Таблица 3
Структура представлений об отношениях личности будущих врачей в системе коммуникации «врач - больной»
Представ. об отношениях, контр. группа % Предст. об отношен, экспер. гр. % Установление отн. контр. гр. % Установление отн., эксп. группа %
Доброжелательные 16,7 Доброжелательные 23,3 Легко, просто 42,8 Легко, просто 52,8
Хорошие 10,1 Хорошие 12,5 Важно 13,6 Важно 22,5
Доверитель ные. 8,6 Доверительные 11,5 Необходимо 4,5 Необходимо 9,7
Официал. врач-пац. 7,8 Официал. врач-пац. 8,3 Сложно 4,4 Сложно 3,2
Методика 2. «Незаконченные предложения» (Сакс и Леви, в модификации Г.Г. Румянцева). Анализ полученных данных по тесту «Незаконченные предложения» позволил определить структуру представлений об отношениях личности будущих врачей (таблица 2).
Как видно из таблицы, в представлениях будущих врачей до и после тренингового обучения произошли значимые изменения. Улучшились показатели профессиональных качеств будущих врачей. Выявлены значимые различия в представлениях отношений будущих врачей с помощью многофункционального статистического критерия Фишера при различных уровнях статистической значимости, что подтверждает проведенное исследование.
Данные, полученные по тесту «Незаконченные предложения» позволили выявить структуру представлений об отношениях личности будущих врачей в системе коммуникации «врач -больной» (таблица 3).
Анализ результатов таблицы показал, что будущие врачи хотели бы видеть отношения «доброжелательными», «хорошими» и «доверительными». Кроме того, устанавливать отношения будущему врачу и больному «легко», «просто» и «важно». Имеются изменения в представлениях об отношениях будущих врачей после проведенного тренингового обучения. Развитие представлений об отношениях будущих врачей подтверждено методом углового преобразования Фишера при достаточном уровне статистической значимости.
Выводы исследования
В результате проведенного эмпирического исследования разработана и экспериментально обоснована тренинговая программа обучения и комплекс методик для диагностики представлений об отношениях будущих врачей в системе коммуникации «врач-больной». Тренинговая программа позволила внести изменения в процесс развития у будущих врачей представлений об отношениях личности в системе ее собственных значений (индивидуальных конструктов, по Дж. Келли):
1. Развитие представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации - это динамическое обра-
Библиографический список
зование, интегрирующее в себе различные стороны личности, определяющие возможности изменения структуры представлений об отношениях будущего врача и больного.
2. Определена структура представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» до и после проведения тренингового обучения.
3. Модифицированы методики «Репертуарный тест ролевых конструктов» и «Незаконченные предложения» для целей исследования.
4. Выявлены значимые изменения в представлениях будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной» с помощью тренингового обучения, позволяющие повысить профессиональные качества будущих врачей.
5. Разработан валидный и надежный инструмент диагностики представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
6. Компьютеризация основных процедур статистического анализа репертуарной решетки создает предпосылки для ее практического использования в целях развития представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации.
Научная новизна исследования состоит в том, что разработана тренинговая программа обучения будущих врачей, модифицирован комплекс методик для диагностики представлений об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной». Внедрение тренинговой программы обучения позволит сформировать изменения в структуре представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной».
Теоретико-практическая значимость данного исследования:
1. Определена индивидуальная система представлений будущих врачей об отношениях личности в системе коммуникации «врач-больной», что будет способствовать профессиональной успешности будущего врача.
2. Компьютеризация основных процедур репертуарной решетки способствует ее практическому использованию на этапе профессионального обучения.
1. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.
2. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2002.
3. Дж. Келли. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб., 2000.
4. Похилько, В.И. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности / В.И. Похилько, Е.О. Федотова // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.
Bibliography
1. Petrenko, V.F. Psikhosemantika soznaniya. - M., 1988.
2. Sidorenko, E.V. Metodih matematicheskoyj obrabotki v psikhologii. - SPb., 2002.
3. Dzh. Kelli. Teoriya lichnosti. Psikhologiya lichnihkh konstruktov. - SPb., 2000.
4. Pokhiljko, V.I. Tekhnika repertuarnihkh reshetok v ehksperimentaljnoyj psikhologii lichnosti / V.I. Pokhiljko, E.O. Fedotova // Voprosih psikhologii. - 1984. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.11.13
УДК 371
Merkel E.V. FORMATION OF CIVIL-LEGAL CULTURE AS A FACTOR OF SOCIAL SUCCESS OF STUDENTS.
The article describes prerequisites that make it necessary to organize the process of formation of civil culture as a factor of social success of primary and high school students. It tells about the views on the formation of a civil culture of schoolchildren in the making of the modern Russian civil society, about current research in this direction. Considered the existing experience of implementing the model of the process.
Key words: spiritual and moral values, civil-legal culture, civil-legal education, civil consciousness, positive civil-legal behavior, students of primary and high school, social success, the model of the educational process.
Е.В. Меркель, почетный работник общего образования РФ, методист ГБОУ СОШ № 2005, г. Москва, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В работе описаны предпосылки, которые обуславливают необходимость организации процесса формирования гражданско-правовой культуры как фактора социальной успешности обучающихся основной и старшей школы, рассказывается о взглядах на ее формирование в процессе становления современного российского гражданского общества, о современных исследованиях в этом направлении, рассматривается имеющийся опыт внедрения модели этого процесса.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, гражданско-правовая культура, гражданско-правовое образование, гражданско-правовое сознание, позитивное гражданско-правовое поведение, обучающиеся основной и старшей школы, социальная успешность, модель образовательного процесса.
Современный человек ориентирован на социальную успешность на ранних этапах социализации, которая идентифицируется уже в школе, в связи с осознанием критериев жизненного успеха, что детерминирует необходимость формирования культуры в обществе в целом и для отдельной личности , в частности, позволяющей в период развития от дошкольного и старшего школьного возраста сформировать духовно-нравственные ценности заложить основы гражданско-правовой компетентности , приводящей к достижению поставленных целей в образовании и личной жизни. Это самый важный период становления личности, в который формируются прежде всего духовно-нравственные ценности, закладываются основы гражданско-правовой культуры, которая имеет особое значение в обеспечении социальной успешности в учебной и личной жизни обучающихся подросткового возраста основной и старшей школы.
Процесс формирования гражданско-правовой культуры обусловлен рядом предпосылок, сложившихся в нашей стране:
- социально-экономических - востребованность юридически грамотного гражданина и создание условий для его успешной карьеры Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до2025 года;
- нормативно-правовых, которые раскрываются, прежде всего, в законе «Об образовании в РФ» (ФЗ №273 от 29.12.12), в стратегических документах по развитию нашего российского государства, международные документы Болонского движения о новой образовательной парадигме, направленные на ее объединение по формированию гражданско-правовой культуры граждан Европы и другие, основной целью которых является обеспечение социальной успешности каждого человека, а, значит и общества в целом, что отмечается в одном из документов;
- информационно-методических, таких, как Информационно-методическое письмо Минобразования России от 19.03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» с изм. и доп. 2011 г., в котором отмечается, что «становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России» [1].
- институциональных, отражающих в федеральных государственных образовательных стандартах цели общеобразовательных организаций, в частности, формирование общей культуры личности, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самоорганизация и саморазвитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, «сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни» [2].
- личностных, гражданственных, раскрывающихся в примерной образовательной программе основной школы, предполагающих формирование системы отношений к обществу, себе как гражданину, к миру.
В современных условиях развития общества образовательные организации нуждаются в исследованиях процесса формирования гражданско-правовой культуры школьников с учетом современных реалий и научно обоснованных рекомендаций по его организации.
Обеспечение качества процесса формирования гражданско-правовой культуры школьников в общеобразовательных организациях способствует развитию у них составляющих ее элементов: гражданско-правовое образование, гражданско-правовое сознание, позитивное гражданско-правовое поведение, что, безусловно, обеспечивает возможность эффективно реализовывать сложные правила сосуществования, позволяет успешно решать жизненные проблемы, создает условия для слаженного взаимодействия на пересечении вопросов гражданской и правовой культуры.
Формирование гражданственности, гражданской и правовой культуры осуществляется в единстве, как часть общей культуры личности, от уровня которой в целом, как мы понимаем, зависит развитие общества и государства, при организации данного процесса возникают проблемы, объясняющиеся наличием объективно складывающихся противоречий между:
- социальным заказом общества, государства и семьи на развитие общей культуры личности ребенка, гражданско-правовой в частности, для выстраивания позитивных взаимоотношений, обеспечения социальной успешности и узким пониманием ее, сведению к знаниям норм права;
- необходимостью обеспечения будущей социальной успешности и недостаточной подготовленностью подростка (обучающегося в основой и старшей школе) к решению социальных задач, в том числе гражданско-правового характера;
- спецификой возрастных новообразований обучающихся основной и старшей школы и недостаточным их учетом их в процессе разработки программ формирования гражданско-правовой культуры, обеспечения их преемственности;
- востребованностью теоретико-методологических ресурсов, в достаточной мере обеспечивающих трансляцию гражданских, духовно-нравственных ценностей в образовательный процесс и недостаточной готовностью педагогических работников общеобразовательных организаций обеспечить эффективность процесса формирования гражданско-правовой культуры обучающихся основной и старшей школы.
Идеи самоопределения относительно правовых норм описаны Георгом Гегелем, ее сопряженность с личностными характеристиками (ответственности, идентичности, чувства долга и др.) проанализирована Е.Н. Лисанюк, влияние на среду и адаптивность к ней А.И. Кочетковой, Н.В. Соловьевой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России исследовали А.Я.Данилюк, О.И. Касич, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков,); концепции психолого-педагогического управления образовательным процессом, развития образовательной среды, обеспечения качества (М.П. Нечаев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.А. Шарай, Ю.И. Щербаков) и другие.
С 2000 года в центре внимания ученых были такие вопросы, как: правовая культура и пути ее формирования (А.А. Нари-нян, 2001); гражданско-правовая культура и развитие гражданского общества в России в контексте образовательной парадигмы Болонского движения, «формирования единой гражданско-правовой культуры европейских граждан» [3] (В.Ю. Сморгунова,
---------
Успешность обучающихся основной и старшей школы
к
Рис. 1. Схема организации процесса формирования гражданско-правовой культуры школьников как фактора обеспечения успешности обучающихся основной и старшей школы
2005); подготовка будущего учителя к гражданско-правовому воспитанию младших школьников (Н.М. Шибанова, 2004); системный подход к гражданскому воспитанию младших подростков во внеучебной деятельности (Л.В. Фирсова, 2006); формирование гражданско-правовой культуры студентов - будущих юристов (С.К. Цеева, 2006); формирования политической культуры учащихся (И.А. Тютькова, 2007); гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг (А.В. Кудряшов, 2008); гражданско-правовое образование (Н. И. Элиасберг, 1994, 2007, Т.В. Болотина, 2008); формирование гражданственности (А.М. Князев, 2008); современное развитие гражданско-правового образования в России и за рубежом (О.И. Касич, 2009); духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, 2010); о гражданской культуре (G.A. Almond, S. Verba, 1992, B. Schneider, D. Stevenson, 1999); формирование социальной успешности обучающихся в гимназии (Л.Н. Казимирская, 2012).
На современном этапе развития общества одним из его наиболее важных «факторов взросления в целом и формирования его основ является гражданско-правовое образование» [4]. Это позволяет говорить о необходимости разработки такой модели формирования гражданско-правовой культуры, которая уже со школьной скамьи способствует формированию ее основных элементов: гражданско-правового образования, сознания и на его основе - позитивного гражданско-правового поведения» [5]. Воспитание же гражданственности, столь актуальное сегодня, нуждается в поддержке и целостном, системном педагогическом представлении как относительно сущности, так и процесса» [6].
Вместе с тем, вопрос об организации процесса формирования гражданско-правовой культуры обучающихся основной и старшей школы общеобразовательной организации рассматривается впервые и является актуальным для педагогической науки в целом. Цель - обеспечение фактора успешности обучающихся основной и старшей школы общеобразовательной организации посредством положительной динамики процесса формирования гражданско-правовой культуры. Деятельность следует организовывать по трем направлениям: по гражданско-правовому образованию, по формированию гражданско-правового сознания и по реализации на его основе гражданско-правового поведения. Процесс осуществляется в соответствии с Технологической картой из 9 шагов через урочную и внеурочную деятельность, используя метод проектов и метод дискуссии. Временной период образовательной деятельности определяется режимом работы школы в каждый учебный год на всех уровнях общего образования как в основной школе (5-9 классы), так и в старшей школе (10-11 классы) - это чаще всего триместры,
Библиографический список
по окончании которых необходимо организовывать мониторинг процесса по этим трем направлениям с целью более быстрой коррекции для достижения положительных результатов. Ранее в своих исследованиях мы уже отмечали, что «успешной социализации в значительной мере способствует метод дискуссий, использование которого во внеурочной деятельности в рамках социального проекта «Дискуссионный центр» Мы из 21 века» позволяет находить позитивные компромиссные решения проблем образования всем участникам процесса: школьникам, их родителям выпускникам, педагогам, социальным партнерам» [7]. В ходе реализации всех трех направлений формируется такая информационно-образовательная среда в школе, которая позволяет достичь каждому участнику образовательных отношений положительных результатов в процессе формирования своей гражданско-правовой культуры, что имеет важное значение как для каждого, так и для всего общества района, города, страны в целом. Так, в результате положительной динамики гражданско-правового образования происходит включенность субъекта (обучающегося основной и старшей школы) в социально-гуманитарные образовательные области. В результате положительной динамики по второму направлению деятельности у каждого субъекта формируется гражданско-правовое сознание. Результаты этого направления позволяют реализовывать третье направление процесса - реализация норм гражданско-правового поведения субъекта. Мы разработали и апробировали следующую модель процесса (рис. 1), где
О О 2 О 3 - показатели результатов мониторинга процесса по гражданс ко-правовому образованию по учебным периодам; S S 2 S 3 - показатели результатов мониторинга процесса формирование гражданско-правового сознания; показатели Р Р 2 Р 3 - показатели результатов мониторинга процесса по реализации позитивного гражданско-правового поведения.
Все это позволяет констатировать, что процесс формирования гражданско-правовой культуры является фактором обеспечения социальной успешности школьников, так как у них с помощью гражданско-правового образования формируется гражданско-правовое сознание и на его основе - позитивное гражданско-правое поведение. Мы считаем, что человеку, живущему в согласии с нормами права уже в школьном возрасте, значительно легче социализироваться в обществе, так как обучающийся и «выпускник школы будет ответственным человеком, обеспокоенным своей судьбой и судьбами других людей» [8].
Обладание гражданско-правовой культурой в период становления и развития личности является важнейшим условием ее успешного развития и самореализации, что безусловно является основой дальнейших исследований этого процесса.
1. Информационно-методическое письмо Минобразования России от 19.03.1996 № 391/11 «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» с изм. и доп. 2011.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2010.
3. Сморгунова, В.Ю. Гражданско-правовая культура и развитие гражданского общества в России в контексте образовательной парадигмы Болонского движения. - М., 2005. - Т. 5.
4. Касич, О.И. Современное развитие гражданско-правового образования в России и за рубежом. - М., 2009.
5. Трубицына, Е.В. Формирование гражданско-правовой культуры инновационного типа у современных школьников // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - М. - 2012. - № 1. - Сер. Педагогика и психология.
6. Князев, А.М. Гражданственность / А.М. Князев, В.С. Сорокин. - М., 2013.
7. Трубицына, Е.В. Гражданско-правовая культура школьников - путь к социальному успеху // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - Чебоксары. - 2012. - № 1(73). - Сер. Гуманитарные и педагогические науки.
8. Меркель, Е.В. Инновационные формы и методы формирования гражданско-правовой культуры в общеобразовательном учреждении // Сборник материалов межвуз. конф. - Шадринск, 2013.
Bibliography
1. Informacionno-metodicheskoe pisjmo Minobrazovaniya Rossii ot 19.03.1996 № 391I11 «O grazhdansko-pravovom obrazovanii uchathikhsya v obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh Rossiyjskoyj Federacii» s izm. i dop. 2011.
2. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii I A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M., 2010.
3. Smorgunova, V.Yu. Grazhdansko-pravovaya kuljtura i razvitie grazhdanskogo obthestva v Rossii v kontekste obrazovateljnoyj paradigmih Bolonskogo dvizheniya. - M., 2005. - T. 5.
4. Kasich, O.I. Sovremennoe razvitie grazhdansko-pravovogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom. - M., 2009.
5. Trubicihna, E.V. Formirovanie grazhdansko-pravovoyj kuljturih innovacionnogo tipa u sovremennihkh shkoljnikov II Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova. - M. - 2012. - № 1. - Ser. Pedagogika i psikhologiya.
6. Knyazev, A.M. Grazhdanstvennostj I A.M. Knyazev, V.S. Sorokin. - M., 2013.
7. Trubicihna, E.V. Grazhdansko-pravovaya kuljtura shkoljnikov - putj k socialjnomu uspekhu II Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. - Cheboksarih. - 2012. - № 1(73). - Ser. Gumanitarnihe i pedagogicheskie nauki.
8. Merkelj, E.V. Innovacionnihe formih i metodih formirovaniya grazhdansko-pravovoyj kuljturih v obtheobrazovateljnom uchrezhdenii II Sbornik materialov mezhvuz. konf. - Shadrinsk, 2013.
Статья поступила в редакцию 24.11.13