РЕЧЬ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СТРУГОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики обучения русскому языку Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск, Россия
ГРАДАЦИЯ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
Аннотация. В статье определяется сущность понятия градации как стилистического приема художественной речи и приводятся разные виды классификаций градуирования: по структуре, характеру основы градационного ряда и количеству градонимов.
Ключевые слова: градация, градонимы, синонимия, синонимы, контаминация, климакс, антиклимакс, прямая градация, двойная градация, комбинированная градация, логическая градация, фазисная градация, контекстуальная градация.
В данной работе мы остановимся на двух первых проблемах, наиболее важных в учебной практике. Вопрос о функциях градации в художественных текстах, конечно же, тоже очень важен, но он требует специального исследования с привлечением большого количества фактического материала.
Термин «градация» образован от латинского grаdаtio — постепенное усиление. В современной стилистике он употребляется в разных значениях.
Градация — один из наиболее употребительных в художественной речи, но недостаточно изученных приемов экспрессивного синтаксиса. В частности, нет единого понимания сущности этого приема, отсутствует полная общепризнанная классификация градационных рядов, не выявлены все функции градации в художественных текстах.
В узком смысле градация — разновидность синонимии, а именно: это такие синонимические ряды, члены которых отличаются оттенками значений и расположены в порядке нарастания или ослабления семантики [2, с. 117].
В широком смысле (более приемлемом нам) — градация понимается как «стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления» [4, с. 80].
А В.И. Даль связывал слово градация со словом градус: «... разбивка, разделение чего-нибудь на
градусы... последовательность, рост степенями» [3, с. 389]. То есть понятие градации выводится за пределы языка и в другие сферы общественной жизни. Ср.: расположение звуков и интервалов в музыкальной гамме, счет в восходящем и нисходящем порядке и пр.
Следовательно, градация имеет универсальный характер, и надо различать градацию языковую и градацию неязыковую.
Понимая градацию в широком смысле, нужно иметь в виду, что в роли градонимов часто выступают неравнозначные языковые единицы, то есть не относящиеся к одной лексико-тематической группе. Например:
И где ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (А. Пушкин)
Относительно сближения градации с синонимией следует заметить, что это все-таки разные явления. Но иногда они пересекаются, в результате чего возникает контаминация. То есть скрещивание, объединение(при традиционном понимании синонимии как слов, близких или тождественных по своему значению,
выражающих одно и то же понятие, но различающихся или оттенками значения, или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим» [4, с. 384].
Для подтверждения этого сравним следующие ряды слов:
1. Робкий, несмелый, боязливый, трусливый
— синонимичный ряд, не являющийся градационным.
2. Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)
— градационный ряд, не являющийся синонимичным.
3. Горячий, жгучий, знойный, обжигающий
— синонимичный ряд, являющийся в то же время градационным.
Проблемным остается также вопрос о видах градации.
В словарях при определении градации обычно отмечают два ее вида: восходящую (климакс) и нисходящую (антиклимакс) — в зависимости от порядка следования градонимов в градационном ряду.
(А. Блок).
Пример нисходящей градации: Все грани чувств, Все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах. (А. Белый).
Анализ располагаемого нами фактического материала позволяет проводить и другие классификации градуирования: по структуре, по характеру основы градационного ряда, по количеству градонимов.
По структуре градуирования можно выделить прямую градацию, двойную, сдвоенную и комбинированную (восходяще-нисходящую).
Прямая (простая)градация — такая, в которой представлен один ряд градонимов, расположенных в одном порядке: восходящем или нисходящем, например:
Все зашевелилось, проснулось, запело. (И. Пургенов).
Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и не герой (Интернационал).
Двойная градация предполагает наличие двух однотипных градационных рядов, например:
Не волнуйся, не плачь, не труди Сил иссякших, и сердца не мучай. Ты жива, ты во мне, ты в груди, Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)
Сдвоенная градация — градация, в которой градонимы двух рядов подаются попарно, типа:
Кто-то сказал, и это стало крылатой фразой: Дни идут, месяцы бегут, а годы летят (В. Попов)
Комбинированная градация совмещает в одном тексте два типа: восходящую и нисходящую, например:
Дон Кихот обнажил свою шпагу и напал на постояльцев. Священник кричал, хозяйка орала, дочка хозяйки вопила, Мариторнес плакала, Доротея растерялась... словом, по всей гостинице раздавались плач, крики, вопли; повсюду царило смятение, суматоха, растерянность (М. де Сервантес).
Или: Море крыш возвести на бумаге, целый мир, целый город в снегу (Б. Пастернак).
В зависимости от характера основы градационного ряда выделяем грамматическую, логическую (семантическую), фазисную (векторную) и контекстуальную градации.
Грамматическая градация основана на употреблении слова в разных грамматических формах, например:
Мы как белые журавли Или как тасманские волки, Или как пейзажи на Волге. Нас сводили, сводят, свели (Б. Слуцкий).
Или формы степеней сравнения: новый-новые-новейший.
Логическая (семантическая) градация опирается на лексические средства языка, прежде всего на лексическую синонимию, например:
Осенью степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (С. Аксаков). — Уезжайте сейчас же...Заклинаю вас всем святым, умоляю... (А.П. Чехов).
Особо следует отметить редкие примеры этого вида градации, где имеет место повтор градонима, типа: Наш стон все глуше, глуше, глуше (В. Высоцкий).
Иногда повтор градонима сопровождается графическим средством — постепенным увеличением размера букв: И жара, жара, жара! (В. Высоцкий).
Фазисная (векторная) градация (термин Э.М. Береговской) [1, с. 80] в своей основе имеет фазисность, то есть когда процесс постепенного продвижения к цели расчленяется на отдельные фазы, в которых четко выделяются начало, середина и конец, например:
Пришел. Увидел. Победил (Ю. Цезарь). Не думай бежать! Это я вызвал.
Найду, загоню, доконаю, замучу (В. Маяковский).
Интересны случаи фазисной градации, где фазисность передается с помощью повтора: Щенок гулял, гулял, гулял и вырос (В. Левин).
Контекстуальная градация возникает в конкретном контексте и базируется на словах, относящихся к разным лексико-тематическим группам, но объединяющихся общим понятием, например:
И где же Мазепа? Где злодей?
Куда бежал Иуда в страхе? (А.С. Пушкин). Здесь объединяющим понятием выделенных слов является «предатель».
Но чернеют пламенные дали — Не уйти, не встать и не вздохнуть (А. Блок).
Объединяющим понятием в данном контексте является «трудная ситуация».
Заслуживает внимания также характеристика градации с точки зрения количества градонимов.
По нашим наблюдениям, в художественных текстах доминирует трехэлементная градация, типа:
Идут часы, и дни, и годы (А. Блок). О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь, Ты живешь, ты живешь! (К. Бальмонт). Реже встречается градация более сложной структуры, например: Присягаю ленинградским рекам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. Два бешеных винта, два трепета земли, Два грозных грохота, две ярости, две бури, Сливая лопасти с блистанием лазури, Влекли меня вперед. Гремели и влекли (Н. Заболоцкий).
Рыбу ловят в морях, озерах, реках, прудах, а под Москвой также в лужицах и канавах... (А.П. Чехов).
Случаи употребления двухэлементной градации редки (кстати, не все ее и признают):
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя: То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя (А. Пушкин).
В заключение следует отметить, что градация, как и все другие приемы экспрессивного синтаксиса, — явление индивидуальное, и каждый писатель использует разные ее виды в своих целях, что является предметом специального исследования.
Библиографический список
1. Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: к проблеме градации // Вопросы языкознания, 2003, N 3. с. 79-91.
2. Бережан С.Г. К вопросу о синонимии исконных и заимствованных слов // Методы сравнительно-сопоставительного изучения современных романских языков; под ред. М.А. Бородиной и М.С. Гурычевой. М.: Наука 1966. С. 51-68.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1. [Словарь]. М.: Русский язык, 1998. С. 699.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов (словарь). М.: Просвещение, 1976. С. 543.
Gradation as a stylistic method in an art speech
Key words: gradation, gradonims, synonymy, synonyms, contamination, climax, anticlimax, straight gradation, double gradation, combination gradation, logical gradation, phase gradation, contextual gradation.