ориентированное, культурно насыщенное образовательное пространство, поскольку, только через культуру возможно человеческое вхождение в окружающее социальное сообщество[1].
Специфическим компонентом культуры как социального феномена является спорт - любительский, профессиональный и «спорт для всех», включающий детско-юношеский спорт, студенческий спорт, спорт для среднего и старшего возраста, для инвалидов, профессионально-прикладной и т.д. Этому компоненту свойственны все элементы и черты самостоятельной подсистемы социальной сферы общества: материальные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные. Спорт возникает посредством физиологической потребности и духовного мотива в субъективной сфере личности, затем опредмечивается в социальных процессах тренировок и состязаний, общественных институтах и предметно-вещественных сооружениях -стадионах, Дворцах спорта, спортзалах, бассейнах, кортах и т.д. [2].
Специалисты считают, что спорт и физическую культуру необходимо рассматривать не только как общественное явление, как сферу человеческой деятельности, как средство тренинга, но и как средство формирования мировоззрения, системы ценностей и мотивационно-потребностной сферы личности.
Многие спортсмены, заканчивая свою спортивную карьеру, затем также хотят связать свою дальнейшую профессиональную деятельность со спортом, хотят передавать свой накопленный опыт (и те ценности, которые формируются средствами спорта) последующим поколениям. Одним из главных компонентов успешной профессионально-педагогической деятельности являются личностные свойства и качества спортивного педагога: мировоззрение, жизненная позиция, ценностные ориентации и другие.
Поэтому, на наш взгляд, представляется важным определить динамику формирования ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста, занимающихся спортом и студентов факультета физической культуры, что и являлось целью данного исследования.
В исследовании принимали участие старшие школьники 15-17 лет (160 человек) и студенты факультета физической культуры 18-20 лет, занимающиеся спортом (107 человек). Для изучения ценностных ориентаций детей старшего школьного возраста и студентов факультета физической культуры применялся метод анкетирования. Испытуемым предлагался список жизненных и спортивных ценностей. Респондентам необходимо было определить свое личное отношение к каждой из них. Проводился сравнительный анализ их отношения к предлагаемым ценностям. Далее представлены результаты изучения отношения старших школьников и студентов факультета физической культуры к жизненным ценностям.
При анализе отношения школьников и студентов к ценности «твердая воля», было выявлено, что у 58% студентов она присутствует в реальности, т.е. они умеют отстаивать свою позицию, не отступать перед трудностями. В тоже время у школьников процент таких оказался несколько ниже (54%). Однако у большой части школьников выявлено стремление к овладению данными качествами (40%).
При анализе взаимоотношений между сверстниками выявлено, что хорошие отношения с друзьями, толерантность к взглядам и мнению других, преобладают у большинства школьников (81%), у студентов данный показатель оказался ниже и составил 78%. Это может быть связано с тем, что школьники лучше находят взаимопонимание со своими сверстниками.
Стремление к достижению высоких результатов в спорте присуще многим спортсменам. У студентов процент тех, у кого достижение наивысших результатов в спорте является реальностью (36%), оказался выше по сравнению с детьми старшего школьного возраста (17%). Такие результаты можно объяснить тем, что дети старшего школьного возраста находятся на таком жизненном этапе, когда происходит становление жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому многие из них еще находятся на стадии определения того, что в их жизни является главным и определяющим. У студентов же в основном жизненные приоритеты сформированы, поэтому они могут с уверенностью утверждать, что достижение вершин в спорте является для них главным на данном жизненном этапе.
Честными в повседневной жизни себя считают 57% студентов и 49% учащихся старших классов. Из приведенных данных видно, что процент таковых среди школьников несколько ниже, однако значительная доля из них (39%) стремятся к тому, чтобы сделать это реальностью. В тоже время у студентов процент стремящихся ниже, он составляет 32%.
Существенные различия между ответами учащихся и студентов выявлены при ответах на вопрос «являетесь ли вы ответственным человеком». 77% из числа опрошенных студентов положительно ответили на данный вопрос, из числа школьников - только 43%. Также следует отметить, что у школьников имеется большое количество тех, для которых данная ценность не имеет значения (19%), или они вообще не могут выразить своего отношения к ней (15%).
При сравнении отношения студентов и школьников к умению воспринимать и ценить красоту в жизни, были получены следующие результаты. Среди студенческой молодежи чувство прекрасного является ценностью в жизни для 59%, а среди школьников - для 64%. Студентам в своей учебной деятельности, а также в жизни, приходится преодолевать жизненные трудности, решая не только учебные, но и бытовые проблемы. Видимо, поэтому они перестают ценить прекрасное, полностью погружаясь в решение этих проблем.
Проведенный опрос показал, что студенты являются более дисциплинированными, исполнительными и аккуратными, этому свидетельствует процентные данные: у студентов дисциплинированность, как жизненная ценность, является одной из главных для 64%, у школьников доля таковых значительно ниже - 53%. Такая ситуация может объясняться тем, что для успешного решения образовательных задач от студентов требуется максимальное проявление дисциплинированности.
В заключение можно сказать, что у студентов к большинству из предложенных жизненных ценностей сформировано положительное отношение, у школьников данный процесс находится на стадии формирования. Однако следует обратить внимание и на то, что у студентов в процессе обучения в вузе пропадает ценностное отношение к взаимопониманию и к чувству прекрасного. Полученные результаты заставляют задуматься об эстетической стороне воспитания студенческой молодежи.
Литература
1. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности /Лубышева Л.И., Загревская А.И. //Теория и практика физической культуры, 2013. - № 3. С. 7-17.
2. Леонтюк А. М. Спорт как социокультурный феномен: Дисс... кандидата философских наук: Санкт-Петербург, 1996. - 105 с.
Титова И. Н.
Аспирант кафедры инженерной педагогики ФГБОУ ВПО, Национальный исследовательский Томский политехнический
университет
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В настоящей статье рассматривается гуманистическая направленность воспитательно-образовательного процесса МОУ «Лицей№11» г.Новокузнецк (Россия) как одно из условий, обеспечивающих эффективность формирования умений самообразовательной деятельности школьников на примере гуманистической составляющей дисциплины «Русский язык». Использованные формы, методы, средства направлены на личность школьника.
39
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, умения самообразовательной деятельности, гуманистическая
направленность воспитательно-образовательного процесса, гуманистическая составляющая дисциплины Русский язык.
Titova 1 N.
Рostgraduate student of the engineering pedagogics cathedra at the FSBEEHPE Tomsk national investigational polytechnical University THE HUMANISTIC DIRECTION OF UPBRINGING-EDUCATIONAL PROCESS AT THE SKILLS-FORMING OF PUPILS
SELF- EDUCATIONAL ACTIVITY
Abstract
In this article is considered the humanistic direction of upbringing- educational process of MEE «Lyceum №11» Novokuznetsk (Russia) as one of the conditions that ensure the efficiency of self-educational pupil activity skills on the model of humanistic component of the school discipline «Russian». The used forms, methods, means are reffered to pupils personality.
Keywords: self-educational activity, skills of self-educational activity, humanistic direction of upbringing- educational process, humanistic component of the school discipline «Russian».
В нашем исследовании гуманистическая направленность воспитательно-образовательного процесса рассматривается как одно из условий, обеспечивающих эффективность формирования умений СД школьников (поиска и переработки информации, самоорганизации, самоконтроля).
Деятельность ученика в гуманистически направленном процессе при формировании умений СД мы направляли на участие в постановке новой учебной задачи (в результате чего учебная задача становится личностно-значимой для него, вытекающей из логики его собственной активности (появляются вопросы), её переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими обучающимися выявить идею, гипотезу её решения, предлагая свои варианты, своё видение проблемы.
Мы организовывали управление так, чтобы при объяснении учителя ученик живо участвовал в работе репликами: задавал вопросы, критически осмысливал слова учителя, чтобы умел в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, отделять способ решения от результата; выполнять задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщённые способы действий; охотно анализировать свою учебную работу, своё психологическое состояние, мысленно вёл диалог с ним, отделял способ решения от результата, анализировал свою учебную работу, открыто демонстрировал свои «плюсы и минусы», чтобы в целом, был творец и создатель собственной деятельности.
Рассмотрим гуманистическую направленность МОУ «Лицей №11» г. Новокузнецка при формировании умений СД школьников.
Цель лицея - формирование личности, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию в соответствии с её индивидуальными особенностями.
В соответствии с целью определены образовательные и воспитательные задачи МОУ «Лицей №11»:
- создание максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития личности;
- формирование потребности к саморазвитию и самообразованию;
- развитие творческих способностей, навыков учебного и исследовательского труда;
- целенаправленная ориентация на деятельность по профилю.
Задачи, стоящие перед лицеем, определяют отбор содержания образования, которое включает сбалансированное сочетание базисного (государственного), лицейского (школьного) и профильного (регионального) компонентов.
Базисный компонент образования содержит государственный стандарт по основным отраслям наук, выполнение которого реализуется через систему обязательных учебных дисциплин.
Сущность лицейского компонента состоит в том, что он существенно расширяет содержание образования по сравнению с государственным стандартом за счёт углубления содержания обучения основам наук, введения специальных курсов: «Решение нестандартных задач по математике»; «Трудные случаи орфографии русского языка»; «Решение задач по общей биологии»; «Задачи повышенной сложности по физике»; «Решение задач повышенной сложности по химии» и т.д. Лицейский компонент направлен на формирование широко образованной, интеллектуально развитой личности, способной к самопознанию, самоактуализации, самоопределению.
Сущность профильного компонента состоит в том, чтобы помочь школьнику профессионально самоопределиться. Для этого осуществляется углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящее предпрофессиональный характер, позволяющих обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования. Учителя в процессе преподавания своих предметов на уроках осуществляют профессиональное просвещение, то есть связывают содержание предметов с содержанием профессиональной деятельности тех или иных специальностей, логично встраивая профориентационные сведения в учебный материал[3]. Эти сведения направлены на решение проблем профессионального самоопределения и самореализации личности обучающихся.
Профильный компонент в МОУ «Лицей №11» реализуется по следующим направлениям: физико-математическому; химикобиологическому; социально-экономическому, где углубленно изучаются теоретические основы предметных дисциплин -математики, физики, химии, биологии, географии, экономики.
Опираясь на цель исследования: формирование умений самообразовательной деятельности школьников - охарактеризуем гуманистическую составляющую дисциплины «Русский язык».
Гуманистическая составляющая дисциплины «Русский язык» состоит в воспитании культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения[1].
Главная цель обучения русскому языку - совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных сферах общения, усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета, что направлено на формирование таких умений и навыков, которые необходимы школьнику для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности: навыки различных видов чтения учебно-научных текстов (в том числе по избранному профилю); написание рефератов, тезисов, докладов; навыки создания собственных текстов, составление различных деловых бумаг, умения выступать публично.
В качестве примера гуманистической составляющей дисциплины «Русский язык» в формировании умений самообразовательной деятельности рассмотрим практическое занятие по теме: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка» (10-й класс).
Гуманистическая составляющая дисциплины обозначена в цели и задачах урока.
Цель: совершенствовать у школьников правильную речь на основе понятия нормы.
Задачи:
1. Помочь осмыслить обучающимся связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, вывод.
2. Научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля в жанре аналитического сообщения.
40
Исходя из цели и задач урока, лицеисты, при выполнении работы, должны овладеть понятием нормы и признаками правильной речи[4]; уметь выявлять нарушения норм в тексте и находить способы устранения этих нарушений. Эти знания и умения направлены на личность обучающегося, на языковую и духовную культуру, необходимые им при общении.
Для реализации цели урока мы актуализировали опорные знания обучающихся путём проверки усвоения теоретических положений на основе домашнего задания: «Дать определение понятия нормы и её вариантов». При ответе на данный вопрос десятиклассники опирались на учебное пособие К.С.Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка»[2] и демонстрировали монологическую речь, объясняя понятия: «норма языка», «вариант нормы», «культура речи», «нарушение нормы»; показывали при общении умение отбирать речевой материал.
Содержанием практической части являлся раздаточный материал (отрывки из произведений Ф.Абрамова и М.Шолохова) для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед школьниками учебно-научные и творческие задачи - создать на основе отрывков из произведений писателей текст научного стиля в жанре аналитического сообщения.
При исследовании текста, обучающиеся, используя умение поиска и переработки информации, выделяли главное (находили языковые нарушения в тексте, например, «трудно до невозможностей», «по-ихнему», «хошь не хошь» и т.д.); анализировали языковые явления (варианты) с позиции нормы (например, «махает-машет», «ноль-нуль» и т.д.); сравнивали отдельные пары слов (например, «столяр-столяр»); выдвигали гипотезы (чем вызваны нарушения норм русского литературного языка), делали вывод. Таким образом, мыслительная деятельность в ходе работы была направлена на познавательный интерес, на основе которого мы совершенствовали умение поиска и переработки информации; формировали умение самоорганизации.
По ходу выполнения работы, по мере необходимости, мы консультировали школьников, осуществляя контроль за их самостоятельной деятельностью. Результаты практической работы анализировались в классе. Анализ направлен на формирование умения самоконтроля, на понимание обучающимися своих ошибок, что создавало мотивацию к повторной деятельности, исправлению ошибок. При этом нам было важно создать доброжелательную атмосферу совместного учебного сотрудничества, заключающуюся в том, чтобы десятиклассники имели возможность высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одёрнут, остановят, раскритикуют. Лицеисты открыто говорили о своём незнании, признавали свои ошибки. В ходе рефлексии обсуждались следующие вопросы:
- выполнены ли все пункты намеченного плана?
- с какими трудностями столкнулись?
- нашли ли, Вы, свои ошибки?
- с чем они связаны?
- что нужно для их исправления? И т.д.
Наиболее типичными среди ответов оказались: недостаток знаний по теме - 25,0%; сложность в работе со словарями - 10,0%. Вскрыв при помощи самоанализа причину ошибок, обучающиеся осознанно подходили к их исправлению.
Таким образом, используя гуманистическую составляющую дисциплины «Русский язык», состоящую в совершенствовании правильной речи обучающихся, приобщении их к культуре общения, нами осуществлялось совершенствование умения поиска и переработки информации (умение дифференцировать главное от второстепенного, сравнивать изучаемые явления, устанавливать логическую связь, делать обобщения и выводы); формирование умений самоорганизации (умение организовать свою работу) и самоконтроля (умение производить самоанализ и корректировку своей деятельности).
Для проверки эффективности формирования умений самообразовательной деятельности старшеклассников в условиях гуманистической направленности образовательного процесса была проведена диагностика.
Динамика уровней сформированности умений самообразовательной деятельности обучающихся 9-х и 11-х экспериментальных классов на начальном и завершающем этапах эксперимента представлена в таблицах 1-2.
Таблица 1 - Уровни сформированности умения поиска и переработки информации у обучающихся 9-11-х экспериментальных
классов до и после эксперимента при (n=74), в %
Уровни сформированности умений самообразовательной деятельности Умение поиска и переработки информации
МОУ «Лицей №11»
Количество обучающихся п ри (n=74), в %
9 класс 10 класс 11 класс
До экспер. После До экспер. После До экспер. После
Высокий 13,0 26,0 14,0 31,0 17,0 59,0
Средний 20,0 30,0 21,0 40,0 23,0 31,0
Низкий 25,0 21,0 23,0 22,0 25,0 10,0
Очень низкий 42,0 23,0 42,0 7,0 35,0 -
Таблица 2 - Уровни сформированности умения самоорганизации и самоконтроля у обучающихся 10-11-х экспериментальных
классов до и после эксперимента при (n=48), в %
Уровни сформированности умений самообразовательной деятельности Умение самоорганизации | Умение самоконтроля
МОУ «Лицей№11»
Количество обучающихся при (n=48), в %
10 класс 11 класс 10 класс 11 класс
До экспер. После До экспер. После До экспер. После До экспер. После
Высокий 14,0 38,0 15,0 60,0 13,0 39,0 16,0 62,0
Средний 17,0 39,0 18,0 30,0 15,0 41,0 18,0 28,0
Низкий 38,0 18,0 37,0 10,0 40,0 15,0 37,0 10,0
Очень низкий 31,0 5,0 30,0 - 32,0 5,0 29,0 -
Количественные данные таблиц 1-2 свидетельствуют о том, что в результате создания педагогических условий и применения разработанной системы методов и средств формирования умений СД школьников произошло улучшение показателей на всех уровнях за счёт пополнения высокого и среднего уровней обучающимися низкого и очень низкого уровней. Так, к концу 11-го класса количество обучающихся, соответствующих высокому уровню умения поиска и переработки информации, в сравнении с начальным, увеличилось в 4,5; 4,2; 5,4 раза; - умения самоорганизации в 4,2; 3,5; 4,5 раза, умения самоконтроля в 4,4; 4,5; 5,0 раза. Показатель очень низкого уровня сформированности умений самообразовательной деятельности равен «0».
Литература
1. Берулава, М.П. Теория и практика гуманизации образования [Текст] /М.П.Берулавва. - М.: Г елиос, 2000 г. - 340 с.
41
2. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К.С.Горбачевич. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
3. Краевский, В.В. Основы обучения: дидактика и методика [Текст] / В.В.Краевский, А.В.Хуторской. - М.:Аеадемия, 2007. -135 с.
4. Маниковская. О.В. Опыт построения образовательного пространства становления субъективности учащихся в диалоговых отношениях обучения русскому языку [Текст] / О.В.Маниковская. - Сибирский педагогический журнал. - №8. - С. 180-189.
Шилов К.В.
Соискатель, Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет (г. Хабаровск) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ
МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматривается актуальная проблема использования инновационных методов и приемов работы преподавателями факультета физической культуры в подготовке студентов. Методами опроса, наблюдения и беседы нами было проведено исследование используемых преподавателями инновационных педагогических приемов в процессе образования студентов Изучены различные модели проведения занятий со студентами.
Выявлено неудовлетворительное состояние педагогического управления процессом формирования у студентов готовности к инновационной деятельности. Сделаны выводы о целесообразности использования инновационных методов образования для подготовки студентов к инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность, проблемное обучение, педагогические приемы, дидактические способы организации процесса обучения.
Shilov K.V.
Doctoral candidate, Far Eastern State University of Humanities (Khabarovsk)
USE BY TEACHERS FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION INNOVATIVE METHOD OF PREPARATION OF
STUDENTS
Abstract
Actual problems using innovative methods and techniques of the teachers of the Faculty of Physical Education in the training of students. Survey methods, observations and interviews we conducted a study of teachers use innovative teaching methods in the educational process of students studied different models of classes with students. Found unsatisfactory teaching process control formation of students' willingness to innovate. The conclusions about the appropriateness of using innovative methods of education to prepare students for innovation.
Keywords: innovation, problem-based instruction, teaching methods, teaching ways of organizing learning.
В новых условиях функционирования системы образования идеологией высшего физкультурного образования как составной части системы образования в целом должна быть подготовка такого специалиста, который был бы носителем высших культурных ценностей и образцов мышления, чувствования и деятельности, способен к действию в нестандартных условиях, решению крупномасштабных учебно-практических проблем, для которых нет готовых способов организации работ [3, 6, 7].
Проблема инновационной деятельности явилась центральным звеном многочисленных психолого-педагогических исследований, как в нашей стране, так и за рубежом [2, 4; 5; 8 и др.].
Инновации в образовании - естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны - они несут в себе отказ от всего устаревшего и отжившего, сами закладывают основы социальных преобразований. Отсюда - особые требования к тем, кто по своей профессии призван вести и обеспечивать образовательный процесс на современном уровне [1].
Целью нашего исследования явилось изучение использования инновационных методов работы преподавателями факультета физической культуры в подготовке студентов.
Для обобщения опыта работы преподавателей факультета физической культуры методами опроса (анкетирования), наблюдения и беседы нами было проведено исследование используемых ими инновационных педагогических приемов в процессе обучения студентов.
В данном исследовании приняло участие 20 преподавателей, работающих на факультете физической культуры (7 мужчин и 13 женщин), из которых педагогический стаж более 20 лет имеет 35%, свыше 15 лет - 20% и до 10 лет - 45% опрошенных. Среди испытуемых преподавателей 10 кандидатов наук, 5 доцентов и 5 старших преподавателей.
Всем преподавателям, во-первых, было предложено, указать, есть ли в их учебных программах темы, в ходе изучения которых со студентами они используют собственную методику или известную инновационную педагогическую технологию, а, во-вторых, описать свои педагогические приемы и действия по той или иной теме.
Как выяснилось, большинство опрошенных имеют различные модели проведения занятий со студентами, однако, в процессе обобщения результатов бесед и опроса преподавателей факультета были определены следующие особенности их деятельности с использованием инновационных педагогических приемов:
I. Большинство преподавателей в своей практике достаточно широко ишользуют технологию проблемного обучения. Система методов проблемного обучения, практикуемая на факультете, представляет собой сочетание общих и бинарных методов.
Система используемых общих методов включает в себя: объяснительно-иллюстративный (используют все опрошенные преподаватели), репродуктивный (используют 90% преподавателей), проблемное изложение (70%), частично-поисковый (50%) и исследовательские методы (60%).
Система бинарных методов - это информационно-репродуктивный (80%), информационно-эвристический (40%), проблемные ситуации (90%) и другие методы преподавания.
В целом можно говорить о пяти дидактических способах организации процесса проблемного обучения на факультете физической культуры: монологическом, рассуждающем, диалогическом, эвристическом и исследовательском.
При монологическом методе (100%) преподаватель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает студентам готовые выводы по теме занятия, но это делается в условиях проблемной ситуации при форме изложения - лекция-рассказ.
Преподавателями используется два варианта методов рассуждающего изложения. Первый вариант - создав проблемную ситуацию, преподаватель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения (100%). При втором варианте преподаватель как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса (60%).
Используемый 80% преподавателей метод диалогического изложения представляет собой их диалог с обучаемыми. Руководитель занятия в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает ее, но с помощью студентов, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательства гипотез.
42