Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения для обеспечения обороны страны и безопасности в странах СНГ
ШАРЫЛО НИНА ПРОКОФЬЕВНА
заведующая кафедрой гражданского права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, профессор
АГАПЕЕВ ВЯЧЕСЛАВ ЕГОРОВИЧ
профессор кафедры гражданского права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, кандидат юридических наук, профессор
Аннотация: В статье рассматривается гражданско-правовое регулирование допустимости иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения для обеспечения обороны Российской Федерации. Подчеркивается, что это имеет особое значение в контексте обеспечения безопасности России и ее партнеров по СНГ. Гражданский кодекс РФ, регулируя корпоративные отношения в предпринимательской деятельности, не охватывает отношения недобросовестной конкуренции, включающие поглощение капиталов, доминирование на рынке, иностранный контроль над компанией и др. Сам термин «контролируемые сделки» не вписывается в ГК РФ, хотя Кодекс допускает гражданско-правовые последствия и возмещение ущерба вследствие сделок, связанных со злоупотребления правом.
Ключевые слова: гражданско-правовое регулирование допустимости вложений иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения для обеспечения обороны
Civil-law regulation of foreign investments in strategic economic society for the CIS national defense and security
SHARYLO NINA PROKOFYEVNA
Head of the Department of Civil Law Institute of International law and economy named after 4.S. Griboedov, candidate of legal sciences, Honorary prosecutors The Russian Federation, Professor
AGAPEEV VYACHESLAV NGOROVICH
Professor of the Department of Civil Law IMPE name Griboyedov, Institute of International law and economy named after 4.S. Griboedov candidate of legal sciences, Professor
Abstract: The article deals with civil-legal regulation of the admissibility of investments of foreign investment in companies of strategic purpose for the Defense of the Russian Federation. It is emphasized that it is of particular importance in the context of ensuring the security of Russia and its CIS partners. Civil Code, regulating corporate relations in business, does not cover the relationship of unfair competition, including capital acquisition, market dominance, foreign control of the company and others. The term «controlled transactions» does not fit in the Civil Code, although the Civil Code allows civil legal consequences and damages as a result of transactions related to the abuse of rights.
Key words: civil-legal regulation of the admissibility of investments of foreign investment in strategic economic society for defense
Новые тенденции российского права относительно норм корпоративного регулирования и допустимость иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения
Изменения, произошедшие в гражданском законодательстве в области регулирования отношений собственности в рамках акционерных, корпоративных, инвестиционных отношений с 2013 года, отражают новые тенденции российского права по включению в него гражданско-правовых норм корпоративного регулирования и появлению институтов корпоративных коммерческих организаций, включая доверительное управление имуществом и др.1 Это вытекает из ст. 65.1 ГК РФ, в которой юридические лица подразделяются на «корпоративные и унитарные», и ст. 66 ГК РФ, в которой хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом2.
Исследуя гражданско-правовой статус акций (долей) акционерных и других хозяйственных обществ с точки зрения защиты прав собственности, следует отметить определенные различия в характере их регулирования гражданским и корпоративным правом.
Гражданско-правовое регулирование допустимости иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения для обеспечения обороны страны имеет особое значение в контексте обеспечения безопасности России и ее партнеров по СНГ. Гражданский кодекс РФ, регулируя корпоративные отношения в предпринимательской деятельности, не охватывает отношения недобросовестной конкуренции, включая поглощение капиталов, доминирование на рынке, иностранный контроль над компанией и др. Сам термин «контролируемые сделки»
не вписывается в ГК РФ, хотя Кодекс допускает гражданско-правовые последствия и возмещение ущерба вследствие сделок, связанных со злоупотребления правом.
Гражданское право является частным правом, регулирующим отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2 ГК РФ), с помощью диспозитивного метода. Гражданско-правовой статус долей хозяйственных обществ как объектов имущественного оборота определяется гражданско-правовыми принципами, а не принципами корпоративного права. Гражданско-правовой принцип юридического равенства участников акционерных, долевых гражданских правоотношений означает равенство имущественных прав владельцев акций (долей), общность оснований определения правового статуса владельцев акций, долей (п. 1 ст. 124 ГК РФ), общность юридических оснований гарантий их сохранности и защиты.
Гражданско-правовое регулирование допустимости вложений иностранных инвестиций в хозяйственные общества стратегического назначения для обеспечения обороны страны имеет особое значение в контексте обеспечения безопасности России и ее партнеров по СНГ.
В значительной мере «конкретизация» гражданско-правового регулирования контролируемых организаций и контролируемых сделок для целей налогообложения введена в Налоговый кодекс РФ.
Статья 105.14 НК РФ устанавливает, что контролируемыми признаются сделки между взаимозависимыми лицами как совокупность сделок по реализации (перепродаже)товаров(выполнению
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Федеральным законом от 20.02.1996 г. № 18-ФЗ // http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req
2 См.: Поваров Ю.С. Акционерное право России: учебник для магистров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. 705 с. Серия: Магистр.
работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций.
Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» регулирует отношения, связанные с осуществлением иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций в форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами3.
Иностранные государства, международные организации, а также находящиеся под их кон-
тролем организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации, не вправе совершать сделки, влекущие за собой установление контроля над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Общий режим контроля за сделками иностранных компаний, влияющих на российские хозяйственные общества, включая общества стратегического назначения, установлен Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в части Первую и Вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"»4.
Особенности регулирования гражданско-правовых сделок с долями хозяйственных обществ, имеющих стратегическое назначение для обороны страны
Особенности регулирования гражданско-правовых сделок с долями хозяйственных обществ, имеющих стратегическое назначение для оборо-
ны страны, заключаются в обязательном согласовании их государственными органами, регулирующими этот сектор экономики. Это сделки, кото-
3 Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // ШрУ/шшш. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180743/
4 Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в части Первую и Вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций"» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180743/
Министерство Обороны Российской Федерации
рые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные выше гражданско-правовые сделки дают возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретать право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения. Поэтому они подлежат обязательному предварительному согласованию.
Таким образом, Закон № 57-ФЗ фактически направлен на запрещение сделок, влекущих установление контроля иностранных государств, международных организаций или находящихся под их контролем организаций над хозяйствен-
ными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны Российской Федерации и безопасности государства.
Положения Закона № 57-ФЗ применяются также к сделкам, совершенным за пределами территории Российской Федерации, и к иным соглашениям, достигнутым за пределами территории Российской Федерации, если такие сделки и такие соглашения влекут за собой возможность блокировать решения органов управления хозяйственных обществ оборонного комплекса России, либо приобретать право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) таких обществ.
Следует отметить, что нормы Федерального закона № 57-ФЗ носят не только характер защитных мер от иностранного контроля российских обществ стратегического назначения в целях безопасности, но и ограждают российский рынок от необоснованного и невыгодного ему вывоза капитала, устанавливают регулирование отношений добросовестной конкуренции в трансграничных сделках. Гражданское и корпоративное законодательство большинства государств, включая США и ЕС, ограничивает проникновение и контролирующее влияние иностранного капитала на определенные секторы рынков для предотвращения недружественных поглощений и иностранного контроля.
Положения Закона № 57-ФЗ не распространяются на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Российская Федерация. Отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве.
Нормы контроля и надзора за сделками и ограничениями на иностранные инвестиции, установленные в Законе № 57-ФЗ, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, не распространяются на отношения, если
в уставных капиталах таких хозяйственных обществ доля (вклад) Российской Федерации составляет более 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и (или) если Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества указанных голосов.
Основные гражданско-правовые и административно-правовые понятия в сфере инвестиций в оборонный комплекс
Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает следующие гражданско-правовые и административные понятия.
«Угроза обороне страны и безопасности государства» означает совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и (или) государства.
«Хозяйственное общество», имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства - это хозяйственное общество, созданное на территории Российской Федерации и осуществляющее хотя бы один из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
«Контроль иностранного инвестора или группы лиц над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение», предполагает возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), на общем собрании
акционеров, путем участия в совете директоров (наблюдательном совете), заключения договора об осуществлении в отношении общества функций управляющей организации.
То есть подразумевается, что иностранный корпоративный контроль над капиталом российских стратегических обществ может быть многообразен, включая гражданско-правовые сделки, дающие возможности иностранному инвестору или группе лиц прямо или косвенно распоряжаться 10 % и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения, либо право иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) 10 % и более состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества.
«Косвенное распоряжение иностранным инвестором или группой лиц голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение», подразумевает возможность иностранного инвестора или группы лиц через третьих лиц фактически распоряжаться голосами, приходящимися на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал
хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение.
Под «возможностью блокировать решения органов управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение», определена возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц препятствовать принятию решений органами управления хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, в случае, если такие решения принимаются квалифицированным большинством голосов.
«Иностранный инвестор» в Законе № 57-ФЗ, используется в значении, указанном в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»5. Иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации.
Понятия «группа лиц», «соглашение», «согласованные действия» используются, соответственно, в значениях, указанных в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
«Признаки нахождения хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, под контролем» включают следующие обстоятельства:
1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 5-10 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право
или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
Хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение и осуществляющее пользование участком недр федерального значения, -контролируемое лицо считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц - контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) 25 % и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) 25 % и более состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или)
5 'Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
имеет безусловную возможность избирать 25 % тельного совета) или иного коллегиального орга-и более состава совета директоров (наблюда- на управления контролируемого лица.
Виды предпринимательской и иной деятельности, имеющие стратегическое значение
Закон № 57-ФЗ к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относит следующие виды деятельности:
1) выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
2) выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
3) деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев ее осуществления хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством пищевых продуктов;
4) размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, за исключением деятельности по эксплуатации радиационных источников, осуществляемой хозяйственными обществами в гражданском секторе экономики, для которых указанная деятельность не является основной;
5) обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
6) обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении;
7) использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
8) проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
9) конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов;
10) проведение экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации и документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, деятельности по обращению с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;
11) подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
12) подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемо-
го банками, в уставном капитале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;
13) подлежащая лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, за исключением этого вида деятельности, осуществляемого банками, в уставном ка-
питале которых отсутствует доля (вклад) Российской Федерации;
14) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица и др.).
Нормативно-правовые акты и литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Федеральным законом от 20 февраля 1996 г. № 18-ФЗ // http://base.consultant.ru/cons/ сё1/о п!1пе.сё1?гед
2. Поваров Ю.С. Акционерное право России: учебник для магистров. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. 705 с. Серия: Магистр.
3. Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций
в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180743/
5. Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_180743/