УДК 14.35.00
Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич,
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Гуманистическая и гуманная педагогика: паронимичность и синонимичность контента
Тюменский государственный нефтегазовый университет
В средствах массовой информации нередко освещаются факты вопиющей жестокости среди молодежи, хотя публицистике характерно частое обращение к вопросам гуманизации общественной жизни, в том числе гуманистического образования. Такое противоречие подчеркивает актуальность и необходимость рассмотрения вопросов гуманизма, гуманности, что является вполне объяснимой тенденцией социально-экономического развития, когда роль отдельного человека, а не просто масс имеет первостепенное значение в поступательном движении (развитии) нашей
цивилизации. Эта проблематика находит свое отражение и в научных изысканиях, и при практической реализации теоретических положений.
В настоящей статье мы рассмотрим эту тему в форме диалога.
Н.И. Сперанская: Гуманистическая направленность развития характерна для современной педагогической теории и практики не только отечественного, но и зарубежного образования. Подчеркнем, это касается не просто выбора тех или иных приемов, методик, технологий, но и объясняет зарождение и смену образова-
тельных парадигм, что невозможно без глубинных изменений, происходящих на мировоззренческом уровне.
О.Е. Яцевич: В сегодняшних трудах по общественным наукам очень часто встречаются термины «гуманистический», «гуманный», «гуманитарный». Например: гуманистические принципы, гуманное отношение, гуманитарная помощь, а по отношению к образованию нередко используется определение «гуманитарное». В центре своего смыслового ядра они имеют латинский корень homo, следовательно, центральной фигурой в таких сочетаниях выступает человек, причем не просто как биологический индивид, а как личность, формирующаяся в результате созидательной, культуротворческой деятельности.
Н.И. Сперанская: Это уточнение объясняет различие между гуманитарными и естественными науками, где антонимия связана с объектом, предметом и методом изучаемой дисциплины. Встречается определение гуманизма через гуманность, человечность, очевидно, что семантика термина «гуманизм» шире и включает смысловое поле «гуманности», но не перекрывается им [6].
О.Е. Яцевич: Обсуждаемая нами цепочка слов не может быть синонимами: они не тождественны по значению, не могут определяться одно через другое. Гуманный, гуманитарный, гуманистический - это слова близкие по звучанию, имеют общий корень,
© Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., 2016
НИНА
ИВАНОВНА
СПЕРАНСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета. Сфера научных интересов: гуманная педагогика, образовательные модели, эффективные педагогические технологии, методика преподавания английского языка, коучинговые подходы в образовании. Автор более 10 публикаций
но разное значение, поэтому их можно считать корневыми паронимами.
Н.И. Сперанская: Вместе с тем это подчеркивает актуальность и настоятельную необходимость выявления точности коннотаций этих терминов. Есть случаи, когда значение гуманизма как системы сужается до значения исходного положения - принципа мировоззрения [2]. Но мы придерживаемся общепринятой дефиниции гуманизма в широком смысле: как системы, совокупности воззрений и взглядов, мировоззрений, основанных на признании ценности человека, уважении его прав и достоинств. Исходя из этого понимания можем ли мы конкретизировать характеристики именно гуманистического мировоззрения, недостаточная сфор-мированность которого у педагога, как очевидно, является препятствием в реализации принципов гуманизма?
О.Е. Яцевич: Для гуманитарных наук характерна историческая точность и предельная ясность изложения хронологических данных.
ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА ЯЦЕВИЧ
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная философия, ноосферное человековедение, аквариология, герменевтика, лингвистика, медленное движение, медленное обучение, дауншифтинг, проблемы высшего образования. Автор более 40 публикаций
В связи с этим необходимо упомянуть Цицерона (106-43 до н. э.), который ввел понятие studia humanitatis, понимая под ним не просто новую систему образования, но и образованности. Систему, возделывавшуюся на римской почве по греческим правилам, потому что культура происходит именно из понятий «обрабатывать, возделывать, выращивать». Цицерон понимал, что схоластическая система образования divina studia изжила себя, а новое словосочетание стало концептом, олицетворявшим человечность и душевный покой, во время которого можно было наполнить свой разум ученостью [8].
Н.И. Сперанская: Ростки зарождения гуманизма отмечаются уже в философских трактатах античного мира. Сократа интересовала душа человека, его нравственные качества как третья величина между миром вещей и идей. Он строил общение со своими учениками посредством диалога, на основе изобретенного им метода майевтики, помогающего рождению нового знания. Платон
на основе преобразования самого государства представил стройную систему воспитания и обучения, акцентировав внимание на «различной природе» каждого человека, тем самым обосновав необходимость индивидуального подхода [7].
О.Е. Яцевич: Идеи Сократа, Платона, Цицерона были подхвачены в эпоху Возрождения, когда происходила культивация новой ренессансной культуры, ориентирующейся на новую свободную личность, а вместе с этим начали возводиться и новые мировоззренческие идеалы. Якоб Бурк-хард говорит, что именно в эту эпоху развиваются понятия «индивидуализм» и «индивидуальность», человек не только воспринимает окружающий мир, но и пытается постичь глубины своего внутреннего «Я» [1]. О новой индивидуальности, светской личности стали говорить на закате XIX века, отодвигая божественное начало сначала на второй план, а потом и вовсе отрицая его.
Н.И. Сперанская: Выражаясь словами русского философа Н.А. Бердяева, центральной темой XIX века стал человек. Именно в этот период русская фило-софско-педагогическая мысль углубляет и расширяет содержание принципов отечественной гуманистической педагогики, зарождение которых может быть отнесено к историческому периоду древней и средневековой Руси, а также формируется педагогический категориальный аппарат: рассматриваются понятия «воспитание», «образование», «обучение», «развитие», делаются попытки определить их иерархические связи.
О.Е. Яцевич: Историческое рассмотрение развития идей гуманизма показывает ошибочность отнесения ко второй половине XX века появление гуманистической педагогики в связи с развитием гуманистической пси-
Представлен анализ содержания паронимов «гуманизм», «гуманность», внутренние взаимосвязи полисемантических терминов «гуманистическая педагогика» и «гуманная педагогика». Показаны основные принципы и постулаты гуманной педагогики. Статья изложена в диалогической форме.
Ключевые слова: гуманизм, гуманность, гуманитарный, паронимия, педагогика, духовность.
This article presents a content analysis of paronyms «humanism,» «humanity,» the internal relationship of the polysemantic terms «humanistic pedagogics» and «humane pedagogics». The basic principles and postulates of humanistic pedagogy described. As a narrative form, the authors use discourse.
Key words: humanism, humanity, humanitarian, paronymy, pedagogy, spirituality.
Сократ
Платон
Марк Туллий Цицерон
Якоб Буркхард
Альберт Швейцер
Великие гуманисты - основоположники гуманистической педагогики
хологии в США (А. Маслоу, К. Рож-дерс).
Н.И. Сперанская: Согласна, гуманизм может быть рассмотрен с точки зрения исторического развития, чего нельзя сказать о гуманности, которая определяется через нравственные категории, личностные установки. Гуманность как моральная норма имеет сложную структуру и включает эмоциональные, поведенческие и познавательные компоненты [3]. Таким образом, термины «гуманизм» и «гуманность» имеют раз-
ные значения, если первый представляет собой весьма широкое философско-методологическое направление, то второй ближе к личностным аспектам и отображает вневременную морально-этическую категорию. Исходя из этого, гуманистическая и гуманная педагогика не являются тождественными понятиями.
О.Е. Яцевич: Гуманизация как философская и социально-политическая доктрина провозглашает благо человека в качестве высшей цели образовательной дея-
тельности, содержание которой должно обеспечить свободное и разностороннее развитие личности, деятельное участие индивида в жизни общества. Как писал известный гуманист Альберт Швейцер: «Спасти свою человеческую жизнь - вопреки условиям своей профессиональной жизни - может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь лично для своих братьев, которые нуждаются в помощи, - какой бы скромной ни была его деятельность» [5].
Н.И. Сперанская: Подчеркнем направленность свободной и разносторонне развитой личности на содействие,соучастие, сотрудничество, сопереживание с другими социальными субъектами (человек, группа, живое существо), что связано с усвоением высоких морально-нравственных норм человеческого общежития. Гуманная педагогика зарождалась на основе гуманистической педагогики, и целью образования она провозглашает развитие познавательной, эмоциональной, моральной, поведенческой и духовной сторон личности. Развитие гуманной педагогики в России связывают с именем Ш.А. Амонашвили, который своей педагогической, научной и литературной деятельностью подчеркивает важность и значимость таких педагогических ценностей, как духовность, гуманность, любовь, доброта, мир.
О.Е. Яцевич: В 2011 году был провозглашен Манифест гуман-
ной педагогики, который по сути дела является философской основой гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе [4]. В этом документе сформулированы принципы гуманной педагогики: новый фундаментальный постулат (педагогический процесс строится в соответствии с целостной природой ребенка: материальной и духовной) и принцип сущностносообразности (образовательный процесс осуществляется на основе веры, любви, радости, доброты, доверия, терпения, благородства, великодушия).
Н.И. Сперанская: Сторонники этой педагогики трактуют гуманность как процесс поиска человеком его бессмертной сути - духа, что позволяет гармонизировать духовную жизнь, тогда социальная и личностная направленность человека заключаются в том, чтобы через творение внутри себя красоты и гармонии жизни творить
вокруг себя красоту и гармонию жизни. Таким образом, подчеркивается важность не только лич-ностно-индивидуальной, но и социальной направленности образовательного процесса.
О.Е. Яцевич: Акцентируем внимание на том, что реализация вдохновляющих принципов гуманной педагогики зависит от внутренних установок педагога, его приверженности, духовности, любви к ребенку как самоценности, имеющей свою особенную миссию на этой Земле.
Н.И. Сперанская: Гуманная педагогика, являя собой высшую степень проявления гуманизма, принимает детей такими, какие они есть, и воспитывает преобразователя жизни. А с другой стороны, педагог преобразует и себя, взращивая в себе любовь к детям, внутреннюю культуру, расширяя свое сознание посредством приобщения к источникам педагогической мудрости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV веков. М.: Высшая школа, 1977. 254 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 32.
3. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 75.
4. Манифест гуманной педагогики. URL: http: // yro.narod.ru/ mcr/Amonashvili/Manifest_pedagogika.htm (дата обращения: 23.12.2015).
5. Мудрость тысячелетий: энциклопедия / авт.-сост. В. Баля-зин. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. 848 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук, Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1989. С. 145.
7. Платон. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 80.
8. Цицерон Марк Тулий. Философские трактаты о законах. Книга I. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t. htm?a=1414880001 (дата обращения: 23.12.2015).
LITERATURA_
1. Bragina L.M. Ital'janskij gumanizm: yeticheskie uchenija XIV-XV vekov. M.: Vysshaja shkola, 1977. 254 s.
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': dlja stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. S. 32.
3. Kratkij psihologicheskij slovar' / cost. L.A. Karpenko; pod obshh. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo. M.: Politizdat, 1985. S. 75.
4. Manifest gumannoj pedagogiki. URL: http: // yro.narod. ru/mcr/Amonashvili/Manifest_pedagogika.htm (data obrashhenija: 23.12.2015).
5. Mudrost' tysjacheletij: yenciklopedija / avt.-sost. V. Baljazin. M.: OLMA PRESS, 2004. 848 s.
6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyrazhenii. Rossiiskaja akademija nauk, Rossijskij fond kul'tury. 2-e izd., ispr. i dop. M.: AZV, 1989. S. 145.
7. Platon. M.: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 2000. S. 80.
8. Ciceron Mark Tulii. Filosofskie traktaty o zakonah. Kniga I. URL: http ://ancientrome. ru/antlitr/t. htm?a= 1414880001 (data obrashhenija: 23.12.2015).