ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 15.12.2019 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Панченко1 Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Эльмурзаев1 И.В. Бобров1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
HUMANiSTiC MODEL OF ORGANiZATiON OF REOREATiONAL PHYSiCAL EDUCATiON PRACTiCES
PhD, Associate Professor I.A. Panchenko1 PhD, Associate Professor M.A. Elmurzaev1 I.V. Bobrov1
1 Saint-Petersburg Mining University, Saint-Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - научно обосновать гуманистические подходы в организации физкультурно-рекреационной деятельности в образовательном процессе.
Методика и организация исследования. В научном исследовании использован методологический подход к принципам гуманизма в процессе образования и воспитания личности в организации физкультурно-рекреационной деятельности. Результаты исследования и выводы. Авторы выделяют принципы, положенные в основу построения гуманистической модели физической рекреации. Принцип ориентации на индивидуальные особенности человека связан с процессом обучения и воспитания на основе учета педагогом индивидуальных особенностей занимающихся. Принцип гуманизма является необходимым конструирующим элементом физической рекреации, определяет ее сущность, содержание, законы и закономерности функционирования. При ориентации на эти гуманистические принципы гуманистическая модель физической рекреации должна базироваться на трех уровнях психической организации человека, трех видов свойств: индивидных, индивидуальных и личностных. Таким образом, гуманистический подход должен служить одним из методологических принципов построения теории физической рекреации, его нельзя исключать из общей проблематики ее исследования. Предложенная гуманистическая модель физической рекреации носит описательный характер и построена на основании выделения ее специфических признаков.
Ключевые слова: физкультурно-рекреационная деятельность, гуманистическая модель саморазвития.
Annotation
Objective of the study was to scientifically substantiate the humanistic approaches to the recreational physical education practices in the educational process. Methods and structure of the study. During the study we applied a methodological approach to the principles of humanism within the process of education and upbringing of children engaged in the recreational physical education practices. Results of the study and conclusions. The authors highlight the principles underlying the construction of a humanistic model of physical recreation. The principle of fixation on individual characteristics of a person is associated with the process of training and education based on the teacher's accounting for the individual characteristics of those involved. The principle of humanity is a necessary structural element of the physical development process; it determines its essence, content, laws and patterns of functioning. In view of these humanistic principles, the humanistic model of physical development should be based on three levels of human mental organization, three types of traits: inborn, individual, and personality.
Consequently, the humanistic approach should serve as one of the methodological principles of construction of the theory of physical development; it cannot be excluded from the range of problems of its study. The proposed humanistic model of physical development is descriptive and is based on the identification of its specific features.
Keywords: recreational physical education practices, humanistic model of self-development.
Введение. Идеи гуманистической психологии возникли в недрах фрейдизма и бихевиоризма, когда отмечался отрыв субъекта деятельности от природы, социальной действительности. Также считалось, что человек способен только усваивать социальный опыт, нормы и правила поведения, задаваемые обществом, ближайшим социальным окружением (коллективом), сама же активность человека в творении этого опыта недостаточно учитывалась [5].
Цель исследования - научно обосновать гуманистические подходы в организации физкультурно-рекреационной деятельности.
Методика и организация исследования. В научном исследовании использован методологический подход к принципам гуманизма в процессе образования и воспитания личности в организации физкультурно-рекреационной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. Обращенность гуманистов к внутреннему миру человека, его психике и сознанию обозначила возникновение нового научного направления изучения человека - гуманистической психологии, предметом изучения которой стал служить целостный внутренний мир человека в его высших, специфических только для человека проявлениях. Без ориентации на непрерывно развивающуюся конкретную личность признание ее целостности, уникальности, неповторимости, активности, восприятие ее как психологическую реальность, стремление к саморазвитию, самореализации, самовыражению, самодостаточности невозможно планировать развитие социальных общностей и самой личности.
Формирование гуманитарной культуры человека - культуры образования, тела, культуры здоровья, труда, семейных отношений, проведения досуга стало рассматриваться од-
№ 3 • 2020 Март | March
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с I—
ним из приоритетных направлении развития личности и социальных отношений.
Принцип ориентации на индивидуальные особенности человека является одним из важнейших принципов гуманистической психологии. Но в сфере досуга, в отличие от сферы образования, он имеет другой содержательный смысл. Если в педагогических науках он связан с процессом обучения и воспитания на основе учета педагогом индивидуальных особенностей занимающихся, то в социальных науках он заключается в создании таких приемлемых социальных условий деятельности и общения, которые позволили бы субъекту проявить свое индивидуально-психологическое своеобразие, реализовать свои потребности, интересы, способности и возможности [1, 2, 6]. Этот методологический принцип гуманистической психологии - один из важных аспектов стратегии исследований проблемы физической рекреации.
Принцип гуманизма буквально пронизывает физическую рекреацию, является необходимым конструирующим ее элементом, определяет ее сущность, содержание, законы и закономерности функционирования. Физическая рекреация проявляется посредством деятельности человека, которая основывается на добровольности и доступности, самостоятельности выбора форм и средств, партнеров по совместной деятельности. Такая широта условий, характера и содержания рекреационной деятельности позволяет удовлетворять самые разнообразные потребности человека: двигательные, духовные, социокультурные и др. Результат удовлетворения этих потребностей и обеспечивает, в сущности, его социальное благополучие и удовлетворенность жизнью, повышает уверенность в будущем [3].
Многочисленные прикладные исследования физической рекреации показывают, что одной из потребностей человека выступает биологическая потребность в двигательной активности, позволяющая регулировать состояние гиподинамии, сохранять и укреплять физическое здоровье. Главными же потребностями человека в рамках гуманистической психологии выступают социально-психологические: потребности саморазвития, самореализации, самовыражения, которые, по существу, составляют основную «самость» человека. Свободная реализация этих потребностей в полной мере отвечает индивидуально-психологическим особенностям развития человека, его способностям и возможностям.
При всей важности ориентации на гуманистический принцип в организации физкультурно-рекреационной деятельности реализация его в повседневной жизнедеятельности человека сталкивается с рядом трудностей. Основная трудность заключается в сложности выделения психологического своеобразия субъекта деятельности, привести его в определенную систему, т.е. построить психологическую его теорию. Психологическое своеобразие субъекта физкультурно-рекреационной деятельности определяет и регулирует содержание рекреационной деятельности, без его учета невозможно прогнозировать достижение желаемого результата.
Гуманистическая модель физической рекреации должна базироваться на трех уровнях психической организации человека, трех видах свойств: индивидных, индивидуальных и личностных.
Индивидные свойства являются базовыми свойствами в психологической структуре личности, они задают динамику и энергетическую насыщенность рекреационной деятельности.
Индивидуальные свойства вносят индивидуальное своеобразие в содержание деятельности.
Личностные свойства придают рекреационной деятельности личностный смысл.
Разумеется, в предложенной гуманистической модели физической рекреации приводится далеко не полный перечень свойств субъекта. При более детальном анализе выделяемых
свойств выясняется, что некоторые свойства, упоминаемые в различных уровнях организации психического своеобразия субъекта рекреационной деятельности, на самом деле представляют собой лишь вариации одного и того же свойства [7]. Но в любом случае они представляют собой единую структурную систему и выступают в роли её системообразующих признаков в их взаимосвязи и взаимодействии.
Другая трудность заключается в чрезвычайном многообразии условий социальной жизни человека, которые не всегда отвечают конкретным его потребностям и даже могут вступать в противоречие с ними, не позволяя индивиду проявлять свою индивидуальность [4].
Выводы. Специфические признаки физической рекреации позволяют успешно формировать психологическое здоровье личности и поддерживать его на протяжении всего жизненного пути. Гуманистический подход должен служить одним из методологических принципов построения теории физической рекреации, его нельзя исключать из общей проблематики ее исследования. Предложенная гуманистическая модель физической рекреации носит описательный характер и построена на основании выделения ее специфических признаков.
Литература
1. Дементьев К.Н. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации девушек-курсантов в военно-учебном заведении / К.Н. Дементьев, Ю.Я. Лобанов, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 259-263.
2. Калмыков С.Г. Носители идеи добровольчества / С.Г. Калмыков, Н.Е. Калмыкова // В сб.: Спортивно-массовая работа и студенческий спорт: возможности и перспективы. Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - СПб ГУПТД, 2015. - С. 66-70.
3. Костюченко В.Ф. Формирование физической культуры граждан в контексте развития физической культуры и спорта в РФ / В.Ф. Костюченко, Г.В. Руденко, Ю.А. Дубровская // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-38.
4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: «Академия», 2001. - 240 с.
5. Погодин С.Н. Спорт и политика в аспекте исторического анализа / С.Н. Погодин, О.Е. Пискун, В.И. Саморуков. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 96-98.
6. Пристав О.В. Возможности использования фитнес-технологий в системе специального и инклюзивного образования детей / О.В. Пристав, К.Н. Дементьев, О.В. Защиринская // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 7. - С. 41-43.
7. Эльмурзаев М.А. Социокультурный потенциал физической рекреации. / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.
References
1. Dementiev K.N., Yu.Ya. Lobanov, O.N. Ustinova Vyibor strategii po-vedeniya v konfliktnoy situatsii v protsesse sotsializatsii devushek-kursantov v voenno-uchebnom zavedenii [Choice of strategy for behavior in conflict situation in socialization process of female cadets in military educational institution]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. no.6 (148). pp. 259-263.
2. Kalmykov S.G., N.E. Kalmykova Nositeli idei dobrovolchestva [Bearers of volunteering idea]. Sportivno-massovaya rabota i studencheskiy sport: vozmozhnosti i perspektivyi. [Mass sports and student sports: opportunities and prospects]. Proc. Intern. res.-practical conf.. SPb GUPTD publ., 2015. pp. 66-70.
3. Kostyuchenko V.F., Rudenko G.V., Dubrovskaya Yu.A. Formirovanie fizicheskoy kultury grazhdan v kontekste strategii razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v RF [Mass physical culture encouragement policies in context of national physical education and sports sector development strategy]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 3. pp. 35-38.
4. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kultury i sporta. Ucheb. Poso-bie [Sociology of Physical Culture and Sports. Study guide]. Moscow: Akademiya publ., 2001, 240 p.
5. Pogodin S.N., O.E. Piskun, V.I. Samorukov Sport i politika v aspekte istoricheskogo analiza [Sports and politics: historical analysis]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. # 4. pp. 96-98.
6. Pristav O.V., K.N. Dementiev, O.V. Zashchirinskaya Vozmozhnosti ispolzovaniya fitnes-tehnologiy v sisteme spetsialnogo i inklyuzivno-go obrazovaniya detey [Special and inclusive education systems for disabled children: health technology application potential]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 7. pp. 41-43.
7. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokulturny potentsial fiz-icheskoy rekreatsii [Sociocultural Potential of Physical Recreation]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2014.no. 2. pp. 52-54.
76
http://www.teoriya.ru
№3 • 2020 Март | March
ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ АО'
«Теория и практика физической культуры»
Издается при поддержке Министерства спорта Российской Федерации и ФГБУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России»
20
Нынешний выпуск «Тренера» открывает статья молодых ученых доцентов В.В. Зеб-зеева и О.С. Зданович (г. Чайковский), которые обратились к решению актуальной проблемы моделирования научно-методического сопровождения подготовки спортивного резерва в зимних видах спорта. Предложенная авторами модель построена на примере лыжного двоеборья. Основой содержательных блоков модели является получение информации о подготовленности и физическом состоянии спортсменов, которая позволит тренерам принять правильные управленческие решения для повышения эффективности тренировочного процесса.
Продолжением исследований педагогического контроля в лыжном двоеборье является статья, подготовленная группой авторов из г. Чайковского под руководством доцента О.С. Зданович, посвященная разработке модельных характеристик прыгунов с трамплина и лыжников-двоеборцев на основе анализа стабилометрических показателей.
Доценты А.М. Симаков, Ю.И. Виноградов в соавторстве с Е.Н. Коростелевым провели анализ выступлений женщин на ведущих соревнованиях по тхэквондо ИТФ и предложили тренерам методические рекомендации по совершенствованию тренировочного процесса в данном виде спорта.
В заключительной статье «Тренера» представлены результаты исследования доцентов А.И. Поповой, А.Е. Ардашева и магистранта А.Н. Белёвой, связанные с анализом биомеханических показателей технической подготовленности ведущих российских и зарубежных лыжниц-двоеборок. Проведенный авторами биомеханический анализ выявил превосходство зарубежных спортсменок по технической подготовленности над российскими, что должно заставить тренеров в ближайшее время искать эффективные технологии преодоления отставания наших спортсменок по техническим показателям.