ВЕСТНИК 4/2009
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОВЫХ
ПЕРЕХОДОВ
Сторчак Ю. А.
Киевский национальный университет строительства и архитектуры
В настоящее время в отечественной практике возникает необходимость создания новой, более детальной классификации всех видов и типов дорожно-транспортных узлов (ДТУ), важнейшими из которых являются городские мостовые переходы (ГМП), отличающейся от типологии предложенной А. А. Агасьянцем, В. В. Черепановым, А. В. Сигаевым. [1] Разработанная ими классификация, при всей ее четкости, в полной мере не учитывает многочисленных особенностей работы различных типов ДТУ в конкретных местах улично-дорожных сетей (УДС).
Она построена на следующих трех важнейших показателях ДТУ:
• категории пересекающихся магистралей;
• интенсивности движения транспорта (ИДТ) по направлениям;
• схема геометрии транспортного пересечения.
Дальнейшая детализация классификации, представленная этой статье, позволяет проще осуществлять выбор возможных вариантов инженерно-планировочных и конструктивных решений (ИПКР) ГМП с учетом особенностей их предполагаемого расположения в городе, определяемых следующими факторами:
• структура всех проходящих через ГМП транспортных потоков по видам и направлениям (автомобильных, рельсовых, городского пассажирского транспорта (ГПТ));
• структура и величины пешеходных потоков на ГМП;
• топография рассматриваемой территории (рельеф местности, характеристики водной преграды (ВП));
• площади, отводимые под ГМП;
• функциональные характеристики (существующие или перспективные) прилегающих городских территории или зон;
• архитектурные требования окружающей застройки;
• конструктивная схема инженерных сооружений ГМП;
• материал несущих конструкций ИПКР ГМП (камень, металл, железобетон);
• экономическая эффективность возведения ГМП;
• экологические требования (объем выбросов в атмосферу вредных веществ и уровень шумового загрязнения от движения транспорта).
При том, что ГМП играют определяющую роль, классификации, которая бы фиксировала их значение на УДС и рекомендовала оптимальные решения в тех или иных градостроительных условиях не существует.
Один из вариантов классификации представлен в следующей блок-схеме:
Литература:
1. Черепанов В. А. Транспорт в планировке городов М.: 1981. - 215 с.
Ключевые слова: ДТУ - дорожно-транспортный узел; ГМП - городской мостовой переход; УДС -улично-дорожная сеть; ИДТ - интенсивность движения транспорта; ИПКР - инженерно-планировочное и конструктивное решение; ГПТ - городской пассажирский транспорт; ВП - водная преграда. Рецензент: Осетрин Николай Николаевич, кандидат технических наук, профессор, Киевский национальный университет строительства и архитектуры
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГМП
По характеристике ВП:
на узком водоеме, на широком водоеме
По рельефу места расположения:
на равнине, на холме, на пересеченной
местности, в низменности
По целям пешеходных потоков:
к рекреационным территориям прогулочные, к торгово-развлекательным объектам, к деловым центрам, к вокзалам, к аэропортам
По объемам транспортных или пешеходных потоков:
малые, крупные, большие
По видам преодолеваемых препятствий:
через реки, через проливы, через каналы, через озера, через заливы, через пруды, через водохранилища, через низменности, через возвышенности, через овраги через территории различных типов
По расположению на территориях:
в селитебных, в социально-деловых, в коммунально-складских, в специального назначения, на внешнем транспорте, в санигарно-защитных, в промышленных, в заповедных, в озелененных, на водных пространствах,
в рекреационных, на сельскохозяйственных землях
По видам прходящих потоков:
автодорожные, железнодорожные, дня метрополитена, для трамвая, дня электрички, дня монорельса, пешеходные, совмещенные
По влиянию на УДС и планировку ropo- По значению:
да: международные,
сильные (с изменением планировочных ха- государственные,
рактеристик УДС), региональные,
. умеренные (с изменением схемы ОДД), общегородские, слабые (привязка к существующей плани- районные ровке УДС)
По расположению в зонах города: центральные, срединные, периферийные
По назначению, роли и функциям на УДС: обеспечивающие кратчайшие транспортные связи; развязывающие движение транспорта в разных уровнях;
организующие скоростной пропуск транспорта; увеличивающие ПС УДС; улучшающие ИПКР УДС; формирующие УДС; связывающие магистралями основные узлы тяготения городов; замыкающие кольцевые и окружные транспортные магистрали; организующие вводы магистралей в города; соединяющие преимущественно близкорасположенные территории; связывающие с островами (полуостровами); организующие городские скоростные дороги, проходящие, в частности, на эстакадах, являющихся продолжениями мостов; станции и пересадочные узлы ГПТ (метро, трамвай, скоростной трамвай, электричка, монорельс); многофункциональные общественно-транспортные комплексы с размещенными в них торгов о-развлекательными и обслуживающими объектами
По величине:
титульные, крупные, большие, средние,
По месту расположения на УДС: на основных магистралях (МИД, ОГМ), на второстепенных магистралях (РМ, жилые улицы)
По решению в плане города:
прямолинейные, криволинейные, разветвленные, кольцевые, спиральные
По высотному положению:
высокие, средние, низкие
По количеству уровней движения:
одноуровнев ые (по одному и по разным мостовым
полотнам), двухуровневые, трехуровневые, многоуровнев ые
По конструктивному решению:
балочные, арочные, висячие
По архитектурному решению:
с декоративными элементами, без декоративных элементов, максимально вписанные в окружающую застройку, минимально вписанные в окружающую застройку
По экологическим характеристикам ИПКР:
с элементами шумозащиты, без элементов шумозащиты, способствующие минимизации попадания выбросов ВВ на окружающую территорию, не способствующие минимизации
попадания выбросов ВВ на окружающую территорию
По занимаемой площади:
на неограниченном пространст-
ва ограниченном пространстве, на минимальном пространстве
Где: ОДД - организация дорожного движения; ВВ - вредные выбросы; ОГМ - общегородская магистраль; РМ - районная магистраль;
ПС - пропускная способность.
m П —I
ш
X
А