УДК 37.014.53
Гуманистические и нравственные акценты стратегии развития образования сегодня
О.Г. Грохольская, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО
Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8).
E-mail: [email protected]
В статье представлены основные посылы, оказывающие влияние на развитие образовательных процессов сегодня, а также реализация новых подходов в образовании, отвечающих вызовам времени и учитывающих духовные традиции нашей страны. Рассмотрены основные составляющие новой парадигмы образования как модели постановки и решения проблем образовательной системы.
Ключевые слова: образование, парадигма, воспитание, культура, цивилизация, нравственность, духовность, информационная среда, безопасность, жизнеспособная личность, ценностные ориентиры, история, профессиональное научно-педагогическое сообщество.
В центр общественного интереса сегодня вышла проблема человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной деятельности, к решению сложных, объективно встающих перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей. При этом общество заинтересовано в становлении личности, способной к сохранению всех лучших человеческих качеств и человеческого потенциала. Образование призвано научить человека пониманию, целостному осмыслению действительности, предполагающему активизацию его общего развития (интеллектуального, нравственного, эстетического, физического и др.), а значит, призвано обеспечить человека необходимыми знаниями в выборе путей действия в сложившейся ситуации перемен и преобразований современного общества.
В современном мире процесс глобализации порождает неизбежные конфликты цивилизаций. Несомненным является тот факт, что однополярный мир и силовые методы управления мировым порядком устарели и, как следствие, в нескончаемых потоках миграции населения обнаруживается недостаточность и несостоятельность главных европейских ценностей, связанных с демократией, правопорядком, этическими нормами жизни и трудовой деятельности, толерантностью, взаимным диалогом традиций и культур.
Сегодня существует небывалая ранее возможность доступа к любой информации, включая государственные и личные секреты. Процесс социализации молодежи подвержен действию агрессивной рекламы, СМИ, а также сильнейшему информационному прессингу, который направлен на реализацию технологий манипуляции сознанием людей. В дополнение ко всему этому можно констатировать и развитие гуманитарного кризиса: национализм,
зачастую в крайних его проявлениях, девальвацию нравственных ценностей, насаждение идеологии антипатриотизма и антигуманизма.
Таким образом, изменился мир, его содержание, его ритмы, темпы его движения и развития. Человек сегодня оказался в ином пространственно-временном измерении. Как его подготовить и адаптировать к жизни в изменившейся, зачастую конфликтной реальности? Понятно, что нужны новые подходы и требования к образовательному процессу, к содержанию и уровню знаний, не всегда адекватных реальной ситуации, например с позиции прагматического понимания экономической отдачи человеческого ресурса. Оценка такой отдачи зачастую не предусматривает общую совокупность направлений деятельности (производственной, технологической, социальной, нравственной, духовной, общечеловеческой) личности, охватывая лишь прагматическую, финансово-экономическую сторону активности человека.
Появление и обострение проблем образования связано не только с реальной потерей уровня образованности в стране, не только с низким качеством знаний, умений, навыков обучающихся, не только с действительно недопустимыми упущениями в нравственном воспитании и умственном развитии, что привело к девальвации нравственных ценностей подрастающего поколения. Все эти проблемы образования связаны с потерей культурного потенциала и интеллектуального капитала общества, рост которых так необходим для созидательного развития человека, для его самореализации в ситуации глобальных преобразований цивилизационного масштаба.
Сегодня становится все более очевидным, что на фоне огромного количества функционирующих образовательных организаций все меньше
становится образованных людей. С трудом выполняется, а зачастую и не выполняется задача обеспечения условий для самореализации личности в изменяющейся реальной жизни.
В связи с этим с учетом особой роли и стратегического потенциала образования в сохранении и развитии национальной культуры, науки, экономики сегодня становится важной формулировка ряда основных позиций, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов и реализация новых подходов в образовании, учитывающих духовные традиции нашей страны и отвечающих вызовам времени.
Обозначим основные посылы для инновационных преобразований, которые необходимо учитывать в ходе разработки и реализации новой образовательной стратегии. Среди них первый - наличие негативного вектора социализации человека, который реально существует, создавая целую серию рисков становления и развития подрастающего поколения. Социальная среда либо стихийно, либо целенаправленно преподносит через СМИ и объективную реальность такие «картинки», как: доминирование рыночных отношений и всевластие денег, обилие картин насилия и проведение идеи естественности насилия, проведение идеологии антигуманизма и антипатриотизма, неуважения к истории народов и государств, безразличия к уходящим и ушедшим поколениям, неуважения к суверенному выбору народов и пр.
Второй посыл, являющийся основой преобразований и модернизации системы образования, - новая информационная реальность, лидирующее влияние которой сегодня столь очевидно (Интернет, СМИ, мобильные технологии и устройства). Живя в век информационных технологий, нельзя не заметить , что сегодня молодежь вы -глядит достаточно продвинутой в сфе-
[20
История и педагогика естествознания
3■2016
ре информационно-коммуникационных средств деятельности, но при этом подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно-, Интернет- и мобильно-зависимым. Однако информация сама по себе не есть знание. Знанием информация становится, только будучи оснащенной мыслью и чувством, будучи ориентированной на определенную цель и ее реализацию. И этот переход информации в знание должен осуществляться посредством технологий образования как единого процесса обучения и воспитания, как системы сохранения и развития культуры, науки, экономики, производства, от качества которой зависит качество жизни в стране, ее независимость и процветание.
Термин «мобильное обучение» появившийся в англоязычной педагогической литературе около 15 лет назад, в последнее время стал чаще использоваться и в нашей стране. Многие ученые и педагоги уверены в том, что будущее обучения с поддержкой информационно-коммуникационных технологий зависит именно от распространения мобильных средств связи: популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий типа жестикуляционного интерфейса, которые расширяют возможности и качество образования. Мобильные средства связи расширяют также возможности общения и развивают мобильное мышление человека. Однако психологи и педагоги и даже экономисты и философы сегодня признают не только лучшие, но и худшие стороны информатизации образовательной среды, связанные с обезличиванием ценности информации как знания, адресованного решению созидательных задач.
Проблема развития самого человека в условиях информационной реальности определяется как новое время формирования человека, как своего рода исторический рубеж. Сегодня за одну минуту благодаря Интернету и телевидению человек может перепрыгнуть многочисленные и политические границы, побывать на разных континентах, на дне океанов и в космосе, что порождает, помимо всего прочего, и ломку привычных процессов его мыслительной деятельности, и разрыв устоявшихся связей, взаимозависимостей, и интеллектуальную, эмоциональную, физическую, психологическую напряженность, неустойчивость. Результатом таких преобразований становится изменение восприятия человека, его сознания, мышления и мотивационно-потребностной сферы.
И особенно заметно, что подобные изменения порождают не только появление новых возможностей раскрытия интеллектуального ресурса человека, но и нарастание негатива и недостатков: эгоизм, потерю нравственных ориентиров, жестокость, стремление к благополучию любой ценой и пр. Все это приводит к многочисленным стрессам, нарушениям физического и психического развития.
Поток информации сегодня зачастую стимулирует процесс формирования ложных ценностей у молодежи, поскольку, как правило, лидирующее место в нем занимает идея потребления. Успех связывается не с успехом в профессии, а с материальными ценностями, с деньгами, которые нужно тратить в свое удовольствие. Все это проводится через шоу-бизнес, ток-шоу и, конечно, проникает в сознание молодежи.
Общеизвестно, что основными составляющими парадигмы образования как модели постановки и решения проблем образовательной системы являются: 1) понимание сущности и природы человека; 2) целевая направленность образования; 3) роль педагога в образовательном процессе, его возможности; 4) технологии и способы конструирования знания.
Рассмотрим первую составляющую парадигмы образования: сущность и природа человека в динамично изменяющемся, конфликтном мире. Очевидным сегодня стало то, что за радикальные экономические и социальные реформы, за свободу, приводящую к высвобождению не только лучшего, но и худшего в человеке, и особенно за информационный беспредел обществу пришлось заплатить непомерно высокую социальную цену, а именно -возросло пренебрежение нравственно-психологическим миром человека, которое ведет к девальвации духовных ценностей личности, к ситуации «испарения морали». Многочисленные социологические опросы подтверждают, что падение нравов воспринимается гражданами России как одна из главных проблем и наихудших тенденций развития общества сегодня. Западная формула жизни Relaks and joy (в переводе «отдыхай и получай удовольствие») -«... это путь к деградации», - отметил святейший патриарх Кирилл на встрече с молодежью в ноябре 2014 года.
В развитие сказанного отметим еще один момент. Человек, субъект не только пассивно фиксирует информацию, наблюдает жизненные ситуации сегодня, не только пытается понять политические и социальные явления и процессы, но делает попытки в них
«встроиться», высказать миру свое мнение, активно воздействовать на эти явления. Но когда уровень социального стресса зашкаливает, начинает развиваться процесс утраты жизнеспособности личности. Личность, развивающаяся в обстановке постоянного социального стресса, ощущающая социальный дискомфорт под влиянием негативных факторов, неуверенность в завтрашнем дне, становится морально и физически уязвимой, и в результате ее поведение бывает непредсказуемым [1].
К примеру, молодой человек, с еще не окрепшим разумом, не вооруженный достаточным жизненным опытом, на фоне всего социального негатива, который он получает через СМИ, Интернет и обыденную реальность, начинает строить свою жизнь... Он видит, что ему не всегда удается обеспечить защищенность своих жизненно важных интересов. Зачастую такая психологическая напряженность и неустойчивость порождает тот факт, что жизненной целью человека становится «жить одним днем», и вследствие этого у него начинает доминировать поведенческая стратегия «одноразовой культуры» со своими одноразовыми предметами, клиповыми фильмами - клиповым мышлением, одноразовыми отношениями.
Для такой «одноразовой» личности преувеличивается ценность настоящего времени, не принимается в жизненные планы будущее. Человек живет, реализуя принципы «после меня хоть потоп», «моя хата с краю». А это уже не созидательная, а разрушительная жизненная стратегия. Постепенно он становится человеком «без рода и племени», боится будущего, его быстрых перемен и пытается отгородиться от мира пустыми развлечениями, алкоголем, наркотиками.
Катализирующим эффектом в деградации личности в условиях непредсказуемой, конфликтной реальности обладает еще и заимствованная из западных субкультур прагматическая модель жизненного успеха личности, о которой упоминалось выше, сориентированная на материальный успех, отдых и удовольствия. В условиях нашей страны данное явление перерастает в ряд негативных процессов, результатом которых является девальвация ценностных ориентиров молодежи.
Вспомним историю. В славянской культуре многие века существовала иная, отличающаяся от западной модель жизненного успеха личности. В ней всегда доминировало нравственное начало, благотворительность, патриотизм, вера в справедливость, па-
3■2016
История и педагогика естествознания
триархальность и почитание предков. В то время как западная модель жизненного успеха ориентировала личность на прагматические, утилитарные ценности, материальный успех, жизненный рационализм [1].
Сегодня, в условиях жесткой конкуренции, в погоне за удачей и материальным благополучием не всегда приходит успех. Ради материального успеха сегодня зачастую предается забвению то доброе нравственное начало, которое было предопределено всем ходом истории страны и заложено как основа личности нашими предками. Постепенно теряет смысл понятие «добросовестный труд», требуют возрождения такие понятия, как «патриотизм», «солидарность», «достоинство» и т.д. Эти понятия, ставшие нормой для наших отцов и дедов и , как показывает история , служившие основой оценки значимости и смысла жизни человека, сегодня обесцениваются [2].
Девальвация отношений в трудовой деятельности, деградация понятия добросовестного профессионального труда через ориентацию на успех любой ценой, то есть через достижение успеха путем запрещенных к использованию приемов, уязвимых в морально-правовом плане, - одна из причин ощущения неуверенности в будущем, хрупкости, конфликтности и опасности нашего бытия для значительного количества граждан России сегодня.
Быстрое смещение духовных ценностей и социальных ориентиров в сторону нарушения гармонии личности с миром, нарушения ее мировоззренческой цельности и обрекло молодежь на политическую беззубость, безразличие, нравственный нигилизм. Все это сопровождается попытками искусственного ухода молодежи от реальности: язычники, готы, эмо, ролевики, православные фашисты, неофашисты, криминал, токсикомания и пр. Результат зачастую достаточно печален: либо полная деградация личности, либо доминирование негативного вектора ее развития.
Как переломить катастрофически усиливающиеся негативные тенденции в различных сферах развития человека? Как преодолеть сложившуюся ситуацию падения нравов, девальвации нравственных ориентиров личности, реально нависшую над обществом сегодня? Это в состоянии сделать только профессиональное научно-образовательное сообщество, способное к самоорганизации, активно и продуктивно рефлексирующее по поводу происходящих событий в образовании и мире в целом.
Сегодня является бесспорной, универсальной и первостепенной идея важности образования в развитии возможностей политико-экономической независимости страны, в развитии ее экономики и безопасного демократического общества. Образование - важнейшее поле деятельности, на котором возможны созидательные преобразования, способные дать начало процессу духовного возрождения нации через воспитание у молодежи ключевых ценностных ориентиров, примеры становления которых дает нам история нашего общества, нашей государственности с древних времен и до наших дней: вера в справедливость, патриотизм, достоинство, солидарность и др.
В нашей стране профессиональное научно-педагогическое сообщество -это в большинстве своем подвижники, которые видят свой успех в серьезном научном анализе, в новых открытиях, написании книг и монографий, инновационных статей и пр., получая при этом немного материальных средств. Наше профессиональное врачебное сообщество, обеспечивающее прорыв в области медицинских технологий, в большинстве своем сориентировано также не на материальный успех, а на торжество профессиональных идей, новых прорывных открытий. В сообществе военных профессионалов также нет ложного идеала, связанного с потребительством. Сегодня это патриоты, работающие в большинстве своем на благо отечества.
Профессиональное научно-педагогическое сообщество идет по пути поиска продуктивных идей и технологий совершенствования образования. Сегодня важным является построение такого образовательно-воспитательного пространства, которое формировало бы интеллект гражданина своей страны, обеспечивало становление аналитика-профессионала, развитие жизнеспособной личности с высоким энергетическим ресурсом, находящей способы выживать в условиях изменяющейся реальности не деградируя, а профессионально развиваясь во благо национальных интересов страны. А это целевая установка стратегии образовательного процесса, вторая составляющая парадигмы образования.
Неотъемлемой константой образовательной парадигмы является третья составляющая, определяющая роль и возможности учителя в образовательном процессе. И здесь приоритетной образовательной областью выступает педагогическое образование, вопросы подготовки педагогов-профессионалов, поскольку педагог, решая проблему технологии конструирования знания,
перевода информации в знания - а это четвертая составляющая парадигмы, -производит профессиональные кадры для любой сферы человеческой деятельности.
Сегодня активно идет работа по модернизации педагогического образования в стране. Опорной стратегией, обусловленной историей развития мирового университетского образования, является стратегия формирования свободного человека, человека у которого есть свобода выбора своей сферы профессиональной деятельности. При этом идея традиционного профессионализма, когда обучение и подготовка будущих профессионалов идет по заданным отработанным моделям, сегодня уходит на второй план. Ведущая роль отводится творческому и исследовательскому направлениям подготовки будущих профессионалов, выходящих из стен университета. Как производить и передавать знание? Вот вопрос, на который должен дать ответ университет. Университет, который учит других, как учить и как учиться, выходит сегодня на первый план, а именно - педагогический университет. Высшая педагогическая школа России, базирующаяся на богатейших историко-культурных традициях прошлого, ответственна сегодня за сохранение национального достоинства и развитие духовно-нравственного потенциала страны.
В последние годы российское образование методично теряет свои позиции как на международной арене, так и внутри страны. Стало очевидным, что четкой новой парадигмы образования сегодня нет. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии нормативных действий официальных органов образования в среде педагогов, учащихся и их родителей. Эта стратегия приводит зачастую к некомпетентным действиям и методологическим ошибкам чиновников в управлении образованием (знания - товар, предлагаемый потребителю; технократический подход к организации образовательного процесса и способов оценки качества - ЕГЭ, тесты; замена компьютерами профессиональной духовной работы учителя и др.).
Мы видим снижение качества подготовки учащихся на всех уровнях образования; увеличение в некоторых регионах количества детей, не получивших даже общего образования, гарантированного Конституцией РФ; неспособность реформированной системы образования формировать нравственные установки учащихся, адекватные их собственным интересам, не говоря уже об интересах государства и общества.
[22
История и педагогика естествознания
3■2016
В этих условиях на первый план выходят новые требования к образовательной сфере, в том числе:
• к построению новой системы объединенных общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию образования в целом и педагогического образования в частности, его цели, содержание, технологии;
• способам организации образовательного процесса на основе расстановки новых акцентов в целостной дидактической теории (теории обучения) с позиций новой информационной реальности;
• способам контроля и оценки результатов образования человека сегодня.
Если же оценивать нынешнюю систему образования в стране, то это система госуправления, которая носит характер достаточно формального подхода к показателям, характер запретов и «санкций» по отношению к народному образованию. Сегодня предписания управленцев зачастую идут вразрез с гуманистическими и общечеловеческими ориентирами образования в целом и конкретного человека в частности.
Все это подтверждает мысль о том, что система образования сегодня работает сама на себя, на обслуживание показателей, которые выстраивают чиновники от образования, а не на образование конкретных людей. Ведь образование в соответствии с принципом человекосообразности должно выявлять и способствовать реализации возможностей человека по отношению к освоению окружающего мира. Такое понимание образования, является продолжением гуманистической традиции Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, П.Ф. Кап-
терева, П.П. Блонского и других великих людей и известных в истории ученых-педагогов [3, 4].
Необходимо изменить сложившуюся ситуацию, восстановить доминанту гуманистического подхода в образовании через утверждение прав человека на собственное образование, собственное уникальное и неповторимое развитие. Гуманистический подход через утверждение прав каждой личности на собственное образование даст возможность обеспечить реализацию ожиданий человека, его семьи, школы, вуза, региона и страны в целом от системы образования сегодня.
И еще одна сторона образования - как важнейший посыл развития личности. Сегодня, в условиях лидирующего информационного влияния и неимоверного информационного давления на умы молодежи, стоит задача скорректировать и возродить духовную сторону развития личности, нравственно-психологический мир человека средствами образования. Цель - вырастить достойную молодежь, деятельных профессионалов, интеллектуалов, гибких коммуникаторов, и в то же время высоконравственных людей, четко представляющих границы добра и зла в соответствии с гуманистическими традициями истории цивилизаций.
Объединяющими для всего мирового сообщества содержательно-целевыми приоритетами построения образовательного пространства, в том числе и вузовского, являются гуманистические, культурологические идеи, отражающие жизненные ценности личности и общества сегодня [2, 3]: идея необходимости полноценной жизненной самореализации личности; идея исторических
и нравственных оснований в выборе приоритетов развития личности; идея безопасности и толерантности личности; идея опоры содержания образования на новую доминирующую парадигму - единства оснований природы, общества и каждого человека; идея инновационного технологического обеспечения образовательного процесса, реализующаяся с позиций реалий информационного общества; идея возрождения аксиологических (ценностных) ориентиров, духовной стороны развития личности, становления нравственно-психологического мира человека средствами образования.
Названные идеи, приоритеты и направления развития образования должны быть положены сегодня в основу образовательной парадигмы. Цель ее - сохранение и развитие российской культуры и цивилизации; развитие экономики, науки и образования; поддержка интеллектуального движения каждой личности. Отработанные по-новому основные константы образовательной парадигмы смогут обеспечить целевое, содержательное и технологическое оснащение обучающего и воспитывающего пространства каждой образовательной организации, сориентированной на воспитание гражданина своей страны, обладающего целостным образом мира и своего места в нем; становление личности аналитика-профессионала; духовное становление и преодоление нравственной деградации личности; развитие жизнеспособной личности с высоким энергетическим ресурсом, находящей способы выживать в условиях изменяющейся реальности, профессионально развиваясь во благо национальных интересов страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грохольская О.Г. Основы дидактики безопасности жизнедеятельности: Моногр. - Одесса: Печатный дом., 2010. 350 с. С. 3-4.
2. Грохольская О.Г. Гуманистические и нравственные ориентиры развития образования сегодня // Вестник Университета РАО, 2015, № 1. С. 10.
3. Грохольская О.Г. Проблемы теории обучения: Моногр. - Иркутск: Оттиск, 2007. 340 с.
4. Грохольская О.Г. Исторический экскурс развития дидактических систем // История и педагогика естествознания. 2014. № 3-4.
HUMANISTIC AND MORAL ACCENTS IN THE STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT AT PRESENT
Grokholsky O.G., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped..), Prof.
The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education (8, Pogodinskaya St., 119121, Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
Basic messages are presented in the article, having influence on development of educational processes nowadays as well as realization of new approaches in education, answering the calls of time and taking into account spiritual traditions of our country. The basic constituents of new paradigm of education as models of raising and solution of problems of the educational system are considered.
Keywords: education, paradigm, upbringing, culture, civilization, morality, spirituality, information environment, safety, viable personality, valued reference-points, history, professional scientifically-pedagogical association.
REFERENCES
1. Grokhol'skaya O.G. Osnovy didaktikibezopasnostizhiznedeyatel'nosti [Basics of didactics of life safety]. Odessa, Pechatnyy dom Publ., 2010. 350 p.
2. Grokhol'skaya O.G. The humanistic and moral orientation of education development nowadays. Vestnik Universiteta RAO, 2015, no. 1 (In Russian).
3. Grokhol'skaya O.G. Problemy teoriiobucheniya [Problems of learning theory]. Irkutsk, Ottisk Publ., 2007. 340 p.
4. Grokhol'skaya O.G. Historical background of didactic systems. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2014, no. 3-4 (In Russian).
3■2016
История и педагогика естествознания
\23\