УДК: 347.77.043:351.76
Болотин Владимир Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и уголовного права, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected] Старостин Борис Алексеевич, кандидат юридических наук, зам. декана юридического факультета, Среднерусский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
В статье рассматривается лицензирование гражданского оружия как средство обеспечения общественной безопасности. Излагаются правовые и организационные основы его лицензирования. Приводятся особенности порядка лицензирования отдельных категорий оружия.
Авторами обоснована цель лицензирования оружия - предоставление гражданам права владения, последующий лицензионный контроль - средство обеспечения безопасности его обращения.
Ключевые слова: лицензирование, оборот, гражданское оружие, общественная безопасность, ограничения, порядок, лицензирующий орган, ответственность.
Bolotin V.S., Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Administrative and Criminal Law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
Starostin B. A, Candidate of Juridical Sciences, Deputy Dean of the Faculty of Law, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
LICENSING TURNOVER OF CIVILIAN WEAPONS AS A MEANS OF ENSURING PUBLIC SECURITY: LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASIS
The article discusses the licensing of civilian weapons as a means of ensuring public safety. The legal and organizational basis for its licensing is outlined. The features of the procedure for licensing certain categories of weapons are given.
The authors substantiate the purpose of licensing weapons - granting citizens the right of ownership, subsequent licensing control - a means of ensuring the safety of its treatment.
Keywords: licensing, trafficking, civilian weapons, public safety, permit, order, licensing authority, limitations, responsibility.
Общественная безопасность сегодня, как никогда ранее, приобрела статус глобальной проблемы. В связи с этим 20 ноября 2013 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была утверждена Концепция общественной безопасности в Российской Федерации.
В Концепции, рассчитанной на срок до 2020 года, названы главные угрозы безопасности - терроризм, экстремизм, коррупция, незаконная миграция, высокий уровень преступности, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также определены цели, задачи и принципы обеспечения общественной безопасности, основные направления деятельности в этой области.
Как указывается в концепции, Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности и мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов.
Как источник повышенной общественной опасности оружие должно находиться под постоянным контролем государства, а его особый правовой режим должен предполагать ограничения, необходимые для обеспечения общественной безопасности1.
Лицензирование оборота гражданского оружия непосредственно способствует эффективному решению задач обеспечения общественной безопасности.
Лицензирование представляет собой особенный порядок возникновения, реализации, изменения, прекращения специальной правоспособности субъектов и контроля за осуществлением лицензируемого вида деятельности: первоначального -при выдаче разрешения, и последующего - за соблюдением лицензионных условий.
Одним из элементов гражданских правоотношений являются участники гражданского оборота -физические и юридические лица, а также государ-
1 Тарасова Н. В., Шапошникова Д. Д. Проблемы лицензирования гражданского оружия в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - №10. -С.1055-1057.
ство, его органы и муниципальные образования (ст. 2, ст. 124 ГК РФ).
Среди множественных трактовок понятия гражданского оборота остановимся на мнении Б.Б. Эбзеева, согласно которому гражданский оборот представляет собой «совокупность гражданско-правовых отношений имущественного характера, существующих на определенной территории и возникающих на основании различного рода юридических фактов»2.
Гражданское законодательство предусматривает в качестве одного из свойств объектов гражданских прав юридическую возможность быть объектом гражданско-правовых сделок.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Последнее регулируется положениями п. 2 ст. 129 ГК РФ. При этом законодательством могут быть предусмотрены отдельные случаи или порядок ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав. Примером таких ограничений может являться установление отдельных видов объектов гражданских прав, совершение сделок в отношении которых допускается только по специальному разрешению.
Специальное разрешение представляет собой документ, являющийся правовым основанием для заключения сделки в отношении объекта гражданских прав в дополнение к правовому основанию, установленному законодательством, из которого следует необходимость получения такого специального разрешения для заключения сделки. В отношении приобретения гражданского оружия - это лицензия на приобретение единицы оружия, в отношении хранения и ношения - разрешение3.
2 Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. - 1999. -№2.-С. 35.
3 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»._
В соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Исключением из общего правила является лицензирование отдельных видов деятельности физических лиц. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, на частную детективную (сыскную) деятельность и деятельность по оказанию охранных услуг выдаются гражданам России без предъявления требования о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии" установлено, что гражданское оружие предназначено только для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях (коллекционирование, экспонирование, обучение владением) и подлежит государственному контролю (ст. 3, ст. 28).
Правовую основу лицензионного производства в сфере оборота гражданского оружия составляют Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», нормы ст. 9,9.1, 13-18, 20-24, 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оружии», Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 06.05.2015) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», которым утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
На его реализацию направлены приказ МВД России от 12.04.1999 №288 (ред. от 30.12.2014) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» и иные нормативные акты, определяющие порядок осуществления лицензирования1 и осу-
1 См. напр.: Приказ МВД РФ от 14 мая 2012 г. № 508 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче
ществления лицензионного контроля в отношении гражданского оружия и патронов к нему2, сроки и последовательность административных действий (процедур) по исполнению лицензионно-контрольных функций либо предоставления государственных услуг по выдаче соответствующих лицензий или разрешений.
С октября 2016 года Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту - Росгвардия) уполномочена на организацию и осуществление выдачи гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия, а также федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере его оборота3.
В силу ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию в сфере оборота оружия подлежат:
- разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой».
2 См. напр.: Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 № 914 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия в части работ (услуг) по разработке, производству, испытанию, ремонту, утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия».
3 См. Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утв. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 // СЗ РФ. - 2016. -№41.-Ст. 5802.
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов.
К компетенции лицензирующих органов отне-сенно:
- Росгвардия - хранение и торговля гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия; хранение патронов и реализация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов;
- Минпромторг России - разработка, производство, испытание, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов1.
Лицензионная деятельность органов Росгвар-дии связана с регулированием особых общественных отношений, участие в которых требует соблюдения комплекса мер по обеспечению общественной безопасности.
К особенностям лицензионного производства следует отнести широкое разнообразие сроков действия выданных лицензий2.
Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются на основании заявлений граждан РФ. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.
1 См. Постановление Правительства РФ от 28.08.2012 № 865 «О лицензировании разработки, производства,
испытания, хранения, ремонта и утилизации
гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий
IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и
V классов в соответствии с техническим регламентом».
2 Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - С. 152._
Право на приобретение гражданского оружия имеют граждане России, достигнувшие установленного возраста, после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с ним, не имеющие медицинских противопоказаний и специальных состояний уголовной и административной наказанности, определенных законодательством.
Приобретение на территории Российской Федерации, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия иностранными гражданами регламентированы ст. 14 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
Заявление о выдаче лицензии рассматривается в течение месяца со дня его подачи. Вместе с заявлением представляются:
- документ, удостоверяющий гражданство РФ;
- документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием;
- медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием;
- медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
- непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
- невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий;
- иные основания, указанные в ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
В силу ст. 13 указанного Федерального закона лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ:
1) не достигшим установленного возраста;
2) не представившим медицинского заключе-
ния об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо имеющим снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, совершенное с применением оружия;
4) отбывающим наказание за совершенное преступление;
5) повторно привлеченным в течение года к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административного правонарушения, связанного с нарушением Правил охоты, либо административного правонарушения в области оборота наркотиков; до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (1 год с момента вступления постановления о наложении административного наказания в законную силу ст. 4.6 КоАП РФ);
6) не имеющим постоянного места жительства;
7) не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других необходимых документов;
8) лишенным по решению суда права на приобретение оружия;
9) стоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
10) подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных ве-щест; до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 1431 утвержден перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием.
1 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.02.2015._
Право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях2.
Право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии.
Газовые пистолеты, револьверы, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, граждане России имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в ли-цензионно-разрешительных органах Росгвардии по месту жительства.
Охотничье холодное клинковое оружие регистрируется торговой организацией при продаже этого оружия3'1.
По лицензии на приобретение оружия допускается регистрация не более пяти единиц указанных видов оружия. Лицензия выдается по месту жительства гражданина и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия.
Гражданину РФ органом Росгвардии по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение без права ношения.
При регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения выдается разрешение на его хранение
2 См. ч. 1 ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
3См. ч. 12 ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».
и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия.
Если по общему правилу лицензия выдается бессрочно, то срок действия лицензии на оружие составляет пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен.
Требования к хранению гражданского оружия и патронов к нему установлены ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также п. 54, 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел1.
Органы внутренних дел2 и подразделений ли-цензионно-разрешительной работы Росгвардии по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного оружия.
Продажа, дарение и наследование оружия регламентируются ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а также п. 13, 29 Правил оборота гражданского оружия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 №814.
Граждане имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие лицам, имеющим лицензию на гражданское оружие, с предварительным уведомлением органов Росгвардии по месту выдачи разрешения на хранение и ношение оружия.
1 Оборот гражданского оружия: комментарии, разъяснения, образцы документов. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. - Вып. 3. 160 с. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2 п. 80.2.2 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, (утв. пр. МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета от 27 марта 2013 г._
Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного ранее в органах внутренних дел, в органах Росгвардии, производятся в порядке, определяемом ст. 572, 574, 1180 Гражданского кодекса РФ, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия.
В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия оно незамедлительно изымается для ответственного хранения органами Росгвардии, его зарегистрировавшими, либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган лицензионно-
разрешительной системы. Изъятое у владельцев оружие находится на хранении до его отчуждения в соответствии с порядком, установленным гражданским законодательством (п. 3 ст. 238 ГК РФ).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:
- нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8);
- установку на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9);
- незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст. 20.10);
- нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11);
- пересылку оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12);
- стрельбу из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах (ст. 20.13);
нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14);
а также за продажу механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии (ст. 20.15).
По данным ГИАЦ МВД России, за 2016 год выявлено 264 842 административных правонарушения, предусмотренных ст. 20.8-20.15 КоАП РФ. Их них за нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему -98 817 (ст. 20.8 КоАП РФ), в том числе за ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, - 1360 (ч. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ).
Таким образом, лицензирование оружия является методом, средством и формой контрольно-надзорной деятельности, представляющей собой систему проверочных действий специально уполномоченных для этого подразделений лицензион-но-разрешительной системы органов Росгвардии, направленных на установление соответствия соискателя лицензии и деятельности лицензиата конфетным требованиям и условиям, предусмотренным законодательством.
Целью лицензионно-разрешительного производства является наделение субъекта правом, а последующий лицензионный контроль - удержанием подконтрольного (поднадзорного) объекта в заданном правовом режиме обращения гражданского оружия.
Библиография:
1. Административно-процессуальное право: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.-376 с.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (постатейный) (Агешкина H.A., Баринов H.A., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Вахрушева Ю.Н., Гришина Я.С., Закиров Р.Ю., Кожевников O.A., Копьев A.B., Кухаренко
Т.А., Морозов А.П., Морозов С.Ю., Серебренников М.М., Шадрина Е.Г., Юдина А.Б). [Электронный ресурс] II СПС «КонсультантПлюс».
3. Оборот гражданского оружия: комментарии, разъяснения, образцы документов. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. - Вып. 3. - 160 с. [Электронный ресурс] II СПС «КонсультантПлюс».
4. Тарасова Н. В., Шапошникова Д. Д. Проблемы лицензирования гражданского оружия в Российской Федерации II Молодой ученый. - 2016. -№10.-С. 1055-1057.
5. Эбзеев Б. Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа II Государство и право. -1999,-№2.-С. 32-38.
References:
1. Administrativno-processual'noe pravo: uchebnik I pod red. d-ra jurid. nauk, prof. A.I. Kaplunova. -SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2015. - 376 s. (In Russ.)
2. Kommentarlj k Grazhdanskomu kodeksu Ros-sijskoj Federacii. Chast' pervaja ot 30 nojabrja 1994 g. № 51-FZ" (postatejnyj) ) (Ageshkina N.A., Barinov N.A., Bevzjuk E.A., Beljaev M.A., Birjuko-va T.A., Vahrusheva Ju.N., Grishina Ja.S., Zaklrov R.Ju., Kozhevnlkov O.A., Kop'ev A.V., Kuha-renko T.A., Morozov A.P., Morozov S.Ju., Serebrenni-kov M.M., Shadrina E.G., Judina A.B). [Jelektronnyj resurs] IISPS «Konsul'tantPljus». (In Russ.)
3. Oborot grazhdanskogo oruzhlja: kommentarll, raz#jasnenlja, obrazcy dokumentov. M.: Redakclja "Rossljskoj gazety", 2016. Vyp. 3. - 160 s. [Jelektronnyj resurs] II SPS Konsul'tantPljus. (In Russ.)
4. Tarasova N.V., Shaposhnlkova D.D. Problemy licenzirovanija grazhdanskogo oruzhlja v Rossljskoj Federacii II Molodoj uchenyj. - 2016. - №10. -S. 1055-1057. (In Russ.)
5. Jebzeev B.B. Grazhdanskij oborot: ponjatie i ju-ridicheskaja priroda II Gosudarstvo i pravo. -1999. № 2. -S. 32-38. (In Russ.)