УДК 338.14:338.91 1:330.15(98):35.823.3 © Ю.В. Разовский, Я.Д. Вишняков, Е.Ю. Савельева, С.П. Киселева, Л.В. Маколова, 2019
Арктический путь
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-4-36-38
РАЗОВСКИЙ Юрий Викторович
Доктор экон. наук, профессор,
профессор кафедры
«Теория и организация управления»
Гжельского государственного университета,
140155, п. Электроизолятор,
Московская обл., Россия,
e-mail: [email protected]
ВИШНЯКОВ Яков Дмитриевич
Доктор техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление природопользованием и экологической безопасностью» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109543, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
САВЕЛЬЕВА Екатерина Юрьевна
Канд. экон. наук, заместитель заведующего кафедрой «Менеджмента и маркетинга» Московского университета им. С.Ю. Витте, 115432, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
КИСЕЛЕВА Светлана Петровна
Доктор экон. наук, профессор кафедры «Управление природопользованием и экологической безопасностью» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109543, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
МАКОЛОВА Людмила Викторовна
Доктор экон. наук, профессор кафедры «Логистика и управление транспортными системами», ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», 344038, г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: [email protected]
Рассмотрена проблема эффективного и рационального использования минерально-сырьевого капитала и арктической ренты. Приводится сравнительный анализ формирования индекса человеческого развития арктических стран. Предложены гражданская собственность на недра Арктики, а также Арктический банк природных ресурсов и Арктический фонд гражданских дивидендов. Сформулированы закон природной ренты, приоритеты арктической экономической политики и стратегическая цель эволюционного развития. Ключевые слова: Арктика, рента, минерально-сырьевой капитал, гражданская собственность, недра, человеческое развитие, Северный морской путь.
ВВЕДЕНИЕ
Восьмой международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходил 5-7 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге. Пленарное заседание форума открыл специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Николаевич Чилингаров. Одним из ключевых вопросов программы стала обновленная редакция законопроекта «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», разработанная Минэкономразвития РФ.
В форуме принимали участие доктор экон. наук, профессор Ю.В. Разовский и канд. экон. наук Е.Ю. Савельева. Подробный фотоотчет о командировке в Санкт-Петербург можно найти по адресу https://www.instagram.com/razovskii/.
В сборник докладов конференции форума «Северный морской путь» были направлены два доклада: Ю.В. Разовский, Е.Ю. Савельева «Углеводородная рента северных регионов РФ» и Ю.В. Разовский «Регулирование рентных отношений в Арктике», а также предложение в резолюцию форума, рассмотренное ниже.
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ КАПИТАЛ АРКТИКИ
В связи с изменением климата, повышением температуры океана существенно сокращаются площади арктических льдов. Происходящая революция в природе открывает возможности для круглогодичной навигации по Северному морскому пути.
Осмысление этих происходящих аномальных проявлений возможно на основе научных истин арктического рентного ноосферного мировоззрения. Оно базируется на постулатах М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского, идей Д.И. Менделеева, Д. Рикардо, А. Смита, А. Маршала и др. [1, 2].
В результате на этой научной основе был сформулирован Закон природной ренты Ю.В. Разовского: «Неэффективное использование природного капитала и нерациональное распределение природной ренты между гражданами, государством, территориями и бизнесом формируют условия ано-
36
АПРЕЛЬ, 2019, "УГОЛЬ"
мальных проявлении природы и революционного преобразования общества» [3].
Целью исследовании является формирование системы эффективного и безопасного использования минерально-сырьевого капитала и рационального распределения природной арктической ренты. Природный капитал Арктики -это стоимость обособленных природных ресурсов, приносящая природную ренту в условиях высокого риска [4].
Минерально-сырьевой капитал - это стоимость поисков, разведки, оценки запасов, обустройства месторождения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, а также стоимость вспомогательных услуг и производств, приносящая прибыль, абсолютную и дифференциальную горную ренту (сверхприбыль) [5].
Примерами эффективного использования арктического минерально-сырьевого капитала являются добыча нефти на платформе «Приразломная» компанией «Газпром нефть шельф» и проект «Ямал-СПГ» по добыче, сжижению и транспортировке природного газа из порта «Сабетта» по Северному морскому пути (СМП), реализуемый компанией «НОВОТЭК».
Разнообразие видов арктического природного капитала требует его классификации по принципу: источник формирования (капитализации) ренты, на основании наблюдения за движением арктического капитала. Классификация ренты и капитала была составлена Ю.В. Разовским и уточнена учеными его научной школы [4].
Арктический минерально-сырьевой капитал включат месторождения угля, нефти и газа. Например, Арктической горной компанией планируется добывать 30 млн т коксующихся углей и через угольные терминалы о. Диксон транспортировать их по СМП.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. предусмотрен рост на 10 тыс. человек ежегодно численности населения Арктической зоны до 2 341 200 человек (на начало 2013 г. она составляла около 2 331 000 человек, или 1,6% населения России). Центральное место в стратегии освоения Арктики занимает Северный морской путь. Перевозка грузов по нему пока еще рискованна, но в среднем быстрее на 30% по сравнению с проходом через Суэцкий канал и дешевле.
По сравнению с другими арктическими странами Россия располагает намного более весомым арктическим нефтегазовым капиталом. Общая стоимость прогнозных ресурсов минерального сырья в недрах арктических районов России составляет около 30 трлн дол. США, две трети этой суммы приходятся на энергоносители.
Однако по Индексу человеческого развития ООН, который учитывает продолжительность жизни, длительность образования и величину ВВП на душу населения, в 2017 г. из 158 стран Россия находилась на 43-м месте (см. таблицу).
Из сравнительного анализа эффективности капитализации нефтяной ренты установлено существенное отставание России от арктических стран, в частности, от Норвегии и США, штат Аляска [4].
Фонд национального благосостояния России (формируется от сверхнормативных нефтяных доходов) на 01.11.2018 накопил 75,59 млрд дол. США. Средняя доходность валютных активов составляет всего 1% годовых.
Индексы человеческого развития ООН арктических стран
1 Рейтинг 1 Страна 1 Индекс 1
1 Норвегия 0,953
10 Дания 0,929
11 Канада 0,926
12 США 0,924
14 Финляндия 0,920
43 Россия 0,816
Постоянный фонд штата Аляска (США) по состоянию на 30.09.2018 располагал активами на сумму 63,9 млрд дол. США. С 1998 г. каждому жителю Аляски ежегодно выплачиваются дивиденды, в 2015 г. они составили 2072 дол. США. В пересчете на рубли по курсу 66 руб. за дол. США получается 11396 руб. в месяц.
Государственный нефтяной фонд Норвегии накопил 1 трлн дол. США, средняя доходность его активов составляет 12-15% годовых.
С целью повышения эффективности использования минерально-сырьевого капитала была обоснована более эффективная в сравнении с государственной и более справедливая, чем частная, гражданская собственность на арктические недра России.
В процессе исследований была сформулирована стратегическая цель: достижение в 2020 г. более высокого - 14-го места по Индексу человеческого развития ООН, как у Финляндии в 2017 г.
Ведущей международной научной школой «Управление сверхприбылью» под руководством Ю.В. Разовского разработана методология оценки горной ренты в условиях высокого арктического риска. По оценкам специалистов, сверхприбыль (дифференциальная горная рента) «Норни-келя» в 2017 г. составила 1 млрд дол. США.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании результатов исследований была сформулирована проблема и направлено предложение в резолюцию арктического форума по ее решению. Проблема: относительно неэффективное и недостаточно рациональное использование арктической природной, минерально-сырьевой ренты на основе только государственной собственности на недра, природную среду и частной собственности на природный, минерально-сырьевой капитал Арктики.
Решение: перейти на гражданскую форму собственности на недра Арктики и другие природные ресурсы (близкий аналог - акционерная собственность).
Необходимо также создать Арктический банк природных ресурсов (оценка, ведение баланса запасов, лицензирование, установление размера арендной платы, контроль за использованием и оплатой аренды арктического капитала и т.п.) и Арктический фонд гражданских дивидендов (концентрация арктической ренты, ее капитализация и выплата полярных дивидендов гражданам РФ). Аналог - Постоянный фонд штата Аляска США. В результате вырастет Индекс человеческого развития (ИЧР ООН). В рейтинге ООН по ИЧР Россия с 43 места (2017 г.) к 2025 г. перейдет на 17-20 место (у Финляндии в 2017 г. -14 место).
Список литературы
1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: пер. с франц. М.: Экономика, 1995. 544 с.
2. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Экологический императив технологического развития России (научная монография). Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2016. 296 с.
3. Разовский Ю.В., Булат С.А. Управление сверхприбылью. М.: СГУ, 2011. С. 305.
4. Стратегическое управление ресурсами прибрежных зон: монография / А.В. Семенов, Ю.С. Руденко, Ю.В. Разовский и др. / под ред. А.В. Семенова, Ю.В. Разовского. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. Т. 1. Арктическая рента. 176 с.
5. Разовский Ю.В. Классификация природного капитала // Горный журнал. 2015. № 5. С. 37-39.
ECONOMIC OF MINING
UDC 338.14:338.911:330.15(98):35.823.3 © Yu.V. Razovskiy, Ya.D. Vishnyakov, E.Yu. Saveleva, S.P. Kiseleva, L.V. Makolova, 2019 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 4, pp. 36-38
Title
THE ARCTIC wAY
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-4-36-38 Authors
Razovskiy Yu.V.1, Vishnyakov Ya.D.2, Saveleva E.Yu.3, Kiseleva S.P.2, Makolova L.V.4
1 Gzhel State University, village Elektroizolyator, Moscow region, 140155, Russian Federation
2 State University of Management, Moscow, 109542, Russian Federation
3 Witte Moscow University, Moscow, 115432, Russian Federation
4 Rostov State Railway University, Rostov-on-Don, 344038, Russian Federation
Authors' Information
Razovskiy Yu.V., Doctor of Economic Sciences, Professor of Management
and marketing department, e-mail: [email protected]
Vishnyakov Ya.D., Doctor of Engineering Sciences, Professor,
Head of Environmental management and environmental safety department,
e-mail: [email protected]
Saveleva E.Yu., PhD (Economic), Deputy Head of Management and marketing department, e-mail: [email protected] Kiseleva S.P., Doctor of Economic Sciences, Professor of Environmental management and environmental safety department, e-mail: [email protected]
Makolova L.V., Doctor of Economic Sciences, Professor of Logistics and transport systems management department, e-mail: [email protected]
Abstract
The problem of efficient and rational use of mineral resources and Arctic rent is considered. A comparative analysis of the formation of the human development index of the Arctic countries is given. The proposed civilian property on the subsoil of the Arctic and the Arctic Bank of natural resources and the Arctic: the Foundation of civic dividends. The law of natural rent, the priorities of the Arctic economic policy and the strategic goal of evolutionary development are formulated.
Keywords
Arctic, Rents, Mineral resource capital, Civil property, Mineral resources, Human development, Northern Sea route
References
1. Jid Sh. & Rist Sh. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy:per. s fronts [History of Economic Thought: trans. from French]. Moscow, Economy Publ., 1995, 544 p.
2. Vishnyakov Ya.D. & Kiseleva S.P. Ekologicheskiy imperativ tekhnologichesko-go razvitiya Rossii. Nauchnaja monografija [Ecological imperative of technological development of Russia. Scientific monograph]. Rostov-on-Don, "Terra" LLC, 2016, 295 p.
3. Razovskiy Yu.V. & Bulat S.A. Upravleniyesverkhpribyl'yu [Super Profit Management]. Moscow, SGU Publ., 2011, pp. 305.
4. Semenov A.V., Rudenko Yu.S., Razovskiy Yu.V. at al. Strategicheskoye upravleniye resursami pribrezhnykh zon: monografiya [Strategic Coastal Resource Management: a monograph]. Moscow, Witte Moscow University Publ., 2016, Vol. 1. Arctic rent, 176 p.
5. Razovskiy Yu.V. Klassifikatsiya prirodnogo kapitala [Classification of natural capital]. Gornyizhurnal - Mining Journal, 2015, No. 5, pp. 37-39.
Бородинский РМЗ отремонтировал «юбилейный» 650-й тепловоз
ООО «Бородинский ремонтно-механический завод» (РМЗ), сервисное предприятие Сибирской угольной энергетической компании в Красноярском крае, отремонтировало 650-й тепловоз.
«Юбилейный» локомотив предназначен для Бородинского погрузочно-транспортного управления, подразделения промышленного железнодорожного транспорта СУЭК. Тепловоз ТЭМ-7А № 0075 прошел на заводе плановую наладку по циклу ТР-3: на машине отремонтировали ходовую часть, дизель-генератор, заменили кабели, экипировали водой и маслом. Все восстановленные узлы прошли обязательный технический контроль на специализированных стендах. Полученное машиной клеймо качества гарантирует: тепловоз будет работать безотказно и эффективно.
Одновременно на Бородинском РМЗ шел ремонт еще четырех тепловозов, три локомотива ждали своей очереди на подъездных путях - спрос на услуги завода по плановому ремонту тепловозов постоянно растет. Чтобы обеспе-
чить заводу динамичное развитие, на предприятие по инвестиционной программе СУЭК поступили современное оборудование, станки, стенды. За счет переезда думпкар-ного отделения в новое здание площади цеха по ремонту подвижного состава расширены почти на 900 кв. м, организованы дополнительные стойловые места для тепловозов, завершается подготовка к переходу на круглосуточный режим работы, на 20 человек увеличился штат специалистов.
Сегодня Бородинский ремонтно-механический завод -единственное предприятие в угольной отрасли, обладающее производственной базой для ремонтов тепловозов марок ТЭМ-7, ТЭМ-7А, ТЭМ-2, ТЭМ-18 и подвижного состава. Если в прошлом году заводчане «вернули к жизни» порядка тридцати локомотивов, в текущем уже заключены договоры на ремонт 35 машин. В стадии рассмотрения заявки на ремонт еще 20 тепловозов. Сотрудничество распространилось в том числе и на ведущие нефтехимические компании России.