УДК 371.311.4 ББК Ч420.03
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Братчикова Юлия Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет»; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д,2б; e-mail: bratuv@yandex.ru.
ГРУППОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: интерактивное обучение; групповое взаимодействие; сотрудничество; мета-предметный результат; коммуникативные универсальные учебные действия; методическое обеспечение развития групповых взаимодействий обучающихся.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема групповых взаимодействий обучающихся в современной теории и практике образования. В связи с внедрением в новых образовательных стандартах общего образования положений системно-деятельностного подхода обосновывается актуальность организации взаимодействий в системе «ученик - ученик», т. е. групповых взаимодействий обучающихся. Анализируется роль таких взаимодействий в достижении обучающимися не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. Автор делает вывод о том, что современный учитель должен владеть методами и формами организации деятельности обучающихся, которые соответствуют ценностным ориентирам современного образования, в том числе и способами развития у обучающихся навыков взаимодействия, а также осознавать их значимость в достижении образовательных результатов. В связи с этим обосновывается необходимость методического обеспечения процесса развития групповых взаимодействий обучающихся, которое включает использование на учебных занятиях специальных заданий проблемно-поискового или творческого характера, обеспечение данных заданий инструкцией по выполнению, отражающей специфику реализации того или иного умения, а также психолого-педагогические приемы, нацеленные на отработку определенных навыков взаимодействия.
Bratchikova Yulia Vladimirovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology of Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
GROUP INTERACTION OF STUDENTS: ANALYSIS OF MODERN TENDENDIES
KEY WORDS: interactive learning; group interaction; collaboration; trans-disciplinary result; universal communicative actions; methodological support of development of group interaction of students.
ABSTRACT. The article deals with the problem of group interaction of students in modern educational theory and practice. In connection with the introduction of provisions of systemic-activity approach into new educational standards of general education the author substantiates the relevance of interaction in the system of student-student relations, i.e. group interactions of students. The article analyzes the role of such relations in the achievement of results not only in the given discipline, but also meta-disciplinary and personal ones. The author concludes that the modern teacher should know the methods and forms of organization of students 'activities, which correspond to the value orientations of modern education, including ways of developing students' interaction skills and should realize their importance for the achievement of learning results. In this regard, the article highlights the necessity of methodological support of the process of development of group interaction of students, which includes the use of special classroom assignments of problematic and research or creative nature, the support of the tasks by instructions for their solving, reflecting the specific nature of the necessary skills and psycho-educational techniques aimed at the development of certain skills of interaction.
метных результатов предполагает формирование коммуникативных универсальных учебных действий - готовность слушать собеседника, вести диалог, определение общей цели и путей ее достижения и т. п. [13, с. 9]. Готовность к сотрудничеству, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать - характеристики выпускника современной школы («портрет выпускника школы») [14, с. 7].
В связи с этим для современной педагогики актуальной является проблема определения методов, приемов и форм организации деятельности обучающихся, кото-
П1
м
"роблема взаимодействия в современной теории и практике образования становится наиболее актуальной в связи с реализацией в новых образовательных стандартах общего образования положений системно-деятельностного подхода. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве одного из личностных результатов обучающихся рассматривается «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [13, с. 8], достижение матапред-
© Братчикова Ю. В., 2015
рые позволяют не только достичь предметных результатов, но и развивать умения успешно взаимодействовать. В соответствии с положениями деятельностного подхода достижение результата происходит в соответствующей деятельности, следовательно, необходимы методы и приемы организации деятельности обучающихся, предполагающие включение во взаимодействие.
В современной теории и практике образования можно выделить перечень терминов, характеризующих методы и формы организации деятельности обучающихся, в основе которых присутствует взаимодействие и прежде всего взаимодействие обучающихся: интерактивное обучение, интерактивные технологии, интерактивный диалог, коллективный способ обучения, учебное сотрудничество, кооперативное обучение и т. п. Анализ понятий, входящих в круг рассматриваемой проблемы, проведен автором научной школы «Педагогика взаимодействий» Е. В. Коротаевой [9; 10; 11].
Наиболее широким из указанных понятий является понятие «интерактивное обучение». По мнению Е. В. Коротаевой, интерактивное обучение - это особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само- и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентационных задач. Конкретно-познавательная задача связана с необходимостью понять, осознать и разрешить непосредственную учебную, проблемную, творческую ситуацию, осознать логику и последовательность учебных действий; коммуникативно-развивающая - предполагает отработку навыков работы интерактивного и интерактивного общения в процессе совместного познания; наконец, социально-ори-ентационная - нацелена на воспитание гражданских качеств, необходимых для адекватной социализации индивида[9, с. 207].
Таким образом, интерактивное обучение может предполагать организацию взаимодействий и с учителем, и с одноклассниками, и с родителями. Отметим, что в рамках образовательного процесса взаимодействие всегда рассматривается в положительном ракурсе, т. е. как кооперация или сотрудничество, которые предполагают наличие у субъектов общей цели и общих результатов деятельности: «Одной из мировых тенденций в развитии общего образования является переход от независимого сосуществования и конкуренции к сотрудничеству. В связи с этим должен измениться характер взаимодействия субъектов образования. Важнейшее умение, которым должны овладеть учащиеся, - умение взаимо-
действовать, находиться в режиме диалога» [11, с. 51].
Обозначенное сегодня изменение общей парадигмы образования находит отражение в переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества [7, с. 9-ю], что, на наш взгляд, придает особую актуальность организации взаимодействий в системе «ученик - ученик», т. е. групповым взаимодействиям обучающихся.
Групповые взаимодействия - это форма организации учебной деятельности учащихся, предполагающая совместное решение учебных задач при непосредственном личном контакте двух или более учащихся, который сопровождается их позитивными взаимными изменениями, возникновением межличностных взаимоотношений между ними и имеющая не только личную, но и коллективную значимость [2, с. 12].
Анализ многочисленных исследований, посвященных проблеме взаимодействия и сотрудничества в обучении (Л. В. Гончарик, Е. В. Коротаева, Х. Й. Лийметс, И. Б. Пер-вин, Г. А. Цукерман, И. М. Чередов, А. Ю. Уваров и др.), дает основания говорить о том, что организация групповых взаимодействий обучающихся не только обеспечивает высокий уровень предметного результата, но способствует достижению личностного и метапредметного результата, прежде всего, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.
Во-первых, данная форма организации учебной работы учащихся на уроке дает широкие возможности для реализации индивидуальности ученика: учитель при делении класса на группы может учитывать взаимные склонности детей, уровень подготовки, темп работы, вследствие чего на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе; возрастает объем усваиваемого материала, глубина его понимания, повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных решений, в целом повышается результативность и продуктивность учебной деятельности.
Во-вторых, именно организация групповых взаимодействий учащихся на уроке позволяет создать в учебном процессе условия, необходимые для реализации каждым учеником субъектной позиции. Прежде всего укрепляется положительная мотивация учения, совместный поиск повышает познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
В-третьих, групповые взаимодействия способствуют формированию плодотворных межличностных отношений в группе сверстников, ученики получают больше удовольст-
вия от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе, улучшаются кооперативные взаимоотношения как между членами конкретной группы, так и между участниками смежных групп. Немаловажным является и то, что организация в учебном процессе групповых взаимодействий учащихся позволяет обеспечивать положительный эмоциональный фон совместной деятельности, развиваются отношения взаимной поддержки, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, повышается уровень самооценки, а значит, самореализации «Я».
Несмотря на осознание широких возможностей групповых взаимодействий в достижении образовательных результатов обучающихся, весьма актуальной, на наш взгляд, остается проблема развития у обучающихся умения взаимодействовать со сверстниками как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Мы выделяем два аспекта данной проблемы: с одной стороны, недостаточная готовность педагогов к решению данной задачи, с другой стороны, неразработанность методического обеспечения развития групповых взаимодействий обучающихся.
Преподавание и учение - это взаимосвязанные деятельности, которые сегодня во многом находится под влиянием традиций и стереотипов: «Педагогам, привыкшим к рецептурности методических рекомендаций, психологически особенно трудно принять ... возросшую субъектность и субъективность учащихся» [8, с. 15]. Изменения в характеристиках взаимодействий в системе «учитель - ученик», как показывает анализ практики, происходят сложно и долго, новые ценности и формы поведения приходится осваивать прежде всего учителю, вслед за ним ученику и даже родителям. Несмотря на то что наиболее известные работы в этом направлении представляют труды педагогов-новаторов 80-х гг. прошлого века, и в современной педагогике изложены и теоретические положения этого вопроса, дано множество практических рекомендаций по их воплощению, однако «неактивные» формы и методы в реальной школьной практике, к сожалению, до сих пор преобладают [1; 2; 4; 8].
В процессе реализации новых образовательных стандартов основной акцент делается именно на профессиональной позиции учителя: его нацеленности на успех, вере в ребенка, умении планировать и организовать такую совместную деятельность учителя и учащихся, которая имеет смысл и значение для детей данного возраста, умении сочетать фронтальную работу со всем классом с индивидуальной работой с конкретным ребенком. Отметим, что содержа-
ние образования в меньшей степени, чем процессуальный компонент, подвержено изменениям, вызванным различными субъективными факторами, оно определено стандартами и утвержденными программами. Совокупность же методов, приемов, форм организации обучения в программах учебных предметов описывается лишь в общих чертах в качестве рекомендаций и, таким образом, выстраивание непосредственно процесса освоения содержания практически полностью подвержено влиянию таких субъективных факторов, как опыт конкретного педагога, идентификация и осознание им образовательных целей, его мобильность и т. п.
«Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем» [7, с. 10-11.]. Таким образом, современный учитель должен владеть методами и формами организации деятельности обучающихся, которые соответствуют ценностным ориентирам современного образования, в том числе и способами «развития общения, сотрудничества»^, с. 8.], а также осознавать их значимость в достижении образовательных результатов.
Достижение целей современного образования, определенных не в виде суммы знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник, а как «умения учиться», возможно лишь при правильно организованной деятельности самих учащихся и прежде всего на учебных занятиях. Организация в учебном процессе групповых взаимодействий, включение обучающихся в групповые взаимодействия, безусловно, формируют у них опыт реализации взаимодействия со сверстниками в учебных ситуациях, но не обеспечивает целенаправленное, поэтапное, управляемое развитие необходимых умений. Следовательно, второй аспект рассматриваемой проблемы - разработка методического обеспечения процесса развития групповых взаимодействий обучающихся. В настоящее время появление таких понятий, как «коммуникативная компетентность», «компетентность коммуникативно-партнерского взаимодействия» (С. А. Вагинова), «готовность к деловому сотрудничеству» (Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочеткова, А. А. Чернова), подчеркивает актуальность решения задачи методического обеспечения не только процесса организации груп-
повых взаимодействий обучающихся, но и процесса их формирования и развития.
Проанализируем некоторые из указанных понятий. Так, готовность к деловому сотрудничеству авторами рассматривается как интегральное, динамическое качество личности, направленное на эффективное взаимодействие субъектов совместной деятельности, которая включает четыре взаимосвязанных компонента: ценностно-моти-вационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный [6]. Компетентность коммуникативно-партнерского взаимодействия обучающихся определяется как интегра-тивная способность устанавливать субъект-субъектные взаимоотношения, основанные на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии, обеспечивающие сотрудничество, реализацию личностного потенциала и этичное поведение в конфликтных ситуациях [3]. Таким образом, организация групповых взаимодействий обучающихся выступает лишь как условие для формирования данных характеристик личности, которые являются метапредметным результатом обучающихся, а наличие в их структуре таких компонентов, как когнитивный и деятельностный, требует организации работы по формированию не только опыта групповых взаимодействий, но и знаний о том, как правильно их осуществлять.
Подходы к развитию навыков взаимодействия представлены в разных формах -модели, программы, системы приемов. Например, Е. Г. Гуцу, Е. В. Кочеткова, А. А. Чернова разработали программу развития готовности младших школьников к деловому сотрудничеству. Программа включает комплексы мероприятий для обучающихся с разными показателями развития навыков общения. Так, для группы учащихся с низкими показателями развития навыков общения авторы рекомендуют работу с психологом (психологические тренинги общения), вовлечение в коллективную работу (работа в парах, группах) с детьми с высоким уровнем развития навыков общения, групповые игры и занятия по тематике (игра «Какой я?», игра «Доброе слово»), проведение внеклассных тематических часов «Путешествие в страну любимых увлечений», «Будем знакомы, будем друзьями». Для группы учащихся со средними показателями развития навыков общения -беседы и групповые занятия «Как правильно играть с друзьями?», групповая беседа по вопросу конфликтов между воспитанниками, проведение конкурсов пословиц, поговорок, загадок и народных примет. Для группы учащихся с высокими показателями развития навыков общения можно рекомендовать выбор данной группы в совет
коллективных творческих дел, вовлечение в совместную работу с детьми группы низкого и среднего уровня, шефство над детьми группы с низким уровнем, воспитательные беседы «Азбука вежливости, или Этикет на каждый день». Для всей группы класса рекомендовано проводить внеклассные мероприятия в форме коллективных творческих дел [3].
В результате проведенной нами опытно-поисковой работы [2] мы пришли к выводу о том, что целенаправленное систематическое включение учащихся в групповые взаимодействия и развитие у них навыков группового взаимодействия требует пересмотра содержания основных компонентов учебного процесса: в мотивационно-целевой компонент включается задача по формированию позитивной установки на участие в групповых взаимодействиях, в операционно-деятельностный - приемы, связанные с актуализацией у учащихся опыта межличностного взаимодействия и направленные на формирование умений выстраивания взаимодействия, оценочно-результативный компонент предполагает оценивание не только результатов, но и процесса совместной работы. Это позволяет говорить о комплексном подходе к проблеме групповых взаимодействий, не только об организации групповых взаимодействий, но и о развитии у обучающихся умений, необходимых для реализации взаимодействий.
Организация групповых взаимодействий учащихся на уроке возможна при грамотном методическом сопровождении, которое включает решение конкретных предметных и метапредметных задач с помощью подбора и использования на уроке специальных заданий проблемно-поискового или творческого характера («обсудите», «сравните», «сделайте выводы»), качество выполнения которых при групповом обсуждении значительно повышается. Подобные задания создают для учащихся определенное познавательное затруднение, предоставляют им возможность для активного использования имеющихся знаний и являются импульсом к активному использованию творческого мышления, имеют относительно высокую степень трудности, возможность использования и осмысления учеником опыта взаимодействия с природным и социальным окружением, информации, взятой из различных источников.
Развитие навыков группового взаимодействия происходит за счет обеспечения данных заданий инструкцией по выполнению, в которой отражается специфика реализации того или иного умения, например, вводные конструкции для формирования умения задавать вопросы и участвовать в
диалоге. Кроме того, в структуру учебного занятия включаются психолого-педагогические приемы, нацеленные на отработку определенных навыков взаимодействия и на создание в группах благоприятной эмоциональной атмосферы. Например, упражнение «Подарок», цель которого - создание позитивной эмоциональной атмосферы в ситуации взаимодействия, создание доброжелательного отношения друг к другу. Учитель предлагает учащимся подарить друг другу воображаемые подарки, при этом нельзя говорить, нужно изобразить подарок с помощью рук. Затем учитель (или кто-то из ребят) поворачивается к соседу слева, изображает подарок, говорит приятные слова и преподносит подарок. Ребенок должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить подарок. Другим примером является упражнение «Тень», направленное на развитие умения слушать партнера по взаимодействию, умения чувствовать состо-
яние другого. Задание выполняется в парах, продолжительность работы - 3-6 минут. Один из участников пары будет «тенью» другого. «Тень» повторяет как можно точнее все движения «хозяина». Через 2-3 минуты происходит смена ролей.
Подводя итоги, можно сказать, что изучение вопросов организации и развития групповых взаимодействий учащихся на уроке является перспективным направлением развития не только общей педагогики, но и предметных методик, так как требует разработки специальных приемов их реализации при изучении конкретного предметного содержания, а также при работе с детьми разных возрастов и с детьми с различными образовательными возможностями. Одним из перспективных направлений, на наш взгляд, является разработка проблемы развития навыков взаимодействия во внеурочной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Образование, которое способно ответить современным требованиям общества // Школьные технологии. 2009. № 4. С. 3-11.
2. Братчикова Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009.
3. Вагинова С. А. Формирование компетентности коммуникативно-партнерского взаимодействия обучающихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012.
4. Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта // Оценка качества образования. 2009. № 4. С. 51-63.
5. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : пособие для учителя. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2009.
6. Гуцу Е. Г., Кочеткова Е. В., Чернова А. А. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группах сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-49.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011.
8. Колесникова И. А. Драма неклассической педагогики // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 13-18.
9. Коротаева Е. В. Интерактивный диалог в образовании: вчера, сегодня, завтра // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 207-211.
10. Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: проблемы и поиск решений // Педагогическое образование и наука. 2014. № 1. С. 45-50.
11. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография / Е. В. Коротаева, Т. Л. Аракелова, Т. В. Безродных и др.; под ред Е. В. Коротаевой. Новосибирск : ЦРНС, 2010.
12. Трифонова Л. Т. Организация сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2013. № 4. С. 51-54.
13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2010.
14. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2013.
LITERATURE
1. Bespal'ko V. P. Obrazovanie, kotoroe sposobno otvetit' sovremennym trebovaniyam obshchestva // Shkol'nye tekhnologii. 2009. № 4. S. 3-11.
2. Bratchikova Yu. V. Metodicheskoe soprovozhdenie vzaimodeystviya mladshikh shkol'nikov v protsesse estestvennonauchnogo obrazovaniya kak usloviya uspeshnosti v uchenii : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009.
3. Vaginova S. A. Formirovanie kompetentnosti kommunikativno-partnerskogo vzaimodeystviya obu-chayushchikhsya : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Izhevsk, 2012.
4. Val'dman I. A. Klyuchevye aspekty kachestva obrazovaniya: uroki mezhdunarodnogo opyta // Otsenka kachestva obrazovaniya. 2009. № 4. S. 51-63.
5. Gin A. A. Priemy pedagogicheskoy tekhniki: Svoboda vybora. Otkrytost'. Deyatel'nost'. Obratnaya svyaz'. Ideal'nost' : posobie dlya uchitelya. M. : VITA-PRESS, 2009.
6. Gutsu E. G., Kochetkova E. V., Chernova A. A. Razvitie navykov obshcheniya u detey mladshego shkol'nogo vozrasta v gruppakh sverstnikov / / Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 15-49.
7. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya i dr; pod red. A. G. Asmolova. M. : Pros-veshchenie, 2011.
8. Kolesnikova I. A. Drama neklassicheskoy pedagogiki // Shkol'nye tekhnologii. 2009. № 1. S. 13-18.
9. Korotaeva E. V. Interaktivnyy dialog v obrazovanii: vchera, segodnya, zavtra // Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. 2014. № 4. S. 207-211.
10. Korotaeva E. V. Pedagogika vzaimodeystviy: problemy i poisk resheniy // Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka. 2014. № 1. S. 45-50.
11. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeystviy v sovremennoy sisteme obrazovaniya: kollek-tivnaya monografiya / E. V. Korotaeva, T. L. Arakelova, T. V. Bezrodnykh i dr.; pod red E. V. Korotaevoy. No-vosibirsk : TsRNS, 2010.
12. Trifonova L. T. Organizatsiya sotrudnichestva mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoy deyatel'nosti // Nachal'naya shkola. 2013. № 4. S. 51-54.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. M. : Prosveshchenie, 2010.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya / Min-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii. M. : Prosveshchenie, 2013.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.