гуманитарных дисциплин в вузах России. Москва, 2003. С. 156—157.
5. степин Б. с. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5—17.
References
1. Knyazeva Е. N. Problema sub"ekta v filosofskom konstruktivizme [The problem of the subject in philosophical constructivism]. Problemy sub"ektov v postneklassicheskoy nauke [Problems of Subjects in postnonclassical science]. Moscow, Kogito-Centre, 2007. Pp. 70—78.
2. Lektorskiy V. A. Sub"ekt v istorii filosofii: problemy i dostizheniya [Subject in Philosophy and Psychology: problems and achievements]. Subject in Philosophy and Psychology. Methodology and History of Psychology, vol. 5, issue 1. 2010.
3. Lepskiy v. Е. stanovlenie sub"ektno-orientirovannogo podkhoda v kontekste razvitiya predstavleniy o nauchnoy ratsional'nosti [Becoming a subject-oriented approach in the context of the development of ideas about scientific rationality]. Nauka i sotsial'naya kartina mira. K 80-letiyu akademika V. S. Stepina [Science and social picture of the world. To the 80 anniversary of academician V. S. Stepina]. Moscow, Al'fa-M Publ., 2014.
4. Smirnov S. A. Praktikuemye modeli sotsial'no-gumanitarnogo obrazovaniya [Practice models of socio-humanitarian education]. Prepodavanie sotsial'no-gumanitarnykh distsiplin v vuzakh Rossii [Teaching of social disciplines and Humanities in Russian universities]. Moscow, 2003. P. 156—157.
5. Stepin V. S. Samorazvivayushchiesya sistemy i postneklassicheskaya ratsional'nost' [Self-developing system and postnonclassical rationality]. Voprosy Filosofii [Problems ofphilosophy], 2003, No. 8, pp. 5—17.
ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
УДК 37.01
Л. Г. Савенкова
Институт художественного образования Российской академии образования
Комплексное обучение рассматривается как целостный процесс интеграции образования, который основан на желании и умении учителей совместно разрабатывать общие направления развития обучающихся и внедрять в практику целый ряд единых познавательных и воспитательных задач. Основу комплексного обучения составляют образовательные блоки — совокупность взаимосвязанных тем и понятий (например: равенство, диалог, родство, иерархия, ритм, взаимодействие...), изучаемых и осваиваемых на разных предметах. В современном образовании комплексные образовательные блоки представляют собой базовую основу гуманитаризации образования — внедрения гуманитарных технологий в практику освоения предметов естественнонаучного цикла. Импульсом к созданию педагогической системы гуманитаризации является стремление преодолеть формальный, абстрактный характер обучения, вводя образование в широкое культурное пространство. Культура выполняет в данном случае корректирующую функцию в развитии науки, выступая посредником в разрешении противоречий между материальным и духовным. Гуманитаризация базируется на соединении научных и гуманитарных основ образования, подразумевает изменение технологий управления образованием, смену технологий обучения в направлении не накопления знаний, а освоения технологий самообучения (умения учиться), технологий самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств (сказанное относится как к ученику, так и к учителю). Гуманитаризация ориентирована на решение таких важных социальных проблем, как воспитание культурно развитого человека, уважающего свой родной язык, знающего историю, культуру своей страны и региона, уважающего другие народы и их культуру.
Ключевые слова: гуманитаризация образования, комплексные образовательные блоки, интеграция, понятия, технологии и методы, взаимодействие, сотрудничество.
САВЕНКОВА ЛЮБОВЬ ГРИГОРЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор, Институт художественного образования Российской академии образования, член-корреспондент РАО 203 SAVENKOVA LIUBOV' GRIGOR'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, member-correspondent of the Russian Academy of education
e-mail: [email protected] © Савенкова Л. Г., 2015
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ
L. G. Savenkova
Institute of Art Education of Russian Academy of Education, Pogodinskaya str. 8, bldg 1, 119121, Moscow, Russian Federation
HUMANITARIZATION OF EDUCATION AND INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES"
Complex training is considered as a integration of education's holistic process, which is based on the desire and ability of teachers to develop together the general direction of education and put into practice a number of common cognitive and educational tasks. The basis of complex training are founded the educational blocks, which include the complex of interrelated educational topics, concepts (for example, equality, dialogue, relationship, hierarchy, rhythm, interaction ...) at different lessons. In modern education complex educational blocks represent a basic of humanitarization of education as the introduction of humanitarian technologies in the development of science subjects cycle's practice. Impetus for the creation of pedagogical system humanization is the desire to overcome the formal, abstract nature of learning, introducing a broad education in the cultural space. Culture performs in this case the correction function in the development of science, mediating to resolve the contradictions between the material and the spiritual. Humanitarization is based on the connection of scientific and humanitarian foundations of education, involves changes in technology management education, the change in the direction of learning technologies not on the accumulation of knowledge, and to develop self-learning technology, self-expression in the work of technology, fulfillment of individual intellectual quality (this applies to both the student and the teacher). Humanitarization — aimed at addressing critical social issues such as education culturally developed individual, respecting their native language, knowing the history and culture of the country and the region, respecting other people and their culture.
Keywords: humanitarization of education, comprehensive educational units, integration, concepts, technologies and methods, interaction, cooperation.
Проблема дефицита времени в образовании в российских школах постоянно озвучивается специалистами, учёными и педагогами едва ли не всех изучаемых в школе предметов. Вследствие этого актуальными становятся практические методы и технологии обучения, тщательный отбор содержания и информации, да и реформа самой структуры организации урока и всего образовательного процесса в школе. Именно поэтому традиционные схемы обучения в настоящее время вызывают много споров и размышлений. Постоянная борьба за часы идёт между изучаемыми предметами в школе даже внутри базовых направлений гуманитарного и естественнонаучного знания. Другая беда традиционного обучения — несогласованность учебных действий педагогов, работающих в одной параллели детей, оторванность содержания изучаемых дисциплин. Головы учащихся, их память загружаются сведениями, которые между собой не согласованы. Хотя, как показывает практика, существует очень много пересечений понятий,
знаний, направлений, действий, мыслительных процессов, общих для разных образовательных дисциплин. Всё это привело обучение в детском саду, в школе, в вузе к дезинтеграции наук, к нерациональному использованию учебного времени, освоению элементарных технологий, параллелизму, непродуктивному дублированию знаний. Эти знания никак не соотносятся друг с другом, хотя (и это не секрет) существуют единые когнитивные ключи комплексного системного решения совершенно разных проблем, направленных на формирование мировоззрения обучающихся, их самообразования.
Информационный рост объёма знаний стал таким, что школа просто не способна сама их систематизировать и вписать в привычную форму школьного расписания. При этом объём знаний и умений существует в головах обучающихся не только оторвано друг от друга, но и, что особенно печально, вне связи с социумом и реальной жизнью, без сформированной единой картины мира и вне какой-
либо исторической взаимосвязи всего и вся. Формат школьных дисциплин представляет собой плохо сыгранный оркестр солистов, каждый из которых исполняет свою партию, забывая о единой мелодике и композиции, нередко заглушая друг друга.
Именно поэтому гуманитаризация образования, очеловечивание процесса освоения знаний в тесном единстве с конкретными историческими личностями, культурно-историческими корнями происходящих сегодня событий позволяет находить те системообразующие подходы, которые ориентированы на интеграцию образования в полном смысле этого слова, в том числе на взаимодействие традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса. Такая ситуация вполне нормальна, и, как показывает история, конфликт между сложившимся старым и строящемся новым школьным образованием, в итоге, стал в настоящее время неизбежным толчком к инновациям. Это вовсе не является отменой всего старого, а чаще всего основано как раз на революционном старом образе образования более раннего периода, который в своё время не был достаточно понят, принят и осмыслен педагогами и исследователями (вспомним образование начала ХХ века в России). Именно такой инновационный процесс возрождается в современной школе XXI века — интегрированный комплексный подход к организации всего образовательного процесса с уклоном на гуманитаризацию образования в целом.
В последние десятилетия ХХ века в россии было создано немало педагогических технологий, среди которых следует называть теорию развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, теорию опережающего обучения Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой, педагогику успеха Е. Е. Шулеш-ко, концепцию интегрированного обучения и полихудожественного воспитания Б. П. Юсова, социоигровые формы обучения В. М. Бу-катова и А. П. Ершовой и др. Появился целый ряд авторских школ. но все эти направления и технологии, при всём положительном отно-
шении к ним со стороны их внедряющих учителей, остаются локальными и существуют только там, где они разрабатываются и апробируются.
Учитывая этот факт, в Институте художественного образования российской академии образования была сделана попытка создания инновационной модели комплексного обучения и гуманитаризации образования, предполагающей «сближение двух парадигм образования» (В. И. Слободчиков) [4], внедрение гуманитарных технологий в практику преподавания предметов естественнонаучного цикла. тем более что для апробации такой модели появилась реальная возможность на достаточно широкой инновационной базе (23 школы г. Москвы), в рамках региональной инновационной площадки под названием: «Гуманитаризация образования в условиях использования социокультурной среды города Москвы» (2012—2016 годы — руководитель площадки автор данной статьи). В первый год в составе инновационной площадки было 3 образовательных учреждения, во второй год число базовых школ выросло до 11, в третий год к эксперименту подключились ещё 12 сетевых школ [2].
Условием освоения содержания всех образовательных дисциплин в образовательном учреждении выступает комплексный интегрированный подход, основанный на учёте психических особенностей возраста, интересов и предпочтений обучающихся. Выстраивать тематику и направления работы, общие для всех изучаемых предметов, необходимо, опираясь на принципы культуросообразного образования (интеграции культуры в образование и воспитание) [6; 7], развития воображения и фантазии, которые являются всеобщим языком обучения. Стержнем такой образовательной деятельности являются три сферы универсального образования и воспитания школьников, которые исходят из базовых начал человеческой природы: сфера познания, которая опирается на мышление и истину, сфера творчества, основу которой составляют чувства и красота, сфера практической дея-
тельности, основывающаяся на воле и общем благе. Обозначенные позиции выделены выдающимся русским мыслителем В. С. Соловьевым, в них важное место отводится эстетическому опыту в системе формирования миропонимания человека [5].
Включение в процесс обучения разных видов творческой деятельности рассматривается как условие для активного познания мира, как область выражения эмоционального внутреннего состояния, как форма художественно-образного осмысления информации, как естественная потребность в духовном росте. Это обосновано тем, что творчество есть самый высокий способ познания жизни и общения с действительностью и природой; это способ гуманного обращения с учеником; это гармонизация отношений с окружающей природой и социумом. Деятельность учащихся при комплексном характере обучения направлена на решение таких важных задач, как развитие самостоятельного мышления, формирование индивидуального мнения, активное проявление обучающегося в разных видах творческой деятельности, развитие представлений о связи природы — человека — науки — искусства; воспитание осознанного отношения к любому знанию и деятельности.
Под комплексным обучением понимается целостный процесс организации общего обучения и воспитания детей и молодёжи, который основан на умении учителей совместно разрабатывать общие направления развития учащихся и внедрять в практику целый ряд единых познавательных и воспитательных задач при работе с одними и теми же школьниками (обучающихся в параллели). В основе комплексного обучения лежат образовательные блоки — совокупность взаимосвязанных тем и понятий (например: равенство, динамика, диалог, родство, иерархия, постоянство, ритм, взаимодействие...), изучаемых и осваиваемых на разных предметах. Наиболее эффективными формами работы в рамках комплексных блоков являются:
• нахождение точек пересечения тематики, понятий и технологий обучения между разны-
ми учебными дисциплинами;
• выбор общей темы (проблемы) для комплексного образовательного блока, цикла интегрированных занятий в условиях со-творческой деятельности разных педагогов;
• определение общих направлений работы между интегрируемыми образовательными дисциплинами и видами творческой и исследовательской деятельности школьников;
• постановка общих целей и задач образовательного блока;
• нахождение способов (методов, средств, технологий) решения поставленных задач для разных образовательных предметов;
• планирование интегрируемых видов работ — организация разнообразных форм взаимодействия базового и дополнительного образования;
• педагогическая рефлексия: выявление удачных и неудачных моментов, нахождение причин неудачи, других вариантов для решения неудавшихся моментов.
Комплексный подход обеспечивает полноценное развитие обучающихся в ходе изучения всех предметов одновременно. Чем богаче разнообразными связями окружающая человека среда, тем активнее происходит процесс обучения и развития. С этой целью в образовательном учреждении важно поощрять творческие формы организации самого образовательного процесса, которые возникают спонтанно, без специальной подготовки обучающихся. Именно такой комплексный подход отождествляется с понятием «культура», «эстетическим воспитанием», «гуманитарным образованием» как более высокий и качественный уровень обучения детей с позиций духовности, нравственности, художественности и научности.
С учётом перечисленных выше позиций выделены базовые направления развития детей и молодёжи, которые становятся ведущими в том или ином возрасте:
1) когнитивное функционирование (мыслительные действия, интеллектуальное развитие, познавательный интерес): развитие логики и диалектического мышления, форми-
рование умения осваивать, понимать различного рода информацию, развитие исследовательских навыков, освоение элементарного представления о механизме познания;
2) личностные установки (самостоятельность, самоуправление, самооценка, самостоятельность мышления): формирование представлений о происходящем, воспитание желания и умения доводить начатую работу до конца, развитие первичных представлений о художественном образе;
3) коммуникативность (сотрудничество, умение слушать и слышать друг друга, креативное мышление, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой): развитие умения общаться с другими детьми и взрослыми, формирование первичных навыков исследовательской деятельности, сотворчество с детьми и взрослыми;
4) эстетический опыт (эмоционально-чувственная сфера, художественно-образное мышление, индивидуальность в самовыражении): развитие первичных представлений о разных видах искусства и их об отличиях друг от друга, формирование понятия о символе и знаке; художественная активность; развитие способности откликаться на выразительный язык разных искусств, соотносить художественный образ одного искусства с другим (цвет и звук, музыка и движение, действие и речь, характер мелодии, цвета в картине и др.);
5) интегрированное мышление (обобщение и синтез, перенос информации и знаний): развитие умения переносить информацию (представления, понятия, действия) с одной области знаний (вида деятельности) на другую область.
В основе реализации комплексного обучения лежит системно-деятельностный интегрированный подход, ориентированный на полноценное и целостное развитие личности каждого ученика в процессе коллективного освоения всех изучаемых предметов:
1) развитие образовательного потенциала ребёнка: формирование проектного и пространственного мышления; умение ставить перед собой задачи на выполнение конкрет-
ного вида деятельности и планировать свою деятельность; формирование навыков выбора средств достижения целей; умение связывать свои цели и действия с объективной реальностью; умение анализировать результат и процесс собственной деятельности;
2) общение, коммуникация, социализация личности: умение слушать и слышать собеседника, принимать мнение другого человека; развитие чувства слова, обогащение словарного багажа, умение использовать знания терминологии всех образовательных предметов в решении конкретной задачи; расширение познавательного горизонта и умение подбирать аргументы; доброжелательность в общении и умение признавать правоту оппонента; умение работать в коллективе (в том числе в разновозрастном), брать инициативу и ответственность на себя, выполнять разные «роли» в коллективной работе — от руководителя проекта до подчинённого;
3) развитие творческого потенциала детей и молодёжи: способность к неординарным решениям; работа в пространстве «мыслеобразов» (Г. Д. Гачев) [1], позволяющем видеть, представлять проблему целиком; развитие творческих способностей, воображения, полёта фантазии и эмоциональной сферы личности;
4) формирование культурно-личностного аспекта проявления ребёнка: нравственность; потребность в общении с искусством; художественные предпочтения и идеалы; патриотизм; сострадание, сопереживание; активная жизненная позиция;
5) самореализация и саморазвитие личности: применять в жизни знания, полученные по разным дисциплинам; ориентироваться в социуме (детском саду, дома), в пространстве взрослых; искать аналогии, делать выводы, предлагать свои варианты, способы решения, идеи.
В основе такого обучения лежит положение о коренном переосмыслении фундаментальной проблемы подготовки учащихся к реальной жизни, направленность на возрождение и развитие того лучшего, что питало художе-
ственную педагогику прошлого, составляя её методологическую сущность.
В качестве реального примера можно предложить опыт по работе с освоением понятий одной из школ г. Москвы — № 686 «Класс-Центр» (входящей в эксперимент по гуманитаризации образования). Структура их работы основывается на авторской программе «Энциклопедия», или «Обучение по кругу» (авторы С. 3. Казарновский и С. В. Хурумов; далее дан текст из материалов исследования данных авторов).
«Вам что больше нравится: круг или квадрат?
Бытует мнение, что круг — оптимистичнее: по такой траектории можно двигаться плавно и спокойно, не встречая на пути острых углов-препятствий.
А если этот круг — круг знаний?! Какая замечательная картина: плавное и спокойное постижение мира, без необходимости преодолевать ненужные препятствия.
Античный человек знал настоящую ценность того, что называется гармонией, в том числе и гармонией узнавания и осмысления нового. И именно он придумал Энциклопедию (от др.-греч. éyKÚK^io^ nai5eía) — "обучение в полном круге", или "по всему кругу знаний". Правда в наше время античный "полный круг" выглядит не так уж и полно: содержание его в древности и в средние века составляли так называемые семь свободных искусств (artes liberales), то есть грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Прочие знания считались практическими сведениями и в область высокой науки не входили.
Но замечательна сама идея о том, что как-то можно измерить тот обязательный объём-круг знаний, который позволяет молодому человеку считаться готовым к жизни в обществе. Идея Энциклопедии близка ещё и потому, что в Класс-Центре тоже сложился свой "полный круг": три школы, общеобразовательная, музыкальная и драматическая, образующие единое пространство для узнавания, постижения и взросления маленьких и больших людей.
Так родилась авторская технология и программа "Энциклопедия". Как попытка нахождения "общего языка" для трёх школ, для разных областей знаний, для всех предметов. Как попытка выстраивания той образовательной траектории, по которой двигаться будет интересно и легко, потому что не будет ненужных препятствий. Как желание помочь маленькому человеку взрослеть правильно, получая по-настоящему важное и нужное для будущей жизни знание, знание о ней самом в самом широком смысле слова.
Не случайно энциклопедические знания сейчас так и понимают, как широкие знания.
Целями программы "Энциклопедия" стали:
• развитие умения учащихся приобщать общечеловеческий опыт к личному, то есть переводить на язык собственных мыслей и эмоций непохожие формы и явления жизни;
• воспитание потребности школьников в образовании и самообразовании, то есть умения развивать и увеличивать уже имеющийся опыт, применять в новых сферах жизни имеющиеся знания и умения;
• формирование представления учеников о культуре как о целом, то есть о взаимосвязи и взаимовлиянии повседневной, деловой, общественной, государственной, духовной и эстетической сфер жизни.
В поисках "общего языка", осуществлении профессионального договора между педагогами всех трёх школ сложилась система понятий, которые были выработаны как ключевые по отношению к содержанию образования для учеников 5—9 классов.
Идея пространственно-временного упорядочивания (ритм) в пятом классе сменяется в шестом идеей диалога (понятие упорядочивания углубляется: оказывается, для того чтобы его достичь, необходимы разговор и договор). Разговор и договор позволяют определить общую систему координат, для которой неизбежны отчасти неравномерность и даже асимметрия. В седьмом классе предметы пронизывает идея иерархии (идея диалога трансформируется: появляется тема неравенства). после того как определены пространствен-
но-временные, коммуникативные и организационные ориентиры, в восьмом и девятом классах происходит уточнение границы между единым и разным во всех предметных полях знаний. В восьмом классе в центре — идея элемента, части, частности (в гуманитарных предметах — субъекта, личности, человеческого достоинства), а в девятом, в продолжение логики восьмого, идея системы, целого, включающего в себя часть, элементы.
на своих уроках каждый учитель в контексте работы по освоению предметного знания организует работу по постижению смысла ключевого понятия. А чтобы выяснить, насколько эффективно и качественно это происходит, в каждой четверти проводится срезовая работа в жанре эссе, в которой в форме свободного размышления-рассуждения ученики высказываются на тему, так или иначе связанную с ключевым понятием. тема всегда презентуется перед учениками в ходе урока-консультации, которую проводит учитель, к предмету которого тема имеет непосредственное прямое отношение, но его задача — представить учащимся тему как повод порассуждать о разных явлениях, событиях, фактах, закономерностях, неожиданных сходствах, обнаруженных в ходе размышлений.
Особое место в процессе формирования у учеников интегративных навыков, особого синтетического знания, умения чувствовать и проявлять глубинные связи между абсолютно разными реалиями жизни занимает Совместный урок. Совместный урок — это, по сути, коллективный педагогический проект учителей разных предметов и школ. он сам по себе продукт взаимодействия и взаимопонимания, сотрудничества взрослых, но он же и пример, и призыв к подобному образу жизни и мысли для учеников. В ходе Совместного урока очень важно, чтобы ученики увидели и поняли, КАК педагоги переводят проблемы, вопросы, открытия, законы, парадоксы, загадки другого предмета на язык своего собственного. Совместный урок даёт в руки ученика инструмент, метод перевода. темы совместных уроков могут быть связаны с ключевы-
ми понятиями, могут появляться из тем эссе, могут рождаться из любой образовательной ситуации.
Кульминацией работы и взрослых, и детей с пятого по девятый классы становится ин-тегративный экзамен в десятом классе. В экзаменационном исследовании решаются те же задачи, что и в эссе, но на более широком материале и с большей строгостью метода. Экзамен — опыт взросления интегративных навыков. Перед учащимся и научным руководителем стоит задача определить круг предметов, наглядный материал, метод анализа и интерпретации. Темами экзаменационного исследования могут стать такие, как "Ген и жанр", "Распад атома", "Сублимация", "Перспектива", "Карта и картина", "Зерно и рыба", "Человек, который смеётся" и другие.
но экзамен — это ещё и успешная презентация исследования. навыки успешной презентации можно усовершенствовать, пройдя курс УПК (Успешной Публичной Коммуникации). УПК — это мастер-класс по риторике, задача которого научить школьников публично выражать свои мысли, говорить то, что думаешь на языке тех, кто тебя слушает. Форм организации курса множество. Это и дискуссионная площадка, когда на текущих и выездных занятиях обсуждаются масштабные темы: противостояние христианства и ислама, другие и чужие, либеральные ценности и смертная казнь. Её гостями и ведущими в разные годы были профессор В. И. Уколо-ва, политик Валерия новодворская, главный редактор "новой газеты" Дмитрий Муратов. Это и организованная по жёсткому технологичному сценарию игра "Кинопробы", задача которой разговорить всех жителей Класс-Центра, а поводом для этого разговора становится художественный фильм как иллюстрация к важным и обсуждаемым проблемам. Это и работа "Киноклуба", постоянные члены которого совершенствуют коммуникативные навыки в процессе создания видеорецензий к просматриваемым и обсуждаемым художественным фильмам.
Всё, о чём мы рассказали, это и есть техно-
логия и программа "Энциклопедия".
Важно, что благодаря ей для всех нас становится очевидно, что нет образования обязательного (традиционно — общего) и дополнительного. Есть ОБРАЗОВАНИЕ, есть круг знаний, по которому идти легко и который не замкнётся никогда, иначе было бы скучно и бессмысленно» [2].
практический аспект нового подхода к организации образовательного процесса не только понятен, он уже остро ощущается в педагогическом сообществе. Это, с одной стороны, позволит провести анализ всего содержания школьного образования и избавиться от шелухи, а с другой — будет способствовать совершенствованию механизмов и технологий обручения. Это соответствует здравому смыслу — получение лучшего результата при минимальном усилии (повышение коэф-
фициента полезного действия). А внедрение экологического, регионального и историко-культурного аспектов содержания позволит соединить две концепции образовательного процесса — гуманитарную и естественнонаучную, как две части органического целого, как указывалось выше — в условиях внедрения гуманитарных технологий в преподавание предметов естественнонаучного цикла.
В заключение хочется привести слова американского учёного Дж. Фрейберга: «Внутри каждого человека есть способность управлять своей жизнью так, чтобы она удовлетворяла его самого и имела конструктивный социальный смысл. При особом, помогающем отношении человек получает свободу искать и находить мудрость и уверенность внутри себя, и он начинает совершенствовать всё более здравые и продуктивные выборы» [3].
Примечания
1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Москва : Прогресс ; Культура, 1995. 480 с.
2. Городская инновационная площадка «Гуманитаризация образования в условиях комплексного использования социокультурной среды города Москвы» 2012—2016 гг. : научно-методическое пособие / под общей ред. Л. Г. Савенковой. Москва : Интеллект-Центр, 2014. 384 с.
3. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. Москва : Смысл, 2002. 528 с.
4. Слободчиков Б. И, Исаева Е. И. Психология человека : учебное пособие для вузов. Москва : Школа-Пресс, 1995. 384 с.
5. Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. Москва : Республика, 1997. 431 с.
6. Кудрявцев Б. Т., Слободчиков Б. И., Школяр Л. Б. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. 2001. № 4. С. 4—46.
7. Школяр Л. Б., Савенкова Л. Г. Сад детства. Новый взгляд на дошкольное образование. Москва : «ТЦ СФЕРА», 2014. 128 с.
References
1. Gachev G. D. Natsional'nye obrazy mira. Kosmo-Psikho-Logos [National images of the world. Cosmo-Psikho-Logos]. Moscow, Progress Publishers, 1995. 480 p.
2. Savenkova L. G., ed. Gorodskaya innovatsionnaya ploshchadka "Gumanitarizatsiya obrazovaniya v usloviyakh kompleksnogo ispol'zovaniya sotsiokulturnoy sredy goroda Moskvy" 2012—2016 gg. [City innovative platform "Humanitarization of education in the conditions of complex use of the sociocultural environment of the city of Moscow" 2012—2016]. Moscow, Intellect-Centre Publ., 2014. 384 p.
3. Rogers С., Freiberg H. J. Freedom to Learn. Third Edition. Macmillan College Publishing Company. 1994. (in Russ. ed.: Rodzhers K., Freiberg Dzh. Svoboda uchitsya [Freedom to study]. Moscow, Smysl Publ.,2002. 528 p.)
4. Slobodchikov V. I., Isaeva E. I. Psikhologiya cheloveka [Psychology of the person]. Moscow, Shkola-Press Publ. [School-press Publ.], 1995. 384 p.
5. Solov'ev S. M. Vladimir Solov'ev. Zhizn' i tvorcheskaya evolyutsiya [Vladimir Solovyov. Life and creative evolution]. Moscow, Republik Publ., 1997. 431 p.
6. Kudryavtsev V. T., Slobodchikov V. I., Shkolyar L. V. Kul'turosoobraznoe obrazovanie: kontseptual'nye osnovaniya [Kulturosoobrazny education: conceptual bases]. Izvestiya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya [Proceedings of Russian Academy of Education]. 2001, No. 4, pp. 4—46.
7. Shkolyar L. V., Savenkova L. G. Sad detstva. Novyi vzglyad na doshkol'noe obrazovanie [Childhood garden. A new view on preschool education]. Moscow, TC-SFERA Publ., 2014. 128 p.