Научная статья на тему 'Граффити вчера, сегодня, завтра'

Граффити вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
729
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Construction and Geotechnics
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАСАДЫ ЗДАНИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРЫ / ГРАФФИТИ / СУПЕРГРАФИКА / ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Елена Петровна, Сосновских Любовь Васильевна

К фасадам зданий предъявляются различные требования, в том числе эстетические. Достичь художественной выразительности в оформлении фасада можно различными способами: фрески, панно, суперграфика. Современное граффити, «уличное» искусство создания художественной композиции, может быть с успехом использовано для оформления зданий. Это позволит направить деятельность райтеров на новое понимание значимости настенных работ в формировании среды города и уйти от безликости типовых построек провинциальных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Граффити вчера, сегодня, завтра»

УДК 72.07

Е.П. Кузнецова, Л.В. Сосновских

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ГРАФФИТИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА...

К фасадам зданий предъявляются различные требования, в том числе эстетические. Достичь художественной выразительности в оформлении фасада можно различными способами: фрески, панно, суперграфика. Современное граффити, «уличное» искусство создания художественной композиции, может быть с успехом использовано для оформления зданий. Это позволит направить деятельность райтеров на новое понимание значимости настенных работ в формировании среды города и уйти от безликости типовых построек провинциальных городов.

Ключевые слова: фасады зданий, художественно-эстетические аспекты архитектуры, граффити, суперграфика, городская среда.

Огромную роль в восприятии городской среды играют фасады зданий. С древнейших времен человек украшал стены своего жилища не только внутри, но и снаружи, используя для этого различные доступные приемы.

Современные фасадные технологии ориентированы на применение энергосберегающих долговечных материалов и способов отделки фасадов, которые позволяют быстро и удобно вести работы круглый год.

Однако районы нашей массовой застройки зачастую грешат отсутствием профессионального внимания к художественно-эстетическим аспектам архитектуры. Серая безликость домов-близнецов рождает потребность у жителей, особенно у молодежи, художественного «совершенствования» построек собственными силами. Чаще всего креативные молодые люди пытаются решить эту проблему посредством граффити. К сожалению, результаты такой «самодеятельности» очень редко отвечают эстетическим и социально-культурным нормам.

В связи с этим назрела необходимость обсудить место граффити и суперграфики в эстетической составляющей современной архитектуры, поскольку «новое - это хорошо забытое старое»...

Граффити (итал. £?а$Ш от ^а/Аагв - царапать) - 1) древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т. п. характера, нацарапанные на металлических и других объектах; 2) надписи на стенах здания, сделанные от руки; 3) техника живописи и произве-

дения, выполненные в этой технике; 4) ненормативное «уличное» творчество [1].

Истоки граффити следует искать в древнейшей истории. Первобытные люди, жители Древней Месопотамии, Египта и Греции, американские индейцы и племя майя, представители древнеримской культуры, Средневековья и других периодов социально-культурного развития увлекались росписью плоских поверхностей, напоминающей современное граффити. В Северной Австралии есть целые «галереи» картин, иллюстрирующих события разных эпох. Поэтому граффити-сты - прямые потомки авторов наскальной живописи.

Искусство граффити неразрывно связано с такими направлениями, как суперграфика и монументальная живопись. Монументальнодекоративное искусство (панно и фрески), как средство украшения фасадов в советское время, сегодня почти забыто. В нашем городе сохранилось несколько фасадов зданий с панно, выполненными пермскими художниками в стиле суперграфики, например экстерьер «Мир» художника Р.Б. Пономарева, 1982 г. (рис. 1) [2].

Суперграфика - это самая простая геометрическая роспись без растяжек и сложных цветовых переходов; прием декорирования стен зданий, выработанный архитекторами постмодернизма, - это броские, яркие, лаконичные мотивы, нарисованные на стенах домов, фасадах многоэтажных зданий во всю их высоту.

Рис. 1. Экстерьер «Мир»

Термин «суперграфика» американский архитектор Ч. Мур ввел только в 70-х гг. прошлого столетия [3], хотя интерес к использованию приема декорирования наружных стен зданий во всю их высоту известен давно. В России после революции 1917 г. праздничное оформление городов имело черты, близкие суперграфике, и представляло собой броские, яркие и лаконичные мотивы, нарисованные на стенах домов, фасадах многоэтажных зданий.

Суперграфике часто отводится роль маскировки некрасивых фасадов, глухих торцов зданий. Этот прием служит специфическим

средством периодического обновления городской среды, выполняет функцию цветового и информационного акцента в городе. С помощью суперграфики выделяются входы, подчеркивается функциональная направленность здания. Колористика и содержательная сторона монументальной росписи оказывают сильное эмоциональное воздействие на людей, иногда компенсируют нехватку озеленения и цвета. Использование суперграфики динамично изменяет пространство, придает целостность городской среде, способствует цветовому объединению, помогает обрести собственный неповторимый образ.

Граффити сегодня - это, с одной стороны, современная технология набрызга и распыления краски с использованием баллончиков. С другой стороны - это новая молодежная трактовка «украшения и облагораживания» городской застройки, которая зачастую вступает в конфликт с традиционным пониманием оформления среды города. При этом совершенно очевидно единство функциональной и социальной основы суперграфики и современного граффити (рис. 2).

Рис. 2. Современная суперграфика в технике граффити на фасаде недостроенного дома в г. Перми

Граффити воспринимается нашими современниками неоднозначно. Большая часть населения испытывает чувство справедливого раздражения и возмущения по поводу непрошенных «меток», оставленных граффитистами на архитектурных памятниках, остановочных комплексах, на стенах зданий. Есть попытки свести к минимуму ущерб от деятельности худших представителей спрэй-арта, предоставив для их «творчества» фиксированные площади.

Кое-что в этом направлении уже предпринимается как в столице, так и в нашем городе [4]. В 2011 г. при подготовке к фестивалю «Белые ночи в Перми» силами граффитистов были расписаны практически все бетонные заборы в центре города, огораживающие строительные площадки (рис. 3). Акция «Длинные заборы» пришлась пермякам по душе, так как имела эстетическую, социальную и информационную направленность.

Рис. 3. Новые краски бетонных заборов

Роспись фасадов зданий - один из путей уйти от безликости и серости типовых построек провинциальных российских городов. Для этого необходимо использовать уже имеющийся опыт законной организации этого процесса, накопленный как в нашей стране, так и во всем мире. Прежде чем приступить к воплощению идеи, необходимо получить официальное разрешение, составить колористический паспорт объектов и утвердить эскизы. При этом должны быть сформулированы основное требования: 1) рисунки должны «вписаться» в существующие архитектурные ансамбли; 2) не должны быть затронуты исторические здания (рис. 4).

Сущность и внешнее проявление граффити постоянно меняется. Неизменным остается одно: граффити всегда представляло для чело-

Рис. 4. Новый арт-объект в г. Перми

века возможность и средство художественно-творческой самореализации.

Современное граффити затрагивает не только сферу сре-дового дизайна, но и весь спектр социальных и культурных вопросов. Сегодня назрела необходимость серьезно подумать о возможных путях использования граффити во благо культуры и общества. Такой путь мог бы послужить одним из вариантов решения проблемы занятости молодежи и «легализации» деятельности райтеров, направленной на новое понимание значимости настенных работ в формировании среды города.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

2. Фрески и панно СССР на пермских домах [Электронный ресурс] // Фотолента PRM.ru. Новости Перми и Пермского края. - ЦКЬ: prm.ru/perm/222979 (дата обращения: 29.03.2013).

3. Медведева О.П. Искусство граффити. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 80 с.

4. На столичных многоэтажках появятся картины художников [Электронный ресурс]. - www.newsinfo.ru/articles/2005-08-12/item/529228 (дата обращения: 29.03.2013).

E.P. Kuznetsova, L.V. Sosnovskikh Graffiti yesterday, today, tomorrow...

The facades of the buildings has different requirements, including aesthetic. To achieve artistic expression in the decoration of the facade can be a variety of ways: frescoes, paintings, supergraphics. Modern graffiti, “street” the art of creating artistic composition, can be successfully used for decoration of buildings. This will allow to direct the activities of the writers of the new understanding of the significance of wall works in the formation of environment of the city and get away from the anonymity of typical buildings of provincial cities.

Keywords: the facades of the buildings of artistic-aesthetic aspects of architecture, graffiti, supergraphics, urban environment.

Сведения об авторах

Кузнецова Елена Петровна (Пермь, Россия) - старший преподаватель кафедры «Архитектура и урбанистика» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (petrovna_21 @mail.ru).

Сосновских Любовь Васильевна (Пермь, Россия) - канд. техн. наук, доцент кафедры «Архитектура и урбанистика» ФГБОУ ВПО ПНИПУ (sosnovskih@yandex.ru).

About the authors

Kuznetsova Elena Petrovna (Perm, Russia) - Senior Lecturer, Department of Architecture and urbanism, Perm National Research Polytechnic University (petrovna_21@mail.ru).

Sosnovskikh Lyubov Vasilievna (Perm, Russia) - Candidate of Technics, Associate Professor, Department of Architecture and urbanism, Perm National Research Polytechnic University (sosnovskih@yandex.ru).

Получено 25.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.