В России издревле таковым выражением являлся патриотизм — преданность и верность Отчизне, братское сотрудничество всех наций и народов, населявших необъятные просторы России, стремление к свободе, независимости, социальной справедливости. Поэтому следует утверждать, что именно на этом основании следует формировать национальную идею глобального гуманизма в ее российском варианте, который соответствует интересам глобализационного развития и будущего России.
И.А. Соловцова (Волгоград)
ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ:
АСПЕКТ ЗАКОНОСООБРАЗНОСТИ
Рассматривается законосообразность как сущностная черта профессиональной педагогической деятельности. На основе сопоставления и анализа соответствий между концептуальными положениями светской и православной педагогики формулируются шесть основных законов духовной жизни человека, которые должны быть положены в основу его духовного воспитания.
Основная черта, отличающая профессиональную педагогическую деятельность, -это ее законосообразный характер. Выявление законов и закономерностей является важнейшей задачей педагогической науки. Действие педагогических закономерностей проявляется в педагогическом процессе: процесс по определению представляет собой закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другие явления. Следовательно, чтобы сделать педагогическую деятельность в той или иной сфере законосообразной, необходимо выявить законы, действующие в этой сфере обучения или воспитания. Законосообразный характер педагогической деятельности обеспечивает ее технологичность (согласно определению В.В.Серико-ва, педагогическая технология - это законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату).
Между тем законы, которые должны лежать в основе деятельности педагога, осуществляющего духовное воспитание, в явном виде не сформулированы. В лучшем случае они присутствуют в работах исследователей имплицитно, что делает затруднительным их применение в конкретных ситуациях педагогической деятельности.
Один из эффективных путей выявления законов, на основе которых целесообразно строить духовное воспитание,— обнаружение смысловых соответствий между концептуальными положениями православной и светской педагогики. Анализ философской, научно-педагогической, богословской, агиографической литературы позволяет сформулировать законы духовной жизни человека, лежащие в основе духовного воспитания.
Первый из них - закон относительной независимости (автономности) духовной жизни человека от биологических и социальных детерминантов. В.В. Зеньковский отмечает несводимость духовной жизни к «психофизической эмпирии», несмотря на их тесную связь между собой [3.С.42]. Понятие духовности у многих авторов связывается с моментом творческой активности, внутренней работы человека, его способности к самосознанию и свободному выбору, «внутренней свободы от сил, владеющих внешним слоем бытия» (А. Швейцер). По мнению Л.М. Лузиной, «духовность можно определить... как способность человека управлять собой с целью достижения независимости от внешних и внутренних условий, как способность активного воздействия на эти условия... » [7.С.18]. В агиографической литературе постоянно подчеркивается тот факт, что духовная жизнь человека при высокой степени его совершенства практически не зависит от жизни телесной, от условий его физического существования.
Таким образом, человек как духовное существо способен не только «конкурировать» с собой как психофизическим существом и бороться с давлением социальных обстоятельств, противоречащих или препятствующих его позитивному духовному становлению, но и подчинять их себе.
В соответствии с этим логика духовного становления человека в самом общем виде может быть представлена как
© Соловцова И. А., 2006
переход от внешней детерминации его духовной жизни и ее проявлений к самоде-терминации. В светской педагогике способность человека к самодетерминации выражается понятием субъектности. В православной педагогике в качестве идеала, образца для подражания часто выступают люди, приобретшие благодаря духовным усилиям власть не только над собой, но и над силами объективно существующего духовного мира (дар пророчества, способность к исцелению, изгнанию нечистых духов и т.п.). При этом в качестве необходимого условия духовного становления человека рассматривается свобода, понимаемая прежде всего как свобода выбора - между добром и злом, прекрасным и безобразным, праведной и греховной жизнью.
Один из важнейших тезисов православной педагогики сформулирован следующим образом: духовное воспитание невозможно осуществлять через организацию психофизической жизни ребенка (В.В.Зень-ковский, Е. Шестун идр.). Православная педагогика главную задачу видит в организации духовной деятельности воспитанников, результаты которой заметно отличаются от результатов воспитательной работы в традиционной светской педагогике.
Из закона относительной независимости духовной жизни человека следует, что духовное воспитание - особая сфера педагогической деятельности. Главное в духовном воспитании - формирование отношения человека к ценностям, культуре, самому себе и Другому на основе духовной (смыслотворческой) деятельности. Основное средство духовного воспитания -организация переживания событий, составляющих бытийную (онтологическую) основу жизни человека.
С пониманием духовного становления как относительно самостоятельного процесса тесно связан второй закон духовной жизни человека. Он заключается в том, что духовное становление осуществляется не «благодаря», а «вопреки».
В православном богословии неоднократно подчеркивается, что духовное совершенствование «требует со стороны человека непрестанных усилий» (В.Н. Лос-ский). На законе «не благодаря, а вопреки» основаны практически все технологии духовного воспитания, применяемые в православии (исповедь, борьба со страстями, аскетические практики и т.п.). С точки
зрения православной педагогики, позитивное духовное становление обеспечивается не благодаря созданию благоприятных, комфортных для психофизической и социальной жизни условий в их традиционном понимании, а скорее вопреки этим условиям. Это объясняет, почему иногда, несмотря на исключительно благоприятные внешние условия, вектор духовного становления человека имеет отрицательную направленность. И наоборот, несмотря на, казалось бы, исключительно неблагоприятное социальное окружение, неграмотную организацию педагогического взаимодействия и т.п. воспитанник становится по-настоящему «человеком духовным».
Закон «не благодаря, а вопреки» имеет и психологическое обоснование. Выбор в пользу добра и отказ от зла, как и следование по пути добра, осуществляется благодаря волевым усилиям человека. Если не упражнять постоянно волю, то человек окажется неспособным к выбору и будет пассивно следовать по предлагаемому ему пути, который далеко не всегда является путем добродетели. Однако даже тогда, когда внешние обстоятельства складываются благоприятно, но человек лишь пассивно следует им, говорить о его позитивном духовном становлении бессмысленно, поскольку при изменении обстоятельств он, будучи не в состоянии противостоять им, последует по пути зла. Таким образом, пассивность человека ведет к его духовной деградации.
Н.М. Борытко [1.С.35] именует этот закон «развитие через преодоление» и связывает его с кризисным характером воспитательного процесса. По его мнению, «скачки» в развитии человека, его переход на более высокую стадию развития осуществляются именно в моменты кризисов и благодаря их преодолению, в первую очередь кризисов ценностно-смыслового самоопределения. Сказанное можно в полной мере отнести к процессу духовного воспитания - феномена, определяющего становление ценностно-смысловой сферы человека.
Закон «не благодаря, а вопреки» не означает линейной зависимости: чем суровее условия, тем выше уровень духовного развития человека. С точки зрения законов синергетики, зависимости в неравновесных системах, к которым относятся и системы педагогические, имеют
иной, нелинейный характер. Задача педагога - не создать для воспитанника возможно более аскетические условия, а организовать воспитывающие ситуации, в которых ребенку приходилось бы что-то преодолевать - внешние препятствия, внутренние разногласия, разного рода соблазны и пр. При этом очень важен момент различения добра и зла, темной и светлой сторон в окружающем мире и в самом себе. Помощь педагога должна быть направлена прежде всего на этот момент различения, поскольку духовный опыт ребенка в этом плане ограничен.
Третий закон, также тесно связанный с первым, - закон независимости перспективы духовного становления от пространственных и временных условий. Выявление этого закона базируется на понимании духовности как некого ядра, неизменной сущности человека. В православной педагогике это понимание раскрывается в учении о человеке как образе Божьем, т.е. как данности, глубинные основы которой представляют собой инвариантные свойства человека и не меняются в зависимости от условий его жизни. В светской (гуманитарной) педагогике такое понимание духовности раскрывается в учении о субъект-ности, представляющей собой «собственно человеческое в человеке» (Н.М.Борытко, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова идр.).
В качестве ведущей интенции процесса духовного воспитания выступают абсолютные ценности. Отсюда следует, что смысл человеческой жизни лежит не в индивидуальном существовании, а в сфере трансцендентного. Из положения о «вы-несенности» целей и смысла человеческой жизни за пределы индивидуального существования вытекают важные выводы для понимания процесса духовного воспитания и его законов. Во-первых, духовное воспитание осуществляется благодаря не только внутренним механизмам саморазвития человека, но и соотнесенности этих механизмов с проявлениями духовного мира, трансцендентными для человека. Во-вторых, самопознание, саморазвитие, самореализация являются лишь частью, отдельными аспектами духовного становления человека. Несомненно, без этих процессов невозможна смыслотворческая деятельность, составляющая основу духовной жизни. Но, являясь неотъемлемой частью духовного становления, человечес-
кая «самость» в то же время не является его интенцией. Человек становится «человеком духовным» только при условии преодоления собственной «самости», при условии выхода за ее пределы. По словам
А. Швейцера, «как деятельное существо человек вступает в духовные отношения к миру, проживая свою жизнь не для себя, но вместе со всей жизнью, которая его окружает, чувствуя себя единым целым с ней и помогая ей, насколько он может».
Таким образом, независимость перспективы духовного воспитания от пространственных и временных условий обеспечивается как единством и неизменностью человеческой сущности, так и вечностью, неизменностью его интенции, в качестве которой, как уже отмечалось, выступают абсолютные ценности. Различаться могут лишь пути духовного воспитания, но его перспектива не зависит ни от внешних условий, ни от индивидуальных особенностей человека.
Из данного закона следует, что цель духовного воспитания должна носить общий характер, представлять собой скорее цель-идеал, нежели конкретную педагогическую задачу. При этом она должна находиться вне человека, за его пределами, поскольку цель и смысл человеческой жизни вынесены за пределы индивидуального существования. Стратегические воспитательные цели должны лежать в области культуры, морали, ценностных отношений, восхождение к которым обеспечивает позитивное духовное становление воспитанника.
Четвертый закон, действующий в процессе духовного воспитания, - это закон возрастания потребности в Другом по мере восхождения человека к ценностям, культуре и самому себе, т.е. по мере развития в нем «светлой» духовности. Смыслотворческая деятельность, составляющая основу духовного воспитания, может осуществляться только во взаимодействии с Другим, путем приобщения к Другому. От направленности, характера и организации «сопонимания, соосмысления, сооценки, сопереживания и приобщения к совместному творчеству» (М.Хайдеггер) зависят становление смысловой сферы человека и его индивидуальной системы ценностей, его собственный путь восхождения к культуре, характер преобразования человеком внешнего мира и самого себя.
Степень значимости для человека Другого зависит от степени его ориентированности на свой духовный мир, на его развитие: «Чем глубже человек уходит вовнутрь, тем более он расширяется и обретает естественную и необходимую связь со всеми остальными людьми» (С.Л.Франк). Отсутствие у человека интереса к другим людям свидетельствует, как правило, об отсутствии интереса к себе, своему внутреннему миру. Именно поэтому Н.Е.Щур-кова, говоря о технологии организации духовной деятельности детей, рекомендует сочетать рефлексивные формы работы с формами, ориентированными на понимание Другого и оказание деятельной помощи Другому.
Логику возрастания потребности в Другом можно проследить через развитие этических переживаний. Н.М.Борытко [2] в качестве таких переживаний выделяет стыд (определяется нормами морали), совесть (определяется нравственностью человека) и сострадание (связывается с духовным бытием человека). Если стыд и совесть являются чувствами реактивными, то сострадание побуждает человека к активной деятельности, востребует его субъектность. Именно в чувстве сострадания наиболее полно проявляется ориентация человека на Другого.
С целью позитивного духовного становления воспитанника педагогу следует специально актуализировать, развивать и культивировать интерес воспитанника к окружающим людям и самому себе с учетом возрастных акцентов его развития, организуя для этого специальные диалогические и рефлексивные ситуации.
Пятый закон - закон взаимной связи и взаимной зависимости духовности и нравственности. Вопрос о соотношении духовности и нравственности является чрезвычайно актуальным в настоящее время не только для теории, но и для практики воспитания. Между духовностью и нравственностью, несомненно, объективно существует глубокая связь, что служит причиной недостаточно четкого их различения в научно-педагогической литературе. При этом нередко «теряется» качественная специфика духовности.
Однако контекст для понимания нравственности и духовности и, соответственно, их соотношения и взаимодействия, в светской педагогике уже сложился. Этот
контекст задается гуманитарной воспитательной парадигмой. В рамках последней, по мнению Н.М.Борытко, можно выстроить цепочку «духовность - нравственность -мораль - право». Право соотносится с юридическими регулятивами, мораль же регулируется чувствами. Последний способ регуляции объединяет мораль и нравственность, однако мораль регулируется извне (например, с помощью общественного мнения), а нравственность - изнутри человека. Регуляция изнутри - это то, что роднит нравственность и духовность. Разница же между ними заключается в том, что нравственность распространяется на жизнь, а духовность, дума о возвышенном - на жизнь в ее высшем качестве— бытие [6.С.34]. Однако и мораль, и нравственность, и духовность характеризуют целостного человека в аспекте его личностных, индивидуальных и субъектных свойств, а потому тесно взаимосвязаны. И.А.Колесникова [4.С.32-33] также подчеркивает неразрывную связь нравственно-этического и духовного начала в человеческой деятельности.
Иной подход предлагает Д.В.Григорь-ев, утверждающий: «Духовность - это то, что позволило появиться и праву, и морали, и нравственности» [6.С.35]. Такое понимание соотношения духовности и нравственности близко православному.
В православной педагогике считается, что и нравственность, и духовность врож-дены человеку и существовать друг без друга не могут. И та и другая раскрываются в человеке по мере его духовного возвышения. Если духовность задает смыслы, то нравственность - правила и способы действия: «Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своими духовными началами, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира» [8.С.121].
Философы - экзистенциалисты (П. Тиллих, О.Ф.Больнов) выделяют в индивидуальной экзистенции нравственный аспект, что также свидетельствует о признании неких норм, на которые вольно или невольно ориентируется человек, выбирая тот или иной способ самореализации. В позитивном же экзистенциализме (О.Ф.Больнов) самое пристальное внимание уделяется воспитанию «добродетелей», т.е. постижению человеком абсолютных нравственных норм. По утверждению О.Ф.Больнова,
«одна из первых и необходимых задач, которую поставила перед нами современная ситуация, состоит в осознании простых добродетелей, которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни» (Цит. по:[9.С.82]). Среди перечисляемых им добродетелей есть и такие, которые по сути своей являются христианскими - вера, смирение, любовь к ближнему. Добродетели рассматриваются как неотъемлемая часть экзистенции. Они заложены в самом бытии, а потому неизменны, не связаны с внешними обстоятельствами жизни людей. Человек их не создает и не выбирает; способность к нравственному поведению изначально заложена в его природе, и ее реализация составляет неотъемлемую часть его духовного становления и его бытия. Таким образом, добро в философии экзистенциализма представлено прежде всего нормами нравственности.
Итак, целесообразно рассматривать нравственность как механизм реализации духовности в отношениях с внешним миром и другими людьми и потому может служить показателем направленности и уровня духовного становления человека. Поэтому человек, вектор духовного становления которого имеет положительную направленность, в принципе не может быть безнравственным. В свою очередь, «нравственные упражнения», дела добродетели необходимы для позитивного духовного становления человека и для поддержания достигнутого уровня духовного развития.
Тем не менее духовность несводима к нравственности. По мнению В.В.Зеньков-ского, нравственная жизнь ребенка - лишь одна из составляющих его духовной жизни. Следует поэтому особо подчеркнуть, что духовное воспитание требует иных, отличных от применяемых с целью нравственного воспитания, содержания и форм организации деятельности воспитанников. Это должна быть в первую очередь деятельность смыслотворческая. В то же время именно нравственные качества могут выступать в качестве показателей направления и уровня духовного становления воспитанников, являются основой их оценки и самооценки.
Шестой закон духовной жизни человека- закон со-трансформации (взаимного изменения) педагога и воспитанника.
И.А.Колесникова, рассматривая деятельность педагога как «человекосозидательную деятельность», как работу по сохранению «человеческого качества», т.е. духовности, отмечает, что «работу воспитателя как субъекта воспитательной деятельности отличает умение профессионально взаимодействовать со смыслами, ценностями, установками, с системой отношений, с эмоционально-волевой и рефлексивной сферами человека». Далее она подчеркивает, что педагог может успешно выполнять такую деятельность лишь в том случае, если способен к внутреннему самосовершенствованию, в том числе самосовершенствованию духовному [4.С.27—29].
Духовное самоизменение педагога может, по убеждению И.А.Колесниковой, служить критерием для определения степени эффективности его деятельности в сфере духовного воспитания: «Если эффективность воспитательной работы принято измерять личностными приобретениями воспитанника, то это же может быть отнесено в равной мере и к личности воспитателя, к тому, насколько приобщение к преобразованию других людей развивает его как человека и как профессионала» [4.С.28].
Со-трансформации педагога и воспитанника отводится важная роль не только в светской, но и в православной педагогике. С.С.Куломзина выражает его суть следующими словами: «Если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, - вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога» [5.С. 102]. Наставничество в православной педагогике всегда рассматривалось как средство духовного совершенствования не только для воспитанника, но и для воспитателя. Так, в практике старчества послушание понималось как крест не только для юного инока (послушника), но и для его духовного наставника (старца), поскольку означало для последнего необходимость непрестанного духовного «делания», совершенствования.
Закон со-трансформации педагога и воспитанника в педагогических исследованиях именуется принципом (Н.М.Борыт-ко, А.И.Вовк и др.). Однако тот факт, что со-трансформация относится к сфере сущего, а не должного, т.е. наблюдается в
процессе духовного воспитания независимо от целевых установок педагогов и воспитанников, позволяет рассматривать данное положение как закон.
Из закона со-трансформации следует, что педагог может успешно осуществлять деятельность по духовному воспитанию детей только при условии постоянного духовного самосовершенствования.
Законы духовной жизни человека принципиально отличаются от законов его психофизической и социальной жизни. Если для последних объединяющим является постулат «бытие определяет сознание», то для первых, напротив, - «сознание определяет бытие». Так, социологами, психологами, педагогами установлено, что уровень развития человека, характер его социальных ролей, уровень образования и пр. зависят от условий жизни (материальных, семейныхидр.). Эта зависимость носит объективный характер, является всеобщей, повторяющейся и устойчивой, т.е. закономерной. Применительно же к духовной жизни человека действует противоположный закон - закон относительной независимости духовной жизни человека от биологических и социальных детерминантов. Данный закон является системообразующим по отношению ко всем другим законам духовной жизни человека, поскольку именно в нем находит выражение и проявление качественное своеобразие духовной сферы человека.
Литература
1. Борытко,Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие / Н.М .Борытко. Волгоград: Изд- во ВГИПКРО,2004.120с.
2. Борытко,Н.М. Этическое воспитание/ Н.М.Борытко.Волгоград:Изд-во ВГИПКРО-,2006.32с.
3. Зеньковский,В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ В. -
В. Зеньковский.М.: Школа-Пресс, 1996.272с.
4. Колесникова,И.А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком/ И .А. Колесникова// Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр./под ред. Н.К.Сергеева, Н.М.Борытко.Волгоград: Перемена, 2004.С.26—36.
5. Куломзина,С.С. Наша Церковь и наши дети/ С.С.Куломзина.М.,1994.
6. Летняя научная школа «Развитие основных идей современного воспитания в контексте модернизации образования» (28 - 30 июня 2004 года, п.Велегож Тульской области)/ под ред. Д.В.Григорьева, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.Тверь:ООО «ИПФ «Виарт», 2005. 196с.
7. Лузина, Л. М. Символ и метафора в онтологической модели воспитания (постановка проблемы)/ Л.М.Лузина// Современные модели воспитания в условиях диверсификации образовательного пространства: тез. участников и программа Летней науч. шк.Т-верь: ООО «ПФ «Виарт»», 2005. С. 59-63.
8. Мороз,А.А. Образ русской школы/ священник Алексий Мороз, В.С.Безрукова. СПб.:Сатисъ, 2002. 158 с.
9. Шварцман,К.А. Философия и воспитание/ К.А.Шварцман. М.:Политиздат, 1989. 208 с.
Л.П. Симонова (Волгоград)
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ НА ОСНОВЕ КАЛЕНДАРНООБРЯДОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Раскрывается воспитательный потенциал календарно-обрядовых праздников в формировании ценностного отношения к природе у учащихся младшего школьного возраста. Представлена теоретическая модель воспитательного процесса с учетом специфических возможностей летнего оздоровительного лагеря.
Использование социокультурного наследия народа в воспитании экологической культуры подрастающего поколения, является перспективным направлением, одним из аспектов которого является воспитание ценностного отношения к природе (И.Д. Зверев, Л.П. Симонова, М.М. Иванова и др.). Огромным потенциалом в этой связи обладает народная культура, где успешно осуществляются реализация чувственного, эмоционального, эстетического опыта, развитие художественно-образного мышления, творче-
© Симонова Л. П., 2006