УДК 14.35.00
Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич,
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральный экзамен профессионального образования в техническом вузе: cibum cogitatio
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Ранее мы уже опубликовали цикл статей, посвященных адаптации, мотивации и инновационным подходам к преподаванию иностранного языка в высшем учебном техническом заведении [3, 4, 5]. В них нами был использован проверенный тысячелетиями диалогический способ подачи материала.
Великий греческий мыслитель Платон, например, излагал свои взгляды тоже в форме диалогов. Благодаря этим произведениям мы знакомы и с воззрениями Сократа, его учителя, широко использовавшего беседы со своими учениками, которые наилучшим образом помогали пытливому молодому уму делать самостоятельные умозаключения. Имеется опыт применения диалогической формы изложения материала и в отечественной педагогической литературе (М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.).
© Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., 2016
В настоящей статье мы тоже хотим обратиться к диалогическому способу подачи материала. Действительно, на наш взгляд, такая форма обсуждения актуальных вопросов современного образования имеет ряд преимуществ.
Во-первых, любое явление можно представить в разных ракурсах: минимум как две точки зрения двух совершенно разных и по возрасту, и имеющемуся профессиональному опыту, и научным интересам людей (О.Е. Яцевич - кандидат философских наук, Н.И. Сперанская - кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации), которые рассматривают волнующие вопросы современной педагогической практики.
Во-вторых, думается, что и читателю интереснее в одной статье ознакомиться с различными точками зрения при освещении одно-
го и того же вопроса и сопоставить их со своим мнением, а, возможно, у кого-то появится и желание вступить с авторами в полемику, поделиться своими взглядами.
Таким образом, мы продолжаем совместную работу и в нашем диалоге хотим рассмотреть форму итогового контроля знаний студентов - федеральный экзамен профессионального образования.
Н.И. Сперанская: Феде рал ь-ный экзамен в сфере профессионального образования организуется регулярно в режиме онлайн с целью обеспечения единообразия и стандартизации, что дает возможность самообследовать образовательный процесс, проводить мониторинг качества образования в том или ином учебном заведении, а также ранжировать вузы всей страны.
О.Е. Яцевич: Весьма проблематично создать стандартизированные тесты по учебным предметам, предполагающим не просто выяснение того, что сохранилось в памяти студента, а оценку способностей обучающихся к творческому использованию полученных знаний. Повсеместное внедрение электронного тестирования по дисциплинам, выносимым на экзамен, полностью обезличивает результаты тестов и сводит роль преподавателя к нулю. Если педагога исключают из процесса оценивания и считают такой процесс объективным, то это, по моему мнению, очень большое упущение в оценочной системе. Преподавателя здесь можно сравнить
НИНА
ИВАНОВНА
СПЕРАНСКАЯ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета, заслуженный учитель Росийской Федерации. Сфера научных интересов: гуманная педагогика, образовательные модели, эффективные педагогические технологии, методика преподавания английского языка, коучинговые подходы в образовании. Автор более 10 публикаций
лишь с невидимкой: с одной стороны, обучает, а с другой - не вносит своей лепты в итоговую отметку. В течение учебного года педагог «натаскивает» обучающихся на написание тестов, так как тест очень обширный, четырехуровневый, задания делятся на блоки и включают зачастую очень противоречивые ответы.
Н.И. Сперанская: Сторонники автоматизированной оценки знаний как раз акцентируют внимание на высоком уровне объективности, поскольку педагог, организующий обучение и не всегда имеющий возможность оценить результаты своей работы, проявляющиеся в степени обученности студентов, отстраняется от итогового оценивания.
О.Е. Яцевич: Бывают случаи форсирования сроков написания федерального экзамена, например, тестирование студентов первого курса по иностранному языку. Учебный же план дисциплины предполагает написание федерального экзамена профессионального образования тогда, когда студенты заканчивают базовую часть дисциплины и переходят к
ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА ЯЦЕВИЧ
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета. Сфера научных интересов: экзистенциальная философия, ноосферное человековедение, аквариология, герменевтика, лингвистика, медленное движение, медленное обучение, дауншифтинг, проблемы высшего образования. Автор более 40 публикаций
вариативной. А преподаватели усиленно «готовили» (т.е. «натаскивали» на выполнение тестовых заданий)студентов.
Н.И. Сперанская: Да, такая работа крайне непродуктивна, поскольку изучение иностранного языка предполагает, например, расширение словарного запаса, а проверка его в тестовом формате возможна только при работе студентов по единому учебному пособию, но тогда самостоятельность учебного заведения и преподавателя в выборе учебной и методической литературы лимитируется.
О.Е. Яцевич: Тестовые лексические задания студентами выполняются хорошо: 11,8% (2 студента) выполнили 60-80% заданий, а 88,2% (15 студентов) справились с 80-100% тестов. Но и здесь не все однозначно: преподаватель, изучив уровень подготовки первокурсников, может предложить группе то или другое учебное пособие. В Тюменском государственном нефтегазовом университете обучается много иностранных граждан. Им предлагаются дополнительные учебники, ведь
студенты-иностранцы не смогут пройти тестирование по техническим причинам (ограниченное число символов, настроенных под паспорта граждан Российской Федерации). А как же быть с теми студентами, которые изучают немецкий и французский языки? Они априори отстранены от тестирования, так как их нет в оценочной базе федерального экзамена профессионального образования.
Н.И. Сперанская: Да, очень существенное наблюдение! Встает вопрос равенства языков. Кроме того, самообследование по учебной дисциплине «Иностранный язык» осуществляется только на основании результатов освоения английского языка. Отметим, что в этом случае отсутствует преемственность между вузом и школой, где изучаются французский и немецкий языки и имеется возможность сдавать единый государственный экзамен по этим трем языкам.
О.Е. Яцевич: В 2014/15 учебном году прошел двадцать первый экзамен с применением тестирования в онлайн-режиме. Наш университет тоже не был исключением. Тестированию предшествовала работа на интернет-тренажерах, к которым преподаватели выдавали ключи доступа. С их помощью студент мог подготовиться к предстоящим экзаменам, а также уменьшить стресс, который возникает уже при виде словосочетания «федеральный экзамен». Это же не просто внутренний экзамен, а внешний уровень, заданный Министерством образования и науки, подготовленный высококвалифицированными специалистами. Хотя результаты федерального экзамена профессионального образования по английскому языку были хорошие: 76,5% (13 студентов) находятся на третьем уровне, т.е. экзаменующиеся показали прочные знания, практические умения и навыки (сравнение, оценивание и выбор методов решения заданий на основе представленной информации).
Рассматриваются возможности федерального экзамена для студентов технического вуза в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Показано несоответствие заданий формата тестирования реальной педагогической практике обучения иностранному языку. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, федеральный экзамен профессионального образования, компетенция, оценивание, объективность, стандартизация.
The article possibility of the Federal exam for students of a technical university in connection with the implementation of Federal state educational standard of higher education considered. Shows mismatch between the tasks of a test format of the real teaching practice of a foreign language teaching.
Key words: federal state educational standard, federal professional education exam, competence, evaluation, objectivity, standartization.
А 23,5% (4 студента) - на четвертом уровне, свидетельствующем об умении обобщать и оценивать информацию, а также применять сведения из разных источников.
Н.И. Сперанская: Да, стресс при оценивании возникает всегда, и если студенты - бывшие школьники уже в какой-то степени к этой ситуации адаптированы (им уже пришлось пережить единый государственный экзамен в 11-м классе, государственную итоговую аттестацию в 9-м классе, а скоро и тестирование при переходе из начальной в основную школу), то преподаватель вуза находится в незавидной ситуации: во-первых, он реально видит несовершенство предлагаемых контрольно-измерительных материалов, во-вторых, понимает всю тщетность усилий по серьезной подготовке студентов к этому виду контроля, не способному проверить языковую компетенцию обучающих.
О.Е. Яцевич: Компетенция - это не наше понятие, оно пришло из-за рубежа (от англ. competence - способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности)[2].
Н.И. Сперанская: Да, федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования выдвигает совокупность требований к результатам изучения определенных профессиональных программ, в результате освоения которых выпускник высшего учебного заведения должен обладать набором общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Исходя из этого весьма проблематично посредством тестирования в режиме онлайн увидеть степень развития тех или иных способностей выпускников вузов, например способности анализировать данные зарубежной статистики о социально-экономических явлениях (профессиональные компетенции - 6), что требуется от бакалавров по направлению подготовки «Экономика» [1].
О.Е. Яцевич: Согласна, крайне сложно проверить эти умения и навыки. Возможно, это и есть одна из причин низких показателей студентов при выполнении заданий по разным видам чтения (поисковое, ознакомительное, изучающее). Например, 2 студента (11,8%) выполнили от 0-40 % заданий, 8 экзаменующихся (47%) справились с 40-60% тестов, 6 студентов (35,3%) - от 60 до 80% заданий, и только 1 студент - в диапазоне от 80 до 100%.
Н.И. Сперанская: Эти результаты подтверждают тот факт,
что с теми заданиями, на выполнение которых преподаватель может натренировать (лексика, грамматика и др.), студенты справляются легко, но там, где требуются не только фактические навыки, но и определенные компетенции, студенты в тестовом формате недостаточно успешны. По моему мнению, это говорит не только об отсутствии умений и навыков у обучающихся, но и о влиянии самого формата проверочных материалов. Думается, при оценке текущих и промежуточных знаний целесообразно использование тестовых заданий, а оценивание же компетентности выпускника вуза требует уже индивидуального подхода. Если вводятся стандарты, то результаты деятельности педагога в частности и всего вуза в целом должны определяться по предлагаемому набору компетенций выпускника вуза. Но тогда каким образом с этим может соотноситься освоение дидактических единиц по учебному предмету? Соответственно, единый федеральный экзамен не может выполнить основного своего предназначения - определить соответствие подготовки студентов требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата). Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2015 года № 1327.
2. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост. В.И. Блинов, И.А. Волошина, Е.Ю. Есенина, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. С.19.
3. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Учебная адаптация: первокурсники в образовательном пространстве вуза // Теория
и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 307309.
4. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. К вопросу о мотивации первокурсника к изучению иностранного языка в техническом вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 280-282.
5. Сперанская Н.И., Яцевич О.Е. Инновационные подходы к преподаванию иностранных языков в техническом вузе: медленное обучение (Ргое1:соп1га) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 19. С. 211-213.
LITERATURA
1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniyu podgotovki 38.03.01 «Yekonomika» (uroven' bakalavriata). Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12 nojabrja 2015 goda № 1327.
2. Slovar'-spravochnik sovremennogo rossijskogo professional'nogo obrazovanija / avt.-sost. V.I. Blinov, I.A. Voloshina, E.YU. Esenina, A.N. Leibovich, P.N. Novikov. Vyp. 1. M.: FIRO, 2010. S.19.
3. Speranskajа N.I., Jacevich O.E. Uchebnaja adaptacija: pervokursniki v obrazovatel'nom prostranstve vuza // Teorija
i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. № 20. S. 307309.
4. Speranskajа N.I., Jacevich O.E. K voprosu o motivacii pervokursnika k izucheniyu inostrannogo jazyka v tehnicheskom vuze // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. № 21. S. 280-282.
5. Speranskajа N.I., Jacevich O.E. Innovacionnye podhody k prepodavaniyu inostrannyh jazykov v tehnicheskom vuze: medlennoe obuchenie (Proetcontra) // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2015. № 19. S. 211-213.