Соловьянов Николай Иванович
ГРЕЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ В ПАНТЕОНЕ РИМСКОЙ АРМИИ В МИ ВВ. ГЕРАКЛ
Проблема почитания Геракла в Риме затрагивалась во множестве работ, как отечественных авторов, так и зарубежных. Однако особенности отправления его культа воинами римской армии рассматриваются впервые. Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной политикой, так и с воинами греческого происхождения, служившими в римской армии. Памятники, поставленные воинами, несут в себе значительные черты романизации.
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/7-1/48.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 167-170. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
17. oAoi^: 2003 (Общее введение в религиоведение / под ред. Люй Дацзи. 2003).
18. Й^^Ш: 1986 (Основы религиоведения / под ред. Люй Дацзи. 1986).
19. ШШ^ШЯ^Ш: 2003 (Основы религиоведения / под ред. Чень Линьшу, Чэнь Ся. 2003).
20. -Ш^'ЩЖШ ^-Ш: тШ'ЬШ^, 2013 (Психология религии / под ред. Цзинь Цзэ, Лян Хэнхао. 2013).
21. ШёШ rntflte, 2008 (Пэн Цзыцян. Общее введение в религиоведение. 2008).
22. : ЖШЙ^^, 2015 (Социология религии / под ред. Цзинь Цзэ, Ли Хуавэй. 2015).
23. ШШШ ^ЬЖ^^ЩШй, 2007 (Сунь Шаньянг. Социология религии (исправленное издание). 2007).
24. А~±±^~жШ. ^Ш^Ш. 1995 (Человек. Общество. Религия / под ред. Ло Чжуфэна. 1995).
25. 2005 (Чжан Чжиган. Основы религиоведения. 2005).
26. жШ^^+^^М^^ЖЙ, 2002 (Чжан Чжиган. Что такое религия. 2002).
27. 1992 (Чжо Синьпин. Мировые религии и религиоведение. 1992). METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING RELIGIOUS STUDIES IN CHINA
Xi Zhang
Saint Petersburg University zhxzhangxi@hotmail. com
The article deals with textbooks and teaching aids on religious studies in China, briefly analyzes the peculiarities and methodological principles of the academic support of teaching. In this paper the author highlights works by Lyui Datszi, shows the novelty and originality of his theory "Four Major Constituent Elements of Religion", draws attention to the continuous improvement of the Chinese theological academic system.
Key words and phrases: education in religious studies; textbooks and teaching aids; Lyui Datszi; theory "Four Major Constituent Elements of Religion"; educational-methodological support of religious studies teaching.
УДК 937.07
Исторические науки и археология
Проблема почитания Геракла в Риме затрагивалась во множестве работ, как отечественных авторов, так и зарубежных. Однако особенности отправления его культа воинами римской армии рассматриваются впервые. Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной политикой, так и с воинами греческого происхождения, служившими в римской армии. Памятники, поставленные воинами, несут в себе значительные черты романизации.
Ключевые слова и фразы: религия римской армии; греческие культы; принципат; Геракл; Геркулес; легионы; вспомогательные войска.
Соловьянов Николай Иванович, к.и.н., доцент
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева nikolai_solovyanov@mail. т
ГРЕЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ В ПАНТЕОНЕ РИМСКОЙ АРМИИ В ЫП ВВ. ГЕРАКЛ
Актуальность темы определена тем, что, как общеизвестно, величие такой мировой державы древности, как Римская империя, держалось на двух столпах: религиозности жителей и мощи императорской армии.
Историография почитания Геракла в Риме среди гражданского населения империи весьма обширна. Однако военные аспекты культа специально не рассматривались.
Наиболее близки к теме заявленного исследования статьи А. Домашевского, Е. М. Штаерман, Г. А. Коше-ленко, А. В. Колобова.
А. Домашевский утверждал, что Геркулес почитался воинами в качестве главного божества-покровителя вспомогательных войск [9].
Е. М. Штаерман отмечала, что в Риме существовало два культа Геракла: непобедимый воин для римской элиты и труженик, совершающий подвиги для простых людей [7]. Это, вероятно, верно для гражданского населения Империи, но отнюдь не для армии.
Г. А. Кошеленко высказал мнение, что Геракл олицетворял цивилизаторскую роль Рима в покоренных областях [5].
А. В. Колобов высказался за то, что греческие культы проникали в римскую армию с выходцами из Греции и эллинизированных еще в доримскую эпоху Балканских провинций [4].
Автор данной публикации еще в первых работах отмечал, что культ Геракла даже в Балканских провинциях почитался воинами в сугубо римском варианте и проникал в пантеон армии через Рим [6].
Однако эти выводы были сделаны на весьма ограниченном числе источников. Теперь же в наших руках подборка памятников из всех регионов Римской империи.
Цель работы - уточнить аспекты отправления культов Геракла-Геркулеса воинами римской армии и их отличие от почитания его же гражданским населением Империи.
Источники. Первостепенное значение для решения этой задачи имеют эпиграфические памятники: посвятительные, надгробные надписи и вотивные рельефы воинов. Именно надписи, не рассчитанные, в отличие от нарративных источников, созданных весьма образованными людьми античной цивилизации, для широкого круга читателей, несут в себе наименьшую долю субъективизма и потому заслуживают наибольшего доверия. Только надписи дошли до нас в первозданном виде, то есть в оригинале.
Памятники взяты из академических собраний, опубликованных по большей части во второй половине XX века: собрания латинских надписей Германа Дессо [8] и региональных собраний надписей, подготовленных болгарскими исследователями [1-3].
Из всех изданий избранных надписей наиболее удобна в работе и стоит на высоком научном уровне публикация Германа Дессо. Она состоит из трех томов (пять книг сравнительно небольшого размера) и включает 9522 важнейшие надписи, которые сгруппированы не по географическому принципу, а по содержанию и хронологии. Текст каждой надписи сопровождается подробными комментариями, в которых в большинстве случаев не только указывается время, место находки и хранения надписи, но и дается расшифровка наиболее сложных сокращений. Именно из издания Г. Дессо нами взято большинство эпиграфических памятников.
Отношение римлян к иноземным богам всецело и наиболее ярко проявлялось в обряде «заклинания богов» -"evocatio deorum". Римляне, как и другие народы древности, считали, что воевать можно только с людьми, с богами воевать нельзя. Обряд "evocatio deorum" должен был лишить противника поддержки богов. Перед началом боевых действий римляне узнавали через своих разведчиков, как правило, путешественников и торговцев, какие боги властвуют над данной территорией, какие ритуалы в честь них проводятся, какие дары им преподносят. Всё это они многократно увеличивали и призывали богов перейти на их сторону. Только после этого жрец-фециал перебрасывал священное копьё через сакральную колонну на форуме Рима в сторону будущего противника в знак начала войны с народом, лишённым, как считали римляне, божественной поддержки. После окончания победоносной войны боги покорённых не забывались, а включались в римский пантеон, и их почитание продолжалось. Так разрастался римский пантеон.
В начале в него были включены этрусские божества, затем самнитские. В VI-IV вв. до н.э. эллинские, во II-I вв. до н.э., по мере расширения территории Римской державы, кельтские, восточные, и, наконец, фракийские, малоазийские, германские и африканские.
Влияние Эллады на формирование и развитие римской культуры трудно переоценить. Оно началось задолго до завоевания Эллады Римом и превращения эллинов в греков - жителей римских провинций. Ещё в республиканскую эпоху наиболее знатные римляне выезжали в Элладу для обучения риторике и науке наук - философии. В поздней римской республике, в конце II в. до н.э., в Риме существовал кружок эллинофилов под руководством Сципиона Эмилиана, из которого вышли знаменитые римские реформаторы - братья Тиберий и Гай Гракхи.
Активная фаза взаимообогащения культур началась в VI в. до н.э. после основания и укрепления эллинских колоний в Южной и Средней Италии и распада господствовавшего в Северной Италии Этрусского военно-религиозного союза. После завоевания Римом Италии в IV в. до н.э. сложились представления о едином греко-римском сакральном пантеоне двенадцати Старших богов. Римляне перестали считать греческих богов иноземными.
В исследуемый период Ранней Римской империи (эпоха принципата) в I-III вв. н.э. греческие культы был весьма популярны среди гражданского населения Империи. Часто посвящения ставились в честь Зевса Олимпийского, Геры, Афины Паллады, что можно рассматривать как эллинизированные варианты обращения к богам римской Капитолийской триады, Геракла. Дедиканты - фракийцы, греки, выходцы из Малой Азии, римляне. Часто наименования греческих богов являлись заменителями римских в грекоязычных посвящениях. Об этом свидетельствуют билингвы.
Несмотря на весьма широкую популярность греческих культов среди гражданского населения Империи, воины римской армии почитали их лишь в романизированных вариантах, в сочетании с богами римского пантеона или перегригальными божествами Балканского полуострова. Последнее объясняется тем, что греческие культы были известны фракийцам задолго до прихода римлян и воспринимались жителями Балкан как свои.
Геракл - один из самых популярных героев античного мира. Его культ был распространен во многих местах Греции и за ее пределами. В честь него устраивались игры (гераклеи) в Сикионе, Фивах, на островах Кос и Мендос. Он почитался одновременно как бог и как герой, имея в городах два храма: Бога Олимпийского и Героя. Исследователи считают, что его культ включал в себя элементы Финикийского культа Мель-карта, египетских верований и солнечных божеств Востока. В Греции он - покровитель атлетов, герой с львиным сердцем, непобедимый воин, который ведет войска в мужественные походы и добивается победы. В мирное время герой совершает подвиги для людей, защищая их от всякого зла.
Культ Геракла проникает в Рим из греческих колоний Южной Италии и уже к IV в. до н.э. приобретает общегосударственное значение. Здесь его почитали как непобедимого воина наряду с Марсом и Викторией. Он имел также верховный надзор над термами и лечебными источниками и почитался как заздравное божество, был патроном цирковых и гладиаторских представлений, руководителем игр в честь Venus Genetrix и Victoria Caesaris, а также протектором муз.
В эпоху Империи Геркулес - покровитель побед и триумфа, сын Юпитера. Он становится символом императорской мощи. Особенной популярностью он пользовался в период правления династии Антонинов, императоры которой (Адриан и Коммод) изображались в образе Геркулеса.
В посвящениях воинов Геркулес неизменно присутствует наряду со старшими богами.
Два посвящения Юпитеру, Юноне, Минерве, Геркулесу, Фортуне, Меркурию, Фелицитате, Салюте, Фатуму, Кампестеру, Сильвану, Аполлону, Диане, Эпоне, Сулевию и Гению sing. Августа выполнены воинами действительной службы. Сюда же следует отнести два посвящения Юпитеру, Юноне Регине и Геркулесу. Одно выполнил опций I Италийского легиона, некий Гней (номен и когномен не сохранились), другое -декурион I легиона Минервы Марк Гепий Марциан за здравие императора Адриана. Два посвящения Юпитеру и Геркулесу Saxsetario. Одна надпись поставлена Пием Талпидием Клеменсом, центурионом VIII легиона Августа, другая - вексилляцией XIII Сдвоенного Марсова Победоносного легиона под наблюдением Гая Аппия Капитона, центуриона. Одна из надписей сообщает, что воины XXX легиона Ulpia victrix Марк Непот Ваннон, Тит Марк, Марк Непот Зеллавин, Тит Аврелий Завин выполнили надпись по обету охотно с радостью Юпитеру, Гению места, Марсу, Геркулесу, Меркурию. Все памятники этой группы воздвигнуты воинами действительной службы [8, № 2094, 3913, 4553, 4634, 4837].
Два посвящения воздвигнуты Геркулесу Непобедимому за здравие Антонина Пия и его цезаря Аврелия Вера. Первое - от имени ветеранов и граждан римских, а также бесов, живших в селе Квинтион, второе - от ветеранов, граждан римских и жителей канабного (при лагере легиона XI Клавдиева) поселения Абрит [3, с. 27, 31].
Даже в балканских, весьма эллинизированных провинциях Рима Геракл почитался воинами только в романизированных вариантах.
О большой популярности культа Геркулеса среди воинов нижнемезийского гарнизона свидетельствуют находки большого числа мраморных статуэток и терракот этого бога в местах дислокации войск, а также пять вотивных надписей легионеров и ветеранов.
Одно посвящение воздвигнуто ветеранами и гражданами римскими канабного поселения кастелла Абрит за здравие Антонина Пия, Люция Вера, другое - Люцием Мезием Примом, центурионом I Италийского легиона, за здравие наместника провинции Тита Витразия Поллиона (157 г.). В данных случаях Геркулес выступает в чисто римском аспекте с эпитетами непобедимого и заздравного божества, покровителя императоров и их легатов [8, № 6125].
Также в чисто римском варианте Геркулес представлен и в посвящении опция (ординарца центуриона) I Италийского легиона, некоего Гнея. Надпись изваяна в честь Юпитера Наилучшего Высочайшего, Юноны Регины и Геркулеса. Это посвящение, как мы уже отмечали выше, носило, по-видимому, военный характер.
Только в трех памятниках Геркулес представлен в греческом аспекте, однако в достаточно романизированном варианте. В первом из них, вотивном рельефе из с. Ютюклер, воздвигнутом корникуларием, связным штаба легиона (имя не сохранилось), Геркулес представлен полулежащим на шкуре льва, как в подобном же рельефе из Мадары. Рядом с ним изображены животные, символизирующие его подвиги: Стимфа-лийские птицы, Критский бык, Киринайская лань, голова коня (возможно, олицетворение победы Геракла над царем Диамедом). Второй памятник - известковая статуя из с. Стратидисе - представляет Геракла в борьбе со львом. Латинская надпись на подставке гласит: «Геркулесу непобедимому. Аврелий Диздос, воин, установил по обету». Дедикант - романизированный фракиец, на что указывает его имя. Надпись датируется временем правления Северов. И, наконец, третий - надпись на базе статуэтки Геракла и Аполлона: «Гераклу Священному и Аполлону Патри (отцу, покровителю). Сделал сам Гай Рабирий Александр, ветеран». Памятник обнаружен в Одессосе, бывшей греческой колонии, на фракийском побережье Понта. Когномен ветерана - греческого происхождения [1, № 96, 589].
Как было сказано выше, в Риме Геркулес почитался как бог и герой, очищающий землю от чудовищ, под которыми понимались силы, враждебные Риму, в том числе и покоренные римлянами племена. В официальной идеологии римской армии он выступал, по мнению Г. А. Кошеленко, как покровитель «цивилизаторской» роли римлян и римской армии в частности [5, с. 187].
В западных провинциях Рима Геркулес имел широкую популярность и как божество-целитель. Об этом говорят заздравные надписи, обращенные к нему:
Геркулесу Салютарию от имени куратора Марка Октавия Каррия. Надпись обнаружена в Риме [8, № 7351].
Геркулесу, Сильвану и Гению. Надпись обнаружена в Дакии [Ibidem, № 4630].
Геркулесу и Сильвану от имени Аврелия Аримо из легиона XIII Гемина Антонинианского. Надпись обнаружена в Дакии [Ibidem, № 3470].
Геркулесу Магику от имени Валерия Нигрина [Ibidem, № 4624].
Геркулесу Непобедимому от имени Максимильяна Валенса префекта, претория Аврелия Флавия и Валерия Фирмина [Ibidem, № 6766].
Геркулесу и Гению Центурий от имени Луция Домициана Валерия из военной когорты Х и центуриона Флавия Каралиная из легиона VI. Надпись обнаружена в Риме [Ibidem, № 2103].
Таким образом, Геркулес в посвящениях воинов выступает в качестве бога-покровителя императоров и их легатов, а также как божество-воитель и исцелитель. Проникновение его в части римского гарнизона связано как с официальной стороной культа, так и с воинами греческого происхождения, служившими в римской армии. Но и в последнем случае памятники воинов несут значительные черты романизации. Рассмотренные выше материалы позволяют связать почитание культа Геракла и с легионами. Это противоречит утверждению А. Домашевского о том, что Геркулес почитался воинами в качестве главного божества-покровителя вспомогательных войск [9, S. 111].
Список литературы
1. Геров Б. Романизмт между Дунава и Балкана // Годишник на Софийски университет. Филологически факультет. 1952-1953. № 47-48. С. 307-415.
2. Дякович Б. Оброчны барелиефы на Херкулес в България // Годишник на публична национална библиотека. София, 1922. С. 1-18.
3. Иванов Т. Два надписа от античния град при Разград // Известия на Археологически институт. София, 1955. Вып. XIX. С. 25-33.
4. Колобов A. B. Геркулес и римская армия Ранней Империи: на материале западной части Балкано-Дунайского региона // Проблемы истории филологии и культуры. 2008. № 9. С. 40-47.
5. Кошеленко Г. А. Римская армия и римская религия // Вопросы истории. 1963. № 9. С. 186-187.
6. Соловьянов Н. И. Греческие культы в нижнемезийских частях римской армии в I-III вв. // Тезисы докладов IX Всесоюзной авторско-читательской конференции Вестника древней истории. М.: АН СССР; Институт всеобщей истории, 1984. С. 67-68.
7. Штаерман Е. М. Отражение классовых противоречий II-III вв. в культе Геракла // Вестник древней истории. 1949. № 2. С. 60-72.
8. Dessau H. Inscriptiones Latinae selectae. Vol. I-III. Ed. 2. Berlin: Weidmann, 1954-1955.
9. Domaszevski A. Die Religion des römischen Heers // Westdeutsche Zeitschrift für Geschichte und Kunst. 1895. № 14. S. 1-124.
GREEK CULTS IN THE PANTHEON OF THE ROMAN ARMY IN THE I-III CENTURIES. HERACLES
Solov'yanov Nikolai Ivanovich, Ph. D. in History, Associate Professor Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev nikolai_solovyanov@mail. ru
The problem of honoring Heracles in Rome has been covered in a variety of works both by domestic and foreign authors. However, the peculiarities of the performance of his cult by the warriors of the Roman army are considered for the first time. Hercules in the dedications of the warriors acts as a patron god of emperors and their legates, as well as a god-warrior and healer. The penetration of his cult in the units of the Roman garrison is associated with both official policy and the warriors of Greek origin, who served in the Roman army. The monuments that were erected by the warriors have significant features of Romanization.
Key words and phrases: religion of the Roman army; Greek cults; principate; Heracles; Hercules; legions; ancillary troops.
УДК 1:930
Философские науки
В статье рассматривается проблема синхронистичности, анализируются примеры синхронизмов. Представлены возможные перспективы использования этого феномена. Намечаются пути к осознанию и изучению данного явления. Показываются необходимость и важность использования процессов синхронизации в создании механизмов управляемой эволюции человека. Указывается на возможные риски, связанные с использованием синхронистичности в сфере управления.
Ключевые слова и фразы: синхронизм; синхронистичность; научная картина мира; организационная картина мира; модели объяснения синхронистичности; философия.
Стерледев Роман Константинович, д. филос. н., доцент
Пермский государственный медицинский университет 4438767@rambler.ru
Стерледева Тамара Дмитриевна, к. филос. н., доцент
Пермский национальный исследовательский политехнический университет cenzia@rambler. гы
ВНИМАНИЕ, СИНХРОНИЗМ!
Перед нами - безумная теория. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной.
Нильс Бор [6, с. 3]
В свое время Г. Гудериан выпустил книгу под названием «Внимание, танки!» [4]. В этой книге он доказывал, что танки - это новое оружие ХХ в., от правильного использования которого будет зависеть итог сражений, а иногда и всей войны. Гудериан оказался прав: Вторая мировая война была войной моторов. В СССР также пришли к такому же выводу, и перед войной в СССР танков было больше, чем в Германии. Но танками надо еще уметь управлять, а для этого нужна общая и военная культура, да еще и много всего другого.