66 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015
УДК 330.1
ГАРМОНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
ПОСРЕДСТВОМ ГРАФФИТИ
Н.О. БОНДАРЕВА, ОУВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: bondareva_natasha@inbox.ru И.С. ПОПОВА, ОУ ВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: nauka@inueco.ru
Аннотация
Данная работа предлагает возможное решение серой типовой застройки и отсутствия единой архитектурной айдентики многоквартирных домов в городе Челябинске посредством стрит-арта. Организация городского ансамбля с помощью, динамично развивающегося вида уличного искусства, одного из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру, граффити решит ряд актуальных на сегодняшний день проблем городской, гармонизует и приведёт её в единую стилистическую форму.
Ключевые слова: стрит-арт, граффити, фасад, вандализм, типовая застройка, городской ландшафт, городская коммуникация, арт-объект.
Большую часть жилого фонда крупных и средних российских городов составляет массовая типовая застройка. Например, в Москве не менее 80% зданий и сооружений составляют панельные железобетонные дома, более половины (58,1%) которых были возведены в 1956-1985 гг., 35,4% [1] жилья в столице было построено в период с 1986 года по 2010 г. Эти массивы типовой застройки характеризуются примитивной планировочной структурой, скудным набором
пространственных решений и функций. Данная характеристика применима как к панельным "хрущёвкам", так и к застройке последующих десятилетий вплоть до сегодняшнего дня.
В распоряжении правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года № 1757-р "Стратегии социально-экономического
развития Уральского федерального округа на период до 2020 года" (с изменениями на 26 декабря 2014 года) стратегической целью развития Уральского Федерального округа является максимально возможное повышение уровня и качества жизни. В сфере развития культуры и искусства стратегическими целями являются создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации и усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития уральского федерального округа в целом и субъектов российской федерации, входящих в его состав. Для эффективного достижения поставленных
целей в прогнозный период предлагается создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп [2].
Типовая застройка однообразна и скучна. Первыми попытками разнообразить довольно унылые городские пейзажи с его серыми стенами в России пришлись на советский период. Городские ансамбли украшали фресками и мозаиками, они носили идеологический характер и были выполнены в едином пропагандистском стиле.
В России только недавно начали применять к оформлению фасадов зданий хотя бы яркие цвета. Сегодня все больше застройщиков стремятся делать фасады своих новостроек цветными и запоминающимися.
Художественную роспись (граффити) же применят единицы, хотя спрос на такое оформление, превращающее обычный дом в настоящий арт-объект, сегодня начинает заметно расти. Как в центральных, так и в спальных районах расписанные фасады воспринимаются очень позитивно, в виду своей редкости каждый "нескучный" фасад становится практически
достопримечательностью всего микрорайона.
Если рассматривать литературу по данной теме, то большинство исследований граффити и стрит-арта задействуют макро или микрооптики, рассматривая феномены либо как производное современного капиталистического города и всей системы капиталистических
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 67
отношений, инкорпорированных в деятельность различных институций (арт-рынка, масс-медиа, правовой системы), либо как самоценные микропрактики отдельных индивидов или сообществ.
Стрит-арт (англ. Street art - уличное искусство) - изобразительное искусство, с ярко выраженным урбанистическим стилем. Основная часть стрит-арта - это спрей-арт или граффити - изображения, рисунки или надписи, написанные, выцарапанные или нарисованные краской на стенах и других поверхностях. Со временем значение слова граффити стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую большинством как акт вандализма. Сегодня к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков [3].
Граффити сегодня это динамично развивающийся вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует большое количество различных видов и стилей граффити. Произведения, создаваемые
граффити-художниками (райтерами), это самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть социальной культуры и городского образа жизни.
Например, в столице Евросоюза городе Брюсселе на стенах города выполнены сотни граффити в единой стилистической манере комиксов, эту идею полностью поддерживает правительство и ежегодно выделяет на рисование деньги из бюджета страны. На сегодня это уже стало интересной туристической достопримечательность. Причём эти граффити созданы не для простого развлечения, они призваны рассказывать людям о социальных проблемах: есть комиксы о проблемах беженцев, об эмигрантах, о свободе слова и т.д.
Но в России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к граффити, так как городская среда российских городов обилует некачественными и неприличными рисунками и нецензурными надписями, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными [4]. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямой ассоциации своего творчества с откровенным вандализмом -уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных
ценностей [5]. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити.
С целью показать реальный уровень российского уличного искусства регулярно проводятся такие фестивали как, например, международные граффити в Санкт-Петербурге, в крупных городах России проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® UREANrH, в рамках которого проходится и конкурс-граффити.
К примеру, в Екатеринбурге на сегодняшний день существует большое количество граффити-работ с европейским качеством. Власти идут на встречу райтерам, предоставляют места, люди рисуют. Эти работы приятно видеть на улицах, жители могут гордиться, это своего рода достопримечательность.
Декорированием же фасадов в старом городе и нанесением архитектурной айдентики в новой застройке активно начинают занимаются в Москве и Санкт-Петербурге. Всё больше застройщиков хотят уйти от типовых решений.
Так, например, компания государственночастного партнерства в сфере ЖКХ "Арт-Фасад" создали декоративные росписи на торцах домов в жилом комплексе "Вена", расположенном в Кудрово, сейчас там можно увидеть фантазийные репродукции картин "Портрет Адели Блох-Бауэр I" и "Поцелуй" австрийского художника Густава Климта. Ими же в квартале "Лондон", во входных группах домов созданы картины с видами на Тауэрский мост. А в жилом комплексе '^геепЛандия" (расположенном в посёлке Мурино в Ленинградкой области) на стенах домов запланировано нарисовать окна, за каждым из которых можно будет рассмотреть огромное количество мелких деталей.
В Москве по проекту на фасады домов в Подмосковье в 2015 г. нанесено около 50 граффити. Тематика изображений - это "70 лет Победы", "Доброе ЖКХ" и другие [6].
В среднем подготовка и нанесение рисунка на фасад многоэтажного дома занимает 7-14 дней, а стоимость объемных площадок от 100 м2 составляет в среднем 2400 рублей/кв. м. Все работы всегда проводятся только по согласованию с собственниками жилья.
Художники из "Арт-Фасад" утверждают, что целью их творчества является создание благоприятной, эстетически и функционально комфортной атмосферы для жизни.
68 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015
Застройщики отмечают, что расписанные фасады всегда воспринимаются очень позитивно, дома с картинами на фасадах становиться достопримечательностью всего микрорайона [7].
В Челябинске же граффити в целом очень разрознено. Есть небольшое количество райтеров, выступающих на всех граффити фестивалях и участвующих в различных городских граффити акциях, в их работах есть идея, мысль, юмор и они гармонично вписываются в окружающее пространство. Существует ещё и пара организаций, предоставляющих услуги граффити, но только в целях рекламы на фасадах зданий. Ну а большая часть граффити в Челябинске - это надписи (теги), не несущие в себе никакой художественной ценности.
Так же в Челябинске регулярно проводиться конкурсы, такие как "Челябинск будущего" глазами молодых архитекторов по номинациям: градостроительство, архитектурный проект, ландшафтный дизайн. Как отмечает председатель правления ЧРО "Союз архитекторов России" Сергей Якобюк, у Челябинска огромный потенциал, в которой должна быть заложена идеология в направлениях перспективного и
нетривиального развития города [8]. Но данные конкурсы не предусматривают преобразование городского ландшафта с помощью стрит-арта.
Таким образом во всём Челябинске всего несколько торцов жилых домов украшают росписи, оставшиеся с нескольких масштабных арт-проектов по оформлению торцевых частей многоквартирных домов. Таких как, например, "красота города" который охватил 12 крупнейших российских городов в 2008 году. Таким образом 80% серых монументальных строений Челябинска нуждаются во внешнем преображении и организации единой
Список литературы 1 2 3 4 5 6 7
архитектурно-художественной композиции городского ансамбля.
Язык граффити - это универсальный и общедоступный код городской коммуникации. Явление стрит-арта на данный момент становиться всё более актуальным, применяя граффити в оформлении фасадов многоквартирных домов, можно легко преобразовать серый и унылый городской пейзаж современного города.
Решением в организации предметнопространственной среды города Челябинска будет динамично развивающийся вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру - граффити. Применяя данный самостоятельный жанр современного уличного искусства к типовым глухим фасадам, мы решим сразу несколько проблем:
- разнообразим серый городской ландшафт;
- художественная роспись декоративно оформит советскую застройку, помогает скрыть недочеты строителей в эксплуатации.
- т.к. граффити - это неотъемлемая часть социальной культуры и городского образа жизни, то мы тем самым дадим выразится в творчестве жителям города, снизиться уровень вандализма и повыситься уровень заинтересованности в стрит-арте;
- создадим единое стилистическое
направление, которое может стать туристической достопримечательность,
"визитной карточкой" города Челябинска.
Таким образом, организация городского ансамбля с помощью стрит-арта решит ряд актуальных на сегодняшний день проблем городской среды нашего города, гармонизует и приведёт его в единую стилистическую форму.
1. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р О Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.
2. Родников, А.Р. Типовая застройка: проблемы реконструкции / А.Р. Родников // Опубликовано на сайте - URL: http://archivision.com (дата обращения: 24.03.2013)
3. Никонов В. Д. Искусство граффити / В. Д. Никонов // Опубликовано на сайте - URL: http://www.yugzone.ru (дата обращения: 14.09.2014)
4. Шевченко Д. О. Граффити как проявление молодежных субкультур / Д. О. Шевченко Опубликовано на сайте -URL: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 27.12.2011)
5. Уголовный кодекс, N 63-ФЗ, ст. 214 УК РФ
6. Худякова С. И. На фасады домов в Подмосковье в 2015 г. нанесут около 50 граффити / С. И. Худякова // Опубликовано на сайте - URL: http://www.mskagency.ru (дата обращения: 04.03.2015)
7. Агишев В. В. Нескучные фасады: почему все больше домов становятся арт-объектами / В. В. Агишев // Опубликовано на сайте - URL: http://ktostroit.ru (дата обращения: 26.06.2014)
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 69
8. Боков А. В. Конкурс молодых архитекторов «Челябинск будущего — XXI век» / А. В. Боков // Опубликовано на сайте - URL: http://archinews.ru (дата обращения: 03.03.2015)
HARMONIZATION ARCHITECTURAL SPACES IN CHELYABINSK BY GRAFFITI
N.O. BONDAREVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia, I.S. POPOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia, e-mail: nauka@inueco.ru
Abstract
This work proposes the possible solution of standard urban development and absence of uniform architectural identity of apartment houses in the city of Chelyabinsk by means of street-art. The organization of city ensemble with the help, dynamically developing type of street art, one of the most actual forms of art self-expression worldwide, graffiti will solve a number of problems actual today city, harmonizes and will bring it into a uniform stylistic form.
Keywords: street-art, graffiti, facade, city landscape, city communication, art-object.