Российское ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУКИ
УДК 37:001.12/.18 И. В. Силакова
Московский государственный университет культуры и искусств
Новая концепция высшего образования основывается на развитии духовного и творческого потенциала человека, способного нести ответственность за свои действия, прийти к гармонии взаимосвязи в системе, состоящей из человека, природы и общества.
Ключевые слова: образовательная интеграция, научный и профессиональный потенциал, международные отношения.
I.V. Silakova
^ Moscow State University of Culture and Arts ^
RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL INTEGRATION: THE EXPERIENCE OF INTERNATIONAL FACULTY MGUKI
The new concept of higher education is based on the development of spiritual and creative potential of the person able to be responsible for his action, able to come to the harmony of interrelation in the system consisting of a human being, nature and society.
Keywords: educational integration, scientific and professional potential, international relations.
Модернизация российского образования, рассматриваемая в условиях формирования Болонского процесса, направлена на качественные перемены в сознании личности как активного субъекта. Новая концепция высшего образования исходит из развития духовности и творческого потенциала личности с нравственной ответственностью за свои действия, способной к гармонизации взаимоотношений в системе «человек — природа — общество».
В контексте произошедших изменений возникает потребность более внимательно и обстоятельно рассмотреть социокультурные аспекты реформирования российского образования. В условиях смены приоритетов в системе культурных ценностей обозначается проблема формирования поликультурности, диалогового общения, диалоговых способов мышления, что требует от современного образования обращения к отечественным традициям, ценностям духовного мира,
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 143-147
143
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
расширяющего такие функции, как социализация и инкультурация1.
Важным фактором интеграции Московского государственного университета культуры и искусств в мировое сообщество в сфере образования и науки является то, что отечественное образование в целом и образование, которое даёт МГУКИ в частности, способно достойно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг, поскольку отличается системностью и фундаментальностью. Следствием и одновременно подтверждением этого является тот факт, что в настоящее время в университете обучается 306 иностранных граждан из 36 государств. Из них 264 студента, 16 аспирантов, 16 слушателей подготовительных курсов и 13 стажёров.
Руководством международного факультета регулярно ведутся переговоры с иностранными посольствами, аккредитованными в Российской Федерации, по вопросам привлечения абитуриентов в университет.
Отдел международного сотрудничества занимается организацией и проведением международных культурно-просветительных, научных и образовательных мероприятий.
Научный коллектив МГУКИ работает над многими актуальными вопросами современности, такими как состояние современной отечественной и мировой культуры, совершенствование системы художественного образования, переход системы высшего профессионального образования на новые стандарты и др. Традиционными для мирового педагогического сообщества стали дискуссионные площадки, организованные на базе университета. Одной из таких площадок стал Международный симпозиум UCAWE «Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве», уже имеющий высокий статус, историю и авторитет у прогрессивного научного сообщества среди
1 Основные задачи государства в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 151 // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации (высшее и среднее профессиональное образование). — 2000. — № 11. — С. 9.
научных проектов данного уровня. Симпозиум проводился 7 раз: в России, Вьетнаме, Корее, Франции, Таджикистане и Турции.
Основная цель симпозиума заключена во всестороннем научном осмыслении процессов подготовки нового поколения культурной элиты к деятельности в новом пространстве межкультурных коммуникаций глобализирующегося мира, в создании условий для взаимообогащающего диалога культур, развития продуктивного взаимодействия между странами и народами, в разработке стратегий преодоления этнокультурных конфликтов.
Сегодня, в эпоху сверхпрогресса и роста высоких технологий, именно в проблемном поле гуманитарных наук имеет смысл искать ответы на вопросы, с решением которых связано не только преодоление системных и экономических кризисов современного общества, но формулирование принципов глобального выживания человечества во всем своём уникальном многообразии. Эта сфера обладает ресурсом, с помощью которого можно приступать к решению проблем сохранения целостности национальных пространств и культур, противодействия этнокультурной разобщенности; репрезентации и идентификации материального и нематериального культурного наследия народов. В ней содержится потенциал для осмысления современного состояния межкультурных коммуникаций и оценки стратегических направлений их развития; проблем педагогики культуры; разработки эффективных стратегий сохранения национальных культурных и образовательных традиций в едином мировом пространстве и поиска стимулов для взаимодействия.
Именно поэтому вуз культуры и искусств представляет собой интеллектуальную площадку, где могут быть осмыслены и приняты к реализации следующие принципиальные вопросы:
• актуализация международной дискуссии по вопросам сохранения самобытности в условиях глобализации культурного пространства и развития межкультурных ком-
муникаций и по вопросам повышения роли культуры в преодолении этнокультурных противоречий и конфликтов;
• содействие консолидации усилий международного научного, педагогического, экспертного сообществ, правительственных и неправительственных организаций, гражданского общества, деятелей культуры, политической и творческой элиты по совместной разработке программ и проектов, направленных на сохранение культурного многообразия;
• поддержка и развитие исследовательских проектов по всестороннему изучению межкультурных коммуникаций, в том числе в пространстве евразийского межкультурного дискурса;
• обмен опытом, содействие созданию и развитию национальных и региональных программ по сохранению локальных культурных традиций;
• определение стратегических подходов к подготовке специалистов в сфере культуры и искусств на основе культурных традиций;
• содействие развитию художественного образования как действенного средства формирования творческого потенциала стран и народов в XXI веке;
• поддержка лучших национальных традиций образования в сфере культуры и искусств в процессе модернизации мировых образовательных систем.
Глобальными стратегическими ориентирами для нас выступают культура и образование как единая система, нацеленная на настоящее и будущее развитие России и всего мирового сообщества. Соединение всех ресурсов образования и культуры должно быть наиболее долгосрочной и эффективной программой развития на всем постсоветском пространстве стран СНГ в XXI веке.
С точки зрения построения единого образовательного пространства стран СНГ Московский государственный университет культуры и искусств ставит перед собой следующие задачи:
• рост социокультурного, духовно-нравственного вклада университета в воз-
рождение, в устойчивое развитие России и стран СНГ посредством выработки и претворения в жизнь эффективной культурной политики;
• духовно-нравственное обогащение и интеграция культур народов России и стран СНГ на базе традиций и общих идеалов многонационального пространства стран СНГ, дальнейшее формирование общих ценностей и единого культурного пространства при сохранении и распространении своей культурной идентичности;
• формирование новых системных качеств самобытного образовательного процесса в гуманитарной сфере, ориентированных на духовные ценности русского и других народов единого образовательного пространства стран СНГ, на мировые стандарты качества образования, высокие ценности культуры, искусства, творчества;
• взаимодействие с государственными, образовательными, культурными, общественными структурами для обеспечения связи стратегических задач развития университета с межгосударственной политикой в сфере образования и культуры;
• расширение партнерского сотрудничества между образовательными и культурными учреждениями стран СНГ.
И в этом, еще раз подчеркнем, значительную роль играет гуманитарное образование в сфере культуры и искусств на всех уровнях образовательных практик. Консолидация университетского сообщества сферы культуры и искусств как на региональном, национальном уровнях, так и на общемировом уровне — залог того, что в обществе сохраняется способность производить уникальные культурные ценности, залог уважения к культурным традициям. Поэтому сегодня в одном из ведущих отечественных университетов культуры и искусств научно-педагогическое сообщество сосредоточено на развитии образовательных практик, сочетающих в себе классику академического образования и новации велений времени. Уникальная миссия университета как вуза культуры и искусств состоит в сохранении и
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
популяризации культурного наследия, в воспитании умения узнавать и сохранять ценности, неподвластные времени.
Объединение разных культур в единую сферу коммуникации — благородная цель, и специалисты сферы культуры и искусств ведут поистине подвижническую работу, являясь проводниками истинных духовных идеалов. Как заметил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей работе «Письма о добром и прекрасном»: «Культура человечества — это активная память человечества, активно же введенная в современность». Именно труд ученых, преподавателей, деятелей культуры и искусств дает шанс отечественной и мировой культуре не уйти в забвение, не «кануть в Лету», остаться современной.
Московский государственный университет культуры и искусств нацелен на сохранение и развитие лучших традиций гуманитарного образования, отечественной и мировой культуры, основанных на высоких духовно-нравственных идеалах человека творческого, человека созидающего, способного влиять на преодоление глобального духовного кризиса, межкультурных конфликтов, заботящегося об укреплении солидарности общества на началах приоритета прав личности, равноправия и взаимодействия культур, утверждающего духовные идеалы истины, добра, красоты и любви.
Для знакомства студентов с культурой и бытом разных стран мира международный факультет совместно с посольствами проводит Дни культуры иностранных государств, сотрудники факультета организуют совместно со студентами художественные выставки народов мира, дегустации национальных блюд, проводят культурные встречи в посольствах и т.д.
Сотрудничество в рамках образовательного процесса осуществляется по следующим направлениям:
1. Подготовка иностранных граждан к поступлению в вуз; организация обучения (совместно с институтами и факультетами) по программам высшего, послевузовско-
го образования, стажировки; подготовка к аспирантуре и докторантуре.
2. Развитие международного сотрудничества в образовании, культуре, искусстве, прикладных и фундаментальных научных исследованиях.
3. Организация и проведение учебных занятий на подготовительных курсах по русскому языку с иностранными студентами для поступления в университет.
4. Организация и проведение научных исследований, теоретических и практических семинаров, конференций, симпозиумов и иных форм по направлениям деятельности факультета как на территории России, так и за рубежом.
5. Создание условий, способствующих максимальному раскрытию научного и творческого потенциала студентов, стажеров, слушателей и аспирантов, докторантов и профессорско-преподавательского состава университета.
6. Создание условий для психологической и социально-культурной адаптации иностранных студентов, аспирантов, стажёров.
7. Совершенствование научной деятельности, внедрение инновационных научных технологий, разработка международных образовательных и культурных проектов и развитие международного сотрудничества.
Заключены совместные образовательные проекты со следующими странами: Казахстан, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Украина, Приднестровье, Узбекистан, Социалистическая Республика Вьетнам, Китайская Народная Республика, Южная Корея, Великобритания, Франция, Польша, Королевство Нидерландов. В марте было подписано соглашение с Венской консерваторией.
Изучение вопросов реформирования образования является особенно важным при осмыслении образовательной системы и процессов социокультурного развития общества. Особое значение отводится теоретической постановке вопроса о социально-философском фундаменте современных образовательных стратегий, нацеленных на
эффективное осуществление образовательных реформ. Такое понимание проблемы способствует углубленному осмыслению системы культуры и образования в эпоху интеграции, осознанию всей значимости преоб-
разований в современной России. Важно при этом достаточно взвешенно подходить к любым заимствованиям интеграционного опыта других стран для деятельности международного факультета МГУКИ.
П
РОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ИННОВАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37:001.12/.18
М. С. Панин, М. О. Искакова
Московский педагогический государственный университет
Семипалатинский государственный педагогический институт (Республика Казахстан)
В статье обозначена совокупность проблем подготовки педагогических кадров, которые должны соответствовать современным перспективным потребностям общества.
Ключевые слова: стратегические задачи, образование, педагог, потребности общества.
M. S. Panin, M. O. Iskakova
Moscow State Pedagogical University
Semey State Pedagogical Institute (Republic of Kazakhstan)
PROBLEMS OF PROFESSIONAL FORMATION OF TEACHERS IN INNOVATIVE CONDITIONS OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION
In the article denotes the collection of problems of teacher training which should correspond to modern society needs.
Keywords: strategic objectives, education, teacher, the needs of society.
За годы независимости в Казахстане сложи- качество подготовки абитуриентов, студен-
лась вполне устойчивая система подготовки тов педагогических вузов, и одновременно —
педагогических кадров со своей историей, профессиональный уровень профессорско-
традициями и достижениями. Повышается и преподавательского состава педагогических
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 147-151 147