Научная статья на тему 'Политическая система Беларуси: теоретическое регулирование и социологическое осмысление'

Политическая система Беларуси: теоретическое регулирование и социологическое осмысление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4640
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Котляров И. В.

В статье предлагается новая теоретическая модель политической системы. К ней относятся только те компоненты, которые определенным образом влияют на политическую власть и властные отношения. При этом все политические структуры активно взаимодействуют друг с другом для достижения безопасности, устойчивости и стабильности в обществе, повышения качества жизни его членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORETICAL REGULATION AND SOCIOLOGICAL INTERPRETATION

A new theoretical model of political system is proposed in this article. It includes only those provisions, which have impact on political authority and power relations surely. All political institutions are interacting to provide security, stability and steadiness in society, to improve life of humanity.

Текст научной работы на тему «Политическая система Беларуси: теоретическое регулирование и социологическое осмысление»

И. В. КОТЛЯРОВ,

доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАН Беларуси, г. Минск

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

В статье предлагается новая теоретическая модель политической системы. К ней относятся только те компоненты, которые определенным образом влияют на политическую власть и властные отношения. При этом все политические структуры активно взаимодействуют друг с другом для достижения безопасности, устойчивости и стабильности в обществе, повышения качества жизни его членов.

Современное общество как сверхсложная система (суперсистема - по образному выражению Д. Истона [15; 16; 17]) представляет собой структурированное образование, которое отличается исключительной динамичностью и незавершенностью развития, состоит из большого количества подсистем и элементов, имеющих специфические цели, задачи, связи, интересы, потребности, не всегда совпадающие с целями, задачами и интересами других социальных, демографических и половозрастных групп и общества в целом. Разноустрем-ленные подсистемы и элементы, стремясь удовлетворить собственные потребности, пытаются навязывать другим свою волю, достичь власти и как результат вступают в особый вид общественных отношений по поводу власти - политические. Чтобы обеспечить стабильное и устойчивое развитие всей общественной системы, не допустить ее распада на отдельные элементы, необходимо создание специальной подсистемы, регулирующей властные отношения в обществе в целом и в различных его частях. Такой подсистемой является политическая подсистема. Главная ее особенность в том, что она связана с волевой, сознательной, целенаправленной деятельностью людей, их различных структур, учреждений, организаций по поводу власти. Но этот структурный элемент является подсистемой по отношению к обществу в целом и системой по отношению к его отдельным частям.

Первым в научную терминологию дефиницию «система» ввел известный ученый Л. фон Берталанфи [2]. В своих работах он, а затем У. Эшби предложили принципы общей теории систем. Эту теорию активно разрабатывали М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Акофф, Р. Чилкот и другие исследователи [3; 8; 10; 12; 13]. В современной политической литературе политическая система обще-

ства рассматривается в разных аспектах. Сам термин «политическая система» введен в политическую науку в 50-60-е годы прошлого века. Важнейшей причиной, способствующей внедрению системного подхода в политику, стал теоретический голод, ощущавшийся в то время многими представителями политической науки. Он стимулировал разработку прежде всего системной теории политики.

В самом общем смысле под политической системой понимается весь спектр политических отношений субъектов по поводу политической власти. В более узком смысле важно выделить следующие подходы к определению, изучению и анализу политической системы. Сторонники институционального метода рассматривают политическую систему как комплекс политических институтов, с помощью которых осуществляется регулирование политической жизни общества. По мнению известных советских ученых Г. X. Шахназарова и Ф. М. Бурлацкого, «политическая система представляет собой совокупность институтов, посредством которых тот или иной класс либо союз классов осуществляет власть и управление обществом. Она включает в себя, прежде всего, политические организации, принципы и нормы, а также механизм коммуникаций, обеспечивающих прямую и обратную связь социальных групп и членов общества с политической властью» [9, с. 17-18].

Достаточно популярным является системный подход, который рассматривает общество как сложную, динамичную, постоянно развивающуюся систему. Американские ученые Т. Парсонс, П. Мертон и другие разработали теорию социальных систем, в которой общество рассматривается как единая социальная система, состоящая из целого ряда подсистем: экономической, социальной, политической, духовной. Каждая из них выполняет специфические функции, назначение которых сводится к выработке и реализации общей цели системы [3; 8; 10; 12; 13]. Идеи Т. Парсонса развил американский политолог Д. Истон. В своих работах он рассматривал политическую систему как политическую жизнь и систему поведения, когда эта открытая система соответствующим образом реагирует на поступающие из окружающей среды импульсы, требования и социальную поддержку и осуществляет авторитетное (властное) распределение ценностей [17, с. 30]. Этот процесс Д. Истон описал в кибернетических терминах: вход - выход - обратная связь. Итогом процесса и является сохранение системы через изменение. Разрабатывая методологию системного анализа общества, Д. Истон определил и характерные черты политической системы общества [15; 16; 17].

Структурно-функциональный метод изучения политической системы тесно связан с американскими учеными Г. Алмондом, Р. Пауэллом и другими [1; 3]. Он является частью общей теории систем и тесно связан с системным подходом. Вместе с тем сторонники структурного функционализма особое внимание уделяют факторам окружающей среды, отражающим весь спектр экономических, социальных, культурных, духовных и других явлений, тесно связанных и активно взаимодействующих с политической системой. Сложная

структура взаимодействия политической системы с окружающей средой через «входы» как каналы влияния среды на политическую систему и «выходы» как обратное воздействие на среду существенно влияет на порядок расположения системообразующих элементов, выполняемые функции и конечные результаты. По мнению К. Дойча, политическая система может быть понята с точки зрения кибернетического подхода: поступление информации, прямая и обратная связь, «выход» решений системы [14]. Американские исследователи рассматривают политическую систему как структуру циркуляции информации для принятия определенных решений, понимают ее как процесс политического поведения, обеспечивающий стабильность и изменчивость (приспособление) системы, утверждают, что «политическая система включает личности, лидеров и их последователей; структуры институтов, которые служат окружением для этих лиц и формируют их поведение; среду, обеспечивающую фон, на котором развертывается политический процесс» [14, с. 5].

Много теоретических споров в настоящее время и о структуре политических систем. У разных исследователей внутренние структуры политических систем существенно различаются. В концепции Т. Парсонса жизнедеятельность общества рассматривается как взаимодействие четырех важнейших подсистем: экономической, политической, социальной и духовной, каждая из которых выполняет определенные функции, реагирует на требования, поступающие из окружающей среды. Д. Истон понимал политическую систему как важнейший механизм формирования и функционирования политической власти в обществе, а структуру - как ее жизненно важный элемент. К. Дойч сравнивал политическую систему с кибернетической, а политика понимается им как процесс управления и координации людей по достижению поставленных целей. В теории Г. Алмонда политическая система характеризуется, с одной стороны, способностью осуществлять в обществе преобразования для обеспечения стабильности, с другой - комплексом взаимозависимых политических элементов, выполняющих жизненно важные функции. Как отмечается в американском словаре политических терминов, для большинства социологов США политическая система («совокупность структур, процедур и институтов») - это подсистема более широких «социетальных систем». К числу последних они относят «государство, международную систему, профсоюз или племя» [1; 3; 4; 8; 11; 15; 16; 17].

Однако подобные концепции имеют огромное количество проблем. Д. Истон рассматривал политическую систему как «черный ящик». Ему были неизвестны процессы, которые происходят внутри политической системы, как происходит преобразование всего того, что попадает на «вход», в то, что мы имеем на «выходе». Он сказался не способным ответить на вопрос, почему и как происходят те или иные политические изменения. Практически никто из исследователей не смог объяснить, как биологические импульсы окружающей среды превращаются в законы и политические решения, как оформить биологические требования в форме политического заказа. Во всех моделях по-

литических систем политический субъект, человек, был исключен из действующих факторов политики. Очень трудно, практически невозможно с помощью застывшего инструментального подхода определить направления развития сложнейших современных политических систем. В то же время структурнофункциональный подход практически не изучает процессы, проходящие внутри политической системы. Нет четких терминологических подходов к самой дефиниции «политическая система». В научной литературе можно встретить понятия «политическая система общества» и «политическая система государства», что совсем не одно и то же. Кроме того, период реформ выявил существенный разрыв между теоретическими моделями политических систем и практикой их реализации [1; 3; 4; 8; 11; 15; 16; 17]. Все эти и многие другие проблемы требуют теоретического осмысления и научного анализа в области гуманитарных наук, прежде всего политической социологии.

Предлагаю новую теоретическую модель политической системы, которая представляет собой комплекс четких, ясных, логически разработанных понятий и ликвидирует имеющиеся недостатки. Это принципиально новый подход, ранее никогда не использующийся в социологической науке. В то же время данная модель включает в себя лучшие достижения научного знания, полученные ранее многими научными школами, использует разработанные ранее методологические подходы. Основополагающий подход к теоретическому осмыслению политической системы состоит в том, что ее определение должно опираться на представления о политике и власти, что к политической системе современного общества относятся только те компоненты, которые определенным образом влияют на политическую власть и властные отношения. Политическую систему необходимо рассматривать прежде всего как систему управления, с помощью которой общество регулирует все существующие в нем общественные процессы. Функции управления осуществляют политические структуры, организующие и направляющие деятельность социальных субъектов в сфере властных отношений. При этом все политические структуры должны активно взаимодействовать друг с другом для достижения безопасности, устойчивости и стабильности в обществе, повышения качества жизни его членов.

По моему мнению, политическая система состоит из трех важнейших подсистем: инструментальной, нормативно-идеологической и функциональнокоммуникационной. В основе политической системы находится политическая власть. Это способность политических субъектов влиять на поведение конкретных индивидов, социальных общностей, организаций, структур с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения и с помощью законов и других нормативных актов. Политическая власть -основной элемент системы, ее стержень. Подчеркнем, что лишь те компоненты, которые непосредственно связаны с политической властью, могут быть структурными компонентами политической системы: государство, политические

партии, специфические общественные структуры, средства массовой информации, политические акторы и электорат.

Государство - это основной институт политической власти, осуществляемой на профессиональной основе особой группой лиц на основе права, данного им Конституцией страны. Именно государство является главным звеном политической системы. Поэтому следует говорить - политическая система общества, и государство входит в эту систему. Доминирующая роль государства в политической системе современного общества определяется целым рядом особенностей. Государство является единственной организацией, которая объединяет всех без исключения граждан. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от интересов и потребностей социальных групп и слоев и действует в сфере интересов всего населения. Только оно вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. В государстве достаточно много структурных элементов, которые выполняют властные политические функции. Среди них следует выделить институт президентства, правительство, парламент, местные органы управления и самоуправления. Однако они в стране играют не одинаковые роли. Главнейшую роль, как правило, выполняет Президент государства. Благодаря политической власти, предоставленной ему Конституцией, своей заинтересованной деятельности он решает все политические проблемы, преодолевает негативные последствия действий других политических акторов.

Парламент всегда являлся одним из важнейших институтов политической системы. Он способен инициировать политическую активность граждан, позволяет им не только осознавать свои интересы, но и согласовывать их между собой. Парламент не просто представляет разные социальные группы, но и дает им реальную возможность избежать прямого политического столкновения, заменяя традиционную междоусобицу гражданским согласием.

Судебные органы, которые не принимают политических решений, при эффективной деятельности правительства и местных органов власти особой сферы применения своих функций в политической системе не имеют. Таким образом, в современную политическую систему, по моему мнению, входят следующие государственные структуры: президент, парламент, правительство, местные органы управления и самоуправления.

В состав политической системы также входят политические партии, которые являются одними из самых важных, подвижных и активных элементов современных политических систем. Они представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации граждан, являются посредниками между населением и государством, выполняют функции механизма саморегуляции общественной жизни, направляя неуправляемую сти-

хийную энергию социальных протестов в русло легитимной борьбы за политическую власть [5; 7].

Структурными элементами политических систем являются и специфические общественные образования, которые способны принимать важные политические решения, влиять на политические отношения. Типичный пример таких структур - Всебелорусское народное собрание, которое активно участвует в политической жизни белорусского общества.

Важнейшими структурными элементами современных политических систем являются политические акторы как носители политического действия. Это конкретные политические субъекты или стабильные общности людей, объединенные едиными политическими интересами, мотивами, нормами деятельности и воздействующие на процесс принятия и осуществления политических решений. В политическую систему входит электорат как комплекс граждан стран, влияющих на политическую жизнь и в результате выборов формирующих политическую власть, избиратели, которые голосуют за определенную политическую силу на парламентских, президентских или муниципальных выборах. Именно эта часть электоральной массы, поддерживающая ту или иную политическую партию, превращает ее во влиятельную силу, выступает основой ее политической деятельности. В условиях демократии установки, цели и интересы электората превращаются в программы различных политических структур и их лидеров.

Много споров происходит насчет того, стоит ли относить к элементам политической системы средства массовой информации. Это наиболее эффективные механизмы воздействия на процесс формирования политического сознания и мобилизации граждан на решение тех или иных политических проблем. СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности властных структур, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной политической партии, формируют имидж того или иного политика. Их политическая роль обусловлена также и тем, что они являются достаточно самостоятельными структурами по производству политической информации, формируют общественное мнение, оказывают влияние на политические процессы, способствуют политическому просвещению широких слоев населения.

Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Церковь как особый вид религиозной организации, объединяющей верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов, играет заметную, а в ряде государств - очень важную роль в политической системе общества. В странах, где существует государственная религия, церковь имеет определенное право участия в политической жизни государства. В светском обществе, где церковь отделена от государства, религиозные организации практически не влияют на политические процессы. В общественной жизни церковь может играть заметную роль, заниматься благотворительностью, вос-

питанием, но не может преследовать политические цели и стремиться к политической власти. Поэтому церковь не входит в политическую систему современного общества.

То же самое можно сказать и об общественных объединениях. Они не принимают в отличие от политических партий активное участие в политической жизни страны. Если и влияют на принятие политических решений, то очень опосредованно и через какие-то другие политические структуры.

Таким образом, в политическую систему современного общества входят следующие основные структурные элементы: президент как важнейший политический институт, парламент, правительство, местные органы управления и самоуправления, политические партии, специфические общественные образования, средства массовой информации, политические акторы и электорат. Однако является ли механический набор этих параметров системой в целом, в частности политической? Конечно, нет. Необходимо иметь специальный систематизирующий блок, который придаст механическому набору элементов интегрирующее качество, будет способствовать формированию эмерджентно-сти - образованию у системы свойств целостности, т. е. таких свойств, которые не присущи составляющим ее элементам. Таким блоком в политической системе является нормативно-идеологическая подсистема, основными элементами которой являются следующие:

политические отношения - отношения между субъектами политической жизни (классами, социальными слоями и группами, политическими лидерами и т. п.) по вопросу устройства и функционирования политической власти;

политические принципы и нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, регулируют политические отношения в рамках существующей политической системы, придают им упорядоченность, определяют дозволенное и недозволенное, узаконивают политические устои, способствуют формированию механизма распределения и закрепления политических ролей между членами общества;

политическое сознание как восприятие субъектами политической реальности, совокупность базовых политических знаний, ценностей, принципов, чувств, переживаний, оценок, оказывает существенное влияние на политическое поведение людей и опосредует процесс создания, воспроизводства и интеграции основных подсистем политической системы;

политическая культура как комплекс наиболее типичных для общества стереотипов политического поведения, установок и ценностных ориентаций, традиций, мифов и символов, осуществляет преемственность политических традиций, обычаев, политического, социального и исторического опыта;

политическая идеология как совокупность систематизированных представлений той или иной социальной группы граждан, призванная с помощью политической власти или воздействия на нее выражать их политические интересы и цели;

политическая психология как совокупность духовных образований, содержащих в основном чувственно-эмоциональные представления людей о по-

литических явлениях, складывающихся в процессе их непосредственного взаимодействия с институтами политической власти и осуществления своего политического поведения;

избирательная система как комплекс общественных отношений, предметом которых является формирование органов политической власти и наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов.

Именно эти компоненты интегрируют политическую систему, делают ее единым политическим организмом, влияющим на политическое положение в стране.

Самым мобильным, самым «рабочим» органом политической системы, структурой переработки социальных требований в политические решения является функционально - коммуникационная подсистема. В ее состав входят основные компоненты «входа» и «выхода». На «вход» поступают воздействия, которые по отношению к политической системе являются внешними, влияют на нее и способны определенным образом изменять ее.

На «выходе» формируются политические и управленческие решения как ответная реакция на требования окружающей среды. Связь между «входом» и «выходом» осуществляет так называемая петля обратной связи.

Среди основных компонентов «входа» можно выделить следующие: цели и задачи отдельных социальных и политических субъектов; ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения, интересы социальных общностей и личностей; общественное мнение; мотивация;

требования, направляемые в адрес политических властей и служащие сигналом о наличии в обществе определенных противоречий и проблем;

избирательный процесс как установленный в законодательном порядке комплекс целенаправленных действий, процедур, правил по организации и проведению выборов в структуры политической власти;

социальные коммуникации как процесс передачи информации и убеждений. Посредством этого структурного элемента обеспечивается связь между различными структурами политической системы.

Однако не все эти компоненты являются структурными элементами политической системы в традиционном понимании этой дефиниции. Это структурные элементы гражданского общества. Особая сложность состоит в том, что некоторые компоненты гражданского общества являются структурами политической системы. Все зависит от выполняемых в данный момент ими функций. Политические партии, пришедшие к политической власти, - это часть политической системы. Политические партии, превращающие отдельные интересы индивидов в общий интерес, - это структуры гражданского общества [4; 7].

На «выходе» политической системы находятся: государственно оформленные решения; цели и задачи общества;

программа его жизнедеятельности;

законы и нормативные акты;

политические решения, направленные на разрешение имеющихся в обществе противоречий.

Важнейшим компонентом политической системы, детерминирующим переработку социальной информации в конкретные политические решения, законы и нормативные акты, является политический процесс, который следует понимать как совокупность политических действий включенных в систему политических отношений политических субъектов, активно реагирующих на требования окружающей среды, социальных субъектов.

За пределами институциональной подсистемы политический процесс приобретает вид обратной связи как воздействие результатов функционирования политической системы на характер этого функционирования и информирования структур гражданского общества о предпринятых конкретных политических решениях.

Анализируя имеющиеся подходы к сущности политической системы, можно сделать вывод, что политическая система - это, с одной стороны, сложное политическое образование, обеспечивающее функционирование общества как единого организма, централизованно управляемого властными структурами, с другой - институционализированная форма, в которой политические субъекты реализуют свои общие и групповые интересы в результате осуществления политической власти.

На основании изложенного выше можно сделать вывод: политическая система - это целостная, упорядоченная совокупность взаимодействующих политических институтов и организаций, с помощью которых осуществляется политическая власть и управление обществом, и политических идей и идеалов, отношений и ролей, процессов и связей, норм и принципов, ценностных установок и ориентиров, направленных на реализацию властных отношений. От состояния, структуры, целенаправленной деятельности политической системы зависит жизнедеятельность общества, его властные функции, способность решать существующие проблемы, обеспечивать безопасность, стабильность и порядок в обществе.

За последние годы сформировалась принципиально новая политическая система белорусского общества. Ушли в прошлое безраздельная монополия партийной номенклатуры на политическую власть, весьма своеобразные методы государственного управления, преобладание идеологии над политикой и экономикой. В течение относительно небольшого исторического периода были сформированы новые институты власти, которых не было в прежней социалистической системе - институт президентства, Администрация Президента, двухпалатный парламент, Конституционный Суд, утверждается принцип разделения властей, происходят существенные изменения в массовом политическом сознании, возникают новые политические практики и технологии. В то же время по-прежнему важное значение в современной политической

системе белорусского общества имеют Советы различных уровней. В стране идет постоянное реформирование политической системы. Одним из важнейших этапов такого реформирования был прошедший в 1996 г. общереспубликанский референдум, кардинально изменивший политическую систему белорусского общества.

Важнейшими субъектами политической власти, основными элементами политической системы являются Президент страны, правительство и парламент, местные органы власти. Президент Республики Беларусь является Главой белорусского государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Одним из важнейших субъектов политической системы белорусского общества является национальный парламент. Именно от его работы, эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в белорусском государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, верования, модели поведения, как мы все будем жить. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления, осуществляющий исполнительную власть в Республике Беларусь. Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Представляет интерес отношение жителей страны к властным структурам. Оно существенно изменилось за последние шестнадцать лет. В начале 90-х годов прошлого века неуправляемый рост цен, падение жизненного уровня жизни людей, преступность, расслоение общества на бедных и богатых, инфляция, утрата перспективы в жизни, уничтожение прежних ценностей и идеалов привели к резкому снижению рейтинга власти. Например, в конце 1993 г. только 1,0 % населения страны признавали деятельность Верховного Совета Республики Беларусь эффективной, в то время как малоэффективной - 34,3 %, неэффективной - 55,0 %. Не намного лучше жители Беларуси оценивали деятельность правительства республики. Эффективной ее считали 1,6 %, малоэффективной - 35,0 %, неэффективной - 53,9 % респондентов [4, с. 61-68].

В настоящее время власть в стране пользуется значительным уровнем доверия. Правда, отношение к властным структурам белорусского государства у людей совершенно разное. Наибольшим авторитетом и доверием среди властных структур пользуется институт Президента, его рейтинг является стабиль-

но высоким. По сравнению с ним другие институты государственной власти пользуются меньшим авторитетом. Однако начиная с 2002 г. индекс доверия к ним растет, но невысокими темпами и не приближается к индексу доверия к институту Президента.

Формирование современных политических подходов и норм, ценностей и взглядов, концепций и установок, идеалов и моделей поведения в условиях развития представительской демократии в Беларуси невозможно без совершенствования системы местного управления и самоуправления. Именно прямое участие людей в управлении государством формирует у людей определенные личные качества, направленные на решение как государственных, так и региональных проблем, позволяет выполнять определенные идейновоспитательные функции. В последнее время деятельность органов местного управления и самоуправления государства становится все более разносторонней и эффективной, повышается их воспитательная роль. Они занимаются массово-политической и культурно-просветительной работой, охраной общественного порядка, воспитанием молодежи, организацией ее досуга и т. д.

В деятельности органов местного управления и самоуправления имеются и определенные проблемы. Как показывают исследования, только треть граждан белорусского государства полностью доверяют местным органам управления, примерно столько же - не доверяют. Четвертая часть населения страны считает их работу эффективной, пятая - не совсем эффективной. По популярности органы местного управления находятся на последнем месте среди властных структур государства, проигрывая и правительству, и парламенту, не говоря об институте президентства.

Одним из важнейших элементов национальной политической системы является Всебелорусское народное собрание. Это народный форум, который обсуждает основные вопросы развития белорусского государства, мощный демократический институт активизации общественного мнения, важное звено политической системы и народовластия в Республике Беларусь. Его главное политическое назначение - определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана экономического и социального развития страны на пятилетний срок. Причем эти важнейшие вопросы решаются всенародно. По мнению Главы государства А. Г. Лукашенко, данная оправдавшая себя форма управления стала гарантией социально-политической стабильности страны.

В настоящее время политические партии и белорусская многопартийная система находятся в состоянии глубочайшей бифуркации, стоят на пороге системного кризиса, который проявляется в деформациях всех их подсистем и блоков, всех уровней порядка. Причем почти все политические партии Беларуси переживают несколько локальных кризисов - кризис доверия, кризис лидерства и кризис идеологической идентичности. По данным очередного этапа социологического мониторинга, им доверяет только десятая часть населения

страны, не доверяют - 38,7 %. Если бы в ближайшее время в нашей стране проходили выборы в парламент по пропорциональной избирательной системе или «партийным спискам», как, например, в России, то пятая часть избирателей проголосовали бы против всех политических партий республики. Половина граждан страны, вполне вероятно, вообще бы не пошли на выборы, так как эти люди ничего не знают о белорусских политических партиях. Избирательный барьер следовало бы установить минимальный - на уровне 2%. И то его преодолела бы только одна политическая структура страны - Либеральнодемократическая партия. Рейтинг других партий - в пределах возможной социологической ошибки (меньше 2 %).

Следует назвать три важнейшие причины провала белорусской многопартийности. Как показывает политическая реальность, белорусские политические партии, во-первых, практически не претендуют на политическую власть, не принимают участие в принятии важнейших политических решений. Когда в Беларуси обсуждают «большую политику», они стараются дистанцироваться от нее, не принимать практически никакого участия, ведь за решения когда-то приходится отвечать. Во-вторых, современные белорусские политические партии не выполняют эффективно свою главную функцию -представлять и защищать на высшем государственном уровне интересы своих избирателей, своего электората. В-третьих, уже многие политические партии выражают интересы не широких народных масс, а управленческой части. Еще Роберт Михельс открыл «железный закон олигархических тенденций» и доказал, что партийная демократия обязательно вырождается в партийную олигархию. Есть и другие причины [3; 4; 5; 7].

Особое место в политической системе Беларуси занимает электорат. Это очень подвижный и активный элемент национальной политической системы. Свидетельством этого являются активность населения Беларуси на прошедших в марте 2006 г. выборах Президента Республики Беларусь, в которых приняли участие 92,9 % граждан - избирателей страны; проведение президентских выборов в один тур; избрание Президента страны подавляющим большинством населения (83 %). Государство постоянно ищет методы повышения политической активности своих граждан, в том числе и законодательными методами. Например, были внесены изменения в Избирательный кодекс Республики Беларусь, согласно которым выборы в местные Советы депутатов в стране стали проходить по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а не абсолютного, как было раньше. В современных условиях дальнейшее развитие национального государства невозможно без свободного обмена информацией, без постоянного и целенаправленного переноса ее от одного носителя к другому. Эту задачу достаточно эффективно выполняют национальные средства массовой информации. Белорусские СМИ как один из важнейших структурных элементов политической системы общества представляют собой социальные институты, обеспечивающие си-

стематический сбор, обработку и передачу информации массовой аудитории с помощью специализированного технического инструментария. Они информируют белорусских граждан о политических процессах и событиях, формируют их политическую культуру, помогают принимать правильные решения. С помощью телевидения получают основную общественно-политическую информацию 94,0 % населения страны, 44,3 % респондентов чаще всего получают информацию по радио, 52,3 - из газет и журналов, 31,7 - из Интернета. 30,0 - от знакомых и соседей, 9,7 % - через официальное информирование по месту работы.

Политическая система белорусского общества в последние годы подверглась существенной модернизации. В настоящее время наша страна является одним из самых стабильных современных государств, быстрыми темпами движущихся к экономическому и культурному процветанию. Это говорит о том, что независимая Республика Беларусь идет правильным путем и станет сильным и процветающим государством, уважаемым во всем мире.

Литература

1. Алмонд, Г. Политическая наука: история дисциплины / Г Алмонд // Политические исследования. - 1997. - № 6. - С. 174-183.

2. Берталанфи, Л. История и статус общей теории систем / Л. Берталанфи // Системные исследования. Ежегодник. 1973. - М.: Наука - 1973. - С. 20-38.

3. Гребень, В. А. Политология. Структурно-логическая модель / В. А. Гребень, И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2007. - 462 с.

4. Котляров, И. В. Политическая социология: теория, история, методология, методика / И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2004. - Т. 1. - С. 286.

5. Котляров, И. В. Политические партии Беларуси: теория, история, современность / И. В. Котляров. - Минск: МИУ, 2006. - Т. 1. - 364 с.

6. Котляров, И. В. Тектология А. А. Богданова и синтетическая модель политической системы / И. В. Котляров // Проблемы инновационного развития и креативная экономическая мысль на рубеже веков: А. К. Шторх, С. Ю. Витте, А. А. Богданов. - Минск: Право и экономика, 2010. - С. 549-553.

7. Котляров, И. В. Феномен многопартийности в современном белорусском обществе / И. В. Котляров. - Минск: ФУ Аинформ, 2008. - 320 с.

8. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М. : Прогресс. - 1965. - С. 25-68.

9. Шахназаров, Г X. О развитии марксистско-ленинской политической науки / Г. Х. Шахназаров, Ф. М. Бурлацкий // Вопросы философии. - 1981. - № 1. - С. 10-23.

10. Чилкот, Р. Теории сравнительной политологии / Р. Чилкот. - М. : ИНФРА-М, Весь мир, 2001. - 560 с.

11. Чиркин, В. Е. К разработке теории политической системы. В поисках парадигмы / В. Е. Чиркин // Правоведение. - 1984. - № 1. - С. 12 - 20.

12. Almond, G. Comparative Politics Today: A World View / G. Almond, G. Powell - N. Y. : Harper Collins Publishers, 1992. - 600 p.

13. Clark, R. Т. Power and Policy in the Third World Countries / R. Т. Clark. - N. Y. : Harper, 1982. - 210 р.

14. Deutsch, K. W. The Nerves of Government. Models of Political Communication and Control / K. W. Deutsch. - N. Y.: The Free Press, 1963. - 176 р.

15. Easton, D. A System Analysis of Political Life / D. Easton. - N. Y. : John Wiley Inc., 1965. -117 p.

16. Easton, D. Framework for Political Analysis / D. Easton. - N. Y. : Prentic Hall, 1965. - 213 p.

17. Easton, D. The Current Meaning of Behavioralism / D. Easton. - N. Y. : Contemporary Political Analysis, 1967. - 345 p.

I. V. KOTLAROV

POLITICAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORETICAL REGULATION AND SOCIOLOGICAL INTERPRETATION

Summary

A new theoretical model of political system is proposed in this article. It includes only those provisions, which have impact on political authority and power relations surely. All political institutions are interacting to provide security, stability and steadiness in society, to improve life of humanity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.