педагогические науки
Прокопенко Роман Александрович ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ...
УДК 378
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Прокопенко Роман Александрович, аспирант педагогического института
Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проанализировав предпосылки и сам процесс эволюции управленческой мысли к гуманистическому полюсу, автор статьи выявил особенности и функции управления в современном мире. Феномен управления и его функции осмыслены в ориентации на субъект-субъектные взаимоотношения и особенности управленческого труда в информационном обществе, обоснованы необходимые для этого личностные качества и способности. Отношение к управленческой компетентности личности как общекультурной и универсальной подводит к вопросу о педагогических условиях активации ресурсов социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе образовательных организаций высшего образования.
Ключевые слова: гуманистическое направление, информационное общество, управление, функции управления, субъект-субъектные отношения, человекосоразмерность образования, управленческая компетентность личности.
HUMANISTIC DIRECTION IN THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT THOUGHT AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THEORY AND PRACTICE OF HIGHER EDUCATION
© 2018
Prokopenko Roman Alexandrovich, graduate student of the Pedagogical Institute
Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, Karl Marx street, 68, e-mail: [email protected])
Abstract. Analyzing the prerequisites and the process of evolution of managerial thought to the humanistic pole, the author of the article revealed the features and functions of management in the modern world. The management phenomenon and its functions are understood in the orientation to subject-subject relationships and the features of managerial work in the information society, the necessary personal qualities and abilities are grounded for this. Attitude to the administrative competence of the individual as a general cultural and universal leads to the question of the pedagogical conditions for activating the resources of socio-humanitarian disciplines in the educational process of institutions.
Keywords: humanistic direction, information society, management, management functions, subject-subject relations, human-size education, managerial competence of the individual.
Гуманистическое направление в развитии современной управленческой мысли связано с изучением и анализом поведения, мотивов, потребностей и взаимоотношений людей, которые в свою очередь обеспечивают устойчивое развитие общества на фоне общечеловеческих проблем современного мира. Оно возникло в связи с очередным мировым экономическим кризисом, вызвавшим к концу первой трети ХХ в. снижение эффективности подавляющего количества предприятий. Недостаточный учет человеческого фактора в сфере управления стал причиной критики технократического управления персоналом и классической школы в целом (Э. Мэйо, А. Маслоу и др.), потребовал пересмотра не только ключевых принципов управления и управленческой парадигмы, подходов к подготовке специалистов, но и, как оказалось, обновления философско-педагоги-ческих оснований формирования управленческой компетентности личности в системе высшего профессионального образования.
В последней трети ХХ в. мир вступил в новую стадию своего развития. Этот процесс называют третьей социально-технической революцией или информатизацией общества и, соответственно этим параметрам, -постиндустриальным или информационным обществом.
Главное следствие третьей промышленно-техноло-гической революции (другое название - научно-техническая революция, НТР) заключается в появлении новых товаров, технологий, отраслей, форм организации труда, рынков, материалов и источников энергии. Основой производственной силы становится наука, что приводит к кардинальным изменениям в различных сферах жизнедеятельности и производства.
Переход от производства стандартизированной и унифицированной продукции к индивидуализированному производству, потреблению и индивидуализированному образу жизни, быстрое распространение информационно-коммуникативных технологий создают поле для взаимодействия, расширяют культурное пространство во всем его многообразии, формируют условия для проявления индивидуальности, появления новых ценностей и нового взгляда на мир.
Если теория постиндустриального общества описы-
вала процесс перехода к новому обществу, в котором главным стало производство услуг, информации и знаний (А. Турен, Д. Белл, П. Друкер и др.), то появившаяся несколько позже теория информационного общества анализирует роль информации и знаний в современной экономике и жизни людей (М. Порат, М. Кастельс и др.). Примечательно, что Д. Белл употребляет понятие «информационное общество» не для обозначения очередной фазы постиндустриального общества, а для обозначения новой социокультурной доминанты - информации [1].
По мнению сторонников теории информационного общества, информационный подход преобладает в понимании человека и бытия человека как субъекта информационного процесса, как творца и носителя информации и знания. Такому обществу свойственно стабильное и эффективное взаимодействие населения с правительством и со всей системой государственной власти, впервые обеспечивающей гражданам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на деятельность правительства и других государственных структур, осуществлять контроль над этой деятельностью.
В контексте эволюции современной управленческой мысли актуальными для нас были определения информационного общества, в которых выделяются новые признаки, черты и функции феномена управления, и наоборот: определения понятия «управление», в которых учитываются особенности информационного общества.
По мнению некоторых ученых (Н.В. Новичков и др.), в конце ХХ - начале XXI вв. роль информации в обществе возросла и произошла десятая управленческая революция (другими словами, информационная), характеризующаяся появлением средств связи, телевидения, печати, электронной почты, интернета и т.д. Экспертные системы, искусственный интеллект, виртуальная реальность и бурно развивающиеся компьютерные технологии выводят управление на новый виток развития, что в свою очередь оказывает влияние на все виды деятельности.
Поэтому информационному обществу свойственны увеличение значимости информации и знания в жизни общества и человека, возрастание роли информацион-
Prokopenko Roman Alexandrovich pedagogical
HUMANISTIC DIRECTION ... sciences
ных коммуникаций, продуктов и услуг общественно-экономической и культурной жизни, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах. В связи с этим в информационном обществе ученые выделяют даже управление знаниями, понимая под этим «разработку и размещение учебных материалов, формализацию неявных педагогических знаний с помощью современных инфокоммуникационных средств, а также обеспечение доступа к этим материалам для последующего открытого обсуждения» [2, с. 34].
Не случайно близкое по смыслу научное направление «когнитивный менеджмент» появилось на рубеже XX - XXI вв. Оно связано «с рефлексией философской мысли относительно необходимости и возможности приведения в соответствие теории управления с практикой социальной жизни» и интерпретируется как управление, свойственное информационному обществу [3, с. 101].
Таким образом, именно в информационном, а не постиндустриальном обществе, информация и управление
- это два не только взаимосвязанных, но и взаимозависимых понятия: «любой управленческий процесс может быть представлен как информационное взаимодействие объектов, приводящее к целенаправленному изменению функционирования одного из них» [4, с. 78] (курсив наш
- Р.П.).
Проблемы, возникающие в информационном обществе, приводят к необходимости выявления новых функций управления, отвечающих на не известные ранее вызовы (скорости обновления и увеличения объемов информации, быстроменяющиеся технологии ее поиска, хранения, распространения, многообразие источников и т.п.). Современные ученые формулируют новые функции в русле определенных научных направлений развития менеджмента в ХХ - начале XXI вв.
Так, основоположник административной школы А. Файоль (1841 - 1925 гг.) считал, что «управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать» [5]. В соответствии со своими научными взглядами он выделял взаимодействующие операции: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные, - и, ориентируясь на этапы управленческого цикла, указывал пять основных функций управления: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль [5].
По объективным причинам школа Файоля не уделяла достаточного внимания ни «социальным аспектам управления (что затруднило ее синтез с социологическим направлением)», ни психологическим и поведенческим факторам организации работы. Поэтому административной школе было свойственно «рационалистическое понимание», которое впоследствии привело к необходимости разработки новых подходов, учитывающих роль субъективных факторов в управлении [6, с. 19-20].
Развивая идеи административной школы, сторонники процессного подхода: А. Файоль (1841 - 1925 гг.), автор концепции процессного подхода, Л. Урвик (1894
- 1983 гг.), исследователь организации и методов управления, Д. Муни (1884 - 1957 гг.), разработчик принципа делегирования ответственности, и др., - рассматривали управление как сложно устроенную последовательность действий, каждое из которых влияет на общий процесс управления. К базовым функциям управления они тоже отнесли планирование, организацию, мотивацию и контроль, но дополнили их связывающими процессами -коммуникации и принятия решений [5]. С точки зрения процессного подхода, вышеуказанные функции рассматриваются как органически взаимосвязанные, вместе они образуют единый процесс управления, а управление рассматривается как «циклически организованная система управленческих функций» [6, с. 24]._
В информационном обществе основные функции требуют дополнительной «конкретизации наполняемости и увеличения адаптивности данных функций к современным условиям» [7, с. 90]. Поэтому вышеперечисленные функции управления постоянно модифицируются и расширяются.
Адаптивность традиционных функций к усложняющемуся содержанию деятельности способствует появлению новых теорий управления, в центре которых процессы самоорганизации и саморазвития организаций. «При этом построение саморазвивающейся организации невозможно без включения этого процесса на всех уровнях, начиная с каждого сотрудника» [8, с. 94] (курсив наш - Р.П.).
Современная система управления складывается и действует не только в соответствии с содержанием функций управления и характером отношений, лежащих в основе управленческих взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых она формируется, с присущими ей принципами построения, функционирования и преобразования.
Д.М. Гвишиани считает, что с учетом «видовых особенностей» ближайшим к понятию «управление» сейчас становится понятие «отношение» [9, с. 29]. Охарактеризовать управление без общественных отношений, по мнению ученого, не представляется возможным: в процессе управления сотрудники вступают в определенные управленческие отношения, которые субъективируют процесс общественных действий участников управления.
На этом основании управление рассматривается как вид социальной деятельности, а управленческие отношения - как «система взаимосвязей между субъектами управления, в основе которой лежит заинтересованность одного субъекта в определенном функционировании другого субъекта [...] и заинтересованность второго субъекта вести себя соответственно [...] для достижения своих целей, поддержания эффективного функционирования, развития и др.» [10, с. 1145] (курсив наш - Р.П.).
В гуманистическом русле управление рассматривается как деятельность, основывающаяся на процессах «человек-человек». В их основе - установление равных отношений «с целью усиления резервов личности для успешного решения проблем, эффективного достижения цели, <...> понимания и принятия другого для достижения целей управленческой деятельности» [11, с. 35] (курсив наш - Р.П.). Другими словами, в основе управленческой деятельности лежат субъект-субъектные взаимоотношения, которые невозможны вне общения [12].
Таким образом, в результате анализа современных научных идей и подходов мы пришли к выводу, что в условиях информационного общества управление в социальных системах подразумевает деятельность на основе субъект - субъектных отношений. Их эффективность зависит от гибкости ума, понимания особенностей управленческого труда, эмоционально-волевых качеств и гуманистически-ценностных ориентаций личности, а также ее способностей организовывать свою и коллективную работу, решать нестандартные задачи, принимать оптимальные управленческие решения, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Поскольку деятельность «регулируется не инстинктами, но культурой, то есть имеет социальную основу» [13, с. 13], то в процессе управления используются разнообразные ресурсы, в том числе и человеческие, которые, как мы убедились, в информационном обществе выходят на первый план.
Человек является своего рода основой социальных отношений (связей, взаимоотношений), причем на разных уровнях: в масштабах человечества, на уровне государств, наций, в сфере межличностных отношений, наконец, на уровне преломления социальных отношений Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Прокопенко Роман Александрович ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ...
в жизнедеятельности каждой отдельной личности, ее потребностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивации, самосознания, самоактуализации.
«Управление опирается на потребности, интересы, ценности, установки, опасения человека» [14, с. 11-12]. В зависимости от уровня жизнедеятельности и общественного развития меняются его характеристики, но главное направление этих изменений - усиление роли человеческого фактора в осуществлении управления» [14, с. 11-12] (курсив наш - Р.П.).
Выявленные тенденции способствуют научным поискам и внедрению новых форм управления организацией, технологий управления и подготовки персонала. Логично, что в связи с этим актуализируется вопрос о характере образования, необходимого для становления управленческой компетентности личности (шире - для подготовки личности к управленческой деятельности).
Что значит успешно управлять? В технократическом контексте всё ясно: «успешно управлять - означает удачно и обоснованно выбирать тип построения целенаправленного воздействия» [14, с. 11] (курсив наш - Р.П.).
Но с гуманистически-педагогической точки зрения, согласно которой, управление - это деятельность, основанная на субъект-субъектных отношениях, важно определить, где проходят допустимые границы управления. Примечательно, что вопрос и ответ на него сформулированы в рамках именно педагогических исследований: «В системе социального управления пределы такого воздействия определяются необходимой мерой самостоятельности и централизма, сотрудничества и партнерства в отношениях субъектов управления, совокупностью параметров социального объекта, поддающихся изменению посредством управленческого воздействия» [15, с. 155] (курсив наш - Р.П.).
В.Я. Назмутдинов и И.Ф. Яруллин тоже отмечают, что эффективность управления напрямую «зависит от взаимодействия управляющих и управляемых, от социально-психологического климата в коллективе, направленности личности каждого члена коллектива, желания успешно решать задачи, стоящие перед коллективом» [16, с. 24] (курсив наш - Р.П.).
В контексте этих ценностных ориентаций каждая образовательная организация высшего образования «призвана быть храмом, в котором гуманитарная культура становится достоянием будущих молодых специалистов», а каждый выпускник должен быть подготовлен к работе с человеческими ресурсами (людьми), даже если его профессиональная деятельность не будет с этим связана. Поэтому выпускники образовательных организаций «должны прекрасно разбираться в формальных и неформальных отношениях, морально-психологическом климате, духовных ценностях людей, эргономических и гигиенических условиях их трудовой деятельности и т.д.» [17].
Эти задачи под силу только образованию, которое рассматривается «как сфера социокультурной практики человечества, связанная с целенаправленным, специально организованным «образовыванием» человеческого в человеке» [18, с. 17] (курсив - авт.). Его идеал - нравственно автономная, общественно направленная, творческая, свободная и ответственная личность. Выбор условий реализации этого идеала «детерминируется установками на понимание природы человека в богатстве потенциальных возможностей его развития как носителя духовной культуры, деятельного члена социума, уникальной личности; на понимание его становления в образовании как саморазвития природных сущностных сил в процессе организуемого «вхождения» в культуру и социум». В этом процессе развивается самосознание, способности к саморефлексии, саморегуляции, самоорганизации, осознанному самоопределению, созиданию себя как личности. Отношения субъектов в таком образовательном процессе сами являются примером взаимопонимания, взаимоуважения, взаимостимулирования,
взаимодействия, взаимопомощи и взаимоподдержки [18, с. 17].
Таким образом, в сложном и противоречивом процессе социокультурного развития современного общества, науки и практики управления сформировалось фило-софско-гуманистическое направление, которое связано с изучением и анализом поведения, мотивов, потребностей и взаимоотношений людей в информационном обществе, в свою очередь обеспечивающих его устойчивое развитие. Феномен управления и его функции осмыслены и обновлены в ориентации на субъект-субъектные взаимоотношения и особенности управленческого труда в информационном обществе, обоснованы необходимые для этого личностные качества и компетентности: гибкость ума, эмоционально-волевые качества и гуманистически-ценностные установки личности, способность организовывать свою и коллективную работу, решать нестандартные задачи, принимать оптимальные управленческие решения, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Изучение феномена управления как «исторически развивающейся системы с включенными в них человеком и человеческой деятельностью» [19] подводит нас к выводу о человекосоразмерном характере образования как условии становления управленческой компетентности личности будущего специалиста. Очевидно, что сейчас эта задача решается на основе профильного компонента содержания высшего образования. Отношение к управленческой компетентности личности как общекультурной и универсальной в информационном обществе подводит к вопросу о педагогических условиях использования ресурсов социально-гуманитарных дисциплин в образовательном процессе образовательной организации высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе // Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988. С. 330-355
2. Рулиене Л.Н. Управление знаниями в информационном обществе // Вестник БГУ. 2010. № 1. С. 30-35
3. Петрова, Г.И., Стаховская Ю.М. Когнитивный менеджмент инновационная стратегия теорий управления в информационном обществе // Вестн. Том. Гос. Ун-та. Философия. Социология. Политология. 2010 № 2 (10). С. 101-115
4. Пирогов, А.И. Информация и ее роль в управлении экономическими системами в информационном обществе // ЭСГИ. 2016. № 4 (12). С. 78-82
5. Подходы к управлению (в менеджменте). [Электронный ресурс] URL: http://ya-prepod.ru/podhody-k-upravleniyu-v-menedZhmente.html
6. Карпов, А.В. Психология менеджмента: Учеб. Пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с: ил. ISBN 5-8297-0018-2 (в пер.)
7. Тихомирова, Н.В., Орлова, Л.Н. Управление организацией в условиях информационного общества // Статистика и экономика. 2012. №1. С.89-93
8. Клименкова, Т.А., Журавлева Д.Н. Идеи и тенденции эволюции управления в XXI веке // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 91-95
9. Гвишиани, Д.М. Организация и управление / Д.М. Гвишиани. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 332 с.
10. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с. (Мир энциклопедий) ВВШ85-428-619-3.
11. Коробейникова, И.А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / И.А. Коробейникова. - Ишим, 2010. - 218 с.: ил.
12. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Педагогика, 1986.
Prokopenko Roman Alexandrovich HUMANISTIC DIRECTION ...
pedagogical sciences
13. Философские проблемы социального управления: монография / колл. авторов; под ред. Г.П. Отюцкого. -М.: РУСАЙНС, 2016. - 138 с.
14. Коротков, Э.М. Концепция научных основ управления // Управление. 2016. №2 (12). С. 9-13
15. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов. Высш. Учеб. заведений / [В.И. Загвязинского, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с. SB N978-5-7695-4652-5
16. Назмутдинов, В.Я., Яруллин, И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. - Казань: ТРИ «Школа», 2013. - 360 с.
17. Шепель, В. М., Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/ preview/6325282/
18. Степашко, Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие / Л.А. Степашко. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та. - 248 с.
19. Степин, В.С. Теоретическое знание. [Электронный ресурс] URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2013/09/ steeeppin.pdf
Статья поступила в редакцию 11.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018
286
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)