Наука. Теория. Практика
гражданское оружие в российском федерации civilian weapons in the Russian federation
УДК 342.7
Е.Ю. ДОМРАЧЁВА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
E.U. DOMRACHEVA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
О.Ю. ИЛЯХИНА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) e-mail: [email protected]
O.U. ILYAKHINA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
а.п. поздняков
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина ) e-mail: [email protected]
a.p. pozdnyakov
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматривается функционирующий в настоящий момент порядок приобретения, хранения и ношения гражданского оружия гражданами нашей страны с учетом требований российского законодательства, а также планируемые законодателем изменения.
Ключевые слова: гражданское оружие, незаконный оборот оружия, оружие, оборот оружия.
Abstract: In this article we will discuss the functioning currently, the acquisition, storage and carrying of civilian weapons citizens of our country, taking into account requirements of the Russian legislation. And planned by the legislator changes.
Keywords: civilian weapons, illicit trafficking in weapons, weapons, weapons trafficking.
68
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
По данным МВД России, по состоянию на сегодняшний день, владельцами оружия являются более 5 млн граждан Российской Федерации. У них на руках находятся 6,2 млн единиц гражданского оружия, в том числе более 729 тыс. единиц огнестрельного оружия ограниченного поражения. Совместно с этим, как показывает нам статистическое исследование данных, прослеживаются отрицательные направленности, сопряженные с серьезным увеличением правонарушений, совершенных с использованием огнестрельного оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел.
Кроме того, отмечается существенный рост числа потерь гражданского оружия, впоследствии являющегося потенциальным орудием преступлений. Так, за предыдущий год гражданами Российской Федерации утрачено примерно 6080 единиц оружия.
Наряду с этой статистикой в последнее время участились случаи противозаконного применения оружия против обычных граждан, влекущего серьезные ранения и нередко их смерть, что, в свою очередь, вызывает широкий общественный резонанс и общую встревоженность населения.
Действующий на сегодняшний день порядок приобретения, хранения и ношения оружия гражданами России регулируется Федеральным законом от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Согласно ст. 2 ФЗ «Об оружии» выделяют три вида оружия в соответствии с целями его использования соответствующими субъектами: - гражданское;
- служебное;
- боевое стрелковое и холодное [1].
Г раждане могут владеть и использовать на законных основаниях оружие, относящееся к виду гражданского оружия.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об оружии» гражданское оружие может быть использовано гражданами РФ в целях самообороны, занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях [1].
На гражданское оружие наложена часть конструктивных ограничений, а именно:
- должна быть исключена возможность ведения огня очередями;
- емкость магазина не должна превышать 10 патронов (не распространяется на спортивное оружие);
- дульная энергия не должна превышать 150 Дж при выстреле из огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия патроном травматического действия и 91 Дж
при выстреле из огнестрельного оружия ограниченного поражения;
- оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
В свою очередь гражданское оружие подразделяется на следующие виды:
- оружие самообороны:
- огнестрельное длинноствольное гладкоствольное, в том числе с патронами травматического действия;
- огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолеты, револьверы, огнестрельные бесствольные устройства отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия (далее - ОООП);
- газовое оружие (пистолеты, револьверы и механические распылители);
- электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства;
- спортивное оружие:
- огнестрельное с нарезным стволом;
- огнестрельное гладкоствольное;
- холодное клинковое;
- метательное;
- пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
- охотничье оружие:
- огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом;
- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
- огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
- пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж;
- холодное клинковое;
- сигнальное оружие;
- холодное клинковое, предназначенное для ношения с казачьей формой и российскими национальными костюмами;
- оружие, используемое в культурных и образовательных целях:
- оружие, имеющее культурную ценность;
- старинное оружие;
- копии старинного оружия;
- реплики старинного оружия;
- списанное оружие.
Право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
69
Наука. Теория. Практика
самообороны, гражданского ОООП, спортивного, охотничьего, сигнального и холодного клинкового оружия имеют граждане, которые достигли 18 лет, получили лицензию на приобретение конкретного вида оружия [1].
Нюансы соблюдения гражданами условий хранения оружия.
В соответствии с пунктом 59 «Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия» [2].
При проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:
- соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
- наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом (п. 188 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288).
За нарушения правил оборота гражданского оружия предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, например, за нарушение гражданами правил хранения и ношения оружия ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. либо лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия на срок от шести месяцев до одного года.
Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 5000 руб. (ч. 5 ст. 20.8 КоАП РФ).
Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и ОООП влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от 3000 до 5000 руб. с конфискацией оружия и патронов к нему, либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему (ч. 6 ст. 20.8 КоАП РФ).
Вместе с тем небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ст. 224 УК РФ).
Что может измениться.
В Госдуме рассматривается законопроект № 307135-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием оборота оружия».
Планируемые поправки внесут изменения в действующий порядок оборота оружия:
- повышение минимального возраста, с которого возможно приобретение ОООП, до 21 года (на сегодняшний день - с 18 лет);
- запрет на ношение ОООП в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- запрет на продажу организациями, имеющими лицензию на торговлю оружием и патронами, составных частей патронов и запасных частей к гражданскому оружию без предоставления гражданами разрешений, предусмотренных законом об оружии (на данный момент существует возможность приобретения без разрешения, что в свою очередь дает возможность гражданам самостоятельно снаряжать патроны к незарегистрированному оружию и изготавливать самодельное оружие посредством использования запасных частей к нему, приобретаемых в торговых сетях);
- запрет на применение гражданского огнестрельного оружия вне охотничьих угодий и специально приспособленных стрелковых объектов;
- запрет на ношение оружия в медицинских и образовательных организациях и местах досуга и реализации алкоголя;
- прохождение медицинского освидетельствования только в муниципальных учреждениях по месту жительства.
В связи с нововведениями также планируется внести изменения в КоАП РФ и УК
70
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
Наука. Теория. Практика
РФ, ужесточающие наказание за нарушения правил оборота оружия, например, ввести наказание в виде лишения свободы сроком на два года в случае небрежного хранения оружия, повлекшего гибель людей.
Помимо этого, по данным МВД России, прорабатывается предложение об установке запрета на хранение оружия его владельцами по месту жительства в случае, если вместе с ними проживают лица, страдающие психическими расстройствами поведения, больные алкоголизмом или наркоманией либо лица, в отношении которых осуществляется административный надзор.
Кроме того, согласно МВД России, рассматриваются вопросы о наделении работников частных охранных организаций при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов правами осуществлять осмотр вещей, находящихся при физическом лице, и наблюдение с целью выявления лиц, дейс-
твия которых ориентированы на совершение противоправных деяний, с последующим незамедлительным информированием правоохранительных органов, в том числе с использованием технических средств.
Безусловно, в области оборота гражданского оружия, с учетом общих тенденций развития оружейного рынка и статистики правонарушений в данной сфере, назрел момент внесения корректив, нацеленных как на более детальное регулирование отдельных вопросов, так и на ужесточение ответственности участников оборота.
Без комплексного подхода к решению ряда накопившихся проблем повышение культуры обращения с оружием и уровня безопасности простых граждан не будет достаточно результативным. Получится ли этого достичь с помощью готовящихся государством преобразований, покажет лишь время.
Литература —
1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ “Об оружии”.
2. Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
3. Шмидт АА. Логические ошибки законодательства об оружии: взгляд правоприменителя // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3(29). С. 133-137.
References
1. Federal law of 13 December 1996 n 150-FZ “About the weapon”.
2. Rules on circulation of civil and service weapons and cartridges to it in territory of the Russian Federation.
3. SchmidtA.A. Logical errors of the weapons legislation: the view of the enforcer // Legal science and law enforcement practice. 2014. № 3(29). P. 133-137.
(Статья сдана в редакцию 01.07.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
71