УДК 378.1
НД. Ермишина ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК
ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
Аннотация. В статье рассматривается процесс модернизации образования в России на современном этапе. Гуманитаризация образования представляется как важнейшая ценностная ориентация современного общества. В условиях постиндустриальной цивилизации особое значение приобретает выработка гуманитарного стиля мышления при подготовке специалиста управленческого профиля.
Ключевые слова: образование, гуманитарнизация, модернизация, гражданская инициатива, государственная власть, общество, студенчество.
Nadezhda Enrnshrna EDUCATION HUMANITARIZATION AS THE MOST
IMPORTANT PART OF PREPARATION OF ADMINISTRATIVE SHOTS
Abstract. The process of modernization of education in Russia at the present stage are discussed in this article. Humanitarization of education is presented as the most important value orientation of modern society. The development of humanitarian thinking style at training of specialist of a management profile is of particular importance in the postindustrial civilization.
Keywords: Education, humanitarization, modernization, civil initiative, the government, the society, the students.
Модернизация современного российского образования направлена на формирование человека как целостной личности с доминантой креативного самовыражения. Главными ценностными ориентациями образования провозглашаются его фундаментализация, демократизация, гуманизация и гуманитаризация.
В настоящее время важное значение приобретает не только вопрос о векторе развития нашего общества, но и, может быть даже в большей мере, о векторе развития образования. От направленности образования в большой мере зависит дальнейшее развитие культуры нашего общества. В этом отношении значительную роль играют такие ценностные ориентации как гуманизация и гуманитаризация образования. В условиях роста риска кризисных проявлений постиндустриальной цивилизации социальный прогресс возможен, когда ценностной основой подготовки специалистов высшей квалификации становится гуманизм, а необходимым условием и инструментальным методом его утверждения - гуманитаризация образовательной среды.
В отечественной историографии сложилось достаточно устойчивое понимание сущностного содержания гуманитаризации высшего образования как проблемы формирования у студентов гуманитарного стиля мышления и гуманитарной культуры, противостоящих технократизму. Гуманитаризация вузовского образования предполагает, что в условиях изменяющегося общества формируется специалист, не только владеющий определенным объемом знаний и умений, но и носитель гуманитарной культуры. Специалист любого профиля должен быть способен занимать гуманитарную позицию в рамках своей профессии. В подготовке специалиста управленческого профиля выработка гуманитарного стиля мышления приобретает особое значение. В целом гуманитаризация рассматривается как социокультурная основа модернизации современного образования, способная обеспечить изменение его качественных характеристик.
Особое значение приобретает роль блока гуманитарных дисциплин. Для управленческих вузов определение места и роли блока гуманитарных дисциплин имеет принципиальное значение как с точки зрения конкретного содержания образовательного процесса, так с позиции гуманитаризации образования. В ходе продолжающейся модернизации российской образовательной системы гуманитарная составляющая образовательных процессов получила новое звучание.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, рассчитанной на период до 2025 г., приоритеты государственной политики в области
© Ермишина Н.Д., 2014
образования связываются с обеспечением условий для соблюдения конституционных прав граждан на получение образования, условий самоопределения и саморазвития личности; созданием оптимальных условий для реализации менталететообразующей функции образования на всех уровнях; строительством системы образования, адаптированной к новым взаимосвязям и взаимодействиям научного знания и практики, адекватной новым условиям жизнедеятельности; становлением развивающего типа образования как ведущего методологического вектора образовательного процесса; интеграцией российской образовательной системы в мировую образовательную систему [3].
При реализации этой доктрины необходимо не допустить разрыва между специальной и гуманитарной подготовкой студентов. В противном случае идеализация сугубо профессиональной направленности обучения может привести к обеднению духовного и культурного уровня специалиста, проявляющегося в ограниченности культурного кругозора, обедненной духовности, неустойчивости морально-нравственных качеств личности.
Молодые люди, обучающиеся в ВУЗах чаще всего с 17 до 23 лет, кроме приобретения специальных знаний по выбранной профессии, получают навыки коммуникабельности, опыт лидерства, умение понимать и разрешать конфликтные ситуации. В современном образовательном процессе студенты отказываются принимать научные знания априори, как не подлежащий сомнению факт. Гуманитарные дисциплины дают возможность анализировать различные научные установки и стратегии, рассматривать противоречивые теории, истолковывающие сущность тех процессов и тенденций, которые формируют универсум общественных движений и мировой культуры. В современном мире, где все больше нарастают интеграционные процессы, знание социокультурного развития различных человеческих сообществ - социальных, религиозных, национальных, этнических, поможет не только понять многообразный человеческий мир, но и избежать многих конфликтных ситуаций.
Особое значение в гуманитарной подготовке специалистов приобретает получение навыков развития гражданской инициативы. В современной России происходят изменения в выстраивании отношений между государственной властью и обществом. Историко-политический анализ взаимоотношений государства и гражданского общества в России позволяет сделать вывод о том, что прежние конфликтогенные отношения могут быть преодолены при обоюдной ответственности государственной власти и общества [2]. Специалисты управленческого профиля востребованы как в государственных структурах власти, так и в общественных организациях. Их профессиональная подготовка в области истории, политологии, социологии, культурологии, истории культуры сыграет главную роль в умении понять историческую причину тех или иных конфликтов, найти своё место в политической системе и выстроить своё личное отношение и позицию в политическом процессе. Такая гражданская позиция позволяет говорить об активистском типе политической культуры.
Механизмом модернизации учебного процесса высшего профессионального образования стал компетентностный подход. По многим направлениям подготовки профессиональных кадров выработаны общекультурные компетенции (ОК) - способность и готовность понимать движущие силы и закономерности политической организации общества, исторического процесса и определять место человека в нём; анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни; способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы; готовность использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задачи гуманитаризации высшего образования на базе развития общекультурных компетенций могут быть реализованы при следующих условиях:
• преподавании широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественно-научных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;
• отказе от дегуманизированной воспитательной политики, воспринимающей личность только как объект воспитательного воздействия. Гуманитарное образование должно быть более индивидуальным и дифференцированным, поскольку это одна из высочайших ценностей общества, важнейший параметр измерения образования;
• развитии демократических методов обучения студентов, утверждении принципов педагогики сотрудничества, расширении самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур;
• сохранении истории и философии в структуре высшего профессионального образования в качестве обязательных, что обеспечит фундаментальный уровень подготовки в области гуманитарного и социально-экономического образования;
• введении в число обязательных дисциплин гуманитарного цикла «Культурологии», ибо общекультурный смысл научного знания должен пронизывать всю образовательную систему, без чего непреодолим технократизм и не разрешимы глобальные проблемы современности [5].
Усиление гуманитарной составляющей в высшем образовании предполагает наличие как минимум трех важнейших компонентов: образовательной деятельности, организационных структур, научного сопровождения. Развитие и взаимодействие этих составляющих поможет совершенствованию гуманитарной подготовки специалистов на основе компетентностного подхода.
В настоящее время во многих ВУЗаз ведётся широкое внедрение активных форм учебных занятий, основанных на компьютерных технологиях. Важнейшим направлением повышения эффективности преподавания студентам учебных дисциплин, в том числе и гуманитарного цикла, является использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Применение компьютерных технологий обеспечивает более высокое качество учебного процесса, повышает мотивацию и интерес студенческой аудитории к усвоению гуманитарного блока учебных дисциплин [4].
В настоящее время мы переживаем период наступления «экранной культуры». Это определение принадлежит канадскому учёному Герберту Маршаллу Маклюэну. По его мнению, экранная культура получила распространение со второй половины XX века. Представитель московско-тартуской школы Юрий Лотман назвал современную культуру «культурой новых информационных технологий». Все эти названия - экранная культура, электронное общество, культура новых информационных технологий, постиндустриальная культура, постмодерн, определяющие переход к новому культурному типу, отражают качественно новый тип коммуникации. Благодаря внедрению всё новых и новых технологий человек воспринимает информацию всё больше и больше с экрана, который заменяет бумажные носители: книгу, журнал, газету. Экран совершенствуется, меняет объём, становится компактным, удобным в переноске.
Все эти изменения коснулись прежде всего того поколения, к которому относится современное студенчество. Нынешним студентам чисто практически, в силу сложившейся привычки, гораздо легче воспринимать информацию с экрана. Использование электронных ресурсов в образовании является как бы «ответом» методической науки на «вызов» модернизационной парадигме современной жизни [1].
Применение в процессе вузовского обучения ЭОРов является одним из основных методов нового подхода к образованию. Применяя ЭОРы, преподаватель выигрывает в нескольких категориях: от улучшения восприятия аудиторией информации до усиления авторитета преподавателя в глазах студента. Электронные средства обучения должны вызывать интерес к излагаемой теме, концентрировать внимание студента, способствовать лучшему восприятию материала.
Опыт внедрения компьютерных технологий, которые являются мобильным методическим компонентом современного образовательного процесса, показывает, что тем самым обеспечивается более высокое качество обучения, повышается мотивация и интерес студенческой аудитории к усвоению гуманитарного блока учебных дисциплин. Кроме того, построение лекционных курсов в виде презентаций оптимизирует работу самого преподавателя, побуждая его постоянно модернизировать как содержательную, информационную часть лекционного материала, так и совершенствовать набор зрительных образов, делая излагаемый материал наглядным, эмоционально более окрашенным, а значит, и более воспринимаемым и запоминающимся.
Необходимо учитывать, что в эпоху становления постиндустриального общества важнейшей функцией образования становится утверждение инновационного поведения и одновременно создание институционной инфраструктуры инновационных процессов. Социальные импульсы, источником которых является система образования, воспринимаются
экономикой в форме меняющихся человеческих качеств. В социально-философском плане это означает постепенное превращение образования из элемента так называемой «надстройки» в базисный фактор общественно-исторического процесса.
Библиографический список
1. Ермишина Н.Д, Смирнова М.И. Гуманитаризация образования как важнейшая часть культурного развития // Тенденции и динамика развития культуры в современной России: сборник научных трудов / под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Финансовый университет, 2013. - С. 105.
2. Лопарёв А.В. Национальные особенности взаимоотношения государства и гражданского общества в России (историко-политический аспект) // Власть. - 2009. - №6. - С. 128-129.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, 2003 [Электр. ресурс]: http ://www.asf.ru/fpn. htm.
4. Смирнова М.И. Гуманитарная составляющая новых образовательных стандартов и электронные технологии // Вестник МЭИ. - 2010. - №4. - С. 86-92.
5. Традиции и новации гуманитарного образования в формировании общекультурных компетенций. Материалы межвузовской научно-практической конференции. 26 ноября 2009 г. - М.: РГУНиГ, 2009.