Научная статья на тему 'Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение'

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8680
641
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательная парадигма / ретроспективный взгляд / научно-педагогическое наследие / воспитание / дидактика / новая школа / инновационное обучение / педагогический процесс / учитель / личность ученика / education / educational paradigm / a retrospective view / scientific-pedagogical heritage / education / didactics / new school / innovative education / pedagogical process / teacher / learner personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Г. Грохольская

В статье в контексте продолжения рассмотрения научно-педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов анализируются педагогические идеи Яна Амоса Коменского с позиции их актуализации для решения современных проблем образования. Обозначен ряд важных посылов, являющихся научным основанием нового прочтения констант современной образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL IDEAS OF JAN AMOS COMENIUS AND THEIR MODERN INTERPRETATION

In the article, in the context of the continuation of the consideration of scientific and pedagogical heritage of foreign and domestic teachers, analyses the pedagogical ideas of Jan Amos Comenius from the point of actualization for the solution of contemporary problems of education. Marked a number of important promises, which is the scientific basis for a new interpretation of the constants of modern educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение»

УДК 37.013

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение

О.Г. ГРОХОЛЬСКАЯ, д.п.н., проф., чл.-корр. РАО

Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО (Россия, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8). E-mail: ol-gleb@mail.ru

В статье в контексте продолжения рассмотрения научно-педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов анализируются педагогические идеи Яна Амоса Коменского с позиции их актуализации для решения современных проблем образования. Обозначен ряд важных посылов, являющихся научным основанием нового прочтения констант современной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: образование, образовательная парадигма, ретроспективный взгляд, научно-педагогическое наследие, воспитание, дидактика, новая школа, инновационное обучение, педагогический процесс, учитель, личность ученика.

Одной из важнейших задач педагогической науки сегодня является актуализация ретроспективного взгляда на образование, объективная оценка прошлого педагогического опыта, поскольку все это дает возможность из богатого педагогического, литературного наследия получить что-то педагогически ценное, проективное, которое можно рассматривать как историко-педагогический источник, оживляющий и актуализирующий проблему решения важных проблем современного образования.

В связи с этим плодотворные идеи и ценный педагогический опыт чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Ко-менского могут служить неиссякаемым источником и проводником нового прочтения современных проблем образования, способом приращения научных знаний, а также оценки образовательных процессов сегодня.

Яна Амоса Коменского (1592-1670) называют Ньютоном педагогики, Коперником педагогики, Колумбом педагогики [1], поскольку он был великим классиком педагогики нового времени. Впервые основы теории обучения были изложены в фундаментальной работе этого великого чешского педагога-гуманиста «Великая дидактика» в 1632 году. Книга, по словам самого ученого, содержала универсальное искусство учить всех всему, учить с достоверным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

Исходя из понимания того, что человек - самое высшее, самое совершенное творение, представляющее собой высшую гармонию, Я.А. Коменский предлагал развивать ее и поддерживать посредством обучения, которое строится на основе природы самого человека. Поэтому в своем труде ученый выстраивает такую дидактическую систему, которая опирается прежде всего на природу вещей. Так, принцип «все из собственных

корней» взят автором «из природы» и «из человеческого ремесла». Я.А. Коменский говорит о том, что «сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов и плодов - все это рождается от корня... От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так как оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей. Так и предупредительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны» [2].

Итак, из внутренней природы происходит становление и развитие человека и являет собой внутреннее его содержание. Эта плодотворная идея не потеряла своей актуальности и значения в нынешней реальности, которая определяется как новое время формирования человека. Рассмотрим данную идею Я.А. Коменского в контексте направлений и приоритетов развития образования сегодня.

Проблема развития самого человека в условиях информационной реальности требует сегодня нового прочтения и переосмысления. Под влиянием окружающей информационной и коммуникационной среды особенно стремительно меняется молодежь, так называемое цифровое поколение. Многие исследования психологов и педагогов сегодня показывают, что в числе важнейших факторов, оказывающих существенное воздействие на физическое, психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие растущего человека, следует отметить интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего телевидения и интернета, который порождает появление нового типа социального индивида - потребителя виртуальной культуры.

Молодежь «цифрового века» имеет совершенно другой стиль мышления. Сегодня оказалось, что вербально-тео-ретические конструкции, основанные на формировании знаний, умений и навыков (ЗУН), часто приходят в противоречие с поведенческими, коммуникативными стереотипами, которые оказываются более устойчивыми. И как отмечается в долгосрочном прогнозе развития фундаментальных исследований Российской академии образования (РАО), формула Я.А. Коменского о формировании «человека знающего» (так называемая зна-ниевая парадигма) не способна готовить человека творческого, креативно мыслящего, сориентированного не на повторение, а на создание нового собственного пути. Отсюда вывод: традиционные вербально-теоретические конструкции в обучении деятельности являются менее эффективными и устойчивыми по сравнению с поведенческими, коммуникативными конструкциями. Стоит задача формировать стереотипы поведения, коммуникативные стороны личности, развивать активную позицию, способствуя развитию мотивации на самосовершенствование личности и достойную жизнь: способности формулировать вопросы и проблемы; оценивать реальную ситуацию и определять ближайшие перспективные задачи; находить пути их решения.

Сегодня в связи с переходом от «зна-ниево-репродуктивной» педагогики индустриального общества к педагогической парадигме постиндустриального общества мы наблюдаем отказ от понимания образования как процесса получения готового знания, а также отказ от представления о педагоге как носителе готового знания. Стремительное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий сегодня повлекло за собой переключение внимания ученых на технологическое совершенствование практи-

История и педагогика естествознания 4 ■ 2017

ки, в результате наука переключилась на знание технологическое, «ситуативное», которое внесло организационно-технологическую составляющую в содержание образовательного процесса.

Что касается человека, его развития, то здесь необходимо также исходить из нового прочтения нынешней реальности, для которой характерно появление нового типа социального индивида, субъекта познания, сориентированного на новое электронное социально-культурное пространство (интернет, электронные средства). Для обеспечения эффективности самостоятельного извлечения знаний конкретным субъектом из информационных ресурсов важным является развитие внутренних психологических факторов (позиции обучающегося, установки, мотивации, устремления субъекта в учебной и профессиональной деятельности). Такое прочтение созвучно идее развития тех самых «внутренних частей личности», ее «собственных корней», о которых говорил великий дидакт Я.А. Коменский. В мире все более осознается тот факт, что основой созидательного развития каждой страны и прогресса человечества в целом является сам человек, как субъект познания, его нравственные позиции, его деятельность, его культура, образованность, его профессионализм. Приоритет развития субъекта познания, а не предметного содержания обучения - важная методологическая установка развития образования новой эпохи.

Отметим в этом контексте, что особенностью получаемого знания субъектом сегодня является его субъектная зависимость и значимость. Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества означает, что содержание знания зависит не только от того, что и как познается, но в большей степени от того, кто познает. Субъектная зависимость получаемого знания означает, что главным предметом познания становится сам человек, продукты его творчества, а любой внешний объект постигается в контексте смыслов и ценностей человека. В новую эпоху на смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства его самореализации в жизни. В развитие этого посыла отметим, что суть образованности тогда можно сформулировать следующим образом. Образованность в постиндустриальном обществе - это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. Сегодня востребован новый субъект познания, новый человек, а он пока встречается довольно редко [3]. Такому субъекту надо быть готовым действовать в усло-

виях высокой динамики рынка труда. Для этого надо уметь работать с информационными потоками, уметь анализировать происходящее вокруг, быть динамичным, легким на подъем, коммуникабельным и т. д. Сформировать такого субъекта и переориентировать его на новую жизнь и деятельность сможет только обновленная система образования.

Обратимся вновь к наследию Я.А. Коменского, который дает некоторые установки, образы и подходы к построению системы обучения подрастающего поколения: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит -раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами» [2].

Сегодня полученное образование устаревает настолько быстро, что специалисту нужно постоянно совершенствоваться и переучиваться. И образовательная система, которая существует сегодня, не совсем готова к такому требованию. И, говоря словами Коменско-го, «раскрывать способность понимать вещи», чтобы «потекли ручейки» дальнейшего созидательного развития личности, чтобы вырастали «новые ветки с цветами и плодами», важно зарядить человека готовностью и умениями предвосхищать перемены и встраиваться в них.

Вполне понятно, что здесь необходимо реализовать процесс непрерывного образования как одну из черт нового образования, соответствующего современной эпохе. В связи с этим сегодня особенно широко обсуждают особенности и роль инновационного обучения, которое трактуется как обучение, сориентированное на формирование готовности обучающегося к быстрым и неопределенным переменам в течение всей его жизни. Готовность такая достигается через развитие способностей, творческое отношение к деятельности, развитие разнообразных форм мышления, через поддержку коммуникативных способностей, сотрудничества с другими людьми.

Специфическими чертами инновационного обучения, соответствующими потребностям развивающейся личности нового времени, является: открытость обучения будущему; способность личности на основе постоянной переоценки ценностей предвосхищать направление развития и результаты; реализация воз-

можности коммуникационного взаимодействия, совместных распределенных действий в условиях новой реальности.

Реализация процесса инновационного обучения как технологии подготовки будущих специалистов требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком, независимо от того, какие в ней заключены аспекты: педагогические или философские, биологические или мате-риаловедческие, энергетические или медицинские, психологические или социологические. Сегодня одна профессия - это лишь небольшая часть любого большого технологического процесса, будь то подготовка специалистов - врача, педагога, экономиста, инженера; будь то подготовка и реализация строительства сложнейших конструкций или подготовка и реализация сложнейших космических проектов и пр. Специфика современных инновационных технологий подготовки специалистов заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не может охватить широкий и полный технологический цикл. Несомненно, сегодня нужны и предметники, и узкие специалисты. Однако, по словам А.М. Новикова, главный дефицит на рынке труда - «проблемники», которые для успешной работы способны активно и грамотно включиться в полный технологический цикл любой деятельности, любой работы [3]. То есть востребованы люди, заряженные готовностью и умениями предвосхищать перемены и быстро встраиваться в них. А ведь только такие специалисты способны взглянуть на реальность с позиций целостного понимания вещей, всестороннего раскрытия явлений и процессов.

Образование завтрашнего дня должно давать не только информацию, знания, но и способы работы с ними. Важным является то, чтобы обучающиеся школьники, студенты могли выявить и отбросить устаревшие идеи, выделить новые и знать, когда и как их применить в новой реальности, чтобы пошли ростки созидательного нового. Новое образование должно научить оценивать информацию, любую проблему рассматривать с новой позиции: как научить самого себя. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Реальность подсказывает, что индивидуум завтрашнего дня будет иметь дело с еще более жесткими переменами, чем мы сегодня. Отсюда прямой обязанностью образования должна стать задача повышения способности обучающегося справляться с переменами с той скоростью, с которой

4■2017

История и педагогика естествознания

W1

он может приспособиться к реальным изменениям [3].

Успешность инновационного обучения зависит от обеспечения стабильной заданной скорости изменений личности обучающегося - будущего специалиста. Важно, что чем выше эта заданная скорость изменения, тем большее внимание должно быть посвящено распознаванию и оценке образов будущих событий. В инновационном обучении важен не столько процессуальный, организационный аспект, но скорее психологический, творческий.

Однако обратимся к идеям Я.А. Комен-ского. Важнейшим аспектом, отраженным в его системе, является универсальная пансофическая идея образования, связанная с возможностью овладения человеком общими сведениями из различных областей деятельности как частями целого, с одной стороны, и необходимостью создания универсальной школы для всех, с другой стороны. По словам ученого, весь мир есть школа и человек на протяжении всей жизни должен учиться в соответствии с возрастом.

Теоретическим фундаментом своей универсальной школы ученый-педагог Я.А. Коменский видел дидактику. Под дидактикой он подразумевал теорию образования и обучения. Более того, ученый понимал теорию обучения даже шире, включая в нее почти все вопросы воспитания и образования. Подтверждением тому является даже название его книги «Великая дидактика» - «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех и всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и, таким образом, в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпывают-ся из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам и, наконец, указывается легкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

Из этого названия книги видно, что Коменский расширяет рамки дидактики, включая в сферу своего рассмотрения все стороны педагогического процесса как целостности, начиная с выяснения назначения человека, процесса его становления и развития и кончая вопроса-

ми организации школьной жизни. Что касается школьного образования, то Я.А. Коменским создана система, раскрывающая основные универсальные компоненты: возрастную периодизацию, ступени образования, содержание, принципы, формы и методы.

А какой должна быть эта универсальная школа, универсальное образование сегодня? Зададимся этим вопросом в развитие плодотворных педагогических идей ученого. Несомненно, что образование сегодняшнего и завтрашнего дня должно быть непрерывным. Переключение внимания ученых сегодня на технологическое совершенствование практики внесло, как отмечалось выше, организационно-технологическую составляющую в содержание образовательного процесса. На смену научному типу образования сегодня постепенно приходит новый -проектно-технологический тип образования. Как отмечается, повторимся, в долгосрочном прогнозе развития фундаментальных исследований РАО, формула Я.А. Коменского о формировании «человека знающего» (так называемая знани-евая парадигма), стала недостаточной для подготовки человека творческого, креативно мыслящего, сориентированного не на усвоение и повторение знаний прошлых эпох, а на создание нового собственного пути.

Технология подготовки личности и специалиста завтрашнего дня требует не миллионов людей, напичканных различного рода информацией, играющих роль винтиков на бесконечно монотонных работах, не людей, которые работают по указаниям начальников, не задумываясь о результатах своих действий, сознавая, что цена их благополучия - это механическое подчинение власти. Важно формировать людей, которые могут принимать критические решения, находить свой путь в новом окружении, достаточно быстро устанавливают новые отношения в быстро меняющейся реальности, то есть личностей, способных к самореализации.

Перед новым образованием как интегрированным единством частей и целого, перед новой школой встала задача развивать активную позицию личности, способствуя развитию мотивации на ее самосовершенствование. Понятно, что нужны новые подходы и требования к образовательному процессу подготовки профессионалов, к содержанию и уровню знаний, а также к оценке интеллектуальной, производственно-технологической и духовно-нравственной отдачи человеческого ресурса [4, 5].

Образование через свое содержание должно обеспечить готовность личности к быстронаступающим переменам,

а это - развитие творческих способностей личности, умений коммуникации и сотрудничества, развитие способностей к постоянной рефлексии, оценке и переосмыслению результатов своей деятельности.

Обозначенные требования к образованию и развитию личности предполагают современное прочтение сущности и особенностей процесса формирования личности-профессионала и затрагивают изменения содержания образования в новой школе. Содержание образования сегодня включает обязательный аспект, связанный с информационно-коммуникационной образовательной средой. Как это меняет содержание образования? В 70-80-е годы ХХ века содержание образования формировалось на основе социального заказа (его государственной и общественной трактовки) и представляло собой педагогическую адаптацию социального опыта, опыта поколений, передаваемого в процессе обучения. И как правило, в создании директивных и принципиально значимых документов, а значит, и в формировании социального заказа педагогам участвовали официальные учреждения. В контексте таких официальных документов и формировалось содержание образования.

Сегодня же в процессе формирования содержания образования в информационной образовательной среде новой школы происходят следующие изменения. Во-первых, часть содержательного наполнения процесса обучения лежит в информационном пространстве, и при этом она может быть либо разработана и подобрана самим педагогом либо остается свободной, самостоятельно подбираемой обучающимися. Во-вторых, на содержание образования оказывает влияние сам ход процесса обучения и общения, при котором учащийся взаимодействует не только с учителем, но и с другими людьми (электронные социальные сети, специальные семинары и пр.), со сверстниками и друзьями. И в результате происходит включение новых объектов и субъектов информации в процесс обучения, что, несомненно, обогащает содержание образования в информационно-образовательной среде. В-третьих, сегодня учеными-исследователями содержательно разделяются понятия «знание» и «информация». Знанием информация становится, только будучи оснащенной мыслью и чувством, личностным и ценностным отношением к ней, а также будучи ориентированной на определенную цель и ее реализацию. Важность перехода информации в знание в результате его субъектной оценки обучающимся влечет за собой необходимость

История и педагогика естествознания

4■2017

целостного подхода к процессу. А это означает интеграцию в ходе обучения следующих дидактических подходов: тра-диционно-знаниевого (когнитивного), культурологического, компетентностно-го (деятельностно-практического), лич-ностно-ориентированного. В-четвертых, переход информации в знание в ходе единого процесса обучения и воспитания, уточняем, в процессе изучения любого конкретного предмета в новой школе должен проектироваться преимущественно в концептуальном поле определенного подхода, в зависимости от ведущего компонента содержания (знания, способы деятельности, опыт творческого отношения к реальности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) [6, 7]. Осуществляется такой переход посредством новых технологий образования как системы сохранения и развития культуры и науки, развития экономики и производства. В-пятых, что касается содержания образования, то в современной информационной среде, научное знание обеспечивающее мировоззрение и формирующее научную картину мира обучающегося, сосуществует с другими ненаучными знаниями (например, новый компьютерный текстовой редактор, базы данных, стандарты, статистические показатели и т. п.). В отличие от того, что при «знаниевой парадигме» в основу содержания образования были положены исключительно научные знания, сегодня подход к разработке содержания образования стал следующим: «Научные знания должны стать лишь одним из компонентов содержания образования, равноправно и рядоположено с другими формами человеческого сознания» [8].

Говоря о деятельности педагога и обучающегося, Я.А. Коменский подчеркивал то обстоятельство, что обучение подразумевает совместную деятельность учителя и ученика. Первый обучает, второй учится. Этот процесс имеет целенаправленный характер, что обусловливает не просто обучение и развитие личности, но и воспитание высоких личностных качеств. Учителя же Коменский сравнивал с садовником, взращивающим молодые деревца, которые впоследствии дадут свои плоды. Приверженец гуманного подхода в обучении, ученый ставил перед учительством триединую цель: 1) универсальность и широта знаний для всех. Обучать всех всему; 2) доступность и простота в обучении. Использование надежных средств и методов обучения; 3) добровольность - учить всех всему, всесторонне.

Дидактика Коменского опирается на идею воспитывающего обучения. Исходя из такого понимания обучения,

Я.А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям вместо формирования собственного взгляда на мир. Данный аспект созвучен идее активного преобразования мира, поэтому через века, оценив его наследие, люди признали, как прав был он, желая использовать обучение и воспитание для преображения жизни, для достижения всеобщей гармонии.

Говоря о требованиях к педагогу сегодняшнего дня, в контексте перехода на новый информационно-технологический уклад, касающийся оценки профессиональной стороны развития личности, следует отметить следующее. Сегодня в деятельности учителя значительно расширился круг актуальных педагогических задач, реализуемых не только в учебной аудитории регламентированным во времени процессом «трансляции» знаний. Круг педагогических задач расширился за счет целого спектра вопросов проектирования, планирования, моделирования профессиональной деятельности, глубокого внедрения содержания образования в производственную практику, определения и анализа возможных рисков от организации профессиональной деятельности в условиях реального социально-экономического процесса.

Будущему педагогу сегодня важно -а это тоже находится в контексте идей Я.А. Коменского - иметь свой «собственный взгляд на мир» и формировать его у своих учеников. Для этого нужно критически подходить к нарастающим информационным потокам, уметь находить наиболее значимую информацию, структурировать ее, оценивать, самостоятельно добывать и использовать. А эффективность самостоятельного извлечения знаний из информационных ресурсов напрямую зависит, повторимся, от внутренних психологических факторов, таких как жизненные стратегии, установки, мотивации, устремления субъекта в учебной деятельности.

Кроме того, перед педагогом сегодня стоит задача - обеспечить в процессе деятельности развитие субъектности восприятия обучающимся реальности через: расширение возможности использования совокупности различных технологических полей реализации целей обучения (интеллектуально-когнитивного, личностно-ориентированного, коммуникативно-поведенческого, информационно-технократического); обеспечение избыточности вариантов решения личностных и профессиональных задач, когда сам обучающийся, студент учится выбирать свой вариант поведения в педагогической ситуации; ориентацию на переход поведенческих коммуника-

тивных стереотипов (индивидуальные стили, где выбор за обучающимся) к действиям, например, будущего педагога (его стилю) в конкретных ситуациях изменяющейся реальности.

Обратим внимание, этот субъектный выбор реализуется как накопление образцов поведения личности и в профессиональной деятельности, и в обеспечении устойчивости поведения и личностной стратегии молодежи сегодня в изменяющихся условиях.

Важным акцентом в деятельности педагога сегодня является формирование мотивации учащегося на процесс учения и получения знаний. Обучение без мотивации невозможно, поэтому нужно формировать и удерживать на высоком уровне познавательный интерес к отобранному либо учителем, либо самим обучающимся материалу, объясняя это тем, что багаж знаний формирует тот фундамент, на котором основываются жизненные стратегии и приоритеты, устремления субъекта, нравственные установки, мировоззрение в целом.

Таким образом, говоря об обновлении и переосмыслении ключевых педагогических идей Я.А. Коменского, в контексте понимания приоритетов развития образования в целом как средства самореализации личности, обозначим ряд важных посылов, являющихся научным основанием нового прочтения констант современной образовательной парадигмы [9]. А именно:

1. Происходит переоценка роли человека, а именно - основа прогресса состоит не в построении идеального общества, а в человеке, его нравственности, культуре, образованности, профессиональной компетентности.

2. Реализуется новое прочтение сущности образования. Оно рассматривается не как передача готового знания, а как средство самореализации конкретной личности.

3. Происходит изменение типа и характера образования: сегодня нужны и фундаментальные (научные), и ситуативные (технологические) знания. Наука в силу объективных причин переключается на технологическое совершенствование практики. Это порождает проектно-тех-нологический тип образования.

4. Происходят изменения подхода к обучающемуся. Появляется новый тип социального индивида, субъект познания, сориентированный на новое электронное социально-культурное пространство. Главным предметом познания становится сам человек, продукты его творчества, а любой внешний объект постигается в контексте смыслов и ценностей человека. Приоритет субъекта познания, его внутренней психо-

4■2017

История и педагогика естествознания

логической составляющей (позиции обучающегося, установки, мотивации, устремления субъекта в учебной деятельности), а не предметного содержания обучения - важная методологическая установка современного образования. Отсюда субъектная зависимость получаемого знания как новый подход к самому обучающемуся.

5. Происходят изменения в деятельности педагога. Задачи, стоящие перед педагогами сегодня, значительно усложняются и требуют развития умений диалогового взаимодействия с обучаемыми, развития у них умений субъектного восприятия реальности в процессе деятельности, развития готовности самого педагога к профессиональному творчеству, а также проявления его личностных качеств. Сегодня педагогу необходимо быстро реагировать на инновационный тип экономического роста новыми умениями «проблемника». А именно: критически оценивать нарастающие информационные потоки и возможные риски, уметь находить наиболее значимую информацию, структурировать ее, самостоятельно добывать, использовать и на основе этого

видеть проблему в целом, а затем - планировать, проектировать, моделировать свою профессиональную деятельность и реализовать на практике. Результирующей задачей, требующей от педагога своего решения, стоит задача обеспечить в процессе деятельности развитие субъектности восприятия обучающимся реальности через субъектный выбор учащегося, который реализуется как накопление образцов поведения личности.

6. Изменения в технологии конструирования знаний. Технология конструирования знания в электронной образовательной среде базируется на отчуждении в электронные ресурсы среды подлежащего усвоению социального опыта, на алгоритмизации процесса, формализации и дискретности взаимодействия «педагог-обучающийся» во времени и пространстве, что дает возможность реализовать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, а также возможность технологической корректировки самостоятельной учебной деятельности обучающегося. Нет сомнений, что в перспективе учебный процесс

будет все больше смещаться в сторону самостоятельной работы обучающихся.

Образование сегодня - это система, встраиваемая в современное историко-культурное пространство, система, настроенная не на трансляцию от поколения к поколению социокультурного опыта, а на формирование человека, его самообразование, на самоопределение, требующее познавательных, креативных, коммуникативных и организационных способностей. Стратегия образования состоит в том, что оно способствует социализации личности и включенности в этот мир в качестве активного деятеля.

В заключение хочется отметить, что все великие педагогические учения, в том числе и творческое наследие Я.А. Ко-менского, побуждают к размышлению и осмыслению нового опыта, прежде всего своего собственного, самой образовательной практики. Они, несомненно, способствуют определению акцентов и приоритетов, выявлению подходов и путей решения актуальных образовательных проблем нашей современности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. М.: Педагогика, 1970. 443 с.

2. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И.Г Песталоцци. М.: Педагогика, 1989. 416 с.

3. Новиков А.М. Постиндустриальное общество. М.: Эгвес, 2011. 152 с.

4. Грохольская О.Г. Педагогическое образование: проблемы и приоритеты // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Науч. тр. Междунар. науч. конф. 17-18 марта 2016. М.: МАНПО, 2016. В 2 ч. Ч. 1. С. 225-228.

5. Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособ. для вузов. М.: Дрофа, 2011. 191 с.

6. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. М.: РОУ, 1999. 44 с.

7. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1989. 320 с.

8. Новиков А.М. Основания педагогики: пособ. для авт. уч-ся и препод. М.: Эгвес, 2011. 208 с.

9. Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38.

PEDAGOGICAL IDEAS OF JAN AMOS COMENIUS AND THEIR MODERN INTERPRETATION

GROKHOLSKY O.G., Corresponding Member Russian Academy of education, Dr. Sci. (Ped.), Prof.

The branch of philosophy of education and theoretical pedagogy Russian Academy of education (8, Pogodinskaya St., 119121, Moscow, Russia). E-mail: ol-gleb@mail.ru

ABSTRACT

In the article, in the context of the continuation of the consideration of scientific and pedagogical heritage of foreign and domestic teachers, analyses the pedagogical ideas of Jan Amos Comenius from the point of actualization for the solution of contemporary problems of education. Marked a number of important promises, which is the scientific basis for a new interpretation of the constants of modern educational paradigm. Keywords: education, educational paradigm, a retrospective view, scientific-pedagogical heritage, education, didactics, new school, innovative education, pedagogical process, teacher, learner personality.

REFERENCES

1. Lordkipanidze D. Yan Amos Komenskiy [Yan Amos Comenius]. Moscow, Pedagogika Publ., 1970. 443 p.

2. Pedagogicheskoye naslediye. YA.A. Komenskiy, D. Lokk, ZH.-ZH. Russo, I.G Pestalotstsi [Pedagogical heritage. Ya.A. Comenius, D. Locke, J.-J. Rousseau, I.G. Pestalozzi]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 416 p.

3. Novikov A.M. Postindustrial'noye obshchestvo [Post-industrial society]. Moscow, Egves Publ., 2011. 152 p.

4. Grokhol'skaya, O.G. Pedagogicheskoye obrazovaniye: problemy i prioritety. Professionalizm pedagoga: sushchnost', soderzhaniye, perspektivy razvitiya [Pedagogical education: problems and priorities. Teacher's professionalism: essence, content, development prospects]. Trudy Mezhd. nauch. konf. [Proc. International scientific conference]. Moscow, 2016, pp. 225-228.

. Grokhol'skaya O.G., Nikandrov N.D. Vvedeniye vprofessional'nuyu deyatel'nost' [Introduction to professional activities]. Moscow, Drofa Publ., 2011. 191 p.

. Lerner I.YA. Filosofiya didaktikiididaktika kak filosofiya [The philosophy of didactics and didactics as a philosophy]. Moscw o, ROU Publ., 1999. 44 p.

. Teoreticheskiye osnovy protsessa obucheniya vsovetskoy shkole [Theoretical basis of the learning process in the Soviet school]. Moscow,

Pedagogika Publ., 1989. 320 p. . Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki [The foundations of pedagogy]. Moscow, Egves Publ., 2011. 208 p.

. Grokhol'skaya O.G. Humanistic orientation of education development strategy today. Pedagogika, 2016, no. 8, pp. 31-38 (In Russian).

U4

История и педагогика естествознания

4■2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.