_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 376.64
И.А.Макеева
К.п.н, доцент ВоГУ г. Вологда, Российская Федерация
ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье рассматривается проблема гражданской социализации детей-сирот. Акцентируется внимание на деформированном характере протекания гражданской социализации детей-сирот, возможных вариациях данного процесса. Отмечается необходимость учета в процессе гражданской социализации индивидуальной траектории сиротства для определения оптимальных способов гражданского становления каждого воспитанника.
Ключевые слова
Гражданственность, гражданская социализация, дети-сироты.
Гражданственность детей-сирот формируется в процессе гражданского воспитания, которое является составной частью более общего процесса социального становления личности - социализации, одним из направлений которого является гражданская социализация.
Процесс гражданской социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, детерминирован комплексом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам, прежде всего, следует отнести правовую регламентацию, способствующую определению стратегии, цели и принципов социализации подрастающего поколения как направления государственной образовательной политики, с одной стороны, и конкретизации задач, содержания гражданского воспитания детей-сирот в условиях интернатного учреждения, с другой. К внутренним факторам относим социально-психологические особенности детей-сирот (проблемы физического, психоэмоционального, интеллектуального, нравственного развития и «барьеры» развития, сложившимися в результате раннего знакомства с негативными сторонами жизни) в сочетании с влиянием на этот процесс факторов микросредового уровня - институциональные особенности и специфические условия интернатного учреждения.
Обращаясь к понятию «гражданская социализация», следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [1,С. 107]. Конкретизируя данное положение, отметим, что гражданская социализация детей-сирот понимается как процесс усвоения ими гражданских знаний, приобретение в обществе определенного статуса и социальной роли, формирование индивидуального гражданского самосознания связанное с процессом становления гражданской идентичности личности, подразумевающей активное внутренне мотивированное включение в социально-правовые отношения на основе реализации индивидуальной стратегии гражданского поведения.
В ряде научных исследований (Э.Р.Алексеева, О.В.Бережная, А.М.Мингазова и др.) акцентируется внимание на деформированном характере протекания социализации детей-сирот [2,3,4]. Авторы используют такие характеристики как «недосоциализация», неправильная (неадекватная), девиантная, асимметричная, виктимная социализация, отмечая, что это является следствием потери семьи (изначально или в определенном возрасте), опытом воспитания в неблагополучной семье и пребывания в специфичных условиях интернатного учреждения.
Семья представляет собой персонифицированную среду жизни и развития человека, является источником формирования идентичности (личностной, национально-конфессинальной, духовной и т.д.), поэтому социальный опыт (включающий и опыт гражданского поведения), интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем опыт интернализируемый в процессе
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
вторичной социализации. Следовательно, в семье закладываются основы всего последующего функционирования человека, формируется индивидуальная траектория гражданского поведения (позитивная или негативная в зависимости от типа семьи) и все последующие шаги воспитательной деятельности, в том числе и в интернатном учреждении должны согласовываться с конструктами этого мира. По мнению А.А.Радугина, семейная социализация в большей мере имеет дело с мотивацией поведения, формирует ценностные ориентации, а вторичная - институциональная, в большей степени изменяет внешнее поведение человека [5].
Следует отметить, что степень выраженности проявлений деформации гражданской социализации конкретного ребенка-сироты будет зависеть от его жизненной ситуации (наличие/отсутствие опыта семейного воспитания, качество семейной социализации, качество институциональной социализации, характеристика индивидуально-личностных особенностей). Однако можно утверждать, что все дети-сироты, в той или иной степени, сталкиваются с трудностями гражданской социализации, под которыми понимается комплекс затруднений ребенка при овладении социальной ролью гражданина.
Принимая во внимание вышесказанное, следует говорить не о гражданской социализации детей-сирот, а о гражданской десоциализации (данный компонент актуален для детей из социально-неблагополучных семей), понимаемой как отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, установок, отношений, и гражданской ресоциализации, как восстанавливающей и компенсирующей объективные пустоты и провалы в гражданском развитии ребенка-сироты, предполагающей формирование адекватных гражданских установок, ценностных ориентаций, моделей гражданского поведения.
Акцентированность процесса гражданского воспитания на ресоциализационной компоненте правомерна, так как обоснована самой природой феномена ребенка-сироты и необходимостью решения двух одновременно значимых групп задач: восстановления утраченного и/или недополученного багажа гражданских знаний и положительного опыта гражданского поведения, с одной стороны, и наращивания социально-психологического адаптационного потенциала ребенка-сироты применительно к задачам его будущего гражданского развития - с другой.
В процесс гражданской социализации необходимо учитывать не только общие типичные психологические характеристики, присущие детям-сиротам как социальной группе, но и специфику индивидуальной «траектории сиротства», отражающей корреляционные связи между уровнем гражданского развития и опытом жизни, предшествующим гражданскому воспитанию в интернатном учреждении; возрастом, в котором ребенок остался без попечения родителей. Изучение типичных траекторий сиротства, позволило условно объединить воспитанников в три группы.
Первая группа - дети, которые никогда не видели своих родителей (отказные дети, «отказники»). Важнейший институт социализации личности - семья у них отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учреждения и специалистов. Для данной категории первичной и ведущей является институциональная компонента гражданского воспитания, в процессе которого будет формироваться унифицированная модель гражданина с предсказуемой траекторией гражданского поведения, которая блокирует потенциальные возможности, в отличие от вариативных моделей в семейных условиях.
Вторая группа - дети, воспитывавшиеся до определенного момента в благополучной семье, и после смерти родителей попавшие в интернатное учреждение (биологические сироты). У них сохраняется доброе отношение к семье и опосредовано пример родителей и других членов семьи оказывает на них существенное влияние. Гражданское воспитание данной группы будет основываться на результатах первичной гражданской социализации (предположительно нормативной), элементы десоциализации и ресоциализации могут быть сведены к минимуму, формирование гражданственности будет осуществляться в соответствии с индивидуальной траекторией гражданского поведения, заданной в семье.
Третья группа - это дети, которые в определенном возрасте были изъяты из неблагополучной семьи и помещены в интернатное учреждение (социальные сироты). Необходимо учитывать, что в большинстве случаев в данных семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов и условий (отсутствие эмпатийного общения, пренебрежение потребностями и интересами, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей, что делало невозможным их дальнейшее проживание в семье либо создавало прямую угрозу их жизни и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_
здоровью.
Следует отметить, что даже после помещения в интернатное учреждение, дети продолжают ощущать влияние семьи, «наличие» родителей. Для данной категории детей-сирот более значимой оказывается институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семье. В процессе гражданского воспитания необходимо скорректировать индивидуальную траекторию гражданского поведения с опорой на социально-приемлемые модели.
Следовательно, у отказных детей и детей, оставшихся без попечения родителей в более позднем возрасте, по существу, происходит смещение\замещение полное или частичное первичной (семейной) на вторичную (институциональную) гражданскую социализацию, которые не равноценны, поэтому осуществляя процесс гражданского воспитания, специалисты интернатного учреждения должны учитывать имеющийся опыт семейного воспитания, его качество, направленность или его отсутствие, чтобы скорректировать методы, выработать индивидуальную траекторию гражданского развития, сформировать индивидуальный гражданский профиль.
Таким образом, у детей-сирот либо отсутствуют возможности усвоения опыта гражданского поведения родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения, способам преодоления жизненных трудностей, выполнения гражданских ролей, либо опыт носит фрагментарный или негативный асоциальный характер. Соответственно, процесс формирования гражданственности будет иметь вариативный характер, различные траектории: отказные дети - тотально-институциональная; семейные дети - семейно-институциональная траектория; социальные сироты - институционально-коррекционная. Гражданское становление каждой из названных категорий идет по особому пути, обусловленному (среди других причин) опытом жизни до поступления ребенка в интернатное учреждении и требует учета этих особенностей в процессе гражданской социализации.
Список использованной литературы:
1.Сергейчик С.И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи/ С.И.Сергейчик// Социологические исследования. -2002. - №5. - С. 107 - 111.
2.Алексеева Э.Р. Патронатная семья как институт социализации детей-сирот: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / А. Э. Расиховна. - Уфа, 2008. - 190 с
3.Бережная О.В. Психолого-педагогические сопровождение детей-сирот как средство их социализации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/0.В.Бережная. - Ставрополь, 2005. -191 с
4.Мингазова А. М.. Дети-сироты как социально уязвимая группа населения: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / А.М. Мингазова. - Казань, 2005. - 217 с.
5.Радугин А.А. Социология: Курс лекций/ А.А.Радугин, К.А.Радугин / Изд.2-е перераб. - М.: Центр, 1999. -160 с.
© Макеева И.А., 2017
УДК378.04
Т.Г. Макусева
к.п.н,доцент
Нижнекамский химико-технологический институт
ФГБОУ ВО «КНИТУ» г. Нижнекамск, Российская Федерация
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ
Аннотация
В статье приведен пример диагностического тестирования по математике студентов первого курса при