Научная статья на тему 'Гражданская, этническая и религиозная идентичности современной дагестанской молодежи'

Гражданская, этническая и религиозная идентичности современной дагестанской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
501
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алибекова Сиядат Яхьяевна, Султанахмедова Залина Гаджитаевна

В статье обсуждаются проблемы идентификации дагестанцев на религиозном, национальном, этническом и гражданском уровнях. Представлены данные исследования проявления идентичности у современной дагестанской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Алибекова Сиядат Яхьяевна, Султанахмедова Залина Гаджитаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданская, этническая и религиозная идентичности современной дагестанской молодежи»

24

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 316.346.32.-053.6

ГРАЖДАНСКАЯ, ЭТНИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ

ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2013 Алибекова С.Я., Султанахмедова З.Г.* Дагестанский научный центр РАН * Дагестанский государственный университет

В статье обсуждаются проблемы идентификации дагестанцев на религиозном, национальном, этническом и гражданском уровнях. Представлены, данные исследования проявления идентичности у современной дагестанской молодежи.

The authors of the article discuss the problems of Dagestan people’s identity at religious, national, ethnic and civil levels. They represent the data of the research of the identity display of the modern Dagestan youth

V stat'e obsuzhdajutsja problemy identifikacii dagestancev na religioznom, nacional'nom, jet-nicheskom i grazhdanskom urovnjah. Predstavleny dannye issledovanija projavlenija identichnosti u sovremennoj dagestanskoj molodezhi.

Ключевые слова: этничность, социальная идентичность, гражданская идентичность, этническая идентичность, религиозная идентичность.

Keywords: ethnicity, social identity, civil identity, religious identity,

Kljuchevye slova: jetnichnost', social'naja identichnost', grazhdanskaja identichnost', jet-nicheskaja identichnost', religioznaja identichnost'.

Особую актуальность сегодня приобретает изучение особенностей формирования гражданской, этнической и религиозной идентичностей. Идентичность - многомерный процесс человеческого становления. Поиски идентичности актуальны, в первую очередь, для современной молодежи в процессе становления информационного общества и глобализации социальной системы. Проблемой является преодоление разрыва между практикой социальных трансформаций и восприятием их личностью или группой. В современном обществе кризис идентичности обнаруживается в различных девиантных проявлениях. Модернизация в XX веке входит в повседневную жизнь, индивидуализируя биографии и стили жизни, всюду дух соревнования и необходимости выбора места, времени, формы досуга, учебных курсов и завязывания социальных контактов. Модернизация и рост цивилизованности вызывают становление новых, все более изощренных форм социального контроля [3. С. 238].

Исследование представляется актуальным в свете того, что существующие практики удовлетворения потребностей в формировании гражданской идентичности и поддержании позитивной этнической и религиозной идентичностей характеризуются дополнительными сложностями и особенностями. Указанные идентичности образуют сложный симбиоз категорий в силу политикоисторических причин, начинают наполняться определенным эмоциональным и оценочным содержанием, что вносит дополнительную сложность в протекание идентификационных процессов.

Возросший в последние годы интерес к этничности на фоне глобализации порождает множество противоречий. К тому же события после распада СССР привели к возросшему, по большей части спекулятивному интересу к этничности. При этом национальная идентичность и ее политическое измерение -самосознание граждан общества - систематически подменяется этнической, религиозной либо просто культурной.

Общественные и гуманитарные науки

• ••

25

Проблема усугубляется существующим противоречием в использовании этнических и квазиэтнических категорий как в официальной риторике, так и в академическом дискурсе. Одной из главных движущих сил в процессе воспитания молодых граждан является гражданская идентичность как некий базовый процесс в формировании зрелого взгляда на окружающий мир и политические реалии в сложных и переменчивых условиях современности.

Целью данного исследования является изучение соотношения системного взаимодействия между гражданской, этнической, религиозной идентичностями и отчуждением в сознании молодежи в идеологических текстах и в содержании СМИ в контексте эволюции идентичностей.

В последние годы возрос интерес к феномену этничности в условиях глобализации, который порождает множество противоречий. Национальная идентичность и ее политическое измерение - самосознание граждан общества - систематически подменяется этнической, религиозной либо просто культурной. Одной из главных движущих сил в процессе воспитания молодых граждан является гражданская идентичность как базовый процесс в формировании зрелого взгляда на окружающий мир и политические реалии в сложных и переменчивых условиях современности.

Степень воздействия религиозной идентичности факторов противостояний на происходящие процессы зависит от исторических условий, особенностей социально-политического строя, демократических и культурных традиций данного общества, от уровня правового и нравственного развития его членов, амбиций его лидеров, нередко представляющих собственные интересы в качестве интересов всей культурной общности. Поэтому изучение роли религии как дополнительного импульса в противостоянии идентичностей и формировании мировоззрения молодежи нельзя сбрасывать со счетов.

Анализ исследований показал, что постепенно религиозная идентичность приобретает черты культурной идентичности, а религиозная самоидентификация осуществляется не только на основании той или иной конфессиональной принадлежности, но и за счет соотнесения себя с определенной национальной культурой. Идентификация

основана на процессах интеграции и дифференциации [5. С. 15].

Рассматривая взаимосвязь религиозной идентичности с этнической идентичностью, мы неминуемо сталкиваемся с проблемой межэтнических конфликтов, а значит - с этнической толерантностью и интолерантностью. Исследования М.Н. Губогло выявили, что конфликтная ситуация может возникнуть скорее на почве этнической принадлежности, чем религиозной. Если человеку его этническая принадлежность более дорога, чем религиозная, то и борьба за повышение этнического статуса обретет более острый характер. Исходя из этого, М.Н. Губогло заключает, что участие молодежи в межэтнических конфликтах более вероятно, чем в конфликтах на религиозной почве [2. С. 255-289]. Этническая идентичность — динамическое явление, которое подразумевает взаимодействие различных уровней анализа: на уровне индивида, социума и культуры. Этническая идентичность рассматривается в соотношении с понятиями этничности и этнического самосознания. В то же время, согласно Т.Г. Стефаненко, этническая идентичность не всегда совпадает с эт-ничностью [7. С. 367-404].

В идентичности отражаются представления человека о принадлежности к определенной общности и отличия от других. Этническая, религиозная и гражданская идентичности как разновидности социальной идентичности означают осознание индивидом единства и целостности «своей» общности принципом противопоставления «чужим» общностям.

Как показывает история, смена гражданской идентичности может сопровождаться сильным кризисом, как это было в период развала СССР. Идентификация личности зависит от социальноисторического контекста ее развития и становления. Связи между гражданской идентичностью и этнической идентичностью усиливаются в определенных экстремальных ситуациях: при стихийных бедствиях (землетрясения в Дагестане), в военных условиях (нападение чеченских боевиков в 1999 г. в Ботлихском районе), при антитеррористических операциях наблюдается ярко выраженная позитивность гражданской идентичности. Позитивность гражданской идентичности вознаграждается позитивностью этнической идентичности, т. е. гор-

26

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

дость за свой народ, положительные эмоции, связанные со своей этнической группой, автоматически относятся и к стране. Позитивное состояние одной идентичности автоматически переносится на другие, и, наоборот, негативность какой-либо идентичности как плесень распространяется на остальные.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что развитие идентификационных процессов в Дагестане в целом направлены на поиск решения социальных проблем путём конструирования нового типа идентичности, который мог бы объединить проживающие на данной территории этносы.

В 2013 г. нами проводились социологические исследования по проблемам идентификационных процессов среди дагестанской молодежи. Выборка составила 300 человек. Респонденты отобраны по месту учебы или жительства. В ходе опроса были получены следующие результаты на вопросы: «Насколько для Вас значима национальная принадлежность?» ответили, что значима - 86%; мало значима - 10%; совсем не значима - 4%.

«Что для Вас является признаком этнической самоидентификации?» обозначили знание родного языка - 25% респондентов; знание традиционной и современной культуры своего народа -52%; знание истории своего этноса -23%. «Знаете ли Вы историю и культуру своего этноса?»

я читаю родную литературу и историю - 10%; я знаю традиции своего народа - 25%; я соблюдаю обычаи своего этноса - 45%; не придерживаюсь никаких обрядов - 20%. На вопрос «Как Вы относитесь к межнациональным бракам?» ответили: категорично против межнациональных браков ответов практически не было; отдали предпочтение в браке представителям своей национальности - 31%; национальность в браке не имеет значения - 69%. По данному вопросу особых расхождений в ответах по сравнению с советским периодом не наблюдается. Проблемой в межнациональных браках является лишь отсутствие преемственности языка и традиций каждого из этносов. «Значимо ли для Вас знание своего языка и общение на нем?» одобрили - 68%; отрицают - 32%. Язык - носитель духовности народа, его исторического и культурного опыта. «Любой язык, - пишет академик Г.Г. Гамзатов, - будь он языком самого малочисленного народа, -

огромная духовная ценность, в нем сконцентрирован многотысячелетний опыт народного мышления. Являясь удивительнейшим из всех даров, которыми наделен человек, родной язык цементирует опору национального и общественного сознания, социального прогресса, межнациональной гармонии, участником и творцом которых человек хочет себя осознавать и видеть и имеет на это право» [1. С. 81].

Применительно к Дагестану диапазон поиска этничности можно очертить вокруг нескольких (планетарный, мировой, российский, северокавказский, дагестанский, этнический, субэтнический, джамаатский, тухумный) уровней, в которых каждая личность пытается найти «связующие звенья» и родовые, родственные ниши [4. С. 271]. Разносторонние связи между дагестанскими народами и дагестанцев с внешним миром способствовали возникновению различных по сферам применения и ареалам распространения форм многоязычия. При всей сложности этноязыковых связей, разнообразии форм многоязычия процессы ассимиляции в конце XIX - первой половине XX вв. носили эпизодический характер и были связаны главным образом с миграциями отдельных семей в иноэтническую среду. Естественная вслед за культурной ассимиляцией трансформация этничности и самосознания имела в Дагестане свои нюансы. Даже после полной «натурализации» в новой среде потомки выходцев из «других» мест или этнических групп на протяжении пяти и более поколений продолжали помнить об их «родовом селении». Важнейшей характеристикой традиционной социальной структуры Дагестана является то, что первичную основу этой структуры составляли «самостийные» сельские общины - джамааты [4. С. 266]. Хотя со временем институт джамаатства редко практикуется, но имеет свое значение и влияние.

Как отмечает М.М. Магомедханов, под предлогом борьбы с национализмом шло постепенное вытеснение национальных языков из сферы образования, затушевывание национального своеобразия культур, внушение стереотипов о том, что культурный советский человек - это тот, кто избавился от «национальной скорлупы», религиозного дурмана и прочих признаков «национальной ограниченности [4. С. 268]. Ро-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

27

довая принадлежность является конструктивным ядром этнического самосознания и компонентом дагестанской идентичности.

Дагестанцы никогда не теряли свою идентичность благодаря традиционной преемственности даже в советский период, когда был прерван естественный процесс идентификации в связи распространением государственной коммунистической идеологии. Однако демократическая перестройка, объявившая свободу личности и общества, привела их к социальному кризису. Часть из них успешно прошла процесс ресоциализации и обрела более высокий статус, а кому не удалось приспособиться, маргинизо-валась. Из среды отчужденных стали формироваться адепты экстремизма, последствия которых ощущаются и по сей день. Настораживают результаты опроса. Вопрос «Что является для Вас приоритетным?» выявил, что лишь 20% считают общечеловеческие ценности; 26% - этнические ценности; 42% - религиозные ценности; 14% - гуманизм. Вызывает опасение относительно низкий показатель гуманизма. Что не свойственно кавказцам, в частности, дагестанцам. Это можно принять как временное явление и недоверие к системе ценностей, постоянно меняющихся. Кстати, либеральный индивидуализм тоже стал одним из факторных показателей современных социальных отношений.

Религиозная идентификация представляет собой сложный конгломерат способов конструирования идентичности. Религиозность современной дагестанской молодежи имеет достаточно поверхностный и формальный характер. На вопрос «Что для Вас значит религиозная принадлежность?» даны ответы: соблюдаю все предписания своей религии - 17%; не соблюдаю, но считаю себя представителем религии - 10%; частично соблюдаю - 42%; не имеет значения - 12%. «Что означает на ваш взгляд рост религиозного сознания?» -повышение уровня культуры - 13%; душевное спокойствие - 57%; дань традиции - 30%. Такую высокую оценку религиозных ценностей респонденты связывают с верой в общественную стабильность и, как указано в ответах, с душевным спокойствием, хотя многие из них даже не соблюдают обряды. Однако дагестанская молодежь, которая идентифицирует себя с мусульманами, толерантна к другим конфессиям. На

это указывают следующие ответы респондентов. «Каково Ваше отношение к другим религиям?» отрицательное - 31%; положительное - 69%. В начале 90-х годов многие исследователи считали, что ислам может оказаться влиятельной интегрирующей силой, способной объединить этнические группы и национальности. Однако ислам в Дагестане не стал стабилизирующим фактором. Тому подтверждением являются ответы на следующий вопрос «На почве каких противоречий могут возникать конфликты среди дагестанской молодежи?» указали на межнациональные - 28%; межрелигиозные - 40%; бытовые - 32%, то есть на современном этапе осознают вероятность конфликтов на религиозной почве больше, чем других и при этом не между различными конфессиями, а внутриисламские противоречия. Можно предположить, что ответ на этот вопрос рисует картину неприемлемости большинством респондентов нетрадиционных течений в исламе, хотя именно молодежь больше подвержена влиянию сторонников ваххабизма. То есть происходит неклассическая религиозная идентификация. «Приводит ли рост религиозности к интолерантности?» Ответы: да - 56%; нет - 44%.

Спецификой религиозной ситуации в РД является резкий рост политизации ислама, использование его авторитета и моральной силы в политических целях, в том числе и религиозно-политическими экстремистами [8. C. 150].

На открытый вопрос о позитивной перспективе «Что, по Вашему мнению, нужно предпринять для повышения статуса дагестанской молодежи среди российской и зарубежной общественности?» получены следующие ответы: стать воспитанным и образованным; повысить культуру; вести себя за пределами республики, как и в Дагестане по традиционным нормам. Однако на вопрос «В чем Вы видите патриотизм?» гражданская позиция опрашиваемых ограничивается следующим ответом: в служении в армии (муж. п.). Исходя из данного ответа видно, что спектр применения в республике гражданских функций ограничен. Вероятно, это связано с недостаточным развитием гражданского общества в Дагестане.

Этническая идентичность формируется, прежде всего, основываясь на системе этнических ценностей и ценностных ориентаций, поскольку реальная деятельность

28

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2013

индивида, в том числе и этническое поведение, определяется ценностными ориентациями, которые представляют собой систему фиксированных установок. В свою очередь система фиксированных установок формируется, основываясь на структуре этнических ценностей. Таким образом, ценностные ориентации, обусловливают направленность поведения личности. Определения жизненной позиции личности влияют на самоидентификацию индивида в этническом пространстве. Этнические границы являются основными маркерами, формирующими этническую идентичность. Наиболее активными агентами, трансформирующими этничность, являются этнические маргиналы.

По эмпирическому наблюдению уникален процесс становления этнической идентичности выходцев из межэтнической семьи. Важность этничности для них снижается от поколения к поколению. Агенты из подобных семей представляют собой, как правило, этнических маргиналов. Попадая в ситуацию взаимодействия, основанной на этнической принадлежности участников взаимодействия, маргиналы попадают в достаточно сложную для них ситуацию, при которой они либо не могут вступить во взаимодействие, либо вынуждены адаптироваться к непривычным условиям новой семьи.

Исследование идентичностей показало, что степень религиозности в дагестанском обществе возрастает и тесно взаимосвязана с групповой идентификацией, прежде всего, с семьей, коллективом, группой единомышленников. На данном этапе превалирует религиозная идентичность дагестанской молодежи.

Исходя из проведенного анализа современных идентификационных про-

цессов и направления их в конструктивное русло, можно предложить следующие практические рекомендации:

- приоритет конституционных прав и свобод личности, независимо от его национальной и религиозной принадлежности при обеспечении условий для сохранения полиэтничности и поликонфес-сиональности, свободного национальнодуховного развития всех населяющих его этносов Республики Дагестан;

- активное использование в сфере эт-ноконфессиональных отношений научно-обоснованных управленческих мер, стратегически обеспечивающих равноправное развитие и социальное сотрудничество;

- учет всего комплекса культурных, этнополитических, этноконфессиональ-ных и других особенностей этносов;

- утверждение принципов толерантного отношения к религиозным и культурно-языковым различиям, развитие созидательного диалога между народами, этническими, религиозными, культурными группами и между отдельными людьми.

- разработка действенных мер и механизмов внедрения норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму;

- использования в полной мере возможностей системы образования при решении задач формирования установок толерантного поведения у молодежи, профилактики национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов;

- реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.

Примечания

1. Гамзатов Г.Г. Лингвистическая планета Дагестан. Этноязыковой аспект освоения. М., 2005. 81 с. 2. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. М., 2003. С. 255-289. 3. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993. 238 с. 4. Магомедханов М.М. Дагестанцы: Этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. М. : ООО «ДИНЭМ», 2008. 266 с. 5. Российская идентичность в социологическом измерении: Информ.-аналит. бюлл. Ин-та социологии РАН. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 15. 6. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. 7. Стефаненко Т.Г. Язык, этническая идентичность и межэтническое взаимодействие // Межкультурный диалог. М.: Изд-во РУДН, 2003. С. 367-404. 8. Ханбабаев К.М. Роль религиозного фактора в общественной-

политической жизни РД // Социально-экономические процессы в Республике Дагестан // Мат-лы республ. науч.-практ. конф., 30 ноября 2001 г. Махачкала, 2002. 150 с.

Notes

1. Gamzatov G.G. Dagestan linguistic planet. Ethno-linguistic aspect of the development. M., 2005. 81 p. 2. Guboglo M.N. The identity identification of. M., 2003. P. 255-289. 3. Gurevich A.Ya. The historical synthesis and the “Annals” school. M., 1993. 238 p. 4. Magomedkhanov M.M. Dagestan

Общественные и гуманитарные науки

• ••

29

people: ethno-linguistic and socio-cultural aspects of the consciousness. M: “DINEM” LLC, 2008. 266 p. 5. Russian identity in the sociological dimension: inform.-analit. bull. The Institute of Sociology, RAS. M: Institute of Sociology, RAS, 2008. P. 15. 6. Sikevich Z.V. The sociology and psychology of ethnic relations: Tex-book. SPb.: V.A. Mikhailov's Publishing, 1999. 7. Stefanenko T.G. The Language, ethnic identity and interethnic interaction // Intercultural dialogue. M: RUPF Publishing, 2003. P. 367-404. 8. Khanbabaev K.M. The role of the religious factor in the social-political life in

the RD // Socio-economic processes in the Republic of Dagestan. Materials of the Republ. Scientific and-practical conf. November, 30, 2001. Makhachkala, 2002. 150 p.

Primechanija

1. Gamzatov G.G. Lingvisticheskaja planeta Dagestan. Jetnojazykovoj aspekt osvoenija. M., 2005. 81 s. 2. Guboglo M.N. Identifikacija identichnosti. M., 2003. S. 255-289. 3. Gurevich A.Ja. Is-

toricheskij sintez i shkola «Annalov». M., 1993. 238 s. 4. Magomedhanov M.M. Dagestancy: Jetno-jazykovye i sociokul'turnye aspekty samosoznanija. M.: OOO «DINJeM», 2008. 266 s. 5. Rossijskaja identichnost' v sociologicheskom izmerenii: inform.-analit. bjull. In-ta sociologii RAN. M.: In-t sociologii RAN, 2008. S. 15. 6. Sikevich Z.V. Sociologija i psihologija nacional'nyh otnoshenij: Uchebnoe po-sobie. SPb.: Izd-vo V.A. Mihajlova, 1999. 7. Stefanenko T.G. Jazyk, jetnicheskaja identichnost' i

mezhjetnicheskoe vzaimodejstvie // Mezhkul'turnyj dialog. M.: Izd-vo RUDN, 2003. S. 367-404. 8. Hanbabaev K.M. Rol' religioznogo faktora v obshhestvennoj-politicheskoj zhizni RD // Social'no-jekonomicheskie processy v Respublike Dagestan. Mat-ly respubl. nauch.-prakt. konf., 30 nojabrja 2001 g. Mahachkala, 2002. 150 s.

Статья поступила в редакцию 07.09.2013 г.

УДК 316.346.32

ПОТЕНЦИАЛ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО

РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 201з Мустафаев Ф.М., Мустафаева З.С. Дагестанский государственный педагогический университет

Статья посвящена актуальной проблеме современной социально-философской науки, связанной с определением методологического потенциала цивилизационной парадигмы, представленной комплексом теорий, концепций, направлений, представляющей интерес для осмысления современной российской цивилизации, находящейся на сложном этапе цивилизационного развития и самоопределения.

The article deals with the urgent problem of the modern social philosophical science, associated with the definition of the methodological potential of the civilizational paradigm presented complex theories, concepts, areas of interest for understanding the modern Russian civilization, which is at the difficult stage of civilization development and self-determination

Stat'ja posvjashhena aktual'noj probleme sovremennoj social'no-filosofskoj nauki, svjazannoj s opredeleniem metodologicheskogo potenciala civilizacionnoj paradigmy, predstavlennoj komplek-som teorij, koncepcij, napravlenij, predstavljajushhej interes dlja osmyslenija sovremennoj ros sijskoj civilizacii, nahodjashhejsja na slozhnom jetape civilizacionnogo razvitija i samoopre-delenija.

Ключевые слова: цивилизация, цивилизационная парадигма, культура, локальная цивилизация, российская цивилизация.

Keywords: civilization, civilizational paradigm, culture, local civilization, Russian civilization Kljuchevye slova: civilizacija, civilizacionnaja paradigma, kul'tura, lokal'naja civilizacija, ros-sijskaja civilizacija.

Цивилизационный анализ является динамично развивающейся сферой современного гуманитарного знания, которое разворачивается на пересечении

ряда научных дисциплин, таких как философия, история, философия, геополитика и т.д., позволяет обновить взгляд на всемирно-исторический процесс и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.