References
1. Basin E. Ya., Krutous V. P. Filosofskaya estetika i psikhologiya iskusstva [Philosophical aesthetics and psychology of art]. Moscow, Gardariki Publ., 2007. 286 p.
2. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ], 1993. 445 p.
3. Mankovskay N. B. Fenomen postmodernizma. Khudozhestvenno-esteticheskiy rakurs [The phenomenon of postmodernism. Artistic and aesthetic perspective]. Moscow, ST. Petersburg, Centre for humanitarian initiatives Publ., University book Publ., 2009. 495 p.
4. Suminova T. N. Khudozhestvennaya kultura kak informatsionnaya sistema (mirovozzrencheskie i teoretiko-metodologicheskie osnovaniya) [Art and culture as an informational system(world outlook and teoretiko-methodological bases)]. Moscow, Akademicheskiy proekt Pul. [Academic Project Publ.], 2006. 382 p.
5. Eizenshtein S. M. Izbrannye proizvedeniya, v 6 tomakh, tom 2 [Selected works, in 6 volumes, vol. 2]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ], 1961—1971. 734 p.
О
СВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ МОСКОВСКИХ ШКОЛ УДК 37.036:316.614 О. И. Радомская
Институт художественного образования Российской академии образования
В статье раскрыты условия освоения социокультурной среды города учащимися. Автор делает выводы о том, что в Москве создана уникальная социокультурная среда, способствующая формированию творческих способностей учащихся, при этом художественное образование в общеобразовательных школах наиболее полноценно осуществляется при интегрированном подходе к преподаванию предметов гуманитарно-художественного цикла.
Ключевые слова: социокультурная среда, художественное образование, интегрированный подход к преподаванию искусства, общеобразовательная школа.
O. I. Radomskaya
Institute of Art Education of Russian Academy of Education, Pogodinskaya str. 8, bldg 1, 119121, Moscow, Russian Federation
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE CITY IN ART EDUCATION SCHOOLS IN MOSCOW
This article deals with the conditions of development of the sociocultural environment of the city students. The author concludes that Moscow has created a unique social and cultural environment conducive to the formation of creative abilities of pupils. Art education in secondary schools is carried out most fully integrated approach to teaching subjects art cycle.
Keywords: social and cultural environment, artistic education, integrated approach to teaching art, secondary school.
В настоящее время в Москве создаётся особая детско-взрослая здоровьесберегающая и творчески активная воспитательная межшкольная среда, ориентированная на формирование у детей и юношества (на разных ступенях взросления) базовых социально значимых компетенций средствами искусства. Под руководством доктора педагоги-
ческих наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования Л. Г. Савенковой активно внедряется в практику работы с учащимися образовательных учреждений города Москвы направление художественного образования, связанное с развитием индивидуальных способностей и социокультурных компетенций учащих-
РАДОМСКАЯ ОЛЬГА ИГОРЕВНА — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования
RADOMSKAYA OLGA IGOREVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Senior Research Fellow of the Institute of Art Education of Russian Academy of Education
e-mail: olgaradomskaia@mail.ru © Радомская О. И., 2015
ся в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания.
Согласно исследованиям Лаборатории интеграции искусств Института художественного образования Российской академии образования, всеобщее поликультурное, полихудожественное воспитание и интегрированное образование выступают как социокультурное явление, которое несёт в себе ценности, нормы, эстетические идеалы и представления о мире, существующие в обществе и культуре.
Искусство в школе — это система учебной и внеучебной художественной деятельности учащихся. Предметы гуманитарно-художественного цикла в школе являются важным звеном в системе общего и эстетического воспитания детей и юношества.
Для общеобразовательных школ, в связи с ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на уроки искусства, наилучшим является интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства, музыки, литературы, МХК и др.
Целями интегрированного преподавания искусства в системе общего образования являются развитие полихудожественных творческих возможностей ребёнка с помощью искусства, а также расширение горизонтов освоения окружающего мира и культуры мира школьниками, формирующее осмысленное отношение к искусству и развивающее интерес ко всему прекрасному вокруг [2].
Согласно мысли Б. П. Юсова, одними из главных принципов интегрированного подхода к преподаванию искусства являются учёт географических, исторических, культуроген-ных факторов создания произведений искусства в едином потоке культуры; учёт региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремлённостью народа; связи региональной и мировой художественных культур [7, с. 4].
Теория интегрированного преподавания искусства основывается на полихудожественном подходе к его освоению детьми. Полихудожественный подход к преподаванию искус-
ства в школе, на наш взгляд, является необходимым условием для разнообразия художественной практики детей, развития интереса к окружающему многообразию, вмещая «новые элементы культуры: как внутрь, так и наращивая сверху новые, более ёмкие слои» [7, с. 13].
Интеграция в педагогическом аспекте предполагает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в рамках одного занятия на основе их взаимопомощи и дополнительности. М. Янушевская-Варых определяет интеграцию «как соединение элементов в целое, однако такое целое не является просто их суммой, но новым качеством»
[9, с. 41].
По словам Б. П. Юсова: «интегрированный подход к образованию в области искусства является одним из правил решения вопросов художественного образования учащихся. Он позволяет вмещать в рамки общеобразовательной школы все стороны и всё разнообразие видов и форм современной общественной художественной культуры» [8, с. 13].
решить обозначенные проблемы можно посредством построения в образовательном учреждении научно обоснованной системы взаимодействия базисного компонента образования и системы дополнительного художественного образования учащихся, конечно, при наличии среды творческого поиска, сотворчества учащихся и педагогов в процессе организационно-воспитательной работы средствами предметов гуманитарно-эстетического цикла.
для создания в школах россии интеграционного воспитательного и развивающего пространства, направленного на саморазвитие детско-взрослой общности в системе всеобщего поликультурного образования школьника и учителя, необходимы уникальные поликультурные образовательные модели, в которых учтены региональные особенности и специфика региона. Всё это представляет собой механизм социального партнёрства, ориентированного на активное взаимодействие с учреждениями культуры, вузами, специальными учреждениями среднего образования
гуманитарно-художественной направленности, учреждениями дополнительного образования. Учитель в школе при этом играет центральную роль, от уровня его квалификации, профессионального мастерства и культуры во многом зависит будущее учащихся, их культурный и интеллектуальный уровень. Поэтому важно в каждой школе построить особую поликультурную образовательную модель.
В качестве примера раскроем особенности поликультурной образовательной модели средней общеобразовательной школы № 875 г. Москвы (ГБОУ СОШ № 875 г. Москвы), научным руководителем которой является Л. Г. Савенкова [5, 6]. Под методическим руководством О. И. Радомской проводится научно-методическая работа с учителями школы, в результате которой учителя разрабатывают авторские инновационные образовательные технологии в рамках Федерального государственного образовательного стандарта России [4].
Задачи художественной деятельности школы связаны со стимулированием творческого потенциала учителя и учащихся в условиях развивающей творческой среды общения; с развитием и апробацией многоуровневых инновационных образовательных технологий, направленных на развитие способностей учащихся; с формированием ведущих компетенций учителя и ученика, обеспечивающих конкурентоспособность российского образования.
Образовательная инновационная работа в школе № 875 г. Москвы обусловлена новым пониманием отношений между всеми субъектами образовательного процесса и особой значимостью личности для современного российского государства.
ГБОУ СОШ № 875 города Москвы более 15 лет является опытно-экспериментальной площадкой Института художественного образования Российской академии образования по внедрению в практику школ интегрированных развивающих технологий обучения в условиях активного взаимодействия базового и дополнительного образования. Цель всей
педагогической работы школы связана с формированием развивающего интегрированного пространства, направленного на художественное развитие каждого школьника. В школе организуются особые дружественные детско-взрослые общности учащихся, педагогов и родителей, ведущей деятельностью которых является совместная творческая, развивающая работа, построенная на принципах сотворчества.
В ГБОУ СОШ № 875 создана особая поликультурная художественная межшкольная среда, ориентированная на формирование у детей и юношества (на разных ступенях взросления) базовых социально значимых компетенций: интеллектуальных, коммуникативных, поликультурных, социальных, информационных, научных, языковых, этических. Поликультурным является и состав учащихся данной школы, в которой учатся как российские дети, так и дети из стран СНГ и Западной Европы.
Развивающие задачи исследовательской и проектной работы учащихся по искусству соотносятся с современными задачами развития личности школьников в любых областях общего образования в соответствии с ФГОС нового поколения, такими как развитие личности через познание мира, других людей, самопознание; развитие творческой инициативы; развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Инновационная проектная работа по созданию особой интегрированной среды представлена в системе общего и дополнительного художественного образования школы, а также в клубной деятельности учащихся школы. В этом направлении работают следующие социальные проекты: «наш город в прошлом и настоящем», театральный фестиваль «Серебряная маска — 875» Проект «Школьное радио» и т.д.
Конструируются вариативные модели дет-ско-взрослой общности в соответствии с особенностями данного образовательного учреждения, образовательных и культурных учреждений округа в процессе волонтёрской
работы старшеклассников школы по проведению выездных спектаклей в детских садах, больницах, школах и детских домах и т.д. В данном направлении работают следующие социальные художественные проекты: Программа «Город Равных», Ученический совет «Горячие сердца» ГОУ СОШ №875, Акция «Дети — детям», Туристическо-краеведче-ская деятельность «По местам боевой славы», «Детство — это ты и я», «Вместе — дружная семья», «Родник души моей. Детский фольклор» и т.д. Создан и успешно функционирует Ученический совет школы «Горячие сердца», который занимается реализацией социально значимых дел школы средствами искусства. В каждом классе средней и старшей школы есть свой малый ученический совет. Учителя — классные руководители и вожатые, а также некоторые учителя-предметники создают программы воспитательной работы, разрабатывают методическое содержание социальных художественных проектов [1].
Разработан и апробируется долгосрочный социальный проект «Мы вместе», в котором участвуют ГБОУ СОШ № 875 и школа-интернат № 44 г. Москвы. Этот проект направлен на поддержание устойчивых взаимоотношений и на реализацию совместных воспитательных задач, а главное — на решение проблемы изоляции детей и молодёжи с ограниченными возможностями от сверстников — средствами искусства, совместного творчества, при погружении в изучение основ театральной культуры. Решается проблема организации досуга и творческого развития учащихся средней и старшей школы, выпускников — студентов.
В ГБОУ СОШ № 875 более десятилетия под руководством директора школы И. С. Козловой проводится Ежегодный театральный фестиваль «Серебряная маска — 875». Каждый класс является театральным коллективом, в котором классный руководитель — режиссёр, а ученики — актёры, сценаристы, художники-декораторы, художники по костюмам и др. Во время подготовки к спектаклям дети знакомятся с искусством разных стран и эпох.
Так как представления учащихся об искус-
стве складываются из освоения как мирового художественного наследия, так и отечественного искусства, народного творчества, а также из развития общего кругозора, знаний о мире, природе, взаимосвязи человека и природы, то в школе активно развивается система музейной педагогики.
Музейная работа в школе опирается на методические принципы — «триединство художественно-воспитательных целей», которые сформулировала В. Н. Полунина: «от воспитания основ эмоциональной, эстетической культуры восприятия прекрасного в искусстве и окружающей нас природы; через практическое изучение отдельных сторон идейно-художественной ценности памятников искусства; к творчеству личному, обогащённому общением ребёнка с искусством» [3, с. 77].
Учителя школы выстроили систему взаимодействия с музеями и выставками по темам учебных предметов (история, литература, химия, физика, биология, МХК, ИЗО). И. Д. Дее-ва разработала интегрированный элективный курс «Шедевры Третьяковской галереи».
В школе открыт музей традиционной тряпичной куклы «Берегиня», в котором М. И. Ерманок проводит обзорные экскурсии, интерактивные занятия, мастер-классы, уроки изготовления экспонатов музея. При музее традиционной тряпичной куклы «Берегиня» работает семейный клуб «Иван да Марья».
художественное образование в школе осуществляется также на интегрированных уроках в комплексных образовательных блоках по взаимодействию уроков естественнонаучного и гуманитарно-художественного циклов (О. А. Морозова, Т. В. Потолокова, Е. Ю. Аксенова, А. Ю. Ахметшина, Л. В. Зыкова и др.), а также в рамках интегрированных элективных курсов (например, интегрированный элективный курс по технологии: «История костюма и дизайн одежды» и др.) [1].
Итак, большое значение в построении системы художественного образования в общеобразовательной школе имеет решение проблемы активного взаимодействия с другими образовательными учреждениями, в том чис-
ле с культурными учреждениями и учреждениями дополнительного образования, а также с учреждениями науки и культуры (театры, музеи, научно-исследовательские институты, вузы и др.). Эта деятельность должна быть на-
правлена на развитие региональных детско-юношеских общностей, которые можно рассматривать как новые социальные институты, консолидирующие детей и молодёжь вокруг ценностей в данном регионе.
Примечания
1. Из опыта работы школ города Москвы в рамках городской инновационной площадки «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы». Москва : Интеллект-Центр, 2015. 176 с.
2. Олесина Е. П., Радомская О. И. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся [Электронный ресурс]. URL: art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/olesina_radomskaya.pdf
3. Полунина В. Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. Москва : Просвещение, 1982.
4. Радомская О. И. Интеграция искусств как основа продуктивной модели современной школы // Материалы всероссийской конференции «Интеграция — основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования: Юсовские чтения», ИХО РАО (1—3 ноября 2010 г., г. Москва). Москва, 2010.
5. Савенкова Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. Москва : МАГМУ-РАНХиГС, 2014. 156 с.
6. савенкова Л. г. Интегрированный предметно-пространственный подход к процессу освоения искусства в школе // Виды искусств и их взаимодействие. Москва : ИХО РАО, 2001. C. 131—133.
7. Юсов Б. П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении и развитии духовной личности ребёнка // Инновационные технологии образовательной области «Искусство» : материалы педагогических чтений. Москва : Институт художественного образования Российской академии образования, 2002.
8. Юсов Б. П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания : сборник научных статей. Москва, 2003.
9. Янушевская-Варых М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. Москва : Издательский дом Российской академии образования, 2006. 369 с.
References
1. Experience of schools in the city of Moscow in the framework of urban innovation platform "Humanization of education in terms of complex development of social and cultural environment of the city of Moscow". Moscow, Intellect-Centre Publ., 2015. 176 p. (In Russian)
2. Olesina E. P., Radomskaya О. I. Integrated approach to teaching fine arts in school as a condition of formation of art perception and thought students. Available at: art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2015/olesina_ radomskaya.pdf
3. Polunina V. N. Art and children: Experience of the teacher. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1982. (In Russian)
4. Radomskaya О. I. Integration of the Arts as a basis for a productive model of the modern school. Proceedings of the All-Russian Conference "Integration — the basis of modern productive models of Humanities and arts education" (November 1—3, 2010, Moscow). Moscow, 2010. (In Russian)
5. Savenkova L. G. Education of the person in the space of peace and culture: integration in pedagogy of art. Moscow, 2014. 156 p. (In Russian)
6. Savenkova L. G. Integrated object-space approach to the development of art in school. Arts and their interaction. Moscow, Publishing house of the Institute of Art Education of Russian Academy of Education, 2001. Pp. 131—133. (In Russian)
7. Yusov B. P. Incarnation of the foundations of humanistic philosophy in the development of the spiritual personality of the child. Innovative technologies educational area "Art": teaching materials. Moscow, Publishing house of the Institute of Art Education of Russian Academy of Education, 2002. (In Russian)
8. Yusov B. P. New horizons school of arts and culture. Art in the modernization of school education. Moscow, 2003. (In Russian)
9. Yanuszewskaya-Varyh M. Educational opportunities in music education of children of different intellectual level. Moscow, Publishing House of the Russian Academy of Education, 2006. 369 p. (In Russian)