Научная статья на тему 'Гражданская лирика Фейзудина Нагиева'

Гражданская лирика Фейзудина Нагиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙЗУДИН НАГИЕВ / ЛИРИКА / "КОЛОКОЛ И КАМЕНЬ" / КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бабаева Ильвира Назимовна

Цель данного исследования изучение гражданской лирики известного лезгинского поэта Ф. Нагиева в контексте современных научных парадигм. Метод. Сравнительно-культурологический анализ текстов. Результаты. На примере сборника стихов «Колокол и камень» рассмотрены гражданские мотивы в лирике поэта. Выводы. На основе анализа поэтики выявлено, что взгляд поэта обращен в историческое прошлое своего народа, к славным страницам героизма и патриотизма мужественных и смелых сынов. Ф. Нагиева волнует проблема забвения исторических корней, потеря духовности, духовная спячка, в которой находятся многие его современники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская лирика Фейзудина Нагиева»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 82 (470. 67)

Гражданская лирика Фейзудина Нагиева

© 2017 Бабаева И. Н.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - изучение гражданской лирики известного лезгинского поэта Ф. Нагиева в контексте современных научных парадигм. Метод. Сравнительно-культурологический анализ текстов. Результаты. На примере сборника стихов «Колокол и камень» рассмотрены гражданские мотивы в лирике поэта. Выводы. На основе анализа поэтики выявлено, что взгляд поэта обращен в историческое прошлое своего народа, к славным страницам героизма и патриотизма мужественных и смелых сынов. Ф. Нагиева волнует проблема забвения исторических корней, потеря духовности, духовная спячка, в которой находятся многие его современники.

Ключевые слова: Фейзудин Нагиев, лирика, «Колокол и камень», колокольный звон.

Формат цитирования: Бабаева И. Н. Гражданская лирика Ф. Нагиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 47-49.

Feyzudin Nagiev's Civil Lyrics

© 2017 Ilvira N. Babaeva

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT The aim of the research is studying the civil lyrics of F. Nagiev, the well-known Lezghin poet within the context of modern scientific paradigms. Method. Comparative cultural analysis of texts. Results. Basing on "The Bell and the Stone" collection of poems, the author considers civil motifs in the poet's lyrics. Conclusions. Based on the analysis of the poetics she reveals that the poet is facing to the historical past of his people, to the glorious pages of brave and courageous sons' heroism and patriotism. F. Nagiev is worried about the problem of neglecting the historical roots, the spirituality loss, the spiritual sleep, in which there are many of his contemporaries.

Keywords: Feyzudin Nagiev, lyrics, "The Bell and the Stone", chimes.

For citation: Babaeva I. N. F. Nagiev's Civil Lyrics. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 47-49. (In Russian)

Введение

Поэт по природе своей - создание, которое пропускает сквозь сердце явления и события не только современной ему действительности, но и факты прошлого и перспективы будущего. Поэтому способность сопереживать, восторгаться и ненавидеть, словом, не быть равнодушным - это естественное для поэта состояние. Поэт - носитель глубоких чувств и мыслей, которые генерируются высокими моральными и нравственными критериями его отношения к жизни и смерти, к добру и злу.

В статье рассматривается гражданская лирика поэта Фейзудина Нагиева, которого относят к поэтам-восьмидесятникам, отличавшимся вольнодумством, дерзостью идей и мыслей, прямотой слова. Хотя можно ли назвать вольнодумством огромную любовь к своей родине? Или назвать вольнодумством боль и переживание о тяжелой участи своего разделенного народа? Материалы и методы исследования Начиная анализировать так называемую гражданскую лирику Фейзудина Нагиева, можно сразу уловить патриотические

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 1. 2017

нотки в строках его стихотворений. Часто взгляд поэта обращен в историческое прошлое своего народа, к славным страницам героизма и патриотизма мужественных и смелых сынов. Поэта волнует забвение своих исторических корней, потеря духовности, духовная спячка, в которой находятся многие его современники.

В статье «Многогранность таланта и горизонты познания» М. Алимов говорит: «Вправе ли мы предъявлять претензии нашему поэту, когда он заявляет: Сколько можно жить, прикрываясь славою предков, // Когда же мы сами проявим силу духа! // Тщедушному свобода вряд ли нужна, // Она, как острый меч, опасна для слабых рук (подстрочный перевод)» [1].

Поэт спешит успеть выполнить на земле все то, для чего он пришел в этот мир, ибо завтра будет поздно:

Все в жизни завтра я решу, мой друг, Тебе я завтра напишу, мой друг. На помощь завтра к ближнему приду, С любимой время завтра проведу. Я завтра сочиню бессмертный стих И отстою правдивость слов своих.. И песню я спою, что не допел. На завтра накопилось много дел... Но смерть вошла, кладя мечтам конец: - Не будет «завтра» у тебя, глупец! Результаты и их обсуждение Фейзудином Нагиевым написана книга стихов «Колокол и камень», представленная сразу двумя организациями - Союзом писателей Республики Дагестан и Дагестанским НИИ педагогики им. А. А. Тахо-Годи - на соискание Госпремии в области литературы за 2011 год. Творчество Фейзудина Нагиева, в частности книга «Колокол и камень», достойно такой высокой номинации, о чем свидетельствует поддержка многих коллективов, читателей и отдельных представителей интеллигенции. Об этом достаточно емко сказано в дагестанских СМИ.

Само название этой книги очень метафорично и одновременно метаболично («метабола» означает сокращение и увеличение расстояния - территориального, исторического, временного и эстетического). В книге колокол и камень возведены в философскую категорию - оба этих объекта рассмотрены как святые ценности, отражающие этапные моменты в истории. Колокольный звон - это не пустой звук, а важное событие или же целая эпоха. Камень тоже не просто твердый предмет, а своего рода зеркало истории: на нем остаются штрихи,

линии и знаки исторического времени. И колокол, и камень здесь являются историческими образами.

Перенося их древние значения на современность, поэт совсем не искажает их изначальный символизм: оба поэтических объекта приобретают дополнительную историческую функцию - усиливают осмысление современности, что немыслимо без справедливой оценки прошлого.

Книгу «Колокол и камень» «венчает» раздел «Стены и границы», посвященный гражданско-патриотической лирике. В него помещены стихи поэта о судьбе лезгинского народа, о его истории, о прошлом, настоящем и будущем, о месте лезгинов в этом мире.

О названии книги «Колокол и камень» Фейзудин Нагиев говорит: «Колокол и камень - две семантические противоположности, как звон и молчание. У колокола есть язык (кстати, на лезгинском языке слово более звучное зенг, так и слышится: зенгггг...) Посредством языка колокол может вещать о своем. С камнем (на лезгинском и оно созвучно с зенг: «къван») ассоциируется тяжесть, молчание, немота... Но это на первый взгляд. Если вдуматься, камни являются немыми свидетелями многотысячелетней трагической истории человечества. Они видели и слышали много горя - возможно, оттого и онемели. Представьте себе, что изобрели такой прибор, посредством которого можно было бы вычитать поглощенную камнем, записанную в его бороздках - морщинах - информацию... Мы бы тогда поразились: сколько исторической информации заключено и хранится в безмолвном камне...». Заключение

Преемственность духовных ценностей поколений - это главный стимул развития общества. Именно за эту связь (чтобы она не прервалась) тревожится поэт - подобного мироустройства он не потерпит, предпочитает уход из такой жизни: Благодарю судьбу свою подчас, Что на земле тогда не будет нас («Благодарю судьбу») [2]. И будет день, наверняка, Настанет власть империй. Словам чужого языка Традиции мы вверим. И царь нам будет, кто жесток, И дух наш будет смирен. И в этот день, о, дай мне бог, Не жить в подлунном мире.

Общественные и гуманитарные науки ••• Social and Humanitarian Sciences ••• 49

Поэзия Фейзудина Нагиева имеет национальный колорит, но в то же время она по-настоящему интернациональна. В ней отражены искренние и неподдельные чувства любви к Родине, к матери, к женщине, культурное и историческое наследие Дагестана. Она учит добру и справедливости, непреходящим гуманистическим ценностям человечества, нравственно обогащает личность. В его книге «Колокол и камень» представлена прекрасная философская, гражданская и любовная лирика, выраженная хорошим лезгинским языком.

Литература

1. Алимов М. Многогранность таланта и горизонты познания // Махачкалинские известия. 03.06.2011. С. 2-3. 2. Нурмагомедов Г. Звон колокола и память камня // Дагестанская правда. 31.02.2011. C. 4.

References

1. Alimov M. Mnogogrannost talanta igorizonty poznaniya [Diversity of talent and horizons of cognition]. Makhachkalinskie Izvestiya newspaper. 03.06.2011. Pp. 2-3. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Бабаева Ильвира Назимовна, аспирант кафедры литературы, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: nauka_ [email protected]

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ДГПУ А. А. Кукуева.

Принята в печать 17.01.2017 г.

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 398. 2

Калмыцкие сказки о животных (из истории публикаций и переводов)

© 2017 Басангова Т. Г.

Калмыцкий научный центр Российской академии наук, Элиста, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ состава сюжетов калмыцкой сказки о животных в переводе с калмыцкого языка на русский, которые представляют основу тома «Калмыцкие сказки о животных» Свода калмыцкого фольклора. Методы. Сравнительно-исторический, типологическое сопоставление. Результаты. В калмыцкой фольклористике в трудах ученых-фольклористов определены проблемы жанрового своеобразия сказок о животных, рассматривались отдельные образы и сюжеты. Выводы. Сказки о животных входят в репертуар отдельных сказителей. Благодаря своей краткости и занимательности они входят в жанровый состав детского фольклора калмыков. Подробный анализ данных публикаций даст полную картину распространения и функционирования указанного жанра в сказочной традиции калмыков, а также определение количества сюжетов калмыцких сказок о животных.

Ключевые слова: фольклор, калмыцкая сказка о животных, традиция, публикация, мотив, художественные особенности, перевод.

2. Nurmagomedov G. Zvon kolokola i pamyat kamnya [Bells ringing and the memory of the stone]. Dagestanskaya Pravda newspaper. 31.02.2011. P. 4. (In Russian)

THE AUTHOR INFORMATION Affiliation

Ilvira N. Babaeva, postgraduate, the chair of literature, Philological faculty, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: nauka_dgpu @mail.ru

Supervisor: Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Literature, DSPU A. A. Kukueva.

Received 17.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.