ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь
характер; внутренние выступают в форме социально-психологических (социальная позиция, статус личности) и психологических (установка, мотивы поведения и отношений личности).
Исходя из концептуального подхода всю систему факторов и условий, включаемых в концепцию педагогического исследования, можно представить в виде таблицы (см. табл. 6).
Следовательно, факторы и условия выступают как концепты в концепции педагогического исследования, как побудители, причина к действию — в смысловом плане. Их устойчивость, выполнение постоянной, им свойственной функции превращает их в константу.
Условия по своей сущности подвижны, вариативны, их смысловое назначение в концепции — обеспечить реализацию цели научного исследования.
Таким образом, в научном исследовании концепты отражают смысловой аспект методологии изучения социокультурных проблем образования и развития личности, константы обеспечивают устойчивость концептов как принципов исследования.
Концепция выступает ведущим инструментом исследования социокультурных проблем образования и развития личности. Ее составные концептуальные положения в форме принципов, гипотезы, плана, методов, подходов, факторов создают концептуальную базу педагогического исследования.
Обращение к концептам как составным элементам концепции позволяет раскрыть смысловой аспект методологии изучения социокультурных проблем образования и развития личности; устойчивость позволяет превратить их в константы, выступающие в качестве принципов научного исследования.
Примечания
1. Культура, культурология и образование (материалы круглого стола) // Вопр. философии. — 1997. — № 2. — С. 3—56.
2. Новый философский словарь / сост. А. А. Грицанов. — Минск: Кн. дом, 2003. — 1280 с.
3. Ракитов, А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуре: пример России / А. И. Ракитов // Вопр. философии. — 1994. — № 4. — С. 14—34.
4. Степанов, Ю. С. Константы. Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. — Москва: Акад. проект, 2004. — 992 с.
^^^УМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В. И. Флоря
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье с точки зрения гуманитарной экологизации раскрывается методологическая позиция автора по вопросам реформирования высшего профессионального образования в контексте интеграционных процессов.
Ключевые слова: интеграция, культура, открытая образовательная система, экологизация образовательной среды, индивидуальное развитие человека.
From the point of view of humanitarian ecologization the article reveals the authors methodological position on the problems of high educational reform in the context of integrational processes. Key words: integration, culture, open educational system, ecologizationof the educational environment, students individual development.
206 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 206-211
XXI век объявлен ЮНЕСКО «Веком образования». Между тем именно сейчас стало очевидно, что существующая система отечественного образования не удовлетворяет требованиям западноевропейских стандартов и современного общества, стремящегося к устойчивому развитию. За последние два десятилетия сфера образования отказалась от идеологизированной и авторитарной модели образования, обратившись к демократической. Сегодня российское образование стремится к духовному обновлению общества, субъектов образования, а также формирует ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, правам и свободам человека, плюрализму. Сфера высшего профессионального образования в соответствии с новыми реалиями жизни ориентирована, прежде всего, на удовлетворение духовных потребностей личности. В связи с этим образовательные учреждения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.
С другой стороны, вступление России в Совет Европы и ВТО, присоединение к Болонскому процессу требуют учёта достижений международной образовательной практики, адаптации зарубежных образовательных технологий в отечественную систему высшего профессионального образования с учётом отечественных педагогических традиций.
Методологами Болонского процесса (В.И. Байденко, А.И. Гретченко, Б.А. Сазонов, Ю.Г. Татур и др.) установлено, что интеграционные процессы общественного развития неизбежно формируют новую образовательную среду, важнейшим признаком которой является наличие у нее качества открытой системы, характеризующейся доступностью информации и ее единством, независимо от места и формы обучения. Новая образовательная модель включает в себя принципы интеграции и мобильности, тесно связана с идей «образования через всю жизнь» и индивидуального развития личности.
В ее основе лежит предоставление возмож-
ности каждому индивиду выбирать те, виды учебной деятельности, которые необходимы для совершенствования компетенций, повышения квалификации, формирования профессиональной мобильности. Потребность в новых педагогических идеях привела к углубленной разработке ряда методологических вопросов педагогики и философии образования, важнейшими из которых являются познание образовательного процесса с позиций гуманитарной экологизации.
Ведущий мотив экологизации — оздоровление духовно-нравственной среды общества, в том числе и образовательной среды и снижение давления на нее негативных экологических, психологических, информационных факторов.
Одним из первых проблемы экологизации начал исследовать Н.Ф. Реймерс, который определил понятие экологизации: во-первых, как проникновение экологических идей во все сферы общественной жизни; во-вторых, как путь общественного развития, определяемый глобальными экологическими ограничениями с учетом воздействия технологий и техники на окружающую среду и природу; в-третьих, как процесс последовательного внедрения технологических, управленческих, информационных, образовательных систем, позволяющих повышать эффективность использования природных и человеческих ресурсов, сохранения качества природной жизненной среды, на локальном, региональном и глобальном уровнях (3, с. 299—300).
Н.Ф. Реймерс писал об общей экологизации общественной жизни весьма обобщено, не затрагивая всех глубоких основ социально-экономического и социально-культурного функционирования и развития человечества. «В обществе, — как говорит Н.Ф. Реймерс, — доминирует технократическая мысль и узкий практицизм» (3, с. 240).
И несмотря на огромное количество работ, до настоящего времени эта проблема не получила глубокого осмысления в педагогической науке. Ученые затрудняются в выборе конкретных педагогических стратегий эко-
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
логизации образовательной среды, обеспечивающей целостное, бережное (экологическое) развитие личности, каждого субъекта образовательного процесса.
В этом контексте современные исследователи дали определение нескольким частным экологизациям — экологизации сознания (Г.С. Смирнов), экологизации системы образования (С.Н. Глазачев, Н.М. Мамедов, В.М. Назаренко) и др. Принципы экологизации, по мнению А.И. Арнольдова, «... находят своё основное выражение в охране нравственного здоровья человека, поддержке его созидательной деятельности, сохранении и восстановлении элементов его духовной среды» (1, с. 123).
Во всех случаях под экологизацией понимаются процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой в целях преодоления негативных последствий экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Следовательно, под экологизацией образования следует понимать оптимизацию и гармонизацию процессов, происходящих в образовательной среде в условиях современного социально-экологического кризиса, а также систему целенаправленных действий на приведение этой среды в состояние, максимально благоприятствующее физическому, психическому и духовно-нравственному развитию человека. А процесс гуманитарной экологизации следует рассматривать как ценностный ориентир реформирования образования, как фактор, обуславливающий процесс создания открытых систем образования, в содержание которых ценности человеческого сбережения в сочетании с целостной самореализацией личности приобретут первостепенное значение.
На уровне официальных документов ЮНЕСКО часто обсуждаются вопросы создания открытых образовательных систем, в реализации которых России отводится важная роль. Что же такое «открытая образовательная система» и чем она отличается от закрытых образовательных систем, в чём её преимущества, и есть ли они?
Теория и практика современного образования целиком исходят из представлений открытости всех природных и общественных систем, открытости социальных институтов, в том числе и института образования, главным объектом и субъектом которого является человек.
В этих условиях человек предстает как открытая, сложная, самоорганизующаяся система индивидуального развития. Мы педагогическое содержание понятия «индивидуальное развитие» рассматриваем в контексте количественных и качественных изменений в целостной структуре человека, в процессе которых актуализируется его феноменологическое начало, создаются условия для целостной самореализации. При этом человек выступает как активное, ответственное существо, как субъект своего собственного становления.
Его ответственность и открытость идёт от открытости современного мира, и самого человека. Уже генетический код есть проявление идеального начала в процессе раскрытия индивидуального в человеке, ещё до того, как он реализует свой познавательный потенциал, ещё до того, как становится активным участником познания себя и окружающего мира.
Самореализация человека неотделима от человеческого общения, смыслопоискового диалога, развития индивидуальности — вершины проявления человеческой сущности. Согласно синергетической стратегии развития современного образования, «... человек не обладает односторонней зависимостью от общества, а непосредственно представляет миропроявление, которое выступает не как единовременный акт, а как общественный механизм процесса становления человека» (2, с. 93).
Другими словами, задачей современного открытого образования является развитие познавательных способностей человека, что определяется познавательным предназначением человека, а не формирование узкого специалиста, как это имеет место быть сейчас.
Традиционная система образования, построенная на жёсткой дифференциации отраслей научного знания, однобоко развивает ту или иную стратегию мышления, чем всё дальше уводит образование от реализации индивидуального познавательного предназначения человека.
Задачами реформирования высшего профессионального образования в этих условиях становятся преодоление стереотипов индивидуального и общественного сознания, смена ценностно-мотивационной парадигмы, которая должна стать стержневой идеей новой открытой образовательной концепции, представляя собой основное условие формирования глобального мышления в контексте Болонского процесса, проявление новой гуманитарной экологизации.
Не стоит забывать о том, что сегодня специалист, в соответствии с новой интеграционной стратегией, больше совершенствуется технологически, а не нравственно, осваивает новые земли, новые технологии, космос и т.д., но его внутреннее пространство — его мораль, нравственные качества, творческие способности, индивидуальный потенциал, во многом остаются на прежнем уровне или даже ухудшаются. Мир духовно-нравственных ценностей отстал от рационально-технологического мира, и система образования приняла в этом процессе самое непосредственное участие. Между тем видный представитель «философии жизни» Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» отмечал, что «энергия культурного человека», в смысле образованного, должна быть устремлена вовнутрь.
Поэтому одной из центральных идей сбалансированного реформирования высшего профессионального образования и социально-педагогического мышления следует считать переход от знаниевоцентрист-ской к культуросообразной модели образования, поскольку только в условиях культуры человек обретает свою истинную сущность и реализует ее наиболее гармоничным образом. При этом новый образ культуры должен осваиваться человеком рефлексивно,
как его жизненный личный проект в соответствии с его индивидуальными потребностями и возможностями. В этом видится коренное отличие присвоения индивидом знаний, опыта взаимодействия в современном глобальном образовательном пространстве.
Образование — это процесс, по самой своей сути, глубоко индивидуальный, он не всегда поддаётся алгоритмизации, стандартизации. Это смыслопоисковый диалог индивида и всей мощи культуры, среды, в которой он формируется как личность, развивает свой познавательный потенциал. Это, в первую очередь, духовное освоение, осмысление, приобщение отдельно взятого индивида к пласту всей человеческой культуры, осознание того, что он и есть часть этой культуры и она — часть его самого.
Потребность создания культуросообраз-ных концепций образования, ориентированных на индивидуальное развитие человека как субъекта культуры, обусловлена научно-техническим прогрессом, когда бездушный интеллектуализм, забота о создании формального интеллекта стала намного важнее, чем забота о развитии духовного потенциала общества и человека.
Априори образование — это духовно-нравственный, культурный процесс. Возвращение образования в контекст культуры означает его ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, освоение гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях эколого-культурной среды, формирующей не только систему социально значимых качеств, объединенных в понятие личность, а главным образом, способствующей раскрытию индивидуального познавательного и творческого потенциала.
Образование — открытая, эволюционирующая система, свободная от жёстких форм и правил. Человек как объект и субъект образования — сложная открытая система, которой присущи такие фундаментальные синер-гетические признаки, как постоянный обмен
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^
веществ, энергией и информацией в условиях конкретной социально-культурной среды.
Поэтому в основу системы образования должен быть положен принцип единства человека и мира культуры, который увязал бы в единое целое физические, теоретико-познавательные, мировоззренческие, аксиологические проблемы в контексте глобальной экологизации жизни. Ведь экологизация предполагает не только дополнение производства очистными сооружениями, а новый экологический тип развития — фундаментальную перестройку человека, его сознания, мышления, формирование бережного отношения к тому, что составляет жизнь. Это перестройка восстановит гармонию между человеком, природой, обществом, обеспечит условия для индивидуального развития и совершенствования личности.
Поэтому гуманитарная экологизация образования в XXI веке — это значит преодоление отчуждения субъекта от окружающего мира и окружающего мира — от субъекта, формирование целостной личности, преодоление разорванности и атомизма человеческого сознания. Другими словами, необходимо дать возможность человеку ощутить себя микрокосмосом, тогда он сможет воспроизводить в себе и пропускать через себя макрокосмос.
Следует отказаться от системы образования, которая формирует, холит и культивирует калькулирующее и рассчитывающее мышление, сковывает творческий потенциал человека, в которой преобладают методы насильственного насаждения, механического запоминания различных формул, тестов, ЕГЭ, после чего у учащегося формируется фрагментарное, схематичное видение мира. Мартин Хайдеггер назвал его «мерцающим». Интегрируясь в современный мир, специалист с таким фрагментарным мышлением, теряет свою уникальность, неповторимость, не сможет реализовывать себя как личность и профессионал.
Не отрицая значимость разных философских и психолого-педагогических концепций, в современных исследованиях особое
место занимает вопрос о формировании новой модели образованного человека — homo universalis. И можно смело утверждать, что именно этот новый образ эрудированного человека как субъекта мировой и отечественной культуры утвердится как общечеловеческий в науке XXI века.
Сегодня есть все предпосылки для создания целостной цивилизации, объединяемой едиными ценностями и целями в виде глобальной системы СМИ, интернет-технологий, и развивающихся технологий дистанционного и виртуального образования.
Именно это обстоятельство требует тщательно продуманной системы взаимодействия с глобальной коммуникацией и информационным образовательным пространством, с целью создания человекоразме-ренной (А.В. Коржуев) сбалансированной концепции высшего профессионального образования, в содержании которой будут актуализированы экзистенциальные, когнитивные и профессиональные ценности человека.
Каковы причины необходимости сбалансированной модернизации высшего профессионального образования в условиях глобализации культуры. На наш взгляд, это:
• экстенсивный характер воспроизводства гуманитарной культуры и отсутствие программ ее экспансии как нового способа самоорганизации человеческого общества;
• динамика социокультурных инноваций, изменение действующих социокультурных норм, традиций, культурных мотиваций социальной активности;
• возрастание социальных и информационных нагрузок на человеческую психику, вследствие чего происходит утрата системного характера ценностных ориентаций, социальной адекватности и культурной компетентности индивида. Происходит то, что принято называть «культурной коррозией» (М.К. Мамардашвили).
Каковы возможности индивидуально-профессионального развития личности в условиях модернизации, экологизации образовательного пространства и культуры?
Эти возможности, на наш взгляд, заключаются в:
• сохранении культурной преемственности и устойчивом, бережном духовно-нравственном развитии личности;
• производстве и воспроизводстве человека как субъекта культуры и деятельности в его онтологической полноте;
• сохранении отечественной культуры, отечественных традиций воспитания и образования в современных интеграционных процессах;
• возможности пробудить человеческое в человеке (его духовность, нравственность, волю к индивидуальному развитию, интерес к самопознанию и самоопределению);
• поддержке идеи диалога культур в современном поликультурном, глобализирующемся мире;
• создании глобальной системы информации, интегративных программ и учебников, ориентированных на взаимодействие и интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Примечания
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки) / А. И. Арнольдов. — Москва, 1999.
2. Егоров, В. С. К понятию открытости образования / В. С. Егоров // Синергетика и образование / [отв. ред. B.C. Егоров]. — Москва, 1997.
3. Реймерс, Н. Ф. Экология: (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. — Москва: Россия молодая, 1994.
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Т. К. Солодухина, А. Н. Свиридюк
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к этнокультурному воспитанию младших школьников в учреждениях образования и культуры. Дается сущностная характеристика принципов этнокультурного воспитания и основных направлений его развития: моно- и полиэтнического.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, моно- и полиэтническая сущность этнокультурного воспитания.
The article considers the theoretical and methodological approaches to ethnic and cultural education of elementary school pupils in institutions of education and culture. Given the characteristic principles of ethno-cultural education and the basic directions of its development: mono - and multi-ethnic. Key words: ethno-cultural education, mono- and polyethnicnatureofethno-culturaleducation.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 211-216 211