Научная статья на тему 'Гражданско-правовая культура школьников - путь к социальному успеху'

Гражданско-правовая культура школьников - путь к социальному успеху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИННОВАЦИОННОГО ТИПА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицына Елена Вячеславовна

Рассматривается модель формирования у школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа в аспекте Болонского движения, новых образовательных стандартов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определено, что обладание высоким уровнем такой культуры позволяет школьникам успешно социализироваться. Установлено, что эффективность формирования у современных школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа обеспечивается созданием определенных социально-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовая культура школьников - путь к социальному успеху»

УДК 371

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ШКОЛЬНИКОВ -ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОМУ УСПЕХУ

SCHOOLCHILDREN’S CIVIL LAW CULTURE IS THE WAY TO SOCIAL SUCCESS

Е. В. Трубицына

E. V. Trubitsyna

ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова», г. Москва

Аннотация. Рассматривается модель формирования у школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа в аспекте Болонского движения, новых образовательных стандартов, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определено, что обладание высоким уровнем такой культуры позволяет школьникам успешно социализироваться. Установлено, что эффективность формирования у современных школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа обеспечивается созданием определенных социально-педагогических условий.

Abstract. The model of forming schoolchildren’s civil law culture of the innovative type in the aspect of the Bologna movement, new educational standards, the Conception of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia is considered. It is determined that the possession of such a high level of culture allows schoolchildren to socialize successfully. It is proved that the efficiency of forming modern schoolchildren’s civil law culture of the innovative type is provided by the creation of certain social and educational conditions.

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, гражданско-правовая культура инновационного типа современных школьников, гражданско-правовое образование, гражданско-правовое сознание, позитивное гражданско-правовое поведение, успешная личность.

Keywords: civil law culture, modern schoolchildren’s civil law culture of the innovative type, civil law education, civil law consciousness, positive civil law behavior, successful person.

Актуальность исследуемой проблемы. Стремительное развитие современного общества, инновационные процессы, происходящие в социально-экономической жизни, ставят перед профессиональным педагогическим сообществом задачи по формированию социально успешной личности, способной развивать инновационную экономику в стране. Выпускник школы сегодня должен обладать личными, предметными и метапредметными результатами освоения элементов содержания образования, а также универсальными видами учебной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов [7]. Выпускнику школы предстоит жить и работать в гражданском обществе инновационного типа, началом образовательного процесса фор-

мирования и развития которого многие ученые считают Болонское движение. Это движение, как отмечает В. Ю. Сморгунова, «нацелено на формирование "Европы знаний" -не только на объединение в сфере университетского образования, но и на формирование в конечном итоге единой гражданско-правовой культуры европейских граждан... Необходимо отметить, что сами документы, определяющие Болонский процесс, являются феноменом высокой гражданско-правовой культуры и выступают факторами ее формирования» [3]. Ученые, педагогические работники полагают, что именно гражданско-правовая культура (ГПК) позволит выпускнику школы успешно социализироваться в современном обществе. Так, А. Я. Данилюк отмечает: «Современный период в российской истории образования - время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку» [1, 4]. Соответственно, значительно снизился уровень гражданско-правовой культуры, «в российском обществе стал ощущаться недостаток позитивных, сознательно осуществляемых гражданами поступков, стремления жить и трудиться в соответствии с законами» [1, 5]. Мы знаем, что существует разделение общества по уровню доходов, по отношению к законам и государственной власти. «Именно образованию принадлежит роль консолидирующей силы российского общества, сплочения его перед лицом внешних и внутренних вызовов» [1, 5]. Очевидно, что необходима разработка новой модели формирования гражданско-правовой культуры инновационного типа современных школьников.

Материал и методика исследований. Диагностические исследования начаты с 2001 года в образовательных учреждениях различного типа и вида Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Нами были изучены и проанализированы: научно-методическая, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; материалы по использованию методов проектов, дискуссий, современных образовательных технологий проблемнодиалогического обучения, развивающего, личностно ориентированного обучения, информационных и коммуникационных технологий; федеральные государственные образовательные стандарты; рабочие программы по окружающему миру; основы безопасности жизнедеятельности для начальной школы; рабочие программы по обществознанию для основной и старшей школы; программы внеурочной деятельности по духовнонравственному развитию и воспитанию личности гражданина России; учебные пособия, методические материалы по обществознанию и праву. Также применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты) и методы математической статистики (количественная и качественная обработка результатов).

Результаты исследований и их обсуждение. Гражданско-правовая культура является частью общей культуры человека, ее сегментом на пересечении вопросов гражданской и правовой сфер (рис. 1).

Сферы общей культуры личности

■ политическая

■ правовая

■ гражданская

■ социальная

■ духовная

■ экономическая

■ физическая ГПК - гражданско-правовая культура

Рис. 1. Сферы общей культуры личности

Основными элементами гражданско-правовой культуры являются: гражданско-правовое образование (ГПО), гражданско-правовое сознание (ГПС), а желаемым результатом - позитивное гражданско-правовое поведение (ГППП).

Как отмечает В. Ю. Сморгунова, «Мы должны признать, что гражданское общество в России должно не строиться, а складываться, формироваться, вызревать. И одним из важнейших факторов гражданского взросления общества в целом и формирования всех цементирующих его основ является гражданско-правовое образование, новый тип гражданско-правовой культуры» [3].

Центральное место в решении столь важной задачи принадлежит школе, так как именно в ней находится подрастающее поколение в самый ответственный момент социализации [6, 37].

В ходе участия в работе городской экспериментальной площадки Московского института открытых технологий по теме «Научно-методические основы преподавания курса права в основной школе» были проведены исследования уровня гражданско-правовой культуры школьников. Обобщенные данные представлены на рис. 2.

Из рисунка следует, что успешными хотят быть большинство детей - это обучающиеся начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы), старшей (10-11 классы) школы. Также видно, что учащиеся начальных классов вообще не знакомы, а учащиеся основной и даже старшей школы мало знакомы с понятием «гражданско-правовая культура». В то же время школьники предполагали, что именно гражданско-правовая культура станет тем инструментом, который позволит им стать успешными.

Задачей ученых, педагогов было создать модель формирования у школьников гражданско-правовой культуры на основе диагностических исследований. Вначале модель имела менее разветвленную структуру, не охватывающую все ступени образования, не включающую ведущие методы - метод дискуссий, проектов, исследования по формиро-

ванию и апробации которых продолжаются и в настоящее время, так как их целью является разработка наиболее эффективной модели формирования у современных школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа с учетом вызовов времени -расширения информационных потоков и увеличения коммуникационного общения [4], [5]. В ходе исследования было установлено, что дискуссий в конце изучения тем по об-ществознанию, метапредметных тем по литературе, истории, обществознанию и другим учебным дисциплинам недостаточно, тем более что у школьников возникает много вопросов о том, какое оно - современное общество, кто в нем считается успешным и как таким стать. Ныне действующая модель дополнена социальным проектом «Дискуссионный центр "Мы из 21 века"», материалы о котором были представлены на окружной выставке «Молодежная ЭКСПО - 2011 на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования» [2].

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

10-11 классы 15-9 классы 11-4 классы

Хотели бы Вы Известно л и Вам, Как Выдумаете,

быть успешным что такое ГПК? школьники, человеком? обладающие ГПК,

успешны в современном обществе?

Рис. 2. Исследования уровня гражданско-правовой культуры школьников

В настоящее время с учетом федеральных государственных образовательных стандартов и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России реализуется модель, представленная на рис. 3, способствующая более эффективной подготовке выпускников и их успешной социализации «здесь и сейчас».

Успешной социализации в значительной мере способствует метод дискуссий, использование которого во внеурочной деятельности в рамках социального проекта «Дискуссионный центр "Мы из 21 века"» позволяет находить компромиссные позитивные решения проблем образования всем участникам процесса: школьникам, их родителям, выпускникам, педагогам, социальным партнерам. Многие ученые сходятся во мнении, что высокий уровень гражданско-правовой культуры способствует успешной социализации современных школьников в российском обществе. На рис. 4 представлен путь от личности, получившей гражданско-правовое образование, с формирующимся гражданско-правовым сознанием, определяющим позитивное гражданско-правовое поведение, к успешной личности.

Урочная ден іе/іьносіь А йн еу рочн аи пей іельн ость

1 / \ 1

гуманитарным

профиль

Социально-

экономический

профиль

I Обществознание І2-3 часа_______I

Основы правовых знании

Право

Экономика

Наши права

її т т

к О

у л

—^Элективным курс "Права человека"

Элективный курс "Гуманитарное право"

Элективный курс "История права в России и *а рубежом"

Курс "Основы гражданско-правовой культуры"

Курс "Дискуссия - ведущий элемент успешной социализации"

Занятия по Программе "Я живу в России"

К

о

у

о

о

Я

О

я

я

СҐ

д

а>

Я

а>

Я

о:

Рис. 3. Современная модель формирования у современных школьников гражданско-правовой культуры инновационного типа

Рис. 4. Путь от личности, получившей гражданско-правовое образование, к успешной личности

Нами установлено, что формирование у современных школьников высокого уровня гражданско-правовой культуры инновационного типа возможно при соблюдении таких социально-педагогических условий, как:

- принятие за основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- реализация образовательной парадигмы Болонского соглашения по формированию гражданско-правовой культуры инновационного типа;

- определение основных элементов содержания гражданско-правовой культуры, таких как гражданско-правовое образование, гражданско-правовое сознание, позитивное гражданско-правовое поведение, способствующее успешной социализации школьников, и их сущности;

- определение критерий и показателей, позволяющих выявить уровни сформиро-ванности у школьников гражданско-правовой культуры в условиях модернизации, динамику их формирования, результативность всего процесса;

- обеспечение внедрения в педагогический процесс комплексной модели формирования гражданско-правовой культуры школьников и других участников образовательного процесса в условиях модернизации, основанной на принципе целостности, системнодеятельностном, компетентностном подходах;

- формирование единого инновационного гражданско-правового пространства для всех участников образовательного процесса.

Резюме. Овладение современной системой демократических и правовых ценностей не может быть достигнуто путем усвоения гражданами юридических знаний. Необходима разработка целостной системы формирования гражданско-правовой культуры молодежи, особенно подростков, с учетом достижений теории ценностей на всех ступенях образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.

2. Молодежная ЭКСПО - 2011 на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования. - М., 2011. - С. 37.

3. Сморгунова, В. Ю. Гражданско-правовая культура и развитие гражданского общества в России в контексте образовательной парадигмы Болонского движения / В. Ю. Сморгунова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2005. - Т. 5. - № 11. - С. 278-295.

4. Трубицына Е. В. Мы и Конституция / Е. В. Трубицина // Право в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-5.

5. Трубицына, Е. В. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности / Е. В. Трубицина // Право в школе. - 2009. - № 1. - С. 42-46.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочное и внеурочное время. Духовно-нравственные ценности в современном образовании: взгляд учителя / под общ. ред. Т. М. Туруновой. -М. : ГОУ Окружной методический центр Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, 2011. - 160 с.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Электронный ресурс] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - Режим доступа: http://standart.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.