УДК 94(73)"2000/2018"
Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)
«ГРУППЫ НЕНАВИСТИ» И РАСОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ В США НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВВ 1
В статье рассматриваются проявления расизма и расовые проблемы в современной Америке, влияющие на политическую ситуацию. Возникновение в США многочисленных «групп ненависти», объединяющих преимущественно белых расистов, националистов и супрематистов, и участившиеся конфликты на расовой почве свидетельствуют о серьезных трудностях, с которыми столкнулась страна. От способности политической элиты и гражданского общества адекватно отреагировать на кризисные явления зависит будущее Соединенных Штатов. Анализ проблемы показывает, что в стране получил распространение латентный расизм. Часть экстремистов перешла к проведению террористических актов. В будущем возможно смягчение расового конфликта, но применение стратегии урегулирования, удовлетворяющей интересы всех вовлеченных сторон, не представляется возможным. Неизбежна трансформация Америки в мультикультурную страну, в которой белые граждане станут меньшинством и утратят доминирующее положение в ряде сфер общественной жизни.
Ключевые слова: «группы ненависти» в США, политический экстремизм, сепаратизм в США, расизм, расовые беспорядки, антиправительственные движения. БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-133-137
Изначально США формировались как гетерогенное общество, в котором были исторически сильны традиции толерантности, веротерпимости, но это не исключало и ожесточенных столкновений на почве религиозной, этнической или расовой неприязни. Сейчас относительной стабильности американского общества способствуют высокий уровень жизни, пропаганда терпимости к иным мнениям, мировоззрению, поведению, а также наличие мощного полицейско-бюрократиче-ского аппарата, способного защищать права меньшинств. Современные тенденции в политическом развитии страны связаны преимущественно с двумя внутренними конфликтами - социально-политическим (правопопу-листское «Чайное движение», леворадикальное движение «Захвати Уолл-Стрит», трампи-сты против антитрампистов) и расовым, который протекает в скрытой форме, но периодически прорывается наружу
В Соединенных Штатах наблюдается рост этнических и расовых меньшинств. Данные по расово-этническому составу населения Америки отличаются в различных источниках, поэтому приведем лишь примерную статистику Население США в начале 2018 г. составляло около 328 млн. чел., из которых белые насчитывают около 75% (по
другим данным - 78%), в том числе не испа-ноязычные белые - 61,6-65,5% (около 210 млн. чел.), белые латиноамериканцы - почти 14%. Латиноамериканцы (включая белых уроженцев стран Латинской Америки и без учета до 10 млн. нелегальных иммигрантов) составляют от 16,7% до 17,6% (около 55 млн. чел.), афроамериканцы - 12,2-13% (42-43 млн. чел.), азиаты - 5-5,6% (около 16 млн. чел.), метисы и люди смешанного происхождения - 2,6-3% (9,5 млн. чел.), коренные американцы (индейцы, алеуты и эскимосы) - 1% (более 3 млн. чел.), гавайцы и другие океанийцы - 0,2% [2, с. 22; 8, р. 9-16].
Вооруженные нападения белых расистов на негров в основном происходили с 1865 г. по 1968 г., а последнее линчевание было документально зафиксировано в 1981 г. В современной же Америке наблюдается латентный расизм, проявляющийся в глубоко укоренившихся в ментальности людей расовых предрассудках и предубеждениях, которые приводят в реальной жизни к незаконной дискриминации отдельных групп населения. Скрытый расизм находит выражение в нежелании общаться, дружить, оказывать помощь и поддержку, вступать в брак с представителями других рас. Видимым его проявлением
1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Соглашение (от 15.11.2018 г.) №075-02-2018-404.
стал «тихий» бойкот многими белыми американцами социальных и экономических прав негров, а также нежелание жить в одних районах с черными, отдавать своих детей в общие школы и даже работать вместе с афро-американцами [1, с. 443-444].
Террористические атаки 11 сентября 2001 г. привели к широкому распространению в США ранее нехарактерной для них исламо-фобии и уменьшению антисемитизма. Мощным толчком для «взрывного» роста праворадикальных настроений и появления большого количества «групп ненависти» - экстремистских организаций, сайтов и издательств стало избрание и вступление в должность в 2009 г первого в истории страны темнокожего президента Барака Обамы. Часть американцев увидела в этом событии процесс возвышения аф-роамериканской общины и начало утраты белыми положения в обществе и потери ими своих «привилегий». В конце 2015 г. вокруг фигуры Дональда Трампа успешно объединились почти все радикальные правые движения, недовольные сложившимся положением [5]. В избирательной президентской кампании 2016 г. присутствовала также гендерная проблематика, вызванная опасениями части мужчин в отношении того, что они уступают свои позиции в обществе женщинам. Большой общественный резонанс получили исламофобские, расистские и антииммигрантские высказывания Трампа, предлагавшего запретить мусульманам въезд в США, а на границе с Мексикой построить новую заградительную стену.
В современных США действуют более 900 «групп ненависти», которые условно можно разделить на 15 направлений: 1) Ку-клукс-клан; 2) «Христианская Идентичность» (включая противников абортов); 3) анти-мусульмане (ис-ламофобы); 4) анти-иммигранты (в том числе правые антиглобалисты и сторонники мондиа-листского заговора); 5) неонацисты, антисемиты и белые националисты (к которым также относят скинхедов, приверженцев расистской музыки, отрицателей холокоста, правых радикалов, белых расистов-неоязычников и различные ультраправые группировки); 6) неоконфедераты; 7) антиправительственное патриотическое движение (разного рода вооруженные добровольческие формирования милиции - локального «народного ополчения»); 8) анти-ЛГБТ-ак-тивисты; 9) черные сепаратисты и расисты (в
том числе организации исламистской направленности, наиболее значимой из которых является «Нация Ислама»); 10) латиноамериканский сепаратизм (включающий также криминальные и мафиозные группировки с идеологией расист-кой направленности); 11) сторонники радикального ислама (джихадисты); 12) иные религиозные экстремисты (мормоны-фундаменталисты в западных штатах); 13) иные американские сепаратисты, включая радикальных индейских активистов (сторонники отделения от страны некоторых регионов, например, Аляски, Калифорнии, Техаса, штатов Новой Англии, Северо-Запада, и превращения их в независимые государства); 14) ультралевые группы (анархисты, троцкисты, маоисты, левые антиглобалисты и т.п.); 15) экологический терроризм (экстремисты - «зеленые», борцы за права животных). Существует также ряд радикальных групп, которые сложно классифицировать и отнести к какому-либо из упомянутых направлений (например, евреи против палестинских арабов, христиане-антикатолики, различные религиозные секты, «движение суверенных граждан», отрицающих уплату налогов и власть правительства) [3]. Большинство из указанных «групп ненависти» основывают свою идеологию на расизме и национальной нетерпимости.
Современная история американского экстремизма и терроризма началась в апреле 1995 г. Бывший ветеран войны в Персидском заливе Тимоти Маквей (1968-2001) совершил тогда один из наиболее значимых террористических актов в истории США, взорвав федеральное здание в Оклахома-Сити, что привело к гибели 168 чел. Террорист надеялся вызвать антиправительственное восстание. Он оказался связан с так называемым «движением ополчения» - вооруженными националистическими и ультраправыми формированиями, насчитывающими до 60 тыс. чел. во всех штатах. В новейший период истории Соединенные Штаты пережили три волны расовых бунтов: 1) 1906-1943 гг., 2) 1962-1973 гг., 3) конец ХХ - начало XXI вв. Расовые волнения, имевшие место в 2013-2017 гг., по некоторым параметрам были сравнимы с событиями 1960-х гг. Причинами волнений являлись социальные и экономические проблемы, неудовлетворенность своим положением представителей аф-роамериканской общины, уступающей по статусу и уровню доходов не только белым, но и
выходцам из Латинской Америки и Азии.
Рубеж XX в. и XXI в. ознаменовался появлением нового американского феномена -стрелка-одиночки, террориста-психопата, устраивающего массовый расстрел в школах, университетах, многолюдных местах, руководствуясь, в том числе, и расистскими идеями. Наиболее известный пример - «вашингтонский снайпер» 42-летний Джон Аллен Мухаммад, афроамериканец, принявший ислам, ветеран войны в Персидском заливе, член «Нации Ислама». Стрелок организовал настоящую охоту на белых мужчин и женщин в октябре 2002 г. Всего за 23 дня он убил в Вашингтоне, Мэриленде и Вирджинии 10 чел., а до этого в других штатах вместе с сообщником застрелил еще 7 чел. В июле 2016 г. в Далласе 25-летний Мика Xавьер Джонсон, бывший участник военной операции в Афганистане, застрелил 5 белых офицеров полиции, а также ранил еще 9 правоохранителей. В прошлом он принадлежал к радикальной группировке «Новая партия черных пантер». Белые националисты, неонацисты и расисты также совершают массовые убийства и теракты. Например, в апреле 2009 г. 22-летний белый супрематист Ричард Поплав-ски застрелил троих полицейских в Питтс-бурге. В июне 2015 г. 21-летний белый расист Дилан Сторм Руф убил 9 прихожан афроаме-риканской церкви в Чарлстоне. В ноябре 2017 г. в калифорнийском городке Ранчо-Тахама 44-летний белый экстремист Кевин Янсон Нил застрелил 5 и ранил 18 соседей и членов своей семьи. В последние несколько лет в США также заметно активизировались радикальные исламисты и джихадисты, включая представителей запрещенного в России «Исламского государства», совершившие несколько крупных терактов.
Несмотря на фактическое значительное сокращение преступности и количества убийств за последние десятилетия, обстановка остается тревожной. Наличие огромного количества огнестрельного оружия на руках у граждан создает условия для немотивированных массовых убийств, примером которых является бойня, организованная «лас-вегасским стрелком» 64-летним Стивеном Пэддоком 1 октября 2017 г., в ходе которой погибли 59 чел. Количество инцидентов с применением огнестрельного оружия выросло за
последние годы, но представители государственной власти предпочитают замалчивать проблему. Они, как правило, делают публичные заявления о том, что кровавые преступления совершают «психически больные люди». Практически ежедневно происходит перестрелка, в которой погибает сразу несколько человек («массовые расстрелы»). Отмечается и рост полицейского насилия (ежегодно от рук правоохранителей погибают до 1 000 чел.). Число погибших увеличилось с 12 558 чел. в
2014 г. до 15 578 чел. в 2017 г. [6] Американцы усиленно вооружаются, количество единиц огнестрельного оружия превысило численность населения еще в 2009 г. и с тех пор объем его ежегодных продаж только увеличивается, что свидетельствует о недоверии граждан правительственным структурам.
С июля 2013 г. в США в связи с «делом Джорджа Циммермана» (члена «добровольческого патруля», убившего семнадцатилетнего афроамериканца) начались регулярные расовые беспорядки, волнения, выступления чернокожего населения и даже вооруженные столкновения. Демонстрации протеста черных, латиноамериканцев и сочувствующих им белых летом 2013 г. прошли в крупных американских городах. В Окленде и Лос-Анджелесе они сопровождались серьезными столкновениями и погромами. Но наибольшую известность в Америке и за ее пределами получили события в Фергюсоне (штат Миссури) 9-25 августа и 24 ноября - 2 декабря 2014 г., а также 9-11 августа 2015 г. Причиной для массовых волнений, поджогов, ограблений магазинов, столкновений и перестрелок с полицией стало очередное убийство полицейскими чернокожего восемнадцатилетнего молодого человека. Возникло движение «Жизни черных имеют значение», которое поддержали левые радикалы и либералы. Демонстрации солидарности с негритянским населением Фергюсона прошли в более 120 городах в 38 из 50 штатов. В Нью-Йорке произошедшие расовые беспорядки вдохновили чернокожего террориста на убийство двух полицейских. Впоследствии серьезные выступления афроамериканцев были в октябре 2014 г. в Сент-Луисе, в апреле
2015 г. в Балтиморе, в июле 2016 г. в Далласе, в августе 2016 г. в Милуоки (Висконсин), в
сентябре 2016 г. в Шарлотт (Северная Каролина) [4, р. 3-5, 23-48, 157-178].
Масштабные акции протеста и волнения, охватившие более 50 городов, имели место летом 2017 г. в связи с событиями в Шар-лоттсвилле (Вирджиния), которые можно назвать отголосками Гражданской войны. Власти ряда южных городов и штатов организовали в апреле-августе 2017 г. кампанию по сносу памятников солдатам и военачальникам рабовладельческой Конфедерации. Поводом стал уже упоминавшийся расстрел прихожан негритянской церкви в 2015 г. Проголосовавшие за президента Д. Трампа люди, включая белых экстремистов, вышли защищать памятники героям Юга. 11-12 августа 2017 г. в Шарлоттсвилле неоконфедераты, неонацисты, белые расисты и супрематисты, куклуксклановцы организовали «Марш объединенных правых». Столкновения с левыми радикалами и афроамериканцами привели к ранению до 40 чел. и гибели 3 чел. (включая жертв крушения полицейского вертолета). В событиях в Шарлоттсвилле проявилось не только противостояние белых и черных, так называемый расовый конфликт, но и нашло выражение столкновение либеральной и консервативной частей общества [7].
Каким образом радикальное изменение расового состава населения США окажет влияние на социально-политическое развитие страны? В Америке отсутствуют влиятельные политические силы, основанные на расовых или этнических принципах. Интересы расово-этнических групп в той или иной форме выражают республиканцы и демократы, которые абсорбируют некоторые формулируемые протестными движениями требования. Расистские и националистические настроения вынуждены уходить в полулегальную и нелегальную сферу. Либеральные эксперты современное обострение ра-сово-этнических отношений и проблемы иммиграции рассматривают только как временные трудности, которые вскоре будут успешно решены американской демократией, имеющей значительный потенциал для преодоления конфликтов и кризисных явлений. Например, только в XIX в. известны три компромисса между Севером и Югом: в 1820 г., 1850 г. и 1877 г. В 1890-1910-е гг. президенты США внесли большой вклад в деле
примирения Севера и Юга после Гражданской войны. Утверждать в настоящее время о возможном распаде США на автономные регионы или независимые страны, как это едва не осуществилось 150 лет назад, не представляется возможным. В современной Америке расовые конфликты снова заявляют о себе, но американцы стараются учитывать в своей политической деятельности опыт прошлого. Спрогнозировать развитие ситуации сложно, но представляется, что раскол со временем будет преодолен. Американская элита еще больше консолидируется и будет по-прежнему осуществлять успешный контроль над функционированием и направлением развития политической системы.
Являются ли в Соединенных Штатах расистские «группы ненависти», борющиеся с «системой», полноценными политическими акторами, субъектами политической жизни? Следует признать, что на современном этапе «группы ненависти», несмотря на рост напряженности в сфере межрасовых отношений и распространение латентного расизма, в действительности практически не оказывают влияния на реальную политику. Господствующий в общественной жизни и общественном мнении либеральный дискурс, поддерживаемый государством, СМИ и политиками, приводит к замалчиванию и искажению реального состояния расовых проблем. В настоящее время продолжается официально заявленная политика расовой интеграции, осуществляется пропаганда либеральных ценностей, толерантности, идеологии прав и свобод человека. Власти стараются подавить крайние расистские проявления, получившие распространение в отдельных социальных группах, изолировать и мар-гинализировать экстремистские организации. В то же время, в последние годы в Соединенных Штатах стало возможным публично обсуждать расовую проблематику и расовую идентичность. Дискуссионным является вопрос о том, возможна ли в принципе позитивная стратегия сбалансированного решения расового конфликта, удовлетворяющего интересы всех вовлеченных сторон. Смягчить ситуацию можно через деполяризацию, осуществление социальных изменений, но сценарий полного урегулирования проблемы не просматривается.
Список литературы
1. Согрин В.В. 2010. Исторический опыт США. М.: Наука. 581 с.
2. Статистическая история США XVII-XXI вв. / Отв. ред. В.В. Согрин. М.: ИВИ РАН, 2012. 234 с.
3. Active hate groups 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.splcenter.org/fighting-hate/intelligence-report/2017/active-hate-groups-2016 (дата обращения: 31.10.2018).
4. Hattery A.J., Smith E. Policing black bodies: how black lives are surveilled and how to work for change. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2018. 271 р.
5. Neiwert D. Alt-America: The Rise of the Radical Right in the Age of Trump. London - N.Y.: Verso Books, 2017. 456 р.
6. Past summary ledgers. Gun Violence Archive. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gunviolencearchive.org/past-tolls (дата обращения: 15.11.2018).
7. Shear M.D., Haberman M. Trump Defends Initial Remarks on Charlottesville; Again Blames «Both Sides» // The New York Times, 15.08.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/ 2017/08/15/us/politics/trump-press-conference-charlottesville.html (дата обращения: 10.11.2018).
8. Statistical Abstract of the United States, 2010. Wash.: U.S. Census Bureau, 2010. 985 р.
«HATE GROUPS» AND RACIAL DISORDERS IN THE UNITED STATES AT THE TURN OF THE XX AND XXI CENTURIES
The article deals with manifestations of racism and racial problems in modern America affecting the political situation. The emergence of numerous «hate groups», uniting predominantly of white racists, nationalists and the supremacists, and the increased conflicts based on racial hatred indicate the serious challenges faced by the country. The future of the United States depends on the ability of the political elite and civil society respond adequately to the crisis. The analysis of the problem shows that latent racism has been prevalent in the country. Some extremists have moved on to carry out terrorist acts. In the future, racial conflict is likely to be mitigated, but it is not possible to meet the interests of all parties which are involved by using management strategy. America's transformation into a multicultural country is inevitable, where white citizens are becoming a minority and losing their dominant position in a number of spheres of public life. Keywords: «hate groups» in the United States, political extremism, separatism in the United States, racism, race riots, anti-government movement.
References
1. Sogrin V.V. (2010). Istoricheskij opyt SSHA [The historical experience of the United States]. Moscow: Nauka. 581 p.
2. Statisticheskaya istoriya SSHA XVII-XXI vv. (2012). [Statistical history of the USA XVII
- XXI centuries.]. / Otv. red. V.V. Sogrin. M.: IVI RAN, 234 p.
3. Active hate groups 2016. (2016). Retrieved 31 October, 2018 from https://www.splcenter.org/fighting-hate/intelligence-report/2017/active-hate-groups-2016
4. Hattery A.J., Smith E. (2018). Policing black bodies: how black lives are surveilled and how to work for change. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. 271 р
5. Neiwert D. (2017). Alt-America: The Rise of the Radical Right in the Age of Trump. London
- N.Y: Verso Books. 456 р.
6. Past summary ledgers. Gun Violence Archive. (2018). Retrieved 15 November, 2018 from http://www.gunviol encearchive.org/past-tolls.
7. Shear M.D., Haberman M. (2017). Trump Defends Initial Remarks on Charlottesville; Again Blames «Both Sides» // The New York Times, 15.08.2017. Retrieved 10 November, 2018 from https://www.nytimes.com/2017/08/15/us/politics/trump-press-conference-charlottesville.html.
8. Statistical Abstract of the United States, 2010. (2010). Wash.: U.S. Census Bureau, 985 р.
Об авторе
Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: vitaliypr@yandex.ru
Prilutskiy Vitaliy Viktorovich - Dr. Sci. (Hist.), Docent, Department of General History, International Relations and International Law, Bryansk State University named after academician I.G. Pe-trovsky (Russia), Email: vitaliypr@yandex.ru