Леонид ПЕВЕНЬ
ГРАЖДАНСКО-ВОЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
За 15 лет посткоммунистической трансформации России общество стало другим. Коренным изменениям подвергся экономический и социальный уклад, произошли разительные перемены в политической жизни страны, изменились представления об окружающей нас действительности. Основные противоречия перемещаются из сферы политики и идеологии в социальноэкономическую, социально-культурную сферу и сферу межнациональных отношений. В результате в современной России причудливо переплетаются как традиционные, так и новые компоненты социально-общественных отношений.
С одной стороны, российское общество все больше отторгает отношение к себе как пассивному объекту государственного управления и опеки, а с другой - ещё не изжита в нём социальная апатия и недоверие, ностальгия по советскому прошлому и мрачный взгляд на будущее. Но вместе с тем среди проблем, обсуждаемых в российском обществе, центральное место всё больше стали занимать вопросы обеспечения национальной безопасности.
Как известно, под национальной безопасностью понимается защищённость жизненно важных интересов отдельных граждан, социальных групп, всего общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра реальных внешних и внутренних угроз политического, экономического, экологического, технологического и др. характера (рис. 1). При этом резко возрастает роль военных факторов в мировой политике и, соответственно, военное обеспечение безопасности России. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются:
Рис. 1. Система национальной безопасности России Г~
Внешние
факторы
национальной
безопасности
Внутренние
факторы
национальной
безопасности
ЖИЗНЕНО ВАЖНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Личность
Общество
Г осударство
і
РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
Внутренние
Внешние
І
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ
Внутренние
Внешние
Законодательные
органы
Совет Безопасности РФ
Силовые ведомства РФ
Другие органы государственной власти
Общественные организации и граждане ______*
- рост военных бюджетов и гонка вооружений, развертывание США 3-го позиционного района ПРКО в Польше и Чехословакии, расширение НАТО на восток, активизация международного терроризма и др.;
- нарушение международной системы обеспечения безопасности, сложившейся на основе Ялтинских и Потсдамских соглашений;
- необоснованное и не оправданное с точки зрения международного права применение США и НАТО военной силы или угрозы её применения (война НАТО против Сербии, вторжение в Ирак);
- обострение геополитического и геоэкономического соперничества, связанного с перспективами развития, борьбы за сферы влияния и нарастание конфронтации вокруг новых товарных рынков и источников топливноэнергетического сырья;
- усиление со стороны США и НАТО гуманитарного и информационнокоммуникационного воздействия на общественное мнение с целью «селекции» жизненных и ценностных приоритетов, размывающих российскую ментальность.
Общественное мнение в стране вполне адекватно отреагировало на агрессию, развязанную Г рузией против Южной Осетии, видя в этом, прежде всего, провокационные попытки США и их союзников по НАТО переделать геополитическую карту на Кавказе и создать выгодный для себя политический,
экономический и военный плацдарм. Опросы независимых социологических организаций подтверждают это. По данным ВЦИОМ (апрель 2008 г.), главными угрозами России люди считают: военную угрозу со стороны США и НАТО - 11%; демографический кризис в стране - 6%; международный терроризм - 5%; слабую промышленность и сельское хозяйство, бедность и обнищание населения - по 4%; инфляцию и рост цен, коррупцию, взяточничество и воровство, бездуховность и деморализацию общества, угрозу вступления Украины и Грузии в НАТО, экологическую ситуацию - по 3%.
Тот факт, что гражданское общество становится более зрелым и уже осознает опасности от возникающих в настоящее время внешних и внутренних угроз России, объясняет пристальное внимание власти к проблемам совершенствования взаимосвязей военной организации государства и общества (рис. 2). (изменить номер рис., убрать точки в 2 верхних ячейках, убрать повторение «Силы обеспечения безопасности» - центр. ячейка)
Рис. 3. Структурные элементы системы обеспечения национальной безопасности России
Внешние и внутренние факторы национальной безопасности России |
Угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Силовые и ненасильственные методы обеспечения безопасности
т
Жизненно важные интересы личности, общества и государства.
Силы обеспечения ----безопасности
Силы обеспечения ^—безопасности
Ресурсы
безопасности
_____'Г________
Органы национальной -----безопасности_____
Законодательные органы
Исполнительные органы
Судебные органы
Принципы обеспечения национальной безопасности
Общественная подсистема обеспечения национальной безопасности
В обществе должен быть развернут общенациональный дисскурс по проблемам обеспечения безопасного будущего России с привлечением широкого экспертного сообщества, средств массовой информации, с опорой на негосударственные общественные объединения, в поле деятельности которых лежат проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Конечно, интересы государства, общества и граждан Российской Федерации многочисленны и разнообразны. Но гражданское общество России должно выработать свои жизненно важные интересы, интегрировать их в систему национальных интересов.
Таковыми на данный момент являются:
1) реальное функционирование структур гражданского общества;
2) возрождение и государственная поддержка семьи как первоначальной ячейки гражданского общества;
3) эффективная деятельность механизма демократического государственного контроля общества над государством;
4) формирование политической и правовой культуры населения, соответствующей принципам гражданского общества;
5) достижение и поддержание национального согласия по жизненно важным интересам во всех общественных сферах;
6) недопущение кризисных демографических и экологических ситуаций;
7) повышение интеллектуальной, социальной и экономической активности граждан России;
8) обеспечение поступательного экономического развития на основе социально ориентированной рыночной экономики;
9) обеспечение обороноспособности страны.
Причём обеспечение обороноспособности страны, забота об оборонной безопасности Российской Федерации являются одним из основных приоритетов, а не последним элементом в системе жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Общество должно знать, что государственные средства целенаправленно и эффективно идут на решение задач современного военного строительства, на развитие российской армии, на обеспечение достойного положения военнослужащих.
Система гражданско-военных отношений должна охватывать весь спектр взаимодействия общества и армии - от парламентского контроля за
использованием вооружённых сил до оценки состояния внутрислужебных отношений между военнослужащими.
Актуальность комплексного анализа проблем безопасности и гражданско-военных отношений вызвана в том числе и практическими задачами реформирования России, необходимостью выработки инновационной политики обеспечения национальной безопасности1, а следовательно, и качественно иной политической модели взаимодействия гражданского общества и армии по обеспечению жизненно важных интересов государства в иных геополитических, политических, экономических, социокультурных и правовых условиях.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за последние восемь лет у россиян возросла уверенность, что наша армия сумеет защитить страну в случае реальной угрозы. Доля оптимистов
увеличилась с 60-61% в 2000-2005 гг. до 67% в феврале 2007 г. и 74% в
2
феврале 2008 г. Не разделяют этой уверенности 17% россиян .
Позиция гражданского общества в России предельно открыта - армия должна реформироваться для защиты национальных интересов России, так как обществу не безразлично, какую военную организацию оно содержит и сможет ли она выполнить свою миссию по его защите. Поэтому обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий как государства, так и общества в осуществлении планомерного военного строительства. Причём следует понимать необходимость последовательности процедур по разработке концептуальных подходов к обеспечению национальной безопасности, собственно военной доктрины государства и мероприятий, направленных на реформирование Вооружённых сил как структурного элемента военной организации государства.
Иными словами, исходя из новых реалий, реформирование военной организации государства должно сопрягаться с переосмыслением концепции
1 Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. -М.: Изд-во РАГС, 2002, стр.4.
2 Мы и наша армия? - М.: ВЦИОМ, 2008, стр.3.
национальной безопасности, для чего следует ускорить работу по её выработке и принятию как руководства к действию государства и общества. На ее основе должна разрабатываться новая военная доктрина государства, в которой должны быть разработаны взгляды военно-политического руководства страны на оборону и ведение современной войны. И только после этого можно обосновывать новый облик силовой структуры государства, которая должна быть способна защитить интересы государства и общества.
Это очень важно сейчас, учитывая, что у Вооружённых сил есть внешняя и внутренняя функции; следует чётко оценить, насколько они адекватны нынешнему состоянию общества и насколько сбалансирована современная система гражданско-военных отношений в России.
Более того, следует исходить из того, что важнейшим содержательным элементом как военной организации, так и гражданского общества являются гражданско-военные отношения. Причём эти отношения следует рассматривать в контексте обеспечения национальной безопасности. Само же понятие «отношения» означает, что в нём присутствуют две стороны, взаимодействующие между собой, - гражданское общество и его военная организация.
По-сути, гражданско-военные отношения как общественно-политическое и социальное явление представляют систему функциональных взаимосвязей, выстраиваемых между гражданским обществом и вооружёнными силами как институтом государства на разных этапах его становления и развития, и проявляются во всех сферах общественной жизни по поводу реализации основных жизненно важных интересов личности, общества и государства в контексте обеспечения военной безопасности.
В политической системе страны гражданско-военные отношения выступают одновременно и как объект, и как субъект политики - государство создаёт и использует армию для достижения определенных политических целей, а общество заинтересовано в эффективном обеспечении военной безопасности страны.
Здесь гражданско-военные отношения выступают как объект управления, на который направлено воздействие основных субъектов политической
системы. При этом они одновременно являются мощным средством, с помощью которого личность, общество и государство стремятся защитить свои жизненно важные интересы.
Таким образом, военно-гражданские отношения органически связаны с политикой и политической деятельностью. Мировой опыт взаимодействия военной сферы и гражданского общества показывает, что постоянно действующими факторами, определяющими направленность модернизации военно-гражданских отношений, являются:
- форма государственного устройства и сложившийся характер взаимосвязей между государством и гражданским обществом;
- характер политического режима и господствующий тип принятия военнополитических решений;
- исторически сложившиеся ценностно-культурные (ментальные) основы взаимодействия военного и гражданского компонентов общественной жизни;
- государственно-политическое развитие государства;
- актуализация ряда общественно-политических факторов, влияющих на социальное содержание военного потенциала страны и др.
В настоящее время актуализируются проблемы военного строительства и обеспечения военной безопасности государства. В соответствии с угрозами безопасности XXI века формируется новый облик Вооружённых сил. Новый вес обретают вопросы перевооружения армии и флота и повышения престижа военной службы.
С учётом роста профессионализации Вооруженных сил ожидается их трансформация в иное качество, что неизбежно приведет к реорганизации военного образования, системы социального обеспечения военнослужащих, сокращению офицерского состава. В связи с этим ожидается обострение социальных процессов, протекающих в армии и на флоте, и рост социальной напряжённости в воинских коллективах.
Следует отметить, что хотя в настоящее время сделано немало для повышения престижа военной службы, но вместе с тем социально-
экономическое положение военнослужащих остается сложным. В этой связи большое внимание следует уделить реализации социальных проектов в Вооруженных силах и других силовых ведомствах, например, Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации на период до 2020 года, причем главное звено в этой ситуации - офицерский корпус.
На этом фоне важно обеспечить поддержку офицерского состава в плане высокой общественной оценки их ратного труда. Абсолютное большинство (до 75%) кадрового состава армии и флота обладают высокой служебной мотивацией и стремятся продолжить службу в Вооруженных силах.
Офицеров и прапорщиков Вооруженных сил характеризует1:
- гордость за службу в Вооруженных силах и причастность к защите Отечества. Абсолютное большинство (72%) опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов) так или иначе желают служить в армии или на флоте, а около 30% из них дорожат своей причастностью к защите Отечества, офицерским званием и своей военной профессией;
- стремление к совершенствованию своего военно-профессионального мастерства. Постоянная работа по совершенствованию уровня боевой подготовки характерна для 85% опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов), а 87% из числа опрошенных кадровых военнослужащих уверены в своей способности выполнить боевые задачи;
- высокая морально-психологическая готовность к ведению боевых действий и отражению внешней агрессии. Почти 90% опрошенных офицеров и прапорщиков (мичманов) заявляют о своей психологической готовности к отражению внешней агрессии, которая основывается на понимании абсолютным большинством военнослужащих наличия в современном мире реальных угроз национальной безопасности.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в военной службе, прежде всего, важны познавательные мотивы, которые вообще
1 Певень Л.В. Ценности военной службы в свете социологического опроса военнослужащих // Российское военное обозрение. 2007. №1. С.32-35.
в целом характерны для молодёжи. Следует отметить, что большинство граждан, призванных на военную службу в 2007 г., пошли в Вооруженные силы с желанием. Об этом заявило более 2/3 (69%) опрошенных военнослужащих (рис. 3). (Изменить номер рис., запятая после военнослужащих, убрать запятую после призыву, вместо годах - гг.)
Рис. 7. Основные ценности военной службы для военнослужащих проходящих военную службу по призыву,
в 2007-2008 годах (в %)
Интересная профессия, специальность Тем не менее, хотя и отмечается рост
российской молодёищи© днавди итерйтхлдииаввш
33
Л38
йСГ~
18
;реди іституционного
долга еще не стала главным побудительным мотивом, который способствовал
Уважение и интерес со стороны окружающих ---------1
бы формированию осознанного отношения молодёжи к военЗой службе.
їрИЕТ тноте нциал^ыхугроз веЗОшСНОСТИ^ТРаНйДребУет формирования
общественному делу __________~________21
иной модели военно-гражданских отношении, механизм которой бы более
полно со°змВен°сТЬовидЛтДеиіїоКрааТиЧіекрК?)му правовому государству и сводил бы
до минимума возможность управленческих ошибок в военном строительстве,
□ октябрь 2007 г. □ февраль 2008 г.
попыток политической ангажированности Вооруженных сил со стороны
коррупционных и иных сил, не отражающих интересы нации, а также
опасность милитаризации государственной и общественной жизни в стране.
В этой связи укрепление обороноспособности России, её Вооруженных сил, повышение престижа военной службы должны проходить при прямом участии гражданского общества, усилении гражданского контроля и личной заинтересованности всех граждан в надёжном обеспечении безопасности, так как здесь затрагиваются жизненно важные интересы государства, общества и личности, а не узкие и ограниченные интересы какой-то одной социальной группы или общественно-политического института. При этом основные принципы гражданского общества имеют приоритет по отношению к
принципам строительства, функционирования и жизнедеятельности Вооруженных сил1.
ПЕВЕНЬ Леонид Васильевич - к.филос.н., начальник СЦ ВС РФ
1 См. Золотарев В.А. Элемент демократии. России предстоит выработать свою оптимальную модель гражданского контроля над армией // Независимое военное обозрение, 2004, № 36.