Научная статья на тему 'Гуманитарная культура личности государственного служащего: коммуникативный аспект'

Гуманитарная культура личности государственного служащего: коммуникативный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИТАРНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / CIVIL SERVANT / HUMAN CULTURE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE HUMANITARIAN NATURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бессонова Юлия Александровна, Дровникова Ольга Николаевна

Настоящая статья посвящена описанию специфики понятия «гуманитарная культура личности государственного служащего». Определена его структура, выделен коммуникативный аспект как ее важнейший составляющий компонент. Авторы анализируют уровни, формы, элементы профессиональной коммуникации на государственной службе с позиций их гуманитарной и гуманистической ориентированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бессонова Юлия Александровна, Дровникова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PERSONAL CULTURE OF CIVIL DROVNIKOVA O.N. SERVANTS: THE COMMUNICATIVE ASPECT

This article describes the concept of humanitarian culture of a civil servant. The structure is determined, the communicative aspect as its major component part is marked. The authors analyze the levels, patterns, elements of professional communication in the public service in terms of their human and humanistic orientation.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная культура личности государственного служащего: коммуникативный аспект»

УДК 35.08:316.74:316.77

Гуманитарная культура личности государственного служащего:

коммуникативный аспект

Настоящая статья посвящена описанию специфики понятия «гуманитарная культура личности государственного служащего». Определена его структура, выделен коммуникативный аспект как ее важнейший составляющий компонент. Авторы анализируют уровни, формы, элементы профессиональной коммуникации на государственной службе с позиций их гуманитарной и гуманистической ориентированности.

Ключевые слова: государственный служащий, гуманитарная культура, профессиональная коммуникация, коммуникативная компетентность, гуманитарный характер профессиональной коммуникации.

БЕССОНОВА Ю.А.• ДРОВНИКОВА О.Н.

В контексте современной образовательной парадигмы актуализируются понятия, обращающие нас к ценностям общечеловеческой культуры, поискам смысла бытия, связанные с преобразованием действительности, наполнением ее новыми смыслами, «гуманитарными» идеями.

Гуманитарный - «обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека»1.

В трактовке понятия актуализируются смыслы, тесно связанные с непредметными структурами личности (характером, набором компетентностей), возможностями человеческого самопознания и самовыражения, трансляцией прав, свобод и способностей.

Концепты «культура», «общество», «сознание» проявляются в значении лексемы, зафиксированной в «Политическом словаре»2: «относящийся к сознанию человека и человеческому обществу, его культуре», что позволяет расширить рамки ее понимания. Гуманитарный - значит обращенный к цивилизационным основам бытия, а также к психической жизни, ментальному состоянию или деятельности, обусловленным этими основами.

В «Историческом словаре» гуманитарный - «имеющий отношение к человеку, его природе и общественной жизни, гуманность и милосердие»3. В этом случае в трактовке понятия помимо смыслов, связанных с концептом «общество», возникают новые, напрямую соотносящиеся с одной из христианских добродетелей -способности к всепрощающей любви, состраданию.

Гуманитарные идеи общества и личности, безусловно, составляют часть общечеловеческой культуры, сохраняя и воссоздавая ее в каждый конкретный период исторического развития.

Гуманитарная культура как феномен общественной жизни нашла свое отражение в исследованиях Д.С. Лихачева4, М.С. Кагана5 и др. Как элемент педагогической среды и системы образования гуманитарная культура рассматривалась, например, И.А. Колесниковой6, В.Е. Оси-повым7. Структурный аспект понятия был представлен в работах А.С. Запесоцкого8, Ю.С. Степанова9 и др.

Гуманитарная культура в целом имеет свое конкретное воплощение, отражаясь в культуре личности и способствуя ее

социализации10, обретению общественных связей и отношений, установлению социальных контактов.

Гуманитарная культура личности, по мысли многочисленных исследователей, представляет собой целостный феномен, и современной педагогической наукой она определяется «не как одна из частей «распавшейся» культуры, не как определенный объем знаний, умений и навыков в традиционно гуманитарных областях, а как гуманитарное основание базовой культуры человека, характеризующееся личностными проявлениями»11. В.А. Слас-тенин определяет гуманитарную культуру как «упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности»12.

Как видно из трактовок понятия, гуманитарная культура личности, безусловно, является ее активным, преобразующим компонентом. Как представляется, ее составляющими выступают деятельност-ный, когнитивный, коммуникативный компоненты личности, которые проявляются в способах социального взаимодействия, ценностных ориентациях, проекциях поведения, специфике общения.

В настоящей работе будет рассмотрена гуманитарная культура личности государственного служащего как сложное образование, включающее все вышеперечисленные составляющие.

Специфика его деятельности напрямую связана с лингвоинтенсивной сферой профессионального общения, областью современного менеджмента, предопределяющей наличие гуманитарной культуры управленца, возможность «осуществлять социальное взаимодействие, которое обеспечивает результативность и эффективность решения профессиональных задач, помогает устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях»13.

Гуманитарная культура госслужащего, таким образом, включает в себя деятельно-стный компонент, который реализуется в процессах взаимодействия управленца в пределах и за пределами своей социальной

страты, сотрудничестве, организации рабочего процесса и управлении им.

Когнитивный компонент гуманитарной культуры включает в себя восприятие и осознание государственным служащим своего членства в организации, формирование образа себя, осознание своего предназначения, своей линии поведения и социального взаимодействия.

Как отмечают исследователи, «современный стиль управления, ориентированный на сотрудничество, принцип кооперации требует умений и навыков эффективного общения, в первую очередь речевого, так как общение, воздействие на людей, как правило, носит речевой харак-тер»14. Следовательно, еще одним элементом гуманитарной культуры управленца выступает коммуникативный.

Коммуникативный компонент гуманитарной культуры управленца напрямую связан со способностью грамотно продуцировать на различных уровнях социальной реальности тексты и высказывания. Коммуникативный компонент определяет наличие либо отсутствие речевой культуры государственного служащего.

Таким образом, гуманитарная культура личности государственного служащего представляется интегративным образованием, включающим в том числе культуру речевую, напрямую связанную с процессом профессиональной коммуникации. В этом смысле ее гуманитарный характер не был предметом специального рассмотрения исследователей.

Коммуникация в целом как «непременное условие жизни человека и порядка в обществе»15 является деятельностью, процессом восприятия и передачи информации, обусловленным социально и социально направленным16. Она выступает важнейшим условием формирования сознания и самосознания личности, отражением его внутренней культуры, специфических черт морально-нравственного облика, духовного потенциала. Таким образом, в любой межличностной коммуникации находит свое проявление гуманитарная культура личности, теоретически и практически ориентированная на общечеловеческие ценности.

Профессиональная коммуникация имеет непосредственное отношение к различным областям трудовой деятельности человека, роду занятий и жизненных ролей, обусловленных особенностями внутриор-ганизационной и внеорганизационной реальности. Профессиональная коммуникация реализуется через систему социальных взаимодействий личности.

В этом смысле, говоря о такой системе взаимодействий на государственной службе, нельзя не отметить ее направленность на коммуникативный результат, возможность обеспечения эффективности решения профессиональных задач и адекватных межличностных и конвенциональных отношений в различных ситуациях17, что в конечном счете опосредовано «нравственными критериями и регулируется гуманистическими ценностями»18, поскольку ценностные ориентации государственных служащих, всегда имеющие вербальное выражение, могут способствовать преобразованию действительности, совершенствованию социального устройства.

Профессиональная коммуникация в государственных структурах в этой связи гуманистически и гуманитарно ориентирована на общество в целом и его конкретных представителей в частности, служит достижению такого миропорядка, который сообразуется с представлениями о совести, правде, моральными и правовыми нормами.

Профессиональная коммуникация на государственной службе может быть охарактеризована в различных аспектах: с точки зрения уровней ее реализации, форм проявления, специфики структуры. В каждом из них опосредованно проявляются элементы гуманитарной культуры личности управленца.

Как представляется, можно выделить несколько уровней реализации профессиональной коммуникации на государственной службе: 1) межличностный (государственный служащий - государственный служащий; государственный служащий -посетитель); 2) социальный (государственный служащий - общество в целом); 3) межгосударственный (государственный служащий - иностранное государство);

4) информационный (государственный служащий - информация: документация, СМИ, интернет-сайты, блоги и пр.).

Межличностный уровень профессиональной коммуникации реализуется в системе управления в различных формах взаимодействия участников процесса общения, назначение которых - достижение индивидуально значимой цели: обмен служебной информацией между представителями управленческой страты, осуществляющейся по горизонтали или вертикали служебной лестницы; генерация идей, поиск путей решения индивидуальных проблем. На этом уровне профессиональная коммуникация личностно ориентирована, она отражает отношение людей друг к другу, имеет своим конечным пунктом назначения достижение «личностного» блага.

Социальный уровень профессиональной коммуникации обусловлен возможностями реализации обязанностей и прав управленца, направленных, безусловно, на достижение общественно значимой цели, «всеобщее благо».

Межгосударственный уровень профессиональной коммуникации опосредуется сформированностью коммуникативной толерантности как части гуманитарной культуры личности. Он проявляется в процессе продуцирования нормативных актов (в письменной форме), устных договоренностей, обусловлен умениями принимать и понимать межнациональные различия и интересы, ценности и потребности представителей иного языкового социума.

Информационный уровень профессиональной коммуникации напрямую соотносится с разнообразными средствами и каналами трансляции информации, движение которой происходит по вертикали: сверху вниз и снизу вверх - задания, указания, распоряжения, отчеты - и по горизонтали - обмен мнениями, интервью, коммуникация в чатах, форумах, блогах и т.д.

Таким образом, гуманитарная ориентированность профессиональной коммуникации на различных уровнях социальной реальности не вызывает сомнений. Реализация прав и обязанностей государственного служащего, предписанных социальным статусом, тесным образом

взаимосвязана со словесно выраженным утверждением морально-нравственных ценностей, принятых в обществе, вербальным воздействием на поведение, оценки и мнения людей.

Профессиональная коммуникация с точки зрения форм ее реализации на государственной службе представлена двумя своими разновидностями: устной и письменной. Однако возможности ее реализации на разных уровнях отличны.

Так, форма устного общения в большей степени реализуется на межличностном уровне, проявляясь в профессиональных дискурсах. Форма письменного общения свойственна всем уровням реализации профессионального общения государственного служащего, тем не менее следует говорить о преимущественных возможностях ее проявления на социальном, межличностном и информационном уровнях, когда она реализуется посредством различных способов составления деловых текстов: документации (в канцелярском, юридическом, дипломатическом подсти-лях официально-делового стиля речи), информационных текстов (интернет-страничек, блогов и пр.).

На государственной службе наблюдается активное взаимопроникновение форм речи - устной в письменную и наоборот. Начинаясь с непосредственного вербального контакта, профессиональная коммуникация впоследствии обязательно находит свое выражение в письменных текстах - нормативно-правовых актах различных уровней.

Как представляется, гуманитарная культура личности проявляется, скорее, в устной форме профессионального взаимодействия. Трансформируясь в лексически значимые единицы, грамматические конструкции, гуманитарная культура становится показателем наличия или отсутствия у личности управленца нравственных и поведенческих категорий: вежливости, тактичности, уважительности и др. В письменных текстах в большей степени проявляется гуманитарная культура общества, отраженная личностью: деловая документация транслирует наличие законодательно оформленных социальных отношений.

Каждый уровень и форма реализации профессиональной коммуникации коррелируют с разнообразными умениями и навыками, которые составляют суть ее структуры.

Думаем, что профессиональная коммуникация как «акт общения... сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц»19 предполагает различные виды сообщения информации (монолог, диалог), их формы (фразы, тексты, дискурсы), степени владения литературной нормой, определяя тип речевой культуры управленца (элитарный, среднелите-ратурный, литературно-разговорный, просторечный, профессионально-ограниченный) и отражая уровень лингво-культурного развития и в целом его коммуникативную компетентность, которая напрямую связана с возможностью «осуществлять социальное взаимодействие, которое обеспечивает результативность и эффективность решения профессиональных задач, устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях»20.

Исходя из вышеизложенного, в составе коммуникативной компетентности возможно выделить ее составляющие (компетенции):

1. Ортологическая компетенция. Орто-логия как раздел лингвистики, который изучает теорию нормы, отклонение от норм, речевые ошибки, определяет набор основных знаний и умений, влияющих на степень овладения государственным служащим грамотной устной и письменной речью. Это знания и умения воспринимать и воспроизводить звуковые единства языка, артикуля-ционно-акустические характеристики фонем, фонетическую организацию слов, просодику, знания правил произношения и т.д. (орфоэпическая составляющая), возможности владения словарным запасом (лексическая составляющая), знания грамматической структуры языка и способности понимать и выражать определенный смысл, оформляя его в виде высказываний, построенных по правилам данного языка (грамматическая составляющая), знание общепризнанных буквенных обозначений и символов и специфики их нормативного употребления (орфографическая и пунктуационная составляющие).

Владение ортологической компетенцией в ситуациях профессионального устного и письменного общения отражает не только уровень лингвистической грамотности управленца, но и его этическую позицию (признание норм речевого поведения), следствием реализации которой является взаимопонимание.

2. Дискурсивная компетенция. Дискурс как коммуникативное событие предполагает живое общение собеседников, обладает экстралингвистическими характеристиками, включает социальный контекст (представление об участниках и ситуации общения).

Дискурсивная компетенция предполагает разнообразные знания и умения, обусловленные возможностью создания законченного, логично организованного связного текста: знание законов построения дискурса и его типов; анализ и интерпретация текстов-общений в конкретных коммуникативных ситуациях; продуцирование текстов; знание социальных ролей и типов взаимодействия собеседников.

Дискурсивная компетенция - важная составляющая коммуникативной компетентности управленца. Владение информацией о собеседнике, видах и жанрах общения в профессиональной сфере, специфике организации текстов, соответствующих ситуации, позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс общения, ориентируясь в каждом конкретном случае на личность адресата речевого акта.

3. Риторическая компетенция. Риторика как лингвистическая дисциплина нацелена на изучение искусства речи: базовых предметных знаний о мастерстве публичного выступления, конструирование профессиональных текстов для публичного выступления перед аудиторией. Устное публичное дебатирование, продуцирование оригинальных текстов «на публику», умение на вербальном уровне осуществлять взаимодействие в рабочих ситуациях общения, нести ответственность за результаты своей деятельности - суть риторической компетенции.

Риторическая компетенция гуманитарна по своей природе. Профессиональное общение управленца в этом смысле всегда

этически ориентировано: предполагает соотнесение и словесное выражение личностных ценностей и целей общения с ценностями адресатов речи - подчиненных, посетителей, массовой аудитории.

4. Социокультурная компетенция. Социокультурная идентичность личности управленца предполагает отождествление себя с социальным статусом, культурой, общностью или группой. Она предполагает наличие базовых знаний о национально-культурных особенностях страны, овладение национальномаркированными единицами языка, знание норм речевого и неречевого поведения его носителей и умение строить свое поведение с учетом этих особенностей и норм.

Социальные и культурные нормы коммуникативного поведения государственного служащего реализуются в процессе профессионального взаимодействия, отражая специфику его социокультурных образцов и постулатов, транслируемых в общество.

5. Межкультурная компетенция. Межкультурная коммуникация становится неотъемлемой частью развития современного общества. Разнообразие экономических, культурных и политических контактов с представителями иных языковых социумов ведет к формированию межкультурной компетенции. Она включает в себя общекультурные и культурно-маркированные знания, умения взаимодействовать в мультикультурном обществе, способность воспринимать представителей иной культуры как своей собственной, толерантность, языковую и национальную терпимость.

Межкультурная компетенция государственного служащего отражает степень его интегрированности в мировую и национальную культуру, социум, свидетельствуя о возможности установления актов взаимопонимания в процессе профессионального взаимодействия.

Таким образом, гуманитарный характер профессиональной коммуникации государственного служащего очевиден. Все ее уровни, формы, элементы структуры обусловлены и опосредованы общечеловеческими и «частночеловеческими»

ценностями, правилами поведения, реализация в общественную практику которых составляет идеальный характер профессиональной деятельности управленца.

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская Академия Наук; Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. С. 150.

2 Политический словарь. Словари Он-лайн. Режим доступа: http://www.slovarus.ru/?di=88666

3 Исторический словарь. Словари Он-лайн. Режим доступа: http://www.slovarus.ru/?di=88666

4 Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2006; Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. С. 37-47.

5 Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С. 416.

6 Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1.

7 Осипов В.Е. Понятие гуманитарной культуры и проблемы ее формирования в техническом вузе // Современный гуманизм: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А. Решетникова. Иркутск: Изд-во ИГУ 2004. С. 362-378.

8 Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. СПб.: СПб. Гуманитарный ун-т профсоюзов, 1996.

9 Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. С. 12-43.

10 Куценко Н.Ю. Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности : дис. ... канд. философ. наук. Иркутск, 2009.

11 Сикорская Н.Г. Гуманитарная культура личности как педагогический феномен // Педагогика. Серия «Гуманитарные науки». 2006. Вып. 6. С. 89.

12 Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. 1991. № 1. С. 16-25.

13 Запорожец Е.А. Коммуникативная компетенция государственных служащих: структура, содержание, условия формирования // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2009. Выпуск № 3(8). Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/ |Б8ие/2009/03/05/

14 Быстрых Л.Ф. Развитие речевой культуры государственных служащих в процессе профессионального самосовершенствования: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Москва, 2003. С. 3.

15 Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. /Пер. с англ. А. Суворовой. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 5.

16 Бориснёв С.В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 14.

17 Запорожец Е.А. Коммуникативная компетенция государственных служащих: структура, содержание, условия формирования // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2009. Выпуск № 3(8). Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2009/03/05/

18 Биктимирова Н.А. Особенности содержания и структуры ценностных ориентаций государственных служащих: дис. . канд. псих. наук. Москва, 2006. С. 4.

19 Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт, 1994. С. 294.

20 Запорожец Е.А. Коммуникативная компетенция государственных служащих: структура, содержание, условия формирования // Научный вестник Уральской академии государственной службы. 2009. Выпуск № 3(8). Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/ issue/2009/03/05/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.