В. И. МОРОЗОВ
ГРАЖДАНИН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
учебное пособие, гражданин, современная Россия, избирательный процесс, система выборов, отечественная государственная служба
Статья содержит краткое описание учебного пособия «Гражданин современной России», созданного коллективом авторов, в число которых вошли ученые Северо-Западной академии государственной службы, Санкт-Петербургского государственного университета, а также практики в области государственного управления - сотрудники Избирательной комиссии Ленинградской области.
Авторами идеи и создателями учебного пособия «Гражданин современной России» явился коллектив авторов, в который вошли ученые СевероЗападной академии государственной службы Санкт-Петербургского государственного университета, а также практики в области государственного управления — сотрудники Избирательной комиссии Ленинградской области [1]. Издание допущено комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области в качестве учебного пособия по элективному курсу «Гражданин современной России» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Учебное пособие не претендует на то, чтобы заменить собой имеющиеся в школе курсы отечественной истории или обществознания, его авторы пре-
KEY WORDS:
text book, citizen, contemporary Russia, election process, system of elections, national public administration
The article contains short description of the text-book “A Citizen of Contemporary Russia” written by the team of authors among whom the scientists of the North-West Academy of Public Administration, as well as of the Saint-Petersburg State University are present. The participants also include the practical experts in the field of state management: the administrative officers of the Election Commission of the Leningrad Region.
следовали иные задачи, основное содержание которых — дать представление школьникам о российском государстве, об отечественной государственной службе, о современном избирательном процессе и системе выборов в России. Наряду с другими учебными пособиями обществоведческого цикла издание сможет способствовать формированию активной жизненной позиции школьников.
Формирование осознанной гражданской позиции у молодых людей -задача первостепенной важности. К сожалению, новейшая мировая история знает немало примеров использования молодежи как ударной силы в борьбе, направленной на подрыв основ государственности. Быть гражданином -значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою
Управленческое консультирование. 2009. № 3
211
Отклики на книги
Отклики на книги
историю, процессы, протекающие в обществе, поэтому ключевым понятием книги является понятие патриотизма как ответственности гражданина за все, что происходит в его стране.
Учебное пособие обращено к старшеклассникам не только как к представителям учащейся молодежи, но и как к сознательным гражданам России. Центральное место при обсуждении гражданских прав занимают избирательные права. Авторы не только приводят сведения о том, что существует пассивное и активное избирательное право, но и объясняют школьникам, что этими правами необходимо пользоваться осознанно, понимая, к каким последствиям может и должен привести осознанный выбор при голосовании. В учебном пособии специально обсуждается проблема абсентеизма, убедительно доказывается, что демократические права и свободы граждан состоят как раз в том, что простые люди, рядовые граждане могут и должны определять политику государства, выбирая власть на всех уровнях: от муниципальных советов до Президента страны.
Одним из вопросов, которые рассматриваются в пособии, является официальная государственная символика Российской Федерации, ее административно-территориальное деление, ее население и экономика. Авторы не скрывают проблем, которые существуют в нашей стране, полагая, что многие из них в будущем придется решать именно сегодняшним школьникам.
Существенный раздел посвящен национальным завоеваниям России, в том числе ее достижениям в области образования, науки и техники. Авторы отвечают на вопросы о том, как соотно-
сятся государственность и военное строительство; в чем заключалась военная реформа Петра I; каковы были основные факторы победы в Великой Отечественной войне; каков вклад народов России в защиту общей Родины; в чем состоит современная оборонная доктрина России.
Сегодня вопросы истории, в том числе военной, приобретают особое звучание. Известны попытки отдельных западных политиков пересмотреть итоги Второй мировой войны, поэтому российские школьники должны получать систематизированную и фактографическую информацию о том, как в реальности разворачивались военные события, кем и какой ценой была добыта победа и свобода для народов Европы. Свой вклад в решение этой задачи вносит и учебное пособие «Гражданин современной России».
Интересным для читателей представляется раздел, посвященный праздникам и праздничным традициям России, включая религиозные, в который вошли материалы, призванные участвовать в формировании гражданско-патриотической позиции молодежи. Наша страна многонациональна и многоконфессиональна. Сегодня, как известно, происходит возрождение национальных и религиозных традиций. Чтобы это возрождение не обернулось национальной и религиозной рознью, необходимо, чтобы люди (в том числе молодежь) лучше знали и понимали друг друга, с уважением относились к чужим традициям. Ограниченный объем учебника не позволил авторам подробно рассмотреть все религиозные традиции, поэтому в нем представлены основные праздники только двух самых
212
Научно-практический журнал
крупных конфессиональных групп России — православных и мусульман.
Одним из основных вопросов, рассматриваемых в данном пособии, является система организации власти в нашей стране, начиная с главы государства — Президента и заканчивая органами местного самоуправления. Авторы подробно, но при этом достаточно простым и доступным языком описывают институт президентства, характеризуя Президента как выразителя общенациональных интересов; систему государственной власти и местного самоуправления в России, особое внимание уделяя институту государственной службы. Очень важным представляется и разговор о гражданском обществе и его значении для развития демократии в стране.
Авторы издания освещают практические вопросы реализации социально ответственного гражданства и патриотизма, знакомят с основами избирательного права, в том числе с его особенностями в России, с организацией выборов, с избирательным процессом в целом. В учебном пособии анализируется гражданская политическая культура как основа патриотизма в демократическом обществе. Тема патриотизма красной нитью проходит сквозь всю книгу, не только как один из аспектов научного исследования, но и как позиция самих авторов учебного пособия.
В приложениях ко всем главам издания приводятся справочные материалы, литература для самостоятельного изучения, адреса сайтов в Интернете, где можно найти сведения по проблемам, рассмотренным в каждой главе. Большой объем дополнительной и
справочной информации позволит школьникам не только освоить учебный материал, но и сформировать собственную точку зрения по рассматриваемым в книге вопросам и, в случае необходимости, суметь ее аргументированно отстоять.
Особенностью рассматриваемого учебного пособия является его региональный компонент. Хотя книга называется «Гражданин современной России», элективный курс с таким названием введен пока только в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области. Учитывая это, авторы, совместно со специалистами Ленинградского областного института развития образования, подготовили специальные информационные вставки по этому региону, отражающие общественно-политическое устройство, культурное достояние и историческое наследие, законодательство Ленинградской области. Тем самым у школьников появляется возможность знакомиться не только с материалами о России в целом, но и лучше узнавать свою «малую Родину», субъект Федерации, в котором они родились и выросли, в котором им предстоит стать избирателями.
С учетом того, что у каждого российского региона есть свои культурно-исторические и политико-правовые особенности, думается, что у этого издания есть будущее, как минимум — в перспективе создания ее региональных вариантов.
Следует отметить своевременность, востребованность этого издания, связанную с необходимостью применения новых форм и методов патриотического воспитания молодежи.
1. Гражданин современной России: учеб. пособие / под общ. ред. А. С. Горшкова. СПб, 2009.
Управленческое консультирование. 2009. № 3
213
В. И. Морозов. Гражданин современной России