УДК 94(73)"1900/1950"
Поподько В.А., аспирант, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия).
РАСОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И НАСИЛИЕ НА АМЕРИКАНСКОМ ЮГЕ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX В.
В статье охарактеризована обстановка, которая существовала на Юге США в первой половине ХХ в. Затрагиваются политическая, социальная, экономическая и этноконфессиональная сферы жизни южного общества. Насилие, носившее в основном расистский характер, господствовавшее в южных штатах на протяжении столетий, мешало этому американскому региону успешно развиваться. Расовая нетерпимость была характерна не только для южных штатов, но для всей страны в целом. Расовая сегрегация разделила общество на две составляющие и явилась причиной многих преступлений.
Ключевые слова: Юг Америки в первой половине ХХ в., ментальность южанина, расовая нетерпимость в США,
расовая сегрегация в южных штатах.
БОТ: 10.22281/2413-9912-2018-02-04-127-132
На первый взгляд США представляются относительно монолитной страной, но в ее глубине кроется множество проблем, этнических, конфессиональных, социальных и расовых противоречий. На примере современных Соединенных Штатов мы можем видеть, как эти настроения проявляются в сложившейся политической ситуации. Расовый вопрос всегда занимал главное место в американской истории. Современный «плавильный котел» не может существовать без конфликтов. Чем больше контактов происходит между группами (не только этническими), тем больше отличий между этими группами, тем сильнее их конфликтность.
С отменой рабства расизм никуда не делся, а только поменял форму в виде сегрегации. Официально расовая сегрегация закрепилась с отменой рабства в 1865 г. с принятием ХШ поправки в Конституцию США. Американское общество разделилось на «белых» и «цветных». Школы, общественный транспорт, различные социальные сферы были разделены по цвету кожи [3].
Второй Ку-Клукс-Клан не стал таким же популярным на Юге, как первый Клан в 1860-е гг. Основные ячейки тайного расистского братства находились на Среднем Западе и Севере страны. Так, по всей Луизиане в пик расцвета Ку-Клукс-Клана насчитывалось 50 тыс. чел. В тот же период как такое же количество клансменов было только в одном Чикаго. Также в Атланте (Юг) в рядах кланистов состояло 20 тыс. чел., а в Филадельфии (Север) - 36 тыс. чел. Численность
клансменов была разная по городам, но Север преобладал над Югом. Это было связано с переселением негров из южных штатов на Север. После Гражданской войны они заняли места ушедших белых на фронт, чем вызвали расовую нетерпимость. Рост черного населения постепенно приводил к росту радикализации. Причем разделять радикальные взгляды начинает как белое, так и черное население.
В южных штатах было распространено линчевание. Первые места занимали Техас и Луизиана. С конца Х1Х в. по 60-е гг. ХХ в. в Луизиане подверглись линчеванию 391 чел.: 335 афроамериканцев и 56 белых. Кроме негров убийству подвергались евреи, католики и итальянцы (из-за подозрений в сотрудничестве с мафией). Если сравнивать Юг с другими регионами, то здесь больше казнили черных, а на Западе - белых. Возможно, свои корни линчевание берет из «комитетов бдительности», которые были популярны во второй половине Х1Х в. Главной задачей линчевателей было «соблюдение законов», с чем якобы американское правительство не справлялось. Самое массовое линчевание произошло в 1892 г. и началось опять с появлением второго Ку-Клукс-Клана У. Симонса. Было множество случаев самосуда, которое выливалось из выступлений народа. Протесты на расовой почве были характерны и для конца Х1Х в. В Луизиане в 1887 г. 10 тыс. рабочих сахарных плантаций потребовали повышения заработной платы, но только разозлили своими протестами местную власть и жителей. Толпа начала линчевать, погибло
примерно около 300 чел. Так, в 1893 г. в Мемфисе толпа недовольных ворвалась в тюрьму и казнила негра за подозрение в убийстве.
Расовый вопрос оставался главной проблемой американского общества. Верховный суд в 1896 г. юридически закрепил право штатов на сегрегацию. На Юге действовали «Законы Джима Кроу», которые ущемляли права национальных меньшинств. Южное общество состояло из двух малых миров. Один мир был для белых, а другой - для цветного населения [17]. В некоторых районах, где проживали люди разных рас, налог на жилье и арендную плату был выше. Это обстоятельство способствовало появлению криминальных черных районов, в которых проживали бедные афро-американцы. Репутация этих районов заставляла белых обходить их стороной. Разделение присутствовало и в найме на работу. Перспективные места доставались белым, а национальным меньшинствам предоставлялась неквалифицированная работа. Афроамери-канцы таким же способом отвечали белым. Зачастую это вызывало напряжение в обществе [5, с. 174-175], [10].
С подобными проявлениями расизма на Юге правительство не могло еще успешно бороться. Нужно было менять общественное мнение и положить конец линчеванию. В Атланте в 1906 г. из-за сообщения в газете об изнасиловании афроамериканцами женщин примерно 10 тыс. белых мужчин вышли на улицы и начали вылавливать чернокожих. Погибли около 40 негров и 2 белых мужчины. Показательный характер носил инцидент в 1906 г. в штате Теннеси. Негр изнасиловал женщину и его из-за опасения растерзания толпой продержали в тюрьме пять недель. Виновника приговорили к казни с правом на апелляцию. Ночью толпа ворвалась в тюрьму и повесила негра на мосту. Впервые Верховный Суд США стал разбирать дело о линчевании. Виновников нашли и приговорили к 60 дням заключения за убийство. Общественные деятели просили обратить внимание на проблему линчевания на Юге. Так, журналистка Ида Уэллс провела расследование и привела статистику. Из всего количества подвергнутых линчеванию 70% составляли чернокожие, убитые за незначительные проступки. Она в 1889 г. написала письмо президенту США У. Мак-Кинли о решении проблемы линчевания
на юге страны [7]. В 1909 г. была образована организация «Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения», которая начала работу по ликвидации насилия. Вильсон в 1918 г. выступил с просьбой к американцам прекратить практику линчевания. Но общественное мнение было настолько сильным, что Сенат не поддержал президента в этом вопросе. Г. Трумэн и Ф. Д. Рузвельт не смогли ужесточить законы против линчевания из-за потери голосов южан. После Второй мировой войны случаи линчевания стали уменьшаться и связывали их с различными группами ненависти такими как Ку-Клукс-Клан. Федеральное правительство начало проводить расследования. Это стало возможным благодаря изменению общественного мнения и совместной борьбе белого и цветного населения Америки против коричневой чумы. Осознание опасности человеконенавистнической идеологии, способствовало переосмыслению ценностей и скреплению нации независимо от цвета кожи.
В Техасе в городе Уэйко в 1916 г. над чернокожим юношей состоялся суд по делу об убийстве белой женщины. Негр признал свою вину и был приговорен к повешению. После чего к нему на суде приблизилась толпа присутствующих, избила, а затем сожгла на костре. Некоторые из нападавших отрезали пальцы в качестве сувениров, а останки поместили в мешок и повесили на столбе [15, р. 1-8]. В Монтане в 1917 г. противниками профсоюзов, в лице «комитета бдительности» был похищен радикально настроенный член организации «Индустриальные рабочие мира». Он был сначала избит, а потом повешен. В Ист-Сет-Луисе в 1917 г. на протяжении несколько дней белые громили жилые кварталы черных из-за штрейкберхеров. Вследствие чего погибли около 200 афроамериканцев и 9 белых граждан. В 1918 г. в Джорджии толпа расправилась над 8 неграми. В Чикаго 27 июля 1919 г. молодой чернокожий парень пересек линию озера и заплыл на территорию белых. Толпа купающихся закидала его камнями, и он утонул. Полиция бездействовала, черное население начало возмущаться. Толпа белых организовала беспорядки против афроамерикан-цев. Белые устроили погромы чернокожего населения, поджоги и убийства. Беспорядки
были остановлены с помощью Национальной гвардии численность в 6 тыс. солдат. Пострадало немало людей. Погибли 38 чел., включая 23 афроамериканцев. 537 чел. были ранены, большая часть из них - черные (342 чел.). Из-за господствовавших в американском обществе расовых предубеждений. Волна кровавых беспорядков прошлась и по южным штатам Америки.
Усиление ксенофобии началось в 1919 г. Наблюдался рост членов Ку-Клукс-Клана. Эта организация достигла пика своего могущества в 1921 - 1925 гг. Талса (Оклахома) славилась линчеванием. За 13 лет в городе произошел 31 суд Линча. Так, в Таласе в 1921 г. с появлением Ку-Клукс-Клана, произошли негритянские погромы. Белое население подожгло дома в черном районе. Эпицентром насилия стал Грин-вуд, который называли «Негритянским Уоллстритом». Район располагал магазинами, клубами, больницами и т. д. Местное цветное население процветало, некоторые владели даже нефтяными вышками. Поводом послужил «инцидент в лифте», описанный в газете. Афроамериканцем была изнасилована белая несовершеннолетняя девушка. Но оставалось много спорных вопросов по виновности негра. В итоге район был частично разрушен, сгорели около 200 магазинов и мастерских, пострадали 1471 домов (1256 сгорели, 215 были ограблены), погибли 36 чел. (26 черных и 10 белых). По данным «Красного Креста» погибли около 300 негров [7], [14, p. 2-3], [16, p. 1], [11, p. 1]. Зачастую процессом линчевания руководили судьи, мэры, шерифы. Подобное явление носило развлекательный характер для местных жителей. В начале ХХ в. стало популярным отсылать открытки с повешенными афроамери-канцами и веселыми участниками расправы. Федеральное правительство стало запрещать такую продукцию, но подпольно она просуществовала до 1930-х гг.
Используя фотографии начала ХХ в., мы можем выявить настроение людей того времени. Проанализировав фотографии с судов Линча, можно заметить, что это явление носило обыденный характер. На лицах присутствовавших людей помимо серьезности можно увидеть и улыбки. На такие мероприятие приводили и детей, которые тоже выражали положительные эмоции от происходя-
щего ужаса [2]. Чтобы бороться с линчеванием, нужно было в корне менять общественное мнение, которое существовало уже на протяжении трех веков.
В южных штатах сегрегация усиливалась из-за принятия «расовых законов». Например; «Закон о расовой целостности» (Virginia's Racial Integrity Act of 1924), принятый Генеральной ассамблеей Виржинии, разделил американское общество на две части: на «белых» и «цветных». Он обязывал указывать в официальных документах происхождение человека по расовому признаку. Запрещались смешанные браки [13]. Закон прямо указывал, что «белым человеком» может называться тот, кто не имеет примеси иной крови. Цветным являлся человек, имеющий 1/16 и более негритянской или индейской крови [12].
В образовании среди белого и цветного населения была весомая разница. Пример Луизианы показывает, что с 1920 г. по 1939 г. образованность выросла. Среди белых - с 10 до 7, среди черных - с 38 до 23 [4, c. 16]. Неграмотность среди черных была выше. Но и количество получивших образование среди негров было тоже выше. Негритянское население составляло большинство населения Юга (до 75% в некоторых районах). Это подобное положение сохранялось до середины ХХ в., особенно на глубоком Юге. Так, в Южной Каролине черное население составляло 75% и оставалось большинством до середины 20-х гг. ХХ в. В Миссисипи негры были большинством до периода массовой иммиграции на Север США в 40-х гг. ХХ в. В Луизиане, наоборот, к началу ХХ в. черное население сократилось, и белые начали превалировать. Во Флориде, Джорджии, Алабаме белое и цветное население были почти в равном соотношении (от 45% до 48%) [9].
Демократическая партия искала главную (основную) свою поддержку в южных штатах. Возможно, именно это обстоятельство отстранило ее от президентской власти почти на полвека с перерывами [1]. Правящая партия отдавала лучшие места однопартий-цам. С отменой рабства положение негров не очень сильно изменилось. Одна политика расовой нетерпимости сменилась на другую, появилась расовая сегрегация. Черное население Америки разделяло левые политические взгляды социалистического толка.
В первой половине ХХ в. для Юга была характерна традиционная поддержка Демократической партии. Это было связано с историей южных штатов. Демократы поддерживали интересы южных плантаторов. На Севере господствовала партия республиканцев. После поражения Конфедерации, главные позиции на Юге были заняты республиканцами, и все тяготы Гражданской войны были переложены на демократов, как на якобы главных виновников этого конфликта. В свою очередь Демократическая партия оставалась верна южанам и открыто возвеличивала знамя Конфедерации. Сегрегация прослеживалась и в политике. Поскольку демократы отстаивали интересы белых, то они преимущественно голосовали за них. Цветное население поддерживало республиканцев как более прогрессивную партию, отстаивающую права меньшинств.
По уровню экономического развития вплоть до 1945 г. Юг отставал от других регионов Запада и Севера. Вызвано это было, в первую очередь, поражением в Гражданской войне и ее последствиями: Реконструкцией Юга и отток рабочей силы в другие регионы Америки. Перед «эрой прогрессивизма» в США началась новая волна иммиграции. Приток новой рабочей силы способствовал в городах экономическому росту, что выдвинуло США в мировые лидеры, но Юг оставался бедным регионом.
Власть на Юге до 1920-х гг. принадлежала белой политической элите. Инфраструктура была развита слабо, что можно рассмотреть на примере Луизианы. Штат Луизиана граничит на севере с Арканзасом, на востоке - с Миссисипи, на западе - с Техасом и на юге омывается водами Мексиканского залива. В конце, 1920-х гг. Луизиана насчитывала около 500 км. мощеных дорог. Зачастую основные дороги являлись сильно извилистыми и были непроходимы в плохую погоду. С мостами тоже была проблема. Характерная природа для южных территорий штата - это заболоченные участки, поэтому были жизненно важными различные переправы. В начале ХХ в. началась масштабная вырубка кипарисовых лесов, что увеличило заболоченность местности и привело к образованию на этих местах морских заливов. Был нарушен экологический баланс [8]. К
концу 1920-х гг. дела с мостами и дорогами в Луизиане обстояли плохо, было только 3 крупные переправы. К середине 1930-х гг. число мостов увеличилось до 40. Был построен первый мост на нижней Миссисипи протяженностью 2,5 км., который предназначался для автомобильных и железнодорожных перевозок. Мост получил название в честь Хью Лонга, благодаря усилиям которого он был построен. Транспортные трудности делали Юг не очень привлекательным местом для перемещений, что приводило его к относительной изоляции. На поездки тратилось много времени. Путешествие по Югу между городами занимало несколько дней, но в 1930-е гг., когда к власти пришел Х. Лонг, время сократилось до нескольких часов, что способствовало привлечению капитала и росту бизнеса. Из-за дождей застрявшую технику вытаскивали с помощью тягловой силы [4, с. 14-16]. В сельской местности отсутствовали полицейские патрули, что позволяло белым бесчинствовать над неграми и устраивать насилие.
Религиозный фактор имел большое значение для Юга. Именно в этом регионе сложился так называемый «библейский пояс». Ценности, мораль и прочие формы поведения в обществе определялись во многом протестантизмом. Религиозные взгляды южанина оказывали влияние на политику. Протестантизм Юга отличался консерватизмом, поэтому основная масса населения была склонна к консервативной политике. После Первой мировой войны среди американцев появилось чувство культурного кризиса, что позволило фундаментализму укрепиться. Возникло неприятие модернистского движения, связанного с северными церквями баптистов и пресвитериан [6]. На протяжении 20-х гг. ХХ в. фундаменталисты пытались вытеснить либералов из своих кругов, но потерпели неудачу. Также южные протестанты видели угрозу в большевизме, атеизме, католической церкви и массовой иммиграции. Они являлись сторонниками «американских традиций». На Юге фундаментализм стал распространяться благодаря проповеднической деятельности Уильяма Дженнингса Брайана (1860 - 1925), которая была направлена против преподавания теории эволюции в школах. Он стремился «вернуть США к
Библии». Так, в штате Теннеси борьба против теории эволюции достигла такого уровня, что местного учителя обвинили в преподавании учения Дарвина. «Обезьяний процесс» прошел в пользу Брайана, суд решил, что Джон Скоупс нарушил закон штата и оштрафовал его на 100 долл. Но вскоре Верховный суд штата аннулировал приговор. Фундаменталистское движение в первой половине Х1Х в. носило более консервативный оттенок по сравнению со своими предшественниками из Х1Х в., которые являлись реформаторскими и прогрессистскими.
Таким образом, население Юга США являлось очень консервативным и за свой жизненный уклад даже было готово отдать
жизнь. Для сознания южанина был характерен синтез духа милитаризма, пропитанного расизмом, и религиозности. Жизнь южного общества в первой половине ХХ в. основывалась на расовой сегрегации, которая разделила социум по цвету кожи. Сегрегация прослеживалась повсюду: от фонтанчиков воды до общественного транспорта, от школ до мест проведения досуга. Цветное население подвергалось насилию на расовой почве вплоть до физического уничтожения. Расизм крепко закрепился в сознании южанина, что отразилось и на южном законодательстве. Федеральное правительство в то время еще не могло повлиять на устранение насилия над черными, но первые попытки уже делались.
Список литературы
1. Баранов П. А., Ванюшкина Л. М., Юдовская А. Я. США в конце Х IX - начале ХХ века: период «организованного капитализма» // URL: http://www.revatour.ru (дата обращения: 13. 08. 2018).
2. Без суда и следствия: шокирующие факты об истории линчевания и кровавых спектаклях // URL: https://kulturologia.ru/blogs/220916/31456/ (дата обращения: 01. 03. 2018).
3. Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 5 - Расовая сегрегация // URL: https://kohama-natalia.livejournal.com/32690.html (дата обращения: 25. 01. 2018).
4. Овчинников Н.В. Борьба за Америку в 1930-х гг.: Хью Лонг, патер Кофлин, Чарльз Линдберг, Генри Форд. М.: Самообразование, 2009. 232с.
5. Прокопенков Г. Ю. «Старый Юг» в исторической памяти американцев (1870-е - 1910-е гг.). Дисс. ... кандидат ист. Наук. М., 2017. 255 с.
6. Сафронов Р. О. Особенности проявления религиозного экстремизма и фундаментализма в США // URL:http://religious.life (дата обращения: 04. 03. 2018).
7. Черная книга либерализма. Суд Линча // URL: http://maxpark.com/community/129/con-tent/1679328 (дата обращения: 22. 02. 2018).
8. Энциклопедия США. Природа штата Луизиана // URL:https://prousa.info/louisiana_na-ture (дата обращения: 03. 08. 2018).
9. About Documenting the American South. URL: https://docsouth.unc.edu/index.html (дата обращения: 15. 08. 2018).
10. Acts and Joint Resolutions (Amending the Constitution) of the General Assembly of the State of Virginia/ URL: https://www.encyclopediavirginia.org/An_Act_to_provide_for_the_imme-diate_registration_of_all_births_and_deaths_1912 (дата обращения: 9. 08. 2018).
11. Nab Negro for Attacking Girl In an Elevator // Tulsa Tribune. 1921. May 31.
12. The Code of Virginia, as Amended to Adjournment of General Assembly 1924.URL:https://www.encyclopediavirginia.org/Colored_Persons_and_Indians_Defined_1924 (дата обращения: 10. 08. 2018).
13. The Code of Virginia, as Amended to Adjournment of General Assembly 1924 (Charlottesville: The Michie Company, 1924), 1259. URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Preser-vation_of_Racial_Integrity_1924 (дата обращения: 10. 08. 2018).
14. The Grand Rapids Press. 1921. June 1.
15. The Waco Horror // The Crisis. 1916. Vol. 12. No. 3. July.
16. Tulsa Daily Word. 1921. June 2.
17. 1926 Supplement to the Virginia Code of 1924; Containing All the General Laws of 1926 With Full Annotations. URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Separation_of_Races_1926 (дата обращения: 9. 08. 2018).
RACIAL VIEWS AND VIOLENCE IN THE AMERICAN SOUTH IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY
The article described the situation that existed in the Southern United States in the first half of ХХ-th century. Affected the political, social, economic and religious spheres of life of the southern society. The violence, which had been largely racist and had dominated the southern States for centuries, had prevented that American region from developing successfully. Racial intolerance was characteristic not only of the southern States, but of the country as a whole. Racial segregation divided society into two components and was the cause of many crimes.
Keywords: South of the US in the first half of ХХ-th century, southerner mentality, racial intolerance in the USA, racial segregation in the American South.
References
1. Baranov P. A., Vanyushkina L. M., Yudovskaya A. Ya. SShA v konce Х 1Х - nachale ХХ veka: period «organizovannogo kapitalizma» [The United States at the end of Х ГХ-th - the beginning of the ХХ-th century: the period of «organized capitalism»] // URL: http://www.revatour.ru.
2. Bez suda i sledstviya: shokiruyushhie fakty' ob istorii linchevaniya i krovavy'x spektaklyax [Without trial: the shocking facts about the history of lynching and bloody performances] // URL: https://kulturologia.ru/blogs/220916/31456/.
3. Velikaya depressiya v SShA 1930-x godov. Chasf 5 - Rasovaya segregaciya [The Great Depression in the USA of the 1930s. Part 5 - Racial Segregation] // URL: https://kohama-nata-lia.livejournal.com/32690.html.
4. Ovchinnikov N.V. Borba za Ameriku v 1930-x gg.: X'yu Long, pater Koflin, Charlz Lindberg, Genri Ford [The Fight for America in the 1930s: Hugh Long, Father Coughlin, Charles Lindbergh, Henry Ford]. M.: Samoobrazovanie, 2009. 232s.
5. Prokopenkov G. Yu. «Stary'j Yug» v istoricheskoj pamyati amerikancev (1870-e - 1910-e gg.). Diss. ... kandidat ist. Nauk. M., 2017. 255 s.
6. Safronov R. O. Osobennosti proyavleniya religioznogo ekstremizma i fundamentalizma v SShA [Features of religious extremism and fundamentalism in the United States] // URL:http://religious.life.
7. Chernaya kniga liberalizma. Sud Lincha [Black book of liberalism. Lynch Court] // URL: http://maxpark.com/community/129/content/1679328.
8. Rnciklopediya SShA. Priroda shtata Luiziana [Encyclopedia of the United States. Nature of Louisiana] // URL:https://prousa.info/louisiana_nature.
9. About Documenting the American South. URL: https://docsouth.unc.edu/index.html.
10. Acts And Joint Resolutions (Amend the Constitution) of the General Assembly of the State of Virginia/ URL: https://www.encyclopediavirginia.org/An_Act_to_provide_for_the_immedi-ate_registration_of_all_births_and_deaths_1912.
11. Nab Negro for Attacking Girl In an Elevator // Tulsa Tribune. 1921. May 31.
12. The Code of Virginia as Amended to Adjournment of General Assembly 1924.URL:https://www.encyclopediavirginia.org/Colored_Persons_and_Indians_Defined_1924.
13. The Code of Virginia as Amended to Adjournment of General Assembly 1924 (Charlottesville: The Michie Company, 1924), 1259. URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Preser-vati on_of_Raci al_Integrity_1924.
14. The Grand Rapids Press. 1921. June 1.
15. The Waco Horror // The Crisis. 1916. Vol. 12. No. 3. July.
16. Tulsa Daily Word. 1921. June 2.
17. 1926 Supplement to the Virginia Code of 1924; Containing All the General Laws of 1926 with Full Annotations. URL: https://www.encyclopediavirginia.org/Separation_of_Races_1926.
Об авторе
Поподько Владимир Александрович - аспирант, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия), E-mail: zaschibov@gmail.com
Popodko Vladimir Alexandrovich - post-graduate student, Bryansk State University named after Academican I. G. Petrovsky (Russia), E-mail: zaschibov@gmail.com