Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2208
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОГО ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Михаил Васильевич

В настоящей статье поднимается тема актуальности гражданского воспитания учащихся, подчеркивается необходимость изменения цели и задач гражданского воспитания в соответствии с меняющимися условиями исторического развития. Проблема гражданского воспитания представляется как сложная инновационная задача. Представлены этапы гражданского воспитания. Показаны пути развития гражданских качеств личности в современных условиях и сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL EDUCATION: CONCEPT, HISTORICAL RETROSPECTIVE AND FEATURES OF FORMATION

This article raises the topic of the relevance of civic education of students, emphasizes the need to change the goals and objectives of civic education in accordance with the changing conditions of historical development. The problem of civic education is presented as a complex innovative task. The stages of civic education are presented. The ways of development of civic qualities of a person in modern conditions are shown and the corresponding conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

8. Лукашенко, М.А. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода Scrum / М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина // АНИ: экономика и управление. - 2019. - №2 (27). - С. 79-90.

9. Манокин, М.А. Методология agile в образовательной среде / М.А. Манокин, А.Р. Ожегова, Е.А. Шенкман // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - №4 (116). - С. 83-96.

10. Положенцева, И.В. Перспективы развития российского дистанционного образования в контексте содержания современной образовательной парадигмы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №1. - С. 9-10.

11. Пирогланов, Ш.Ш. К вопросу о неготовности научно-педагогического и студенческого сообщества к дистанционному формату обучения / Ш.Ш. Пирогланов, Д.А. Сабадин, Д.А. Грициенко // В сборнике: Новая наука: новые перспективы. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Янпольской. Краснодар. - 2020. - С. 50-54.

12. Мальцева Е.Ю., Молчанова Е.В., Чернухина Н.В. Выбор адаптивного инструментария при проведении социологического исследования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 10-1. -С. 79-83.

Педагогика

УДК 378

докторант направления «Образование и педагогические науки», кандидат педагогических наук, доцент Николаев Михаил Васильевич

Московский государственный областной университет (г. Москва)

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье поднимается тема актуальности гражданского воспитания учащихся, подчеркивается необходимость изменения цели и задач гражданского воспитания в соответствии с меняющимися условиями исторического развития. Проблема гражданского воспитания представляется как сложная инновационная задача. Представлены этапы гражданского воспитания. Показаны пути развития гражданских качеств личности в современных условиях и сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданское общество, гражданская воспитанность, граждановедение, нравственная и правовая культура, задачи гражданского воспитания, гражданская ответственность, гражданские требования, гражданин российского цифрового общества, цифровые технологии.

Annotation. This article raises the topic of the relevance of civic éducation of students, emphasizes the need to change the goals and objectives of civic education in accordance with the changing conditions of historical development. The problem of civic education is presented as a complex innovative task. The stages of civic education are presented. The ways of development of civic qualities of a person in modern conditions are shown and the corresponding conclusions are drawn.

Key words: civic education, civil society, civic education, civic education, moral and legal culture, tasks of civic education, civic responsibility, civic requirements, citizen of the Russian digital society, digital technologies.

Введение. Гражданское воспитание в Российской Федерации представляет собой сложную многокомплексную проблему, и оно остается одной из центральных задач современных образовательных учреждений. Роль гражданского воспитания в условиях современной России приобретает особую силу. На актуальность проблемы гражданского воспитания влияют современные геополитические условия, которые диктуют необходимость изменения социального заказа общества и государственной политики в образовательной системе. К воспитанию гражданственности предъявляются новые требования, а именно, воспитание гражданина, способного жить в условиях цифрового общества и способного получать и развивать в себе новые компетенции. Но, в тоже время, не нужно отбрасывать важность передачи учащейся молодежи базовых ценностей нашей культуры. Ценности культуры, выработанные веками народами России имеют высокую воспитательную ценность, и они вооружают подрастающее поколение навыками, которые являются фундаментом для развития компетенций, способствующих для принятия гибких и взвешенных решений, в меняющихся общественных и профессиональных ситуациях. [1-9]

Изложение основного материала статьи. История развития нашей страны показала, что гражданская воспитанность является тем методологическим регулятивом, который соединяет в себе культурные богатства многонационального народа России с тем объемом духовно-нравственных ценностей личности, способствующим воспитанию человека, осознающим значимость единства и солидарности. Формирование гражданской воспитанности представляется сложной задачей, которую необходимо решать педагогической науке в условиях современного цифрового общества.

О важности гражданского воспитания пишут в своих работах ученые А.Г. Асмолов, И.В. Бабурова, Л.Н. Урбанович, Н.Е. Щуркова, которые отмечают, что данная проблема еще не в достаточной мере решается в образовательных организациях. Хочется отметить, что гражданское воспитание учащейся молодежи и последующая социализация невозможны без активизации их духовно-нравственной деятельности, ориентированной на получение гражданских ценностей.

Хотя имеется большое количество исследований, посвященных гражданскому воспитанию личности эта проблема настолько многогранна, что какие-то грани остаются не исследованными, поэтому актуальность гражданского воспитания очевидна. В настоящее время российское общество испытывает подъем в формировании гражданских чувств и идей для того, чтобы сохранить динамику положительных тенденций необходимо продолжать исследование вопросов, связанных с гражданским воспитанием, особенно, в период тотальной цифровизации общества. Но исходя из предположения о том, что без прошлого нет настоящего, обратимся к истории вопроса.

Изучая литературу приходим к осмыслению трактовки понятия гражданственность, которая характеризуется многовариативностью и неоднозначностью. Это свидетельствует о том, что природа данного явления отличается сложностью, многоаспектностью и разными формами проявления. Гражданственность рассматривается разными учеными в исторических, социальных, экономических и политических условиях, это зависит от гражданской позиции личности, отношения к своему отечеству и т.д. [2]. Гражданственность включает в себя способность личности к созидательной деятельности в разных направлениях, а именно, в юридическом, политическом и нравственном. Развитие нравственной культуры, а также повышение правовой культуры личности отражают социальную сторону гражданственности. Государство всегда уделяет внимание гражданскому воспитанию, так оно отражает в каждом определенном историческом периоде состояние общества. Первые педагогические и этнические наставления по граждановедению появились в России во

время правления Екатерины 2. Была издана книга «О должностях человека и гражданина». Именно в это время появились слова человек и гражданин. В этот период больше внимания уделялось патриотизму, и человек обладавший этим качеством считался хорошим гражданином [6].

Историю развития гражданственности можно условно разделить на четыре этапа: 1-й этап - это период 1901-1917 гг., 2-й этап - это период 1920-1990 гг., 3-й этап это период 1991-2005 гг., 4-й этап - это период с 2006 по настоящее время (так называемый период цифровизации российского общества).

Начало развития гражданского воспитания было ознаменовано подготовкой обучающихся к получению высшего образования. В следующий период задачи воспитания менялись в соответствии с требованиями, в начале было устранение безграмотности, затем на первом плане стояло трудовое воспитание. После этого, спустя десять лет, встала задача развивать такое направление, чтобы учащиеся могли получать неполное среднее образование, это было связано с недостатком рабочих рук на производстве. В семидесятые годы двадцатого столетия появилось восьми-летние обязательные и одиннадцатилетние полное образование. В начале 70-х и до конца 80-х главной задачей школы стало формирование гармонически развитой личности. В конце двадцатого столетия воспитание гражданственности приобрело новую силу [1].

В настоящее время, то есть в период цифровизации, существенно изменились требования к гражданскому воспитанию подрастающего поколения, так как изменились условия социального экономического и политического развития Российской Федерации [7]. Задачей педагогики стали развитие разносторонних интересов учащихся, что связано с появлением новой техники (компьютеры, гаджеты и т.д.). Соответственно изменились цель и задачи воспитания гражданских качеств личности, конкурентоспособного гражданина, проживающего в современной высокотехнологичной среде.

В общем понимании воспитание гражданина - это формирование у личности высоких нравственных качеств, как любовь к малой и большой Родине, любовь к своей семье, уважительное отношение к старшим, ветеранам войны и труда, умение ценить отношения в семье, культивирование ответственности за себя и близких [4]. Как отмечено выше, главными направлениями в развитии гражданственности являются нравственная культура личности, а также умение быть дееспособным в правовом отношении, что является выражением уважения к государству другим гражданам [5]. И это составляет социальную сторону гражданской воспитанности. Указанное является основой существования правового государства.

Формирование гражданских качеств личности зависит от состояния общества, от уровня развития гражданских ценностей и ориентированности на них в масштабах государства, основы гражданственности закладываются в детстве. Гражданское воспитание осуществляется в процессе дальнейшей жизнедеятельности человека и тесно связана с социальной стороной жизни. Социальная сторона тесно связана с жизнью самого гражданина, его ближайшего окружения, жизнью народа, представителем которого он является, и государства, в котором он проживает. Воспитание гражданственности строится на гуманной основе, но в то же время связана с государственным и иными видами власти. Воспитание гражданственности является производной нравственного воспитания. Нравственное воспитание и гражданское воспитание тесно связаны друг с другом. Эта связь изучалась еще в античной педагогике. Ученые-педагоги того времени считали, что для построения крепкого государства нужно, прежде всего, воспитывать таких граждан, которых не следует сдерживать законами [9].

Немецкий педагог Г.Кершенштейнер указывал, что гражданские добродетели и гражданские чувства возможны у простых людей. О формировании гражданственности в России неоднократно отмечали в своих работах В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и другие. Русский педагог К.Д. Ушинский говоря о формировании гражданственности писал, что гражданственность начинается с патриотизма, то есть в выраженном чувстве любви к Отечеству.

В период советской власти воспитание гражданственности было всегда в центре внимания государства. В советское время формирование личности гражданина имело общественную направленность и это всегда возносилось над личными интересами. А.В. Луначарский отмечал, что индивидуальные особенности человека тоже должны основываться на коллективистских началах. Советский педагог А.С. Макаренко всегда высказывался, что только в коллективе можно воспитать достойного гражданина. Также в советское время В.А. Сухомлинский говоря о гражданском воспитании высоко оценивал деятельность коллектива, которая была той действующей силой, способной стимулировать развитие нравственных качеств личности, приводящей к воспитанию гражданина своей страны.

В 1980 году двадцатого столетия была разработана концепция гражданского воспитания, в которой образовательное учреждения были ориентированы на развитие индивидуальной личности учащихся. Формирование гражданственности базировалось на воспитании правдой и это создавало условия для интеграции в гражданское воспитание этических, правовых, политических и других знаний [3]. В формировании личности гражданина необходимо учитывать социальную составляющую, так как она определяет набор ценностей для развития личностных качеств гражданина. Гражданское воспитание должно быть включено в содержание основных частей воспитания и идти параллельно с ними, с целью приобретения новых эмоционально-волевых качеств личности гражданина. Гражданские ценности также хорошо развиваются при вовлечении учащихся в общественно-полезный труд, в процессе которого развиваются общественно-ценные результаты и они же создают возможности для самостоятельности и социальной полезности [8].

Социальная активность учащихся больше всего проявляется в коллективах, которые связаны с конституционной составляющей[7]. В коллективе учащиеся вместе со взрослыми учатся решать общие для своего города, села, коллектива социальные проблемы, такие как бескорыстная помощь детским домам, нуждающимся взрослым людям и т.д.

Гражданские ценности формируются через гражданскую ответственность и гражданские требования, но кроме этого должна присутствовать мотивационная составляющая [10;11]. В конце 50-х годов пришло понимание этого, и тогда была поставлена задача найти такие мотивы, которые способствовали бы развитию таких личностных качеств человека, которые имели бы социальную значимость и, чтобы появлялись мотивы для саморазвития. Этот момент является определенным шагом для ухода от авторитарности [7].

В конце двадцатого века развивалось коллективное воспитание обучающихся, через которое каждый член коллектива осознавал свою роль и значимость в судьбе малой Родины и государства, в целом, и в этом было проявление гражданской позиции учащихся.

Выводы. Важным фактором, формирующим гражданские ценности является вовлечение учащихся в органы самоуправления, где решаются вопросы не только образовательного учреждения, но и окружающей социальной действительности. В условиях ответственности в настоящее время требуются такие гражданские качества личности, при которых личность может сделать осознанный выбор, то есть нужно развивать способности к самоопределению и конкуренции. В данном случае для укрепления гражданского самосознания учащимся необходимо формировать в себе гражданские и патриотические ценности, так как они тесно взаимосвязаны [3]. Для формирования гражданственности нужны такие составляющие как когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты.

В настоящее время существует тенденция формирования гражданственности через исполнение распоряжений, и это является своеобразным риском. Другой риск, когда коллективные интересы стремятся навязать свой подход к

формированию гражданственности. Для успешного формирования гражданских ценностей личности также необходимо поднять авторитет педагога, чтобы он считался благополучным и успешным человеком, и тогда эффективность гражданского воспитания также поднимется. Однако трудно выработать универсальные механизмы определения эффективности гражданского воспитания.

Для повышения эффективности гражданского воспитания, в быстроменяющемся мире, в условиях цифровизации общества необходимо воспитывать гражданина-патриота российского государства, и имеющего высокие нравственные качества, а также являющегося грамотным в правовом и политическом отношении, владеющего умением жить в поликультурной среде, осознанно относящимся к личной самоорганизации и человека, обладающего современными компетенциями.

Литература:

1. Горбунов, В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход / В.С. Горбунов // Воспитание школьников. -

- 2010. - №1. - С. 10-20

2. Никифоров, Ю.Н. О понятии «гражданственность» / Ю.Н. Никифоров // Вестник Воронежского госуниверситета. -2007. - №2. - С. 155

3. Николаев, М.В. Гражданская социализация детей с ОВЗ в современной цифровой образовательной среде / М.В. Николаев, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сб.научн.тр. - Москва, 2021. - С. 448-452.

4. Разенкова, Н.Е. Системно-деятельностный подход в организации педагогических практик студентов высших профессиональных учебных заведений / Н.Е. Разенкова, Е.Д. Рукавицина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№7. - С. 167-181.

5. Сазонова, В.В. К проблеме профориентации выпускников специальной (коррекционной) школы / В.В. Сазонова, Е.Ю. Фирсова, О.Ю. Крылова // Перспективы науки. - Тамбов. - 2019. - №2 [113]. - С. 181-191.

6. Салихова, Р.М. Развитие гражданского воспитания в России. (Историко-педагогический аспект) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013.

- № 9. - Ч.1.

7. Семенов, К.Б. Теоретические основы гражданско-правового воспитания / К.Б. Семенов, И.А. Карабашев, А.Ю. Коломиец// Современные проблемы психолого-педагогического образования: Материалы 4-ой Регион.науч.-практ. конференции (к 100-летию профессионального педагогического образования в Дагестане). - Махачкала, 2017. - С. 195-201.

8. Семенов, К.Б. Некоторые аспекты развития идей компетентностного подхода в теории и практике образования / К.Б. Семенов, А.С. Семенова// Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сб.научн.тр. - Москва, 2020. - С. 164-170.

9. Цуруев, Ш.М. Нравственное воспитание учащихся в условиях семьи и школы / Ш.М. Цуруев, А.С. Семенова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы XXI века: сб.научн.тр. - Москва, 2021. - С. 178-185.

10. Games for Change [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gamesforchange.org/ (дата обращения: 24.11.2021).

11. Official website of the Department of Homeland Security. Welcome to Ready Kids! [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ready.gov/kids (дата обращения: 23.01.2021).

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical sciences, associate professor Nikolaeva NailyaTagirovna

Federal state budgetary educational institution of higher education «Orenburg state pedagogical University» (Orenburg);

candidate of philological sciences, associate professor Nalichnikova Inna Anatolievna

Orenburg Institute of Railways, branch of the Federal state budgetary educational institution of higher education «Samara State University of Railways» (Orenburg)

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF STUDENTS CREATIVE THINKING AT UNIVERSITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF NEW EDUCATIONAL STANDARD IN FOREIGN LANGUAGE CLASSES

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена принципиально новыми задачами высших учебных заведений в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++), направленного на формирование и развитие у студентов творческого мышления, творческой активности и независимости. Современный этап развития российской системы высшего образования характеризуется острой необходимостью мобилизации студентов вузов на овладение творческими способами решения жизненных задач, самообразование, саморазвитие. Исходя из этого, авторы проводят ряд исследований, позволяющих определить концептуальные основы формирования и развития творческого мышления студентов технических вузов в рамках модернизации ФГОС ВО 3++ на практических занятиях по иностранному языку. В результате эксперимента на основе научно-методического изучения литературных источников, а также с использованием результатов экспериментальной работы была разработана функционально-содержательная модель развития творческого мышления студентов технических вузов. Исследование проводилось в течение 3 лет с 2019 по 2021 год на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Оренбургского института путей сообщения (г. Оренбург, Россия). В статье представлены результаты экспериментальной работы, позволившие оценить эффективность созданной и реализованной функционально-содержательной модели, ее внедрение в профессиональную подготовку будущего инженера транспортного вуза.

Ключевые слова: креативное мышление, функционально-содержательная модель, концептуальная основа, творческая деятельность.

Annotation. The relevance of the study is due to fundamentally new tasks of higher educational institutions within the framework of Federal State Educational Standard for Higher Education (FSES HE 3++), aimed at the formation and development of students' creative thinking, creative activity and independence. The modern stage of the development of the Russian higher educational system is characterized by the urgent need to mobilize university students to master creative ways of solving life problems, self-education, self-development. Based on this, the authors conduct a number of studies that make it possible to determine the conceptual basis for the formation and development of students' creative thinking at technical universities within the framework of the modernization of FSES HE 3++in practical classes of a foreign language. As a result of the experiment, on the basis of a scientific and methodological study of literary sources, as well as using the results of experimental work, a functional and meaningful model of students' creative thinking at technical universities was developed. The study was conducted for 3 years from 2019 to 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.