Научная статья на тему 'Гражданская собственность фундаментальная основа преодоления кризиса'

Гражданская собственность фундаментальная основа преодоления кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПЛАТА ЗА РЕСУРСЫ / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РЕНТА / КРИЗИС / CIVIL PROPERTY / PAYMENT FOR RESOURCES / MINERALS / NATURAL RESOURCES / RENT / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разовский Юрий Викторович, Хадарцев Валерий Мисостович

Невозобновляемость природных ресурсов, рост населения, возрастающие потребности общества в ресурсах недр, необходимость их рационального использования во всех областях жизнеобеспечения требуют ускорить введение в жизнь гражданской собственности. Она обеспечит более рачительное использование природного богатства в условиях кризиса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mpossibility of completion of natural resources, the population growth, increasing requirements of a society for resources of bowels, necessity of their rational use demand an accelerate introduction of the civil property. It will provide more zealous using of natural resources in the conditions of the crisis.

Текст научной работы на тему «Гражданская собственность фундаментальная основа преодоления кризиса»

Мнение

Юрий РАЗОВСКИЙ, Валерий ХАДАРЦЕВ

ГРАЖДАНСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ -ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА

Невозобновляемость природных ресурсов, рост населения, возрастающие потребности общества в ресурсах недр, необходимость их рационального использования во всех областях жизнеобеспечения требуют ускорить введение в жизнь гражданской собственности. Она обеспечит более рачительное использование природного богатства в условиях кризиса.

Impossibility of completion of natural resources, the population growth, increasing requirements of a society for resources of bowels, necessity of their rational use demand an accelerate introduction of the civil property. It will provide more zealous using of natural resources in the conditions of the crisis.

Ключевые слова:

гражданская собственность, плата за ресурсы, полезные ископаемые, природные ресурсы, рента, кризис; civil property, payment for resources, minerals, natural resources, rent, crisis.

В статье впервые излагается комплексный подход к созданию экономической основы гражданского общества — эффективной собственности на природные ресурсы, обеспечивающей достижение стратегической цели преодоления всеобъемлющего кризиса.

Блага, созданные природой и потребляемые человеком, называют природной рентой. (Рента — доход, не требующий от его получателя затрат труда и предпринимательских усилий.) Присваивая природные ресурсы, предназначенные природой для других людей, граждане — частные собственники земли, воды, леса и других ресурсов, созданных природой, лишают остальных права на жизнь и продолжение рода и тем самым нарушают равновесие природной системы. Это нарушение преодолевается, в зависимости от стадии развития, в форме войн, революций, экономических кризисов или цивилизованно, на основе эффективной финансовой системы, правовых норм и норм морали. Перераспределение природной ренты от частных собственников в пользу лишённых природных ресурсов граждан в цивилизованном мире должно осуществляться научно обоснованными налогами и акцизами через государственный бюджет и внебюджетные, в том числе и общественные, фонды.

Переход к экономике демографического роста обеспечивается справедливым распределением всех видов природной ренты между всеми гражданами страны на основе системы институтов гражданского общества. Прежде всего, на основе гражданской собственности на природные ресурсы, Федерального банка природных ресурсов, Российского фонда гражданских дивидендов, а также социально ориентированной системы акцизов, налогов и обязательных платежей за природные ресурсы. Правовой механизм предлагаемой системы зафиксирован в проекте федерального закона «О порядке регулирования доходов, формирующихся в процессе использования природных ре-сурсов»1.

В цивилизованном, социально-ориентированном, гражданском обществе именно гражданская собственность сможет обеспечить каждому гражданину существенную часть его доходов в форме гражданской ренты (арендной платы за использование природных богатств).

1 Разовский Ю.Н., Никитин В.И. О порядке формирования доходов бюджета за счёт природной ренты : концептуальный проект федерального закона // Природно-ресурсные ведомости, № 19(74), май, 2001.

РАЗОВСКИЙ Юрий Викторович — д.э.н, профессор, академик РАЕН; Московский гуманитарный университет

ХАДАРЦЕВ Валерий Мисостович — к.э.н, доцент; директор института

ЦНИИТЭИтяжмаш.

Для гражданской собственности (не следует путать с общенародной) характерны следующие отличительные признаки:

— общественное владение природными ресурсами;

— платное использование (эксплуатацию природных ресурсов осуществляют корпорации, частные, государственные предприятия и организации, при этом берут их в аренду и только за плату);

— государственное или другое общественное распоряжение (государственные или общественные организации осуществляют лицензирование использования природных ресурсов, экспертизу проектов, контролируют природопользователей, определяют арендную плату, концентрируют и направляют её в общественный фонд гражданской ренты);

— частное присвоение ренты (средства всех видов ренты по закону справедливо распределяются в равных долях между всеми гражданами — собственниками природных богатств страны).

Для реализации теории гражданской собственности целесообразно вместо Министерства природных ресурсов РФ (бывшее Министерство геологии СССР) создать новый для России орган управления природной рентой — Федеральный банк природных ресурсов России (ФБПРР). Статус этого общественно-государственного органа управления природной рентой должен быть близок статусу Центрального банка РФ и Счётной палаты РФ. Идея создания банка природных ресурсов базируется на принципе платности природопользования и независимости органа управления природными ресурсами от правительства РФ.

Центральный банк РФ, не зависимый в своей денежной политике от правительства РФ, предоставляет коммерческим банкам и правительству РФ денежные средства в кредит и только за плату (по ставке рефинансирования), которую устанавливает в соответствии с конъюнктурой денежного рынка. Аналогично должен действовать и механизм природопользования. Все виды природных ресурсов должны предоставляться в пользование коммерческим и государственным организациям, включая и правительство РФ, в аренду и только за плату. В зависимости от вида природного ресурса и конъюнктуры рынка ФБПРР будет устанавливать научно обоснованные ставки арендной платы за их исполь-

зование, а также нормы бесплатного некоммерческого использования природных ресурсов для отдельных категорий пользователей и видов ресурсов.

Основная цель создания ФБПРР заключается в обеспечении эффективного и рационального использования природных ресурсов. Он должен осуществлять следующие функции:

— вести кадастровый учёт всех видов природных ресурсов России;

— с помощью научно обоснованных методов выполнять кадастровую оценку их учтённых запасов;

— составлять ежегодный баланс состояния запасов используемых (добываемых, вылавливаемых, уничтожаемых) природных ресурсов;

— регулярно (раз в пять лет) проводить переоценку запасов (балансовых остатков) всех видов природных ресурсов в связи с изменением их объёмов, спроса и цен на мировом рынке сырья;

— научно обосновывать и ежегодно утверждать (одновременно с подготовкой бюджета) в Государственной Думе размеры платы за использование (добычу, лов, промысел и сбор) природных ресурсов;

— определять и утверждать размеры оплаты и выдавать в соответствии с законом лицензии на использование природных ресурсов;

— контролировать правильность использования природных ресурсов, установленного лицензиями, менять пользователей лицензий в случаях нарушений правил природопользования;

— контролировать своевременную оплату аренды природных ресурсов;

— устанавливать ответственность и штрафные санкции за нарушение правил их использования.

Структура ФБПРР на федеральном уровне должна включать Центральный совет из семи директоров — управляющих ресурсными отделениями: земельным; отделением недр; лесным; отделением запасов полезных ископаемых; водных запасов; морских биоресурсов; сухопутных промысловых биоресурсов. Устав ФБПРР должен быть разработан специальной комиссией, образованной Государственной Думой РФ; его положения — регламентироваться законом «О Федеральном банке природных ресурсов России».

Средства, получаемые от коммерческого использования природной ренты: про-

дажи прав (лицензий) на природопользование, продажи запасов и арендной платы за использование природных ресурсов, превышающее нормы их бесплатного использования, должны направляться в Российский фонд гражданских дивидендов (РФГД). В правовом и финансовом отношении фонд гражданских дивидендов (гражданской ренты) — аналог пенсионного фонда, за исключением источника доходов. В отличие от пенсионного фонда, РФГД устанавливает и осуществляет индивидуальные выплаты (гражданские дивиденды) только на основании гражданства России и в равных размерах для каждого гражданина. Во всех отделениях Сбербанка России создаются представительства РФГД, в которых граждане России будут открывать личные счета гражданской ренты. РФГД также создаст отделения, регистрирующие и выплачивающие гражданские дивиденды российским гражданам, проживающим за рубежами России.

Пока же недра во многих случаях используются безвозмездно или за символическую плату, что противоречит законам рыночной экономики. В отличие от них, земная поверхность арендуется и продается. За использование ресурсов леса платят попенную плату и лесную таксу. Продаются квоты на вылов рыбы, оплачивается пролёт самолетов по воздушным авиационным коридорам. За использование недр многие пользователи практически ничего не платят! Однако любое проникновение в недра не только нарушает их массивность, целостность, но и существенно изменяет режим их существования, особенно гидрогеологический.

Поэтому геологам и горнякам необходимо быть профессиональными экономистами. Следует определять цену как сырьевую составляющую первичной стоимости (продукции) не только собственно полезных ископаемых для их продажи, но и устанавливать цены за аренду недр и использование их различными способами.

В настоящее время государство является весьма неэффективным владельцем отечественных природных ресурсов, как и при плановой экономике. На ранней стадии развития рынка и капитализма в России (во многом монополистического, криминального, олигархического и бюрократического) буквально всё покупается и продается. Только запасы полезных ископаемых и вмещающие их недра исполь-

зуются во многих случаях за символическую плату или бесплатно. Законами о недрах, о платежах на воспроизводство минерально-сырьевой базы налоговым кодексом, законами о бюджете и другими нормативными документами были предусмотрены незначительные — около 3— 10% от дохода (или первого товарного продукта, или в рублях на тонну добытого полезного ископаемого) акцизы и другие обязательные платежи. Собираемые в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды суммы не соответствуют сверхприбылям добывающих компаний. Поэтому при определении кондиций для окон-туривания и подсчёта запасов новых разведанных месторождений должны быть установлены цены как за единицу запасов полезного ископаемого, так и за участки недр в целом, вмещающие различные полезные компоненты и разнообразные природные ресурсы.

В рыночной экономике более эффективным собственником может, и в ближайшей перспективе должно, стать гражданское общество, располагающее соответствующими институтами и механизмами реализации права гражданской собственности: Федеральным банком природных ресурсов, Российским фондом гражданских дивидендов, их региональными подразделениями.

Закон о плате за недра и о налоге на разведку новых запасов полезных ископаемых должен иметь следующее название: «О тарифах за погашение запасов полезных ископаемых». В нём должны быть установлены методы определения исходных данных, алгоритм расчёта, сроки представления данных для использования при подготовке бюджета на очередной год, порядок утверждения тарифов Минфином РФ. Поскольку государство монопольно владеет всеми природными ресурсами, то есть является так называемым «естественным», монополистом закон о тарифах за погашение запасов полезных ископаемых должен предусматривать в специальном разделе порядок, сроки и способы изменения тарифов в зависимости от конъюнктуры внутреннего и, отдельно, внешнего рынка. Контракты на погашение запасов полезных ископаемых недропользователи должны заключать с Федеральным банком природных ресурсов (Министерством природных ресурсов).

Пока же недра бесплатно используются не только для добычи полезных ископаемых, но и в других сферах деятельности. Специалистам в области недропользования необходимо предложить для утверждения правительству РФ вариант прейскуранта тарифов аренды недр для различных видов использования: как для извлечения из недр полезных ископаемых, так и для хозяйственных целей, не связанных с добычей. По аналогии с землепользованием, необходимо составить примерный прейскурант аренды недр различными способами хозяйствования и апробировать его в Министерстве финансов РФ, в Министерстве экономического развития и торговли РФ.

Работу над обоснованием тарифов и расширением прейскуранта аренды недр следует вести постоянно. Тарифы аренды должны регулярно пересматриваться с учётом изменяющейся конъюнктуры и новых видов её использования. Но уже в ближайшее время правительству РФ следует утвердить упрощённый прейскурант, поручив Министерству природных ресурсов сдавать в аренду недра по временным тарифам. Упрощённый прейскурант может иметь только два тарифа для двух видов аренды недр: аренда блока недр (горного отвода) для добычи полезных ископаемых и аренда блока, или полосы недр, для других хозяйственных нужд. Внедрение в практику хозяйственной деятельности упрощённого прейскуранта позволит подготовить условия и получить практический опыт для введения в обозримой перспективе тарифов аренды всех используемых природных ресурсов.

В прошлом веке советское правительство установило, что все природные ресурсы принадлежат государству, то есть никому конкретно, но в то же время всем гражданам СССР. Монополия государственной собственности на природные ресурсы оз-

начала 100-процентное направление ренты от их использования в государственный бюджет. Это позволяло обеспечивать бесплатное жилье, образование, медицинское обслуживание на общедоступном уровне. Трансформация советской экономики в рыночную не привела к отказу от государственной собственности на недра и другие природные ресурсы, что подтверждено Федеральным законом «О недрах», Водным, Лесным кодексами и другими законодательными актами.

Становится всё более очевидным, что в XXI в. граждане России осознают необходимость гражданской собственности на все природные ресурсы. Геологам, горнякам и экономистам необходимо в ближайшее время решить проблему научного обоснования справедливого гражданского (народного) акционирования недр России вместе с содержащимися в них запасами полезных ископаемых. В этой связи важно установить обоснованные цены единицы запасов, погашаемых в процессе их добычи, заменив ими плату за добычу и плату за единицу объёма недр при их хозяйственном использовании. Потребуется осознание и практическое использование нового экономического понятия «первичная стоимость», которая возникает при производстве и добыче продукции, сырьевой составляющей которой являются только природные ресурсы (лес, морепродукты, гидроресурсы, вода, дикие животные и др.) и запасы полезных ископаемых.

Практическая реализация научных идей, в том числе разработанной и ранее опубликованной теории горной ренты1, позволит преодолеть кризис, перейти к рыночной экономике демографического роста, формированию в России цивилизованного гражданского общества.

1 Разовский Ю.В. Горная рента: экономика и законодательство. — М. : Экономика, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.