Научная статья на тему 'Гуманистическая педагогика: современность учения и опыта Яноша Корчака'

Гуманистическая педагогика: современность учения и опыта Яноша Корчака Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМЕР ЛЮБВИ К ДЕТЯМ / EXAMPLE OF LOVE TO CHILDREN / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ГУМАНИСТіК ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGICS / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / COOPERATION PEDAGOGICS / ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ / NON-VIOLENCE PEDAGOGICS / ДИАЛОГОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА УСПЕХА / SUCCESS PEDAGOGICS / ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ / FREEDOM PEDAGOGICS / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ / БАқЫТТЫ ОТБАСЫ / HAPPY FAMILY / DIALOGUE PEDAGOGICS / БАЛАЛАРГА ДЕГЕН СүЙіСПЕНШіЛіК үЛГіСі / ЫНТЫМАқТА-СТЫқ ПЕДАГОГИКАСЫ / қИЯНАТ ЖАСАМАУ ПЕДАГОГИКАСЫ / ДИАЛОГТЫқ ПЕДАГОГИКА / ЖЕТіСТіК ПЕДА-ГОГИКАСЫ / ЕРКіНДіК ПЕДАГОГИКАСЫ / ОТБАСЫЛЫқ ТәРБИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачнева С. Г., Рахметов Ж. А.

В статье дано обоснование актуальности использования опыта идей Яноша Корчака в современной педагогической практике в современной ситуации в мире, когда страдают дети от условий жизни, в которых они нередко находятся. Показана созвучность идей педагогики Корчака современным следующим инновационным направлениям гуманистической теории и педагогической практики: педагогики сотрудничества; педагогики ненасилия; диалоговой педагогики; педагогики успеха; педагогики успеха. Дана интерпретация его пониманий и применения на практике в те далёкие времена современных инновационных идей гуманистической педагогики. Описаны ошибки семейного воспитания, которые и сейчас имеют место; инициатива директора филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» издание книги о лучшем опыте семейного воспитания в нашей стране. Представлен опыт счастливой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая педагогика: современность учения и опыта Яноша Корчака»

С.Г.Мачнева,

главный специалист отдела по связям с общественность и издательской деятельности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Ж.А. Рахметов,

начальник отдела по связям с общественность и издательской деятельности филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА: СОВРЕМЕННОСТЬ УЧЕНИЯ И ОПЫТА ЯНОША КОРЧАКА

Ацдатпа

Макалада заманауи педагогикалык практи-када, элемдеп заманауи жагдайда, ягни балалар eмiр жагдайынан жапа шеккенде Янош Корчак-тыц идеяларын пайдаланудыц eзектiлiгi кара-стырылады.

Корчак педагогикалык идеяларыныц заманауи гуманиспк теориялар мен педагогикалык практиканыц келесi инновациялык багытта-рымен уксастыгы кeрсетiледi: ынтымактастык педагогикасы; киянат жасамау педагогикасы; диалогтык педагогика; жепспк педагогикасы; табыс педагогикасы. Гуманистiк педагогиканыц заманауи инновациялык идеялары eзектi болган сол еткен уакыттагы интерпретациясы бершген.

^азiрri уакытта да орын алатын отбасылык тэрбие беру кемшiлiктерi суреттелген; «Эрлеу» бiлiктiлiктi арттыру улттык орталыгы» акци-онерлiк когамыныц филиалы ^останай облы-сы бойынша педагогикалык кызметкерлердщ бiлiктiлiгiн арттыру институты директорыныц бiздщ елiмiздегi отбасылык тэрбие берудщ Yздiк тэжiрибесi туралы кiтабын шыгару туралы ба-стамасы усынылады.

Аннотация

В статье дано обоснование актуальности использования опыта идей Яноша Корчака в современной педагогической практике в современной ситуации в мире, когда страдают дети от условий жизни, в которых они нередко находятся.

Показана созвучность идей педагогики Кор-чака современным следующим инновационным направлениям гуманистической теории и педагогической практики: педагогики сотрудничества; педагогики ненасилия; диалоговой педагогики; педагогики успеха; педагогики успеха. Дана интерпретация его пониманий и применения на практике в те далёкие времена современных инновационных идей гуманистической педагогики.

Описаны ошибки семейного воспитания, которые и сейчас имеют место; инициатива директора филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» - издание книги о лучшем опыте семейного воспитания в нашей стране. Представлен опыт счастливой семьи.

Annotation

In the article relevance of using ideas of Janos Korchak in modern students teaching in modern world situation when children suffer from their living conditions is given.

Accord between Korchak's pedagogics ideas and following modern innovative directions of humanistic theory and practice: cooperation pedagogics; non-violence pedagogics; dialogue pedagogics; success pedagogics is shown. Interpretation of his far times ideas and practical application of modern innovative ideas of humanistic pedagogics are given.

Errors of family education which also take place now are described; the initiative of the director of the branch of JSC "National Training Centre "Orleu" In-service Teacher Training Institute in Kostanay region" on edition of the book about the best experience of family education in our country is presented. Experience of a happy family is considered.

Нег1зг1 свздер: балаларга деген суйгспеншшк улгш; гуманисток педагогика; ынтымацта-стыц педагогикасы; циянат жасамау педагогикасы; диалогтыц педагогика; жетгстгк педа-гогикасы; еркгндгк педагогикасы, отбасылыц тэрбие, бацытты отбасы.

Ключевые слова: пример любви к детям; гуманистическая педагогика; педагогика сотрудничества; педагогика ненасилия; диалоговая педагогика; педагогика успеха; педагогика свободы, семейное воспитание, счастливая семья.

Keywords: example of love to children; humanistic pedagogics; cooperation pedagogics; nonviolence pedagogics; dialogue pedagogics; success pedagogics; freedom pedagogics, family education, happy family.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[—I

О ч

о «

о н w

S3 w

U ©

О

и

о -

©

Бессмертен подвиг польского педагога, врача, писателя Яноша Корчака, который шагнул в печь крематория вместе со своими воспитанниками, показав исключительный пример самоотверженности и самопожертвования, любви к детям.

Его подвиг - высшее проявление этого главного качества педагога и человека - любви к детям. Его подвиг - это отражение духа, долгих размышлений о важности и ценности любви к детям всех, кто их окружает.

Почему сегодня мы вновь говорим об актуальности его опыта и идей?

Казалось бы, приняты международные документы, защищающие право детей на комфортную жизнь, воспитание в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности [1,с.3]. Но в каких условиях сегодня живут многие дети мира?

В войнах XXI века погибли более 780 тысяч человек, многие дети потеряли родите-

лей. Впервые после Второй мировой войны количество людей, вынужденных покинуть свои дома только в 2013 году составило более 5О - ти миллионов человек. Такие данные приводит Агенство по делам беженцев ООН. Причём более половины из них дети [2]. Трудно себе представить, что в цивилизованном мире, коим себя мы считаем, миллионами дети не учатся, нередко являются живым сщитом в войне, голодают, погибают.

Это не одно бедствие детей. «Появились и в изобилии процветают «гражданские браки», которые церковь именует общественно «одобряемым блудом», - пишет в статье «Отвечая на вызовы, следовать прошлому, доброму, благословенному» В.В. Стародуб.

В таких браках нередко нет ответственности у родителей за воспитание детей, что приводит к страданиям детей. Это подтверждают многочисленные телевизионные передачи.

«Сегодняшнее телевидение с его бесша-

rn

башными и разумеющимися постельными сценами, завязывающимися проще, чем «стакан воды», вбивают в сознание молодёжи своеобразность «красивость» подобной жизни. Ветхозаветные устои морали осмеяны и забыты», - отмечает автор этой статьи.

«И, тем не менее, львиной долей причин, приводящих к разрушению брака, является алкоголь... Этот молох уверенно и беспрепятственно шагает, без особых усилий разрушает барьеры здоровых нравственных устоев [3].

Это социальное бедствие нередко является причиной нечеловеческих условий жизни для детей, потере ценностей и нравственных ориентаций ими в жизни.

Вот почему сегодня педагогику Я. Корчака нужно «поднять на вершину» современной гуманистической педагогики. Она созвучна современным инновационным направлениям педагогической теории и практики. Среди которых исследователи выделяют:

- «педагогику сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили) - её суть в стремлении сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей и учителей в его же воспитании и обучении;

- «педагогику ненасилия» (В.А. Ситаров, В.Г. Моралов), основывающуюся на воспитании миролюбия как способности к международному общению, уважении жизни и людей, терпимости, понимании того, что человечество может двигаться вперёд только благодаря индивидуальным усилиям и активному сотрудничеству всех;

- «диалоговая педагогика» (М.М. Бахтин и А.А. Ухтомский), рассматривающая активность человека, развитие личности только в диалоговом общении, основанном на равенстве партнёров по общению, эмоциональной открытости и доверии к другому человеку;

- «педагогика успеха» (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицина), ориенрующая построение педагогического процесса на принципах достижения успеха как своеобразной лестницы, каждая ступенька которой - это достижение ребёнком определённой цели, совершённое с верой в себя и значимость поставленной

цели;

- «педагогика свободы» (О.С. Газман), направленная на конструирование внутреннего мира ребёнка как субъекта природного (биологического), социального (культурного), экзистенциального ( независимого, самосущего, свободного) [4,с.306].

Что же писал и обосновывал важным Я. Корчак в педагогике сотрудничества? «Школа создаёт ритм часов, дней и лет. Школьные работники должны удовлетворять сегодняшние нужды юных граждан. Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, сотрудничество и совместная жизнь!» [5,с.15]. Очень важно осознание каждым директором образовательного учреждения, учителем, что ученик живёт в школе вместе с ним, жизнь эта должна приносить радость, для чего Корчак напоминает: «Играю ли я или говорю с ребёнком - переплелись две одинаково зрелые минуты моей жизни; и в толпе детей я всегда на мгновение встречаю и провожаю взглядом и улыбкой какого - нибудь ребёнка. Сержусь ли, мы опять вместе - только моя злая мстительная минута насилует его важную и зрелую минуту жизни» [5,с17].

Вся педагогика Корчака проникнута идеями педагогики ненасилия, уважения к жизни ребёнка. Особое внимание он уделяет умению педагога прощать. И вот что он пишет: «Самое главное, я полагаю - трезво оценивая факт, воспитатель должен уметь:

Любого в любом случае целиком простить.

Всё понимать - это всё прощать.

Воспитатель, вынужденный брюзжать, ворчать, кричать, отчитывать, угрожать, карать, - должен в душе, для самого себя, снисходительно отнестись к любому проступку, упущению и вине. Ребёнок провинился, потому что не знал; не подумал; не устоял перед соблазном, подговариванием; пробовал; не мог по - другому.

Даже там, где действует злостная злая воля, ответственность несут те, кто эту злую

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С

w

U

W

¡Г1

S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

©

волю пробудил. Мягкий, снисходительный воспитатель должен иной раз переждать массовый штурм гневной мести толпы за грубый деспотизм предшественника. Провакацион-ное: «назло» - это пробный камень, проверка, экзамен. Переждать - перетерпеть - значит победить.

Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребёнка за то, что он есть то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь» [5,с.269].

«У каждого человека есть достоинства и недостатки», кто этого не знает? Недостатки и достоинства есть и у девочек и у мальчиков Нужно понимать друг друга, уважать, прощать и любить» [5,с259].

Всегда уроки милосердия педагога оставят след в душе детей как уроки умения прощать, уроки ненасилия, человеколюбия, миролюбия, потому что пример воспитателя - огромная сила. О чём Корчак замечает: «Видя во мне образец совершенства, стремясь походить на меня, воспитателя, завоевать слово похвалы, поощрения, желая вознаградить меня за мои труды и оказанные им услуги - они наивно и с благодарностью настраиваются в мой тон справедливости, честности, долга» [5,с.274].

Диалоговая педагогика М.М. Бахтина и А.А. Ухтомского особенно ярко отражена в педагогической деятельности Яноша Кор-чака. В диалоге с воспитателями он желал их деятельность сделать более успешной и полезной в «направлении облагораживания или ослабления некоторых качеств, склонностей, влечений ребёнка, - так пишет биограф великого педагога И. Неверли [6,с.442].

Открыто Корчак предупреждал, что «среди детей столько же плохих людей, сколько и среди взрослых; только у детей нет то ли надобности, то ли возможности себя проявить.

Всё, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей. Ты найдёшь здесь представителей всех типов людей и образцы всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо в зародыше имеют все страсти взрослых.

И если я завтра встречаю группу детей, я

уже сегодня обязан знать, кто они. Там будут ласковые, пассивные, добродушные, довер-чевые ребята - вплоть до самых злостных, явно враждебных и полных двуличной инициативы или притворно уступчивых, конспиративно злостных малолетних преступников и интриганов» [6,с. 133].

В работе «Интернат» Корчак из диалога воспитателя с автором делает выводы, как поступить в той или ситуации. Он так описал секрет успешного диалога с детьми:

Вы говорите:

- Дети нас утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

- Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклонятся, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаём. А от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становится на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть [5,с.306].

Огромное значение придавал Янош Кор-чак «педагогике успеха», не употребляя этот термин, он писал, как важно воспитаннику верить в успех. Он даже предложил воспитанникам алгоритм, как победить недостатки, добиться успеха в борьбе с ними, записал их:

1. «Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно».

2. «Выбери для начала лишь один, самый лёгкий недостаток и прежде всего кончай с ним».

3. «Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения».

4. «Не ставь слишком лёгких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть».

5. «Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретённых недостатков легко, а от врождённых трудно».

Делая то, что ты не любишь, и, не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное [5,с. 258.].

Педагогика свободы Яноша Корчака направлена на конструирование внутреннего мира ребёнка, она в советах, пожеланиях, до-

казательной передаче своего опыта. Он писал: «Не будем требовать от наших детей ни индивидуального, ни коллективного самопожертвования», действительно, в этом случае возможно свободное воспитание. Недопустимо у него для педагогики свободы, если «ребёнок подавлен нашим авторитетом, обязанностью быть нам благодарным, уважать нас» [6, с.129, 130].

«Мой принцип:

«Пусть дитя грешит».

Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется - подсказывать дорогу, оступится - лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом.

«Пусть дитя грешит».

Ибо, если ребёнок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастет пассивно нравственным - по отсутствию возможности согрешить, а не активно - нравственным - нравственным благодаря сильному сдерживающему началу...

Позволь детям ошибаться и радостно стремиться к исправлению.

Детям хочется смеяться, бегать, шалить. Воспитатель! Если для тебя жизнь - кладбище, позволь им в ней видеть лужайку. Сам во власянице - банкрот бренного счастья или кающийся грешник, - имей мудрую снисходительную улыбку.

Здесь должна - должна царить атмосфера полной терпимости к шутке, проказе насмешке и подвоху, и наивному греху лжи. Здесь не место суровому долгу, каменной серьёзности, железной необходимости, непоколебимому убеждению.

Всякий раз, впадая в тон монастырского колокола, я делал ошибку [6, с. 126, 127].

В этом откровении великого педагога -суть его педагогики свободы.

Но свобода - это не вседозволенность. Янош Корчак ясно представляет себе опасность двух педагогических крайностей: недостатка и избытка свободы в воспитании детей. Об этом он замечает: «Стало быть, всё позволять? Ни за что: из скучающего раба мы сделаем изнывающего от скуки тирана.

А запрещая, закаляем как - никак волю, хотя бы лишь в направлении обуздания себя. И это чего - то да стоит, как - правда, односторонняя подготовка к жизни. Позволяя же детям «всё», бойтесь, как бы, потакая капризам, не подавить сильных желаний. Там мы ослабляли волю, здесь отравляем» [6, с.22].

Янош Корчак дал характеристику семейного воспитания, ошибки которого мы наблюдаем и сегодня: «Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом, стремиться усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований и намерений.

Вежлив, послушен, хорош, удобен, а и мысли нет о том, что внутренне безволен и жизненно немощен» [6,с.18].

Современен вопрос Корчака к родителям: «А что сделано нами, чтобы познать ребёнка и создать условия, в которых он мог бы существовать, а не зреть?» Ответ его лаконичен: «Ребёнок имеет право желать, домогаться, требовать, имеет право расти и созревать, а достигнув зрелости, приносить плоды». Но, к сожалению, тогда, но часто и сегодня, цель воспитания: «.не шуметь, не рвать башмаки, слушаться и выполнять приказания, не критиковать, а верить, что все они ему во благо»[6,с.89].

Вывод, руководство к действиям родителям великий педагог выразил следующим образом: «.заповедь: люби ближнего своего - это гармония, простор, свобода»[6,с.89].

Что сегодня нужно предпринять для понимания заповеди Яноша Корчака каждой семьёй, как возродить ценность семьи и ответственность за воспитание детей в семье? Общественность Казахстана озабочена этой проблемой. Новое содержание образования в контексте реализации Государственной программы развития образования и науки на 2016 - 2019 годы предполагает изучение сквозной темы «Семья» в средней школе.

Директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

s

к <

m О

го «

о

w «

О

О!

С w s

U

W

1т1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5 w s

U ©

О

и

о -

s ©

области» М.В. Слесарь предлагает издать книгу «Счастливая семья - основа благополучия и процветания государства. В газете «Образованная страна» она пишет: «Думаю, важный путь решения проблемы - изучение опыта лучших семей, в которых дети продолжают традиции семьи, в которых культ знаний, развития детей, общечеловеческих нравственных ценностей - главный смысл воспитания. ... Изучение опыта семьи Мухитдинова Мирасбека Мухитдиновича показало, что его семья может быть примером и о ней нужно рассказать. Семья Мухитдиновых - яркий образец счастливой семьи.. За предоставленную возможность расти счастливым благодарен сын Абзал Мухитдинович -заместитель директора по творческой работе оркестра «Астана Опера, заслуженный деятель искусств Республики Казахстан. Композитор, написал 20 произведений для оркестра, член Союза композиторов Казахстана. Можно сказать, что он объездил весь мир с оркестром, так как перечислить все страны, где он побывал, просто невозможно. Благодаря этому замечательному оркестру нашу страну по - новому узнаёт весь мир. Казахстан - действительно удивительно миролюбивая страна, истоки её миролюбия и в национальном искусстве, ярким пропагандистом которого является Абзал Мухитдинов. В своём откровении «Наши дорогие родители» он пишет: «Наши родители обладают волевым характером. У нас в семье не приняты внешние броские проявления нежности. Мы, трое братьев и две сестры, хоть и донашивали одежду или обувь друг за другом, однако имели всё для духовного и физического развития... Папа с мамой - на работе допоздна. Но были редкие, счастливые моменты, когда собирались все вместе.

Вот что пишет их старшая внучка Айжан, которая с детства ездила к родителям мамы Таншолпан Мухитдиновны, доктора Ph и взапой читала там книги: « Для меня дом ата и аже всегда напоминал тихую гавань, островок добра и мира в бурлящем сумашед-шем мире. В этом доме умеют беззаветно любить, дарить душевную теплоту, трепетно заботиться и быть просто невероятно добры-

ми. Таким этот дом сделали мои ата и аже, люди удивительные, живущие по принципам справедливости, скромности и взаимопонимания. Поэтому все мы, их дети и внуки, очень счастливые, и я бы даже сказала, очень везучие, потому что в мире, в котором становится всё больше жестокости и цинизма, у нас есть они - наши учителя, наставники и самые близкие на свете люди.

Всё-таки самое большое счастье для родителей ( очень важно, что родители педагоги) - счастливые дети, которые продолжают мысли, дела, лучшие духовные качества родителей, род человеческий, благодаря таким людям - гражданам мира, как дети Мухитдиновых, наконец - то приобретёт человеческое лицо во имя мира и счастья всех землян» [7].

Успешна и счастлива семья Мухитдиновых, потому что в воспитании детей следовала заповеди Великого педагога Яноша Корча-ка: «любить ближнего своего - это гармония, простор, свобода».

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. Конвенция о правах ребёнка. Алматы, 2006. - 536с.

2. apparat cc/worid/ehdless-war/

3. Сародуб, В.В. Овечая на вызовы, следовать прошлому, доброму, благословенному [Текст]/В.В.Стародуб //Образованная страна. - 2016. - 25 октября.

4. Романюк, Л.В. Гуманистическая педагогика //Энциклопедия гуманитарных наук [Текст]/Л.В. Романюк. Москва, 2012. - №2. -С.304 - 307.

5. Корчак, Я. Как любить ребёнка [Текст]: Книга о воспитании /Корчак Я. пер. с польск. К.Э. Сенкевич. М.: Политиздат, 1990. - 493с.

6. Корчак, Я. Избранные педагогические произведения [Текст]/Корчак Я. пер. с польск. К.Э. Сенкевич. М.: изд. «Просвещение», 1966. - 469 с.

7. Слесарь, М.В. Счастливая семья - основа благополучия и процветания государства [Текст]/М.В. Слесарь //Образованная страна 2016. - 13 сентября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.