УДК 4QQ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОБРАЗА МЕТЕЛЬ В ТЕКСТЕ
© Наталия Викторовна Кобзева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры русского языка, e-mail: [email protected]
В статье описываются речевые средства, создающие художественный образ метели, который повторяясь в контекстах, часто обретает дополнительные оттенки смысла, что отражает художественный мир поэтов.
Ключевые слова: текст; текстовая единица; образность; авторская семантика; языковые средства.
Как известно, каждый писатель в своем произведении рассказывает о том, что его волнует, передает свои мысли, идеи, которые воплощаются в каком-то словесном образе. Этот образ, повторяясь в различных контекстах, обретает дополнительные оттенки смысла. Значение же слова в тексте часто оказывается несколько иным, чем то, которое отражено в словаре.
«Исследуя язык художественного произведения, мы обращаем внимание на речевые средства, создающие художественный образ, то есть анализу подвергаются те общеязыковые средства, которые автор использует для формирования структуры художественного произведения» [1].
Объектом настоящего исследования стал повторяющийся в творчестве русских писателей образ метели, выраженный по-разному и наделенный суммой определенных коннотаций. Этот образ имеет как прямые, так и переносные значения. В творчестве русских писателей порой слово метель отсутствует, т. е. образ выражен имплицитно. Например: ...Прямо навстречу бьет резкий, холодный ветер. В воздухе... кружатся целые облака снежинок (А.П.Чехов «Горе»). Читателю сразу же понятно, что это метель. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: Метель - «ветер, вихрь со снегом; вьюга» [2]. Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» непогоду изобразил так: Снег крестил взад и вперед перед глазами..., а у М.А. Булгакова: Вертело и крутило белым, и косо, и криво, вдоль и поперек. Из всех атрибутов метели в первом примере назван только снег, но глагол крестил показывает движение снега в разных направлениях, что возможно только при наличии ветра. Во
втором примере лексему снег заменяет лексема белым.
К зрительному образу метели часто добавляется звуковой образ. Ярким примером является стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Вначале поэт показывает небо, покрытое мглою, снежные вихри, затем Пушкин переходит к самому голосу вьюги, к чисто слуховому ее ощущению. Для него это не просто ветер, его слух различает возможные оттенки и переходы: то это завывание зверя (вернее всего, волчий вой), то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути. А все это, соединенное вместе, дает поэтический образ разыгравшейся метели, который поэт показывает через простые сравнения с самыми обычными явлениями русской деревенской жизни. Разнообразны производимые вьюгой звуки, которые сливаются в общем музыкальном строе строфы. Ударение в словах падает преимущественно на звуки [о] и [а], что само по себе прекрасно передает завывание ветра. Стихотворение начинается с картины разбушевавшейся стихии: Буря
мглою небо кроет, /Вихри снежные крутя... / То, как зверь она завоет, /То заплачет, как дитя.
Первые четыре стиха выделяются звуками [у] и [р] (буря, крутя) и звуковым повтором (зверь, заплачет). У С.Т. Аксакова в повести «Буран»: шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным, повтор шипящего звука [ш] и свистящий [з] позволяют услышать «шипенье» непогоды. А употребление глагола шипело и отглагольного существительного шипенье в данном контексте позволяют автору усилить интенсивность звука. В романе В.В. Бондарева «Горя-
l37
чий снег» звуковое описание метели передано очень ярко. Автор показывает, что существует несколько источников, воспроизводящих звук: вьюжно ударяли нахлесты ветра - забивало снегом оконце - паровоз с диким, раздирающим метель ревом гнал эшелон - белая несущаяся со всех сторон муть -гремучая темнота вагона - мерзлый визг колес - непрерывно предупреждающий рев паровоза. Употребление консонантов [в, з, с, д, г] и соноров [н, л, р] позволяет услышать производимый стук и грохот реального мира. «Голос» метели сливается с диким ревом паровоза, что усиливает звуковое воздействие на читателя.
Кроме визуального и звукового образа метели в творчестве русских писателей встречается осязательный образ: снег летит в правую щеку; несколько сильных порывов ветра стеганули по лицу; ветер ударил снегом в лицо; ударяли нахлесты ветра; невозможно было поднять лицо; ветер выжимал слезы из глаз; колюче-ошпаривающий ветер; тучи колючего снега; давящий в лицо сухой, морозный ветер.
Одним из способов описания зимней стихии является сравнение. В повестях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и В.А. Соллогуба «Метель» земля, покрытая снегом, сравнивается со «скованным морем», а непогода названа бурей, т. к. именно это слово подходит для описания морской стихии. А глыбы снега Соллогуб сравнивает с исполинскими саваннами, которые поднимаются кверху... падают.... и снова поднимаются, похожи на огромные волны. Сравнение падающего снега с исполинскими саванами в «Метели» Соллогуба и с погребальными пеленами в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» показывают метель как стихию, способную уничтожить все на своем пути. В сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена летящие снежинки сравниваются с белыми пчелками. Употребление существительного с уменьшительным суффиксом -к-, позволяет посмотреть на снежинки как на что-то красивое, доброе. Но. собравшись в черную тучу, снежинки действуют как единое целое, а эпитет черная подчеркивает, что снежинки отличаются недружелюбием. Б.Л. Пастернак сравнивает снежинки со звездочками: К белым звездочкам в буране... А С.А. Есенин метель сравнивает с ковром, тройкой и огнем: по двору метели-
ца ковром шелковым стелется; разыгралась тройка-вьюга; под окнами костер метели белой. Костер - это огонь, поэтому здесь идет противопоставление цветов: белый - черный - красный.
Очень часто авторы олицетворяют метель с помощью глаголов действия, характерных только для человека: загремела, свистнула, плясала, посвистывала, плачет, ревела, злилась, гонялась, бушевала, злобно стучала, метала и рвала. В творчестве некоторых авторов находим портретное описание непогоды: Косы растрепаны, страшная, белая, Бегает, бегает, резвая, смелая (С.А. Есенин); В руки белые взяла помело (С.А. Есенин); Злобно стучала кулаками по окну (А.П. Чехов). Иногда метель показана как нечистая сила: Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало (А.П. Чехов) или Проехалась по крыше, потом пропела в трубе, вылетела из нее, прошуршала за окном, пропала (М.А. Булгаков). При описании стихии авторы почти не использовали эпитетов, зато большое количество глаголов позволяет проследить динамику движения непогоды. А сонорный [р] помогает увидеть вьюгу как что-то страшное, зловещее: творилось -вертело - крутило - загремело - вертит - с громом проехалась - прошуршала - пропала.
Развитие зимней стихии можно проследить по изменению цветовой гаммы: от снежной она становится мутно-синей, затем наливается сумерками (полутьма), а затем и вовсе чернеет. Эта темнота очень часто проецируется на жизнь героев произведений. Иногда в цветовую гамму вплетается световая гамма. И цвет, и свет в произведении таят в себе глубинные имплицированные смыслы. Черный выступает уже не как цвет, а как противоположность свету, его отсутствие, затемнение всех цветов. Представляется, что это положение писателей и поэтов говорит о доминировании черного и вытеснении на второй план белого цвета, т. е. происходит нейтрализация оппозиции по признаку цвета. На фоне темноты разбушевавшаяся стихия выглядит еще страшнее. Очень часто в произведениях лексема небо употребляется с эпитетом черный, а лексема земля с эпитетом белый: черное небо - белая
земля. Появляется ощущение, что небо и земля поменялись местами.
Характерная черта поэзии А. Блока - это сочетание в образе контрастных признаков, в т. ч. сочетаний со словами метель и вьюга: снежное вино, брагой снежных хмелей напою, в снежном кубке, полном пены, на снежном костре, под знойным снежным стоном, пожар метели белокрылой, снежный мрак ее очей, как над белой снежной далью пала темная вуаль. В тексте произведений поэта могут располагаться слова с контрастными семантическими признаками. Словам снег, снежный, снеговой, снежнобелый, среброснежный противопоставлены огонь, пламень, пламенный костер, гореть, пожар; темный, мгла, мрак; вино, хмель, кубок темного вина, винный хрусталь. Таким образом, контрастирующие признаки ложатся в основу отдельных символических образов, а также создают символику целого произведения. Многократные повторы слов снежный, вьюга, метель создают своеобразную музыку стихов, а также, вступая каждый раз в новые сочетания, приобретают другое значение и индивидуальный смысл.
Авторы используют в своих произведениях метафоры: метелица ковром шелковым стелется, пронзай меня... иглою снежного огня, драгоценный камень вьюги. Это позволяет показать отношение автора к описываемому предмету (явлению) и ярко обрисовать образ, и даже сравнить несколько образов на основе метафор.
Иногда вместо лексем метель, вьюга в произведениях можно встретить лексемы метельный, вьюжный, что позволяет создать совершенно иной образ. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля: Метельный - «относящийся к метели» [2], а вьюжный - «со вьюгою, сопровождаемый вьюгою» [3]. Так, сочетания метельная зима или вьюжный март уже имеют как прямой, так и переносный смысл.
Образ метели у поэта может являться средством для изображения других образов, связанных с метелью по ассоциации: сыплет черемуха снегом, как метель черемуха машет рукавом, хорошо в черемуховой вьюге, яблонь весеннюю вьюгу, черемуха хорошая запороши порошею. Так, цветы черемухи ассоциируются с белым снегом, метелью, символом неустроенности и белым саваном,
символом смерти, и сочетаются, казалось бы, несовместимые образы: метели и цветущей черемухи. Необычен и эпитет весенняя вьюга. В стихотворении «Я красивых таких не видел» С. Есенина метель - это листва отгоревшей рябины. А В.В. Маяковский с метелью сравнивает пыль, поднятую ветром: В метелях полуденной пыли.
Разнообразны глаголы, которые использует Есенин для описания метели, порой даже, казалось бы, несовместимые: вьюга завывает; заметает пурга; метель жалобно стонет; разыгралась тройка-вьюга; вихорь плачет; метель ревела; визжит метель как будто кабан, которого зарезать собрались; плачет метель, как цыганская скрипка, метель забивает крышу белыми гвоздьми. Так благодаря звукописи создается ощущение, что читатель слышит метель.
Использование односоставных предложений в поэме «Василий Теркин» позволяет А.Т. Твардовскому немногословно обрисовать обстановку действия, создать стремительность событий: В поле вьюга завируха, / В трех верстах гремит война.
В первом предложении сказуемое не названо, но можно определить, что это какой-то глагол со значением бытия. А использование неполных двусоставных предложений позволяет достичь большей выразительности.
И в послевоенной лирике продолжает встречаться метель. В стихотворении Б. Ахмадулиной «Метель» стихия изображена одним глаголом вьюжит. Е.А. Евтушенко в стихотворении «Третий снег» метель передает с помощью глаголов. Но если вначале снег пошел, летел, колебался, то затем значение глаголов «утяжеляется». Снег уже повалил, шумел, кружил, забивал глаза метелью.
Образ метели встречается и в творчестве тамбовских поэтов. В стихотворении
С. С. Милосердова «А за окном метель метет, метет.» движение стихии показано повторением глагола метет, который усиливает эффект действия. М.Н. Румянцева в стихотворении «В метелицу» четыре раза употребляет существительное метель и всего один глагол вспорола. Описания метели как такового нет, но силу стихии можно понять из слов метель - бела, метель темна. Такое противопоставление цветов говорит об обилии падающего снега. Это подчеркивают и слова: метель в степи и у реки, т. е. она по-
всюду. Падающий снег Румянцева сравнивает с перьями из вспоротого пуховика. Так, Румянцева создает как бы своеобразное «кольцо». Повтор лексем или синтаксических единиц не просто усиливает уже известное, а развивает новое содержание, что является, безусловно, структурно значимым.
Таким образом, рассмотрев несколько поэтических и прозаических произведений, можно сказать, что художественный образ метель в творчестве русских поэтов и писателей получает разные трактовки, помогая выразить авторский замысел, тем самым развивая семантику слова в современном русском языке. Это достигается использованием различных языковых средств, с помощью
которых авторы создают неповторимую красоту образа в своем произведении.
1. Ховаев В. И. Семантические наращения образа
в ассоциативном ряду слов // Семантика слова и синтаксические конструкции: межвузовский сборник научных труд / редкол.: проф.
З.Д. Попова и др. Воронеж, 1987. С. 74.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 2. С. 322.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С. 328.
Поступила в редакцию H^^QlQ г.
UDC 400
GRAMMAR MEANS OF EXPRESSION OF BLIZZARD IMAGE IN TEXT
Nataliya Viktorovna Kobzeva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Russian Language Department, e-mail: [email protected]
The article describes speech means creating artistic image of blizzard, which repeating in contexts can often obtain additional gradations of meaning, that reflects artistic world of poets.
Key words: text; text unit; imagery; author’s semantics; speech means.
14Q