А.И. Богачев, кандидат экономических наук, директор ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», E-mail: [email protected]
М.Г. Полухина, научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО «Орловский ГАУ», E-mail: [email protected]
УДК 338.431.2
ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА МЕСТНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕЛЬСКИХ ГРАЖДАН В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Грантовая поддержка играет важную роль в повышении социальной активности населения. В статье рассматриваются вопросы развития грантовой поддержки на сельских территориях. Автором проанализировано современное состояние грантовой поддержки сельских инициатив в Орловской области. Отмечается тот факт, что грантовая поддержка имеет огромный потенциал, хотя и находится на начальном этапе своего развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, грантовая поддержка, местные инициативы, Орловская область.
Abstract. Grant support plays an important role in increase of social activity of the population. The paper focuses on development of grant support in rural areas at the modern stage. The author analyzed the current state of the grant support rural initiatives in the Oryol region. It is noted that grant support has huge potential, though is at the initial stage of the development.
Key words: sustainable development, rural areas, grant support, local initiatives, Orel region.
В современных условиях развития местного самоуправления и реформирования в сельской местности особую актуальность приобретает решение задачи повышения социальной активности населения, под которой понимается совокупность форм деятельности и инициатив граждан, сознательно ориентированных, прежде всего, на решение местных проблем и задач. Важность данного направления заключается в том, что участие населения в решении вопросов местной жизни является необходимым условием успешного функционирования местного сообщества в муниципальном образовании, а также рассматривается мировым сообществом как необходимое условие цивилизованного развития любого государства. По данным доклада об устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации 2014 года потребность быть не только услышанным, но и желание стать активными участниками реализации различного рода проектов отмечается в большинстве муниципальных образований [2].
Мировая практика свидетельствует о том, что существует множество подходов и моделей привлечения ресурсов для обеспечения активности граждан. Одним из эффективных инструментов привлечения инвестиций в социальную сферу и развития социальной активности населения является грантовая поддержка местных инициатив, которая дополняет более масштабные формы финансирования развития сельских территорий [1].
Начиная с 2014 года на территории Орловской области в рамках областной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» реализуются мероприятия по грантовой поддержке местных инициатив сельских граждан. Гранты предоставляются в размере не более 60% общей стоимости проекта в пределах 2 млн. руб. на безвозмездной безвозвратной основе органу местного самоуправления или органу территориального общественного самоуправления сельского поселения на реализацию общественно значимых некоммерческих проектов с участием граждан, проживающих в сельской местности, по трем приоритетным направлениям поддержки:
- создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
- поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел [4].
Проекты могут быть разработаны жителями села и их объединениями, сельскими муниципальными образованиями и действующими на их территории хозяйствующими субъектами.
За период действия областной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» предполагается осуществить реализацию 22 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку (табл. 1). Ресурсное обеспечение реализации указанного направления составляет 11 млн. руб. , в том числе 6,6 млн. руб. за счет грантов (средства федерального и регионального бюджетов) [3].
Таблица 1 - Параметры ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» в части мероприятий _по грантовой поддержке местных инициатив_
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Всего по Госпрограмме
Общий объем финансового обеспечения, млн. руб. 1 1 1 1,5 2 2 2 11
в т.ч. из средств федерального бюджета 0,3 0,3 0,3 0,45 0,6 0,6 0,6 3,3
из средств регионального бюджета 0,3 0,3 0,3 0,45 0,6 0,6 0,6 3,3
из средств бюджета муниципальных образований 0,3 0,3 0,3 0,45 0,6 0,6 0,6 3,3
из внебюджетных источников 0,1 0,1 0,1 0,15 0,4 0,4 0,4 1,1
Количество реализованных проектов местных инициатив, ед 2 2 2 3 4 4 5 22
Следует отметить, что для инициативных проектов местного (локального) уровня характерен ряд особенностей:
1) достижение ощутимых результатов в короткий срок (проект реализуется в рамках 1 года);
2) устойчивость полученных в ходе выполнения проекта изменений;
3) меньшая величина запрашиваемых на реализацию финансовых ресурсов по сравнению с решением подобных проблем за счет текущих региональных или федеральных программ;
4) направленность проектов на небольшие территории;
5) использование имеющихся местных ресурсов;
6) активное участие граждан в решении местных проблем;
7) привлечение и использование добровольного труда сельских жителей;
8) участие широких слоев населения и бизнеса в реализации проектов в сельской местности.
В 2014 году по результатам окончательного отбора в Министерстве сельского хозяйства РФ субсидии для финансирования местных инициатив были предоставлены бюджетам трех муниципальных образований Орловской области для реализации следующих проектов:
- обустройство детской игровой площадки в селе Корсаково Корсаковского район (сумма гранта 120 тыс. руб.);
- обустройство спортивной игровой площадки в селе Паньково Паньковского сельского поселения Новодеревеньковского района (138 тыс. руб.);
- восстановление и обновление братского захоронения советских воинов «Вспомнить всех поименно» в деревне Калинеево Тельченского сельского поселения Мценского района (354 тыс. руб.).
Общий объем финансирования составил 1020,6 тыс. руб. (против 928 тыс. руб. согласно достигнутого Соглашения), из которых на средства гранта пришлось 612 тыс. руб. За счет средств федерального бюджета было профинансировано 300 тыс. руб., регионального бюджета - 312 тыс. руб. Увеличение суммы финансирования удалось достигнуть за счет роста привлеченных средств из местного бюджета на 60,27% (237,2 тыс. руб. против 148 тыс. руб.) и внебюджетных источников на 1,96% (171,3 тыс. руб. против 168 тыс. руб.).
Основные параметры финансирования указанных проектов представлены в таблице 2.
В 2015 году на территории Орловщины в рамках мероприятий по грантовой поддержке сельских инициатив не было реализовано ни одного проекта, что, в первую очередь, объясняется секвестром областного бюджета и отсутствием заложенных средств на мероприятия по грантовой поддержке.
В 2016 году из регионального бюджета на поддержку местных инициатив планируется выделить порядка 600 тыс. руб., обеспечив общий уровень финансирования порядка 1,5 млн. руб. По состоянию на начало сентября 2015 года в Департамент сельского хозяйства Орловской области было подано 7 заявок на получение грантовой поддержки сельских инициатив. Среди потенциальных проектов для апробации на территории региона выступают создание и обустройство детской игровой площадки в деревне Шалилово, создание и обустройство зоны отдыха с тропой лесника в поселке Колпны и ряд других.
Таблица 2 - Финансирование проектов гражданских инициатив _на грантовой основе в Орловской области, 2014 г._
Обустройство детской игровой площадки в с. Корсаково Обустройство спортивной игровой площадки в с. Паньково Восстановление и обновление братского захоронения советских воинов в д. Калинеево Общий объем финансирования по Орловской области
Общие расходы по проекту, в т.ч. за счет 200 230,6 590 1020,6
Грант 120 138 354 612
из них: - федеральный бюджет 61,2 70,3 180,5 312
- региональный бюджет 58,8 67,7 173,5 300
Местный бюджет 30 46,3 118 194,3
Вклад граждан, ИП и юр. лиц 50 46,3 118 214,3
из них: - граждане 5 20 45 70
- ИП 10 20 28 58
- юр. лица 35 6,3 45 86,3
Стоит отметить, что грантовая поддержка местных инициатив, безусловно, не может решить все существующие вопросы. Однако она может выступить в роли средства, способного запустить механизм дальнейшего активного участия граждан в жизни своего родного населенного пункта, что может стать основой сохранения и развития села.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богачев А.И., Полухина М.Г. Методический подход к оценке социального развития сельских территорий // Наука и образование. 2015. №1
2. Доклад «Об устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации». Москва, Кремль,
2014
3. Областная программа «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Орловской области №411 от 4.12.2013. // http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 149879/(дата обращения 20.07.2015)
4. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ №598 от 13.07.2013. // http://base.garantru/70419016/#5 (дата обращения 20.07.2015)