывающееся в рамках гуманитарно-целостного подхода, не противоречит пониманию этих феноменов в контексте православной педагогической парадигмы и задает тот контекст, в котором взаимодействие педагогики и философии, светской и православной педагогики, а также различных концептуальных идей светской педагогики становится реальным и продуктивным.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Летняя научная школа «Развитие основных идей современного воспитания в контексте модернизации образования» (28—30 июня 2004 г., п. Велегож Тульской области) / под ред. Д. В. Григорьева, Н. Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. Тверь, 2005. С. 19.
* Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход / Л. М. Лузина. Псков, 2000. С. 18.
3 Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б. С. Братусь II Вопр. психологии. 1993. № 1. С. 6—13.
4 См.: Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира / Д. А. Леонтьев 1! Первая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии : материалы сообщ. / под ред. Д. А. Леонтьева* Е. С. Мазур, А- И. Сосланда. Мм 2001. С;. 107—111.
Поступила 01.11.05.