Научная статья на тему 'Гражданское общество Республики Беларусь как объект социально-правового регулирования'

Гражданское общество Республики Беларусь как объект социально-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3611
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хузеева Т. В.

В статье проведен анализ гражданского общества как кибернетической системы, проанализированы его основные структурные элементы, предложены конкретные социально-правовые меры по его формированию и совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIVIL SOCIETY OF THE REPUBLIC OF BELARUS AS THE OBJECT OF SOCIAL AND LAW REGULATION

The analysis of civil society as a cybernetic system is carried out in the article, its main stuctural elements are analysed, the concrete social and legal measures for its formation and improvement are offered.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество Республики Беларусь как объект социально-правового регулирования»

Т. В. ХУЗЕЕВА,

магистр социологии, Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье проведен анализ гражданского общества как кибернетической системы, проанализированы его основные структурные элементы, предложены конкретные социально-правовые меры по его формированию и совершенствованию.

Одной из наиболее важных в настоящее время является проблема формирования и развития гражданского общества. В белорусском обществе дискуссия о необходимости гражданского общества получила новые импульсы в связи с задачей укрепления национальной государственности в сложнейших международных условиях, необходимости повышения роли правового регулирования в жизни страны.

Современное гражданское общество - это общественный феномен с развитыми социальными, политическими, экономическими, культурными и другими связями между его основными субъектами, созданными ими структурами и государством, общество граждан и организаций высокого социального, правового, экономического и морального статуса, вступивших в развитые общественные отношения с государством. Гражданское общество создает реальные предпосылки для самореализации личности, перехода некоторых властных функций от государства к общественным структурам, реализации прав и свобод людей, обеспечения плюрализма и многопартийности, инициативности граждан и толерантности, гражданской культуры и свободной конкуренции, установления оптимального влияния государства на общественные процессы.

Гражданское общество находится в состоянии непрерывного развития, поиска наиболее эффективных социальных отношений, методов создания независимых от государства структур власти и формирования духовно богатой и свободно развивающейся личности. Однако, как показывает социальная практика, процессы создания гражданского общества как важнейшего социальноправового института еще не полностью изучены. В гносеологическом плане не выработано его устоявшееся определение как важнейшего социально-правового феномена, не установлены четкие аспекты взаимодействия с политической и социальной сферами, продолжаются споры по поводу основных функциональных характеристик и параметров. Дефиниция «гражданское общество» -

одна из самых распространенных в социологической науке, однако многозначность употребления уже привела к тому, что смысл ее размывается, теряет устойчивые концептуальные очертания, приобретает политизированную интерпретацию.

В таком контексте социально-правовой анализ институционализации гражданского общества в рамках формирования современной белорусской государственности приобретает особое значение. Поэтому целенаправленное изучение категориальных оснований гражданского общества, вычленение основополагающих признаков и характеристик, интегрирующих качеств институтов гражданского общества в социально-правовом пространстве Беларуси, их целенаправленное формирование очень важны и необходимы.

Очень сложная проблема - поиск наиболее эффективных путей формирования гражданского общества. Сегодня политики и исследователи согласны с тем, что для этого необходимо создавать субъективные факторы и объективные условия. Но что из них важнее, как их можно сформировать? Республика Беларусь встала на путь модернизации своей политической системы, внедряет политические и социальные инновации, которые, как правило, инициируются национальной политической элитой. В настоящее время в стране существует сформированная на принципах разделения властей и многопартийности политическая система, гражданам гарантированы основополагающие права и индивидуальные свободы, взаимоотношения между личностью и властью определяются законодательством государства. Таким образом, формально в Республике Беларусь существует гражданское общество. Однако оно нуждается в постоянном и целенаправленном совершенствовании. Это обусловлено спецификой национальных объективных факторов и субъективных условий.

На Западе появление гражданского общества было детерминировано развитием гражданских инициатив «снизу», формированием особого типа личности с сознанием и поведением, характерным для индивидов, способных эффективно бороться за лучшее будущее для себя и своей семьи. Там гражданское общество формировалось как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих относительно независимо от государства и способных через систему гражданских структур оказывать на него целеустремленное влияние, направленное на принятии определенных управленческих решений и реализацию индивидуальных или групповых интересов.

Таким образом, на Западе гражданское общество создавалось «снизу» на основе определенных традиций и системы ценностей. Государство для него было в некоторой степени врагом. Так, например, известный исследователь Томас Пейн противопоставлял государство и гражданское общество. По его мнению, сообщество людей в состоянии наладить свои отношения и организовать общественную жизнь без государства. Общество, считал он, создается нашими потребностями, а государство - нашими пороками. Гражданское общество сближает людей, делает их счастливыми, государство, наоборот, поощряет пороки и ложь. Поэтому «общество в любом своем состоянии есть благо,

правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое» [9, с. 21].

В Беларуси гражданское общество конструируется и создается преимущественно «сверху». Государство является мобилизационной моделью. В этих условиях формирование гражданского общества определяется отношением к этому процессу властных структур, их способностью исполнять созидательную функцию. Данную роль государство способно наиболее отчетливо проявлять прежде всего в законодательной деятельности, создании необходимого правового поля. В то же время повышение гражданской и правовой культуры, социальной и политической активности индивидов, формирование личностных качеств и правового сознания социальных субъектов является одним из проявлений его формирования снизу.

Однако что такое гражданское общество? На этот счет имеются различные точки зрения, но в их основу положены несколько функциональных, ценностных и методологических подходов. Как результат в настоящее время существует, по крайней мере, четыре огромных блока определений гражданского общества. По мнению некоторых исследователей, гражданское общество -это совокупность всех неполитических отношений, сфера своеобразного политического пространства. Есть точка зрения, согласно которой гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Ряд ученых убеждены, что гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур и способных к организованным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил правового характера. Согласно четвертому подходу, гражданское общество включает сферу властной деятельности свободных индивидов и их организаций, направленную на создание необходимых условий для самореализации, развития личности.

Предлагаю авторское определение: гражданское общество - это общество, в котором происходит переход основных властных функций от государства к независимым от власти общественным объединениям, способным создать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, развития и самоорганизации личности, реализации ее законных интересов и важнейших потребностей, роста гражданской самодеятельности и правового сознания. В данной работе впервые в социологической науке гражданское общество рассматривается как кибернетическая система или модель, имеющая «входы» и «выходы». «Входы» - внешние по отношению к системе процессы и явления, тем или иным образом воздействующие на нее. На «входы» поступают импульсы в форме требований и пожеланий граждан. «Выходы» - конкретные управленческие решения, законы и нормативные акты, принимаемые после обработки внешних раздражений. Чтобы совокупность различных блоков

или подсистем стала системой, необходимо интегративное качество, которое составляют властные функции, правовое сознание и гражданская культура. В каждой из подсистем имеются системообразующие элементы, целенаправленное воздействие на которые приведет к изменению качественного состояния как относительно самостоятельных блоков, так и самой системы -гражданского общества в целом. Наиболее эффективным является нормативное влияние или принятие соответствующих законопроектов и создание нового правового поля. Гражданское общество как самодостаточную социальную кибернетическую модель можно условно подразделить на несколько важнейших блоков.

Экономический блок. В этом блоке основными структурными подсистемами являются рыночная экономика, частные фирмы, кооперативы, акционерные общества, добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, созданные по собственной инициативе. Рыночная экономика представляет открытую систему, имеющую многочисленные связи с другими элементами гражданского общества. Системообразующим элементом в данном блоке, целенаправленное воздействие на который даст желаемые результаты, является частная собственность.

Социальный блок. Гражданское общество как система охватывает собой не только экономические, но и социальные отношения, с помощью которых осуществляется решение многочисленных социальных проблем. В данный блок входят семья, трудовые и учебные коллективы, структуры выявления, формирования и выражения общественного мнения и разрешения социальных конфликтов, негосударственные средства массовой информации. Системообразующим элементом в данном блоке является средний класс.

Политический блок. Третий структурный блок кибернетической модели гражданского общества - организация, складывающаяся на основе политических отношений. Важной конституционной основой политической сферы гражданского общества является политический плюрализм. Важным условием его обеспечения и институционализации гражданского общества является свобода средств массовой информации. Таким образом, политической основой гражданского общества является существование различных политических взглядов. Это обеспечивает прежде всего многопартийность. Политические партии выражают интересы различных социальных групп и от их имени участвуют в принятии политических решений. Системообразующим элементом в данном блоке является многопартийность.

Правовой блок. Одним из важнейших требований гражданского общества к государству является обеспечение правовыми методами прав и свобод граждан, социальной защиты и справедливости, возможности каждого человека выражать свою политическую волю. Гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом и соблюдают его. Системообразующим элементом в данном блоке является стержень гражданского

общества - неправительственные структуры, общественные организации, советы различных уровней, сформированные на основе правовых норм и высокого правового сознания.

Духовный блок. Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, совести слова, реальную возможность публично выражать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих личностей и структур. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством и духовным совершенствованием. Системообразующим элементом является гражданская культура [1; 2; 3].

Коммуникативный блок. В гражданском обществе происходит постоянный обмен информацией и систематический диалог между государством, различными общественными структурами и социальными субъектами, целенаправленное информационное воздействие на них. Такой тип отношений описывается дефинициями «полный интерсубъективный дискурс» [10], или паритетный диалог. Системообразующий элемент - средства массовой коммуникации, прежде всего электронные.

Законодательное обеспечение формирования гражданского общества в Республике Беларусь. В начале 90-х годов прошлого столетия Республика Беларусь стала независимым суверенным государством. За прошедшие годы были сделаны первые законодательные шаги по формированию институтов гражданского общества. 90-е годы ХХ в. характеризовались полной перестройкой экономики Беларуси. Первыми законодательными актами в этой области были законы «О собственности в Республике Беларусь» и «О предприятиях в Республике Беларусь», принятые в декабре 1990 г. Среди первых кодексов - Гражданский кодекс Республики Беларусь, который явился основой для дальнейшего реформирования законодательства в экономической сфере. Законы, принятые в экономической сфере, способствуют проведению необходимых реформ, формированию конкурентной среды, развитию деловых партнерских отношений между субъектами хозяйствования. На это направлены Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, законы «О бюджетной классификации Республики Беларусь», «О валютном регулировании и валютном контроле». Для более эффективного решения всех проблем необходимо внести значительные изменения в Гражданский и Налоговый кодексы Республики Беларусь и в целый ряд законов, направленных на создание социально ориентированных рыночных отношений в стране.

Для формирования гражданского общества необходимо решение многих проблем и в социальной сфере. Однако наиболее важной задачей является формирование среднего класса. В настоящее время средний класс в Республике Беларусь составляет крайне незначительную часть населения. Без многочисленного среднего класса невозможны стабильность и одновременно динамичность общественных процессов. Для формирования среднего класса в Беларуси существуют необходимые предпосылки. Из них можно выделить следующие: относительно высокий образовательный и профессиональный

уровень занятого населения; научный потенциал; выгодное геополитическое положение.

По данным социологических исследований, проведенным в Институте социологии НАН Беларуси, более половины населения страны считают себя людьми со средним достатком. Это основа будущего среднего класса [3]. Для формирования гражданского общества необходимо решение большого количества проблем и в области политики. Особое значение в данном аспекте имеет формирование реального политического плюрализма, который обусловлен прежде всего наличием сильной многопартийности. В начале 90-х годов прошлого столетия Республика Беларусь перешла к реальной многопартийной системе. Законодательство о политических партиях состоит из Конституции Республики Беларусь, Закона «О политических партиях» и других нормативных актов Республики Беларусь.

Политические партии являются главным инструментом взаимосвязи между государством и гражданским обществом. Они представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации граждан, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни, направляя стихийную энергию социальных протестов в русло легитимной политической борьбы. Политические партии заинтересованы в формировании эффективных структур гражданского общества, в том числе для того, чтобы использовать их ресурсы в ходе постоянной политической деятельности в целом, в избирательных кампаниях в частности [1; 2; 4; 5; 6; 8].

Одним из важнейших законов для формирования гражданского общества является Закон «Об Уполномоченном по правам человека». Уполномоченный по правам человека (по европейской терминологии - омбудсмен) - это независимое публичное должностное лицо высокого ранга, которое получает жалобы на государственные органы и служащих от пострадавших лиц или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования и корректирующие действия. Согласно Закону «Об Уполномоченном по правам человека», разработанному председателем Постоянной комиссии по правам человека, национальным вопросам, средствам массовой информации, связям с общественными объединениями и религиозными организациями Верховного Совета Республики Беларусь XIII созыва И. В. Котляровым и принятому в двух чтениях белорусским парламентом, но не подписанному Президентом страны, институт омбудсмена должен занимать особое место в системе властных органов страны [7].

Необходимым фактором формирования гражданского общества, своеобразным индикатором уровня развития гражданской инициативы является местное самоуправление. Развитие современных норм, ценностей и взглядов, идеалов и моделей поведения невозможно без эффективной системы местного управления и самоуправления. Прямое участие людей в управлении государством формирует у них определенные личные качества, направленные на ре-

шение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять управленческие функции. В последнее время деятельность органов местного управления и самоуправления становится все более разносторонней и эффективной, повышается их роль в привлечении к управлению широких народных масс, различных общественных формирований. Деятельность этих органов регулируется специальным Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

Формирование гражданской культуры является важным условием формирования и становления гражданского общества. Особую роль в данном процессе играет образование. Развитие системы образования предусматривает приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий. В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законодательных актов: «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». Основным, системообразующим является Закон «Об образовании». В ноябре 2009 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении принят «Кодекс об образовании Республики Беларусь». Однако данный законопроект не решает многие проблемы национального образования. Например, в него не вошли правовые нормы, обеспечивающие высокий уровень заработной платы педагогических работников, нет системы конкретных действий, направленных на повышение качества образования и т. д.

Формирование гражданской и правовой культуры. Гражданское общество невозможно сформировать без существенного повышения гражданской и правовой культуры социальных субъектов. Возрождение нравственных идеалов -это естественный процесс роста национального самосознания. В ходе развития гражданской и правовой культуры формируются такие важные принципы гражданского общества, как гражданственность, патриотизм и национальные интересы. Гражданская и правовая культура наполняет идейным содержанием понятия «патриотизм» и «интересы нации». Гражданственность представляет собой органический сплав высших человеческих качеств, проявляющихся в общественном бытии. Это - любовь к Родине и преданность ей, забота о ее процветании, творческая активность, сознательность и свобода, ответственность и солидарность, духовность и самостоятельность. Гражданская и правовая культура индивида должна опираться на национальные корни, специфику белорусского государства. С этой точки зрения, отправными пунктами идеи гражданского общества в Беларуси должны стать национальные духовные ценности, любовь к «матчынай сцежцы».

Таким образом, становление и развитие гражданского общества в Республике Беларусь реально. Его важнейшее условие - разделение экономических

и политических отношений, наличие экономически свободного человека. Социальной основой гражданского общества является средний класс, который во многих государствах составляет до 60% населения. Политическая основа гражданского общества - существование различных политических взглядов. Это обеспечивает прежде всего многопартийность. Духовную основу гражданского общества составляют любовь и преданность Отечеству, творческая активность, возможность объединяться в политические партии и общества по интересам, наличие условий, формирующих свободных, культурных, социально активных, ответственных перед законом членов общества. Формирование гражданского общества - важный и нужный процесс, который требует огромных усилий как со стороны государства, так и общественных структур, как со стороны государственных чиновников, так и непрофессиональных политиков.

Литература

1. Котляров, И. В. Гносеологические, онтологические и исторические основания гражданского общества / И. В. Котляров // Иппокрена. - 2009. - № 1. - С. 5-12.

2. Котляров, И. В. Гражданское общество и современные партии Беларуси / И. В. Котляров // Сацыяльна-эканамічныя i прававыя даследаванш. - 2006. - № 3. - С. 129-145.

3. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси как важнейшие структурные элементы гражданского общества / И. В. Котляров // Иппокрена. - 2007. - № 2. - С. 5-16.

4. Котляров, И. В. Политические партии в истории и жизни белорусского общества / И. В. Котляров // Неман. - 2008. - № 9. - 130-141.

5. Черныш, М. Ф. К проблемам эмпирических исследований гражданского общества / М. Ф. Черныш // Проблемы формирования гражданского общества. - М.: Ин-т социологии РАН, 1993. - С. 24-67.

T. V. KHUZEEVA

THE CIVIL SOCIETY OF THE REPUBLIC OF BELARUS AS THE OBJECT OF SOCIAL AND LAW REGULATION

Summary

The analysis of civil society as a cybernetic system is carried out in the article, its main stuctural elements are analysed, the concrete social and legal measures for its formation and improvement are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.