Научная статья на тему 'Градостроительная классификация мостовых переходов'

Градостроительная классификация мостовых переходов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
269
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ДТУ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ГМП ГОРОДСКОЙ МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД / УДС -УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ИДТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА / ИПКР ИНЖЕНЕРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / ГПТ ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ВП ВОДНАЯ ПРЕГРАДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сторчак Ю. А.

В настоящее время в отечественной практике возникает необходимость создания новой, более детальной классификации всех видов и типов дорожно-транспортных узлов (ДТУ), важнейшими из которых являются городские мостовые переходы (ГМП), отличающейся от типологии предложенной А. А. Агасьянцем, В. В. Черепановым, А. В. Сигаевым. [1] Разработанная ими классификация, при всей ее четкости, в полной мере не учитывает многочисленных особенностей работы различных типов ДТУ в конкретных местах улично-дорожных сетей (УДС). Она построена на следующих трех важнейших показателях ДТУ: • ·категории пересекающихся магистралей; • интенсивности движения транспорта (ИДТ) по направлениям; • схема геометрии транспортного пересечения. Дальнейшая детализация классификации, представленная этой статье, позволяет проще осуществлять выбор возможных вариантов инженерно-планировочных и конструктивных решений (ИПКР) ГМП с учетом особенностей их предполагаемого расположения в городе, определяемых следующими факторами: • ·структура всех проходящих через ГМП транспортных потоков по видам и направлениям (автомобильных, рельсовых, городского пассажирского транспорта (ГПТ)); • ·структура и величины пешеходных потоков на ГМП; • ·топография рассматриваемой территории (рельеф местности, характеристики водной преграды (ВП)); • ·площади, отводимые под ГМП; • ·функциональные характеристики (существующие или перспективные) прилегающих городских территории или зон; • ·архитектурные требования окружающей застройки; • конструктивная схема инженерных сооружений ГМП; • материал несущих конструкций ИПКР ГМП (камень, металл, железобетон); • экономическая эффективность возведения ГМП; • ·экологические требования (объем выбросов в атмосферу вредных веществ и уровень шумового загрязнения от движения транспорта). При том, что ГМП играют определяющую роль, классификации, которая бы фиксировала их значение на УДС и рекомендовала оптимальные решения в тех или иных градостроительных условиях не существует. Один из вариантов классификации представлен в следующей блок-схеме:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Градостроительная классификация мостовых переходов»

ВЕСТНИК 4/2009

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МОСТОВЫХ

ПЕРЕХОДОВ

Сторчак Ю. А.

Киевский национальный университет строительства и архитектуры

В настоящее время в отечественной практике возникает необходимость создания новой, более детальной классификации всех видов и типов дорожно-транспортных узлов (ДТУ), важнейшими из которых являются городские мостовые переходы (ГМП), отличающейся от типологии предложенной А. А. Агасьянцем, В. В. Черепановым, А. В. Сигаевым. [1] Разработанная ими классификация, при всей ее четкости, в полной мере не учитывает многочисленных особенностей работы различных типов ДТУ в конкретных местах улично-дорожных сетей (УДС).

Она построена на следующих трех важнейших показателях ДТУ:

• категории пересекающихся магистралей;

• интенсивности движения транспорта (ИДТ) по направлениям;

• схема геометрии транспортного пересечения.

Дальнейшая детализация классификации, представленная этой статье, позволяет проще осуществлять выбор возможных вариантов инженерно-планировочных и конструктивных решений (ИПКР) ГМП с учетом особенностей их предполагаемого расположения в городе, определяемых следующими факторами:

• структура всех проходящих через ГМП транспортных потоков по видам и направлениям (автомобильных, рельсовых, городского пассажирского транспорта (ГПТ));

• структура и величины пешеходных потоков на ГМП;

• топография рассматриваемой территории (рельеф местности, характеристики водной преграды (ВП));

• площади, отводимые под ГМП;

• функциональные характеристики (существующие или перспективные) прилегающих городских территории или зон;

• архитектурные требования окружающей застройки;

• конструктивная схема инженерных сооружений ГМП;

• материал несущих конструкций ИПКР ГМП (камень, металл, железобетон);

• экономическая эффективность возведения ГМП;

• экологические требования (объем выбросов в атмосферу вредных веществ и уровень шумового загрязнения от движения транспорта).

При том, что ГМП играют определяющую роль, классификации, которая бы фиксировала их значение на УДС и рекомендовала оптимальные решения в тех или иных градостроительных условиях не существует.

Один из вариантов классификации представлен в следующей блок-схеме:

Литература:

1. Черепанов В. А. Транспорт в планировке городов М.: 1981. - 215 с.

Ключевые слова: ДТУ - дорожно-транспортный узел; ГМП - городской мостовой переход; УДС -улично-дорожная сеть; ИДТ - интенсивность движения транспорта; ИПКР - инженерно-планировочное и конструктивное решение; ГПТ - городской пассажирский транспорт; ВП - водная преграда. Рецензент: Осетрин Николай Николаевич, кандидат технических наук, профессор, Киевский национальный университет строительства и архитектуры

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ГМП

По характеристике ВП:

на узком водоеме, на широком водоеме

По рельефу места расположения:

на равнине, на холме, на пересеченной

местности, в низменности

По целям пешеходных потоков:

к рекреационным территориям прогулочные, к торгово-развлекательным объектам, к деловым центрам, к вокзалам, к аэропортам

По объемам транспортных или пешеходных потоков:

малые, крупные, большие

По видам преодолеваемых препятствий:

через реки, через проливы, через каналы, через озера, через заливы, через пруды, через водохранилища, через низменности, через возвышенности, через овраги через территории различных типов

По расположению на территориях:

в селитебных, в социально-деловых, в коммунально-складских, в специального назначения, на внешнем транспорте, в санигарно-защитных, в промышленных, в заповедных, в озелененных, на водных пространствах,

в рекреационных, на сельскохозяйственных землях

По видам прходящих потоков:

автодорожные, железнодорожные, дня метрополитена, для трамвая, дня электрички, дня монорельса, пешеходные, совмещенные

По влиянию на УДС и планировку ropo- По значению:

да: международные,

сильные (с изменением планировочных ха- государственные,

рактеристик УДС), региональные,

. умеренные (с изменением схемы ОДД), общегородские, слабые (привязка к существующей плани- районные ровке УДС)

По расположению в зонах города: центральные, срединные, периферийные

По назначению, роли и функциям на УДС: обеспечивающие кратчайшие транспортные связи; развязывающие движение транспорта в разных уровнях;

организующие скоростной пропуск транспорта; увеличивающие ПС УДС; улучшающие ИПКР УДС; формирующие УДС; связывающие магистралями основные узлы тяготения городов; замыкающие кольцевые и окружные транспортные магистрали; организующие вводы магистралей в города; соединяющие преимущественно близкорасположенные территории; связывающие с островами (полуостровами); организующие городские скоростные дороги, проходящие, в частности, на эстакадах, являющихся продолжениями мостов; станции и пересадочные узлы ГПТ (метро, трамвай, скоростной трамвай, электричка, монорельс); многофункциональные общественно-транспортные комплексы с размещенными в них торгов о-развлекательными и обслуживающими объектами

По величине:

титульные, крупные, большие, средние,

По месту расположения на УДС: на основных магистралях (МИД, ОГМ), на второстепенных магистралях (РМ, жилые улицы)

По решению в плане города:

прямолинейные, криволинейные, разветвленные, кольцевые, спиральные

По высотному положению:

высокие, средние, низкие

По количеству уровней движения:

одноуровнев ые (по одному и по разным мостовым

полотнам), двухуровневые, трехуровневые, многоуровнев ые

По конструктивному решению:

балочные, арочные, висячие

По архитектурному решению:

с декоративными элементами, без декоративных элементов, максимально вписанные в окружающую застройку, минимально вписанные в окружающую застройку

По экологическим характеристикам ИПКР:

с элементами шумозащиты, без элементов шумозащиты, способствующие минимизации попадания выбросов ВВ на окружающую территорию, не способствующие минимизации

попадания выбросов ВВ на окружающую территорию

По занимаемой площади:

на неограниченном пространст-

ва ограниченном пространстве, на минимальном пространстве

Где: ОДД - организация дорожного движения; ВВ - вредные выбросы; ОГМ - общегородская магистраль; РМ - районная магистраль;

ПС - пропускная способность.

m П —I

ш

X

А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.