УДК 378.1
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ:
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
READINESS OF STUDENTS - PRE-SERVICE TEACHERS TO ORGANIZE MORAL SELF-EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS:
STATE ANALYSIS
© 2016
М.О. Полухина Самарский государственный технический университет (Россия, Самара)
M.O. Polukhina Samara State Technical University (Russia, Samara)
В современном мире в условиях глобализации остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, в связи с превалирующей тенденцией направленной на материальные блага, успешность в обществе, что, в свою очередь, сказывается на нравственной составляющей личности. Решением данной проблемы является правильная организация учителем процесса нравственного самовоспитания школьников. Перед педагогическим вузом встает задача, решение которой предполагает формирование готовности студента - будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников. В данной статье представлены результаты изучения состояния готовности будущих учителей к организации такой деятельности. Так, когнитивный компонент готовности изучался с помощью метода понятийного словаря, мотивационно-ценностный компонент с помощью методики В.А. Ядова «Ценностные ориентации» и деятельностный компонент готовности с помощью авторской анкеты, вопросы которой предполагали выбор будущими учителями одного из вариантов ответа. На констатирующем этапе было выявлено следующее. Знания, образующие содержание когнитивного компонента готовности, представлены в сознании студентов не как научные знания, но как знания обыденные, основанные на житейском опыте и на здравом смысле. В мотивационно-ценностной сфере сознания студентов ориентированность идет на внешнюю мотивацию по организации нравственного самовоспитания школьников. В результате изучения деятельностного компонента готовности установлено, что, несмотря на то, что умения в целом востребуемы студентами, представления о данных умениях в сознании второкурсников основываются на обыденном знании.
Nowadays, in the context of globalization, there is a problem of a younger generation's moral upbringing due to the prevailing trend aimed at wealth, success in society, which affects the moral component of personality. The solution is the proper organization of school students' moral self-education guided by a teacher. Pedagogical universities face the task, the solution of which involves the development of student - pre-service teacher's readiness to organize moral self-education of school students. This article presents the research on students' readiness to organize such activity. The cognitive component was studied by using the method of conceptual vocabulary, the value orientation method developed by V.A. Yadov was used for the motivational-axiological component and there was the questionnaire for the activity component. On the ascertaining stage the following data were revealed. Knowledge is presented in the students' consciousness, not as scientific knowledge, but as an ordinary one, based on everyday experience and common sense. In the motivational - axiological sphere of students' consciousness, there is an orientation towards the external motivation in organizing moral self-education of school-students. As a result of studying the activity component it was revealed that, despite the fact that, in general, the skills are in demand, the perceptions about the skills are based on the ordinary knowledge in the consciousness of second-year students.
Ключевые слова: нравственное самовоспитание школьников; когнитивный компонент; мотиваци-онно-ценностный компонент; деятельностный компонент; метод понятийного словаря; методика В.А. Ядова «Ценностные ориентации»; авторская анкета; ценности; мораль; умения.
Keywords: moral self-education of school students; cognitive component; motivational-axiological component; activity component;conceptual vocabulary method; the value orientation method developed by V.A. Yadov; questionnaire; values; moral; skills.
В настоящее время перед современным образованием стоит задача нравственного воспитания подрастающего поколения, необходимость решения, которой обуславливается тем, что, отдавая
приоритет материальным благам, человек в полной мере нравственно не развивается, становится простым потребителем. Одним из способов решения данной задачи является нравственное самовоспитание
подростков, юношей. Проблема самовоспитания и нравственного самовоспитания в частности не является новой научной проблемой. В свое время изучением данного явления занимались такие ученые, как В.В. Байлук [1], Д.С. Блекки [2], Л.И. Игнатовский [3], В.П. Киселев [4], С.М. Ковалев [5], А.В. Резниченко [6], Л.И. Рувинский [7], М.Г. Тайчинов [8], СБ Елканов [9], Р.И. Мазитова [10], Н.И. Никитина [11]. Эффективность данного процесса напрямую зависит от того, каким образом учитель организует данный процесс.
Подготовка учителя, который не только осуществляет нравственное воспитание школьников [12], но создает условия для его перехода в нравственное самовоспитание - актуальная проблема, стоящая перед педагогическим вузом, решение которой предполагает формирование готовности студента - будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников.
Прежде чем приступить к формированию готовности студента - будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников, необходимо изучить, каким знанием о морали, о ее ценностях, о нравственных идеалах, о сущности и содержании явления «нравственное самовоспитание школьника», о методах нравственного самовоспитания школьников, о методах нравственного просвещения, о методах формирования опыта нравственного поведения обладают будущие учителя; к реализации каких ценностей, принимающих форму мотивов их деятельности по организации нравственного самовоспитания школьников, студенты предрасположены; какими умениями они обладают.
Определение готовности студентов к организации нравственного самовоспитания учащихся потребовало использования комплекса методов научно -педагогического исследования, с помощью которых изучались когнитивный, мотивационно-ценностный и деятель-ностный компоненты готовности.
Экспериментальная работа проводилась на базе факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Для экспериментальной работы были отобраны 80 студентов II курса.
Эмпирические данные собирались нами с помощью методов, требующих письменных ответов будущих учителей, которые (методы) дополнялись наблюдениями за студентами как в аудиторное, так и во внеаудиторное время, беседами с ними.
Когнитивный компонент готовности студентов - будущих учителей к организации нравственного самовоспитания учащихся изучался с помощью метода понятийного словаря. В рамках эксперимента второкурсникам предстояло ответить на следующие вопросы: «Какой смысл Вы вкладываете в содержание понятий: "мораль", "ценность", "нравственный идеал", "нравственное самовоспитание школьника"?»; «Какие методы нравственного самовоспитания школьников Вы знаете?»; «Какие методы нравственного просвещения школьников Вы знаете?»; «Какие методы формирования опыта нравственного поведения школьников Вы знаете?».
Содержание когнитивного компонента такой готовности образует знание о морали, о ценности, о методах нравственного просвещения и т.д., поэтому целью является то, что конкретно «знает» сознание студентов о морали, о ее ценностях и т.д. [13].
В результате изучения когнитивного компонента готовности установлено, что представления будущих учителей о вы-шеобозначенных понятиях и вопросах базируются в основном на ощущении и на восприятии. Так, студенты предложили четырнадцать трактовок понятия «мораль», 6 трактовок понятия «ценность», 5 трактовок понятия «нравственный идеал», 8 трактовок понятия «нравственное самовоспитание школьника». Относительно понятия «мораль» затруднились дать определение 15,00% опрошенных, относительно понятия «ценность» - 11,25%, относительно понятия «нравственный идеал» - 7,50%, относительно понятия «нравственное самовоспитание школьника» также 7,50%.
Будущие учителя смешивают методы нравственного самовоспитания, методы нравственного просвещения и методы формирования опыта нравственного поведения с формами, средствами обучения и воспитания, с психологическими механизмами регуляции поведения, с формами общественного сознания и т.д., студенты
не различают между собой методы нравственного самовоспитания, методы нравственного просвещения и методы формирования опыта нравственного поведения.
Согласно статистическим данным, второкурсники назвали 43 метода, однако методами нравственного самовоспитания из них являются только 6. Это самоконтроль (5%), самоорганизация (3,75%), самодисциплина (2,5%), самопознание (2,50%), самоанализ (1,25%) и самовнушение (1,25%).
Студенты назвали 30 методов нравственного просвещения, среди которых таковыми являются шесть: беседа (12,5%), пример (12,5%), объяснение (3,75%), рассказ (2,50%), обсуждение (2,50%), дискуссия (1,25%).
Практически половина второкурсников (48,75%) не знает методов формирования опыта нравственного поведения. Среди 15 названных методов методами формирования опыта нравственного поведения являются 3: моделирование ситуаций (8,74%), игра (6,25%), нравственный выбор (2,50%).
Знания, образующие содержание когнитивного компонента готовности, представлены в сознании студентов не как научные знания, но как знания обыденные, основанные на житейском опыте и на здравом смысле [14].
На этапе изучения мотивационно-ценностного компонента готовности будущего учителя к организации нравственного самовоспитания учащихся мы использовали методику В.А. Ядова «Ценностные ориентации» [15, с. 208-209], предполагающую ранжирование ценностей, осуществляемое респондентами по субъективной для них значимости. Студентам предлагался определенный список ценностей, при этом делался акцент на том, что ценности принимают форму мотива организации учителем нравственного самовоспитания школьников, и будущие учителя ранжировали эти ценности по субъективной для себя значимости как мотивы, побуждающие их осуществлять организацию нравственного самовоспитания школьников.
Исследованием установлена следующая иерархия ценностей: 1) ответственность (3,7%); 2) интерес (4%); 3) содействие (4,2%); 4) долг (4,4%); 5) совесть (4,5%); 6) соучастие (4,9%); 7) достоинство (5,2%); 8) честь (5,2%)._
Данная иерархия даёт возможность создать примерный ценностно-ориентаци-онный портрет студента - будущего учителя в контексте его мотивированности на организацию нравственного самовоспитания школьников: «Главное при организации нравственного самовоспитания учащихся - отвечать за свои действия. Такая ответственность базируется на интересе к личности школьника, который (интерес) проявляется в желании содействовать ему в его нравственном становлении. Педагог выполняет свой долг, если он руководствуется совестью, ориентирующей его на соучастие школьнику в его нравственном развитии. Достоинство и честь желательны, но не важны как мотивы организации нравственного самовоспитания школьников».
Осмысление полученного портрета в сочетании с анализом содержания бесед с второкурсниками показывает, что ответственность для студентов - это предписание к совершению определенных педагогических действий. Ответственность движет будущих учителей осуществлять организацию нравственного самовоспитания учащихся, так как такая организация, по мнению студентов, вменяется в обязанность учителю, а обязанности надо выполнять. Второкурсники еще не осознают, что ответственность педагога есть отношение к школьнику. Интерес к личности учащегося, «как проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению (учащемуся. - М.П.), вызывающее стремление познать его» [16, с. 146], является, по мнению студентов, важным мотивом организации нравственного самовоспитания школьников. Для будущих учителей важно осуществлять деятельность, которая им интересна и относительно того, что вызывает интерес. 1 и 2 ранги ответственности и интереса как ценностей, принимающих форму мотивов организации нравственного самовоспитания школьников, показывают, что второкурсники ориентированы на внешнюю мотивацию своей деятельности. Совесть, которая является «внутренним голосом» нравственного действия, индикатором, определяющим соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям [17, с. 201], занимает пятый ранг в иерархии ценностей будущих учителей.
К организации нравственного самовоспитания школьников студенты побуждаются желанием оказать содействие учащемуся в его нравственном развитии (третий ранг ценности «содействие»), однако содействие другому человеку в осуществлении нравственного самовоспитания будет эффективно при искреннем соучастии этому человеку. Содействуем мы извне: вникаем в проблему, даем рекомендации, а соучаствуем как бы изнутри: мы проникаемся проблемой другого и ищем пути решения проблемы совместно с другим человеком. Ценность «соучастие» занимает шестой ранг в иерархии ценностей. Такое отстояние друг от друга содействия и соучастия в иерархии ценностей, а также более высокий ранг содействия по отношению к соучастию свидетельствует о том, что будущие учителя не осознают, что эффективная помощь школьнику в осуществлении им нравственного самовоспитания возможна в том случае, когда учитель помогает учащимся не только потому, что так надо, что это его профессиональная обязанность, а потому что он сам искренне хочет этого.
Применение при анализе иерархии ценностей метода категориальных оппозиций В.Н. Сагатовского [18, с. 72] показало, что парные категории «долг» и «совесть» [19, с. 253; 17, с. 198], «достоин-
ство» и «честь» [20, с. 208] занимают соседние ранги в иерархии ценностей, принимающих форму мотивов (четвертый и пятый ранги, седьмой и восьмой ранги, соответственно). Это позволяет сделать вывод, что данные ценности осознаются будущими учителями в их единстве и дополнительности, что является предпосылкой для присвоения студентами ценностей, образующих содержание мотиваци-онно-ценностного компонента готовности учителя к организации нравственного самовоспитания школьников.
Содержание деятельностного компонента готовности будущего учителя к организации нравственного самовоспитания учащихся составляют умения. Для изучения данных умений была составлена анкета, вопросы которой предполагали выбор будущими учителями одного из вариантов ответа, что позволило определить интенсивность оценок студентами предлагаемых им суждений, а также средний индекс важности и средний индекс уверенности. То, насколько будущие учителя считают то или иное умение важным, насколько они уверены в наличии у себя того или иного умения, свидетельствует о степени востребуемости студентами данных умений.
Полученные эмпирические данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Статистические результаты, полученные при изучении умений студента = 80) (в %)
1. Важно ли для Вас при организации нравственного самовоспитания школьников опре-
делять нравственную воспитанность школьников?
Важно Скорее важно, Затрудняюсь Скорее не важ- Не важно
чем не важно ответить но, чем важно
38,75 23,75 21,25 13,75 2,50
Средний индекс важности (I) = 0,4125
2. Важно ли для Вас при организации нравственного самовоспитания школьников разра-
батывать программы нравственного самовоспитания школьников?
Важно Скорее важно, Затрудняюсь Скорее не важ- Не важно
чем не важно ответить но, чем важно
30,00 32,50 26,25 8,75 2,50
Средний индекс важности (I) = 0,3937
3. Уверены ли Вы в том, что умеете формировать способность школьников к пересмотру
содержания ценностей, в системе которых они, воспитывая себя, самоизменяются?
Уверен, что да Думаю, что да Затрудняюсь ответить Думаю, что нет Уверен, что нет
18,75 43,75 17,50 16,25 3,75
Средний индекс уверенности (I) = 0,2875
4. Уверены ли вы в том, что умеете развивать у школьников мотивы нравственного само-
воспитания?
Уверен, что да Думаю, что да Затрудняюсь Думаю, что нет Уверен, что нет
ответить
15,00 46,25 26,25 8,75 3,75
Средний индекс уверенности (I) = 0,3000
5. Уверены ли Вы в том, что умеете предъявлять школьникам образцы добродетельного челове-
ка, нравственного поведения, совершенства отношений между людьми?
Уверен, что да Думаю, что да Затрудняюсь Думаю, что нет Уверен, что нет
ответить
31,25 41,25 13,75 8,75 5,00
Средний индекс уверенности (I) = 0,4250
6. Важно ли для Вас при организации нравственного самовоспитания школьников в раз-
личных организационных формах воспитания и обучения с опорой на положительное в
школьниках давать рекомендации, советы по нравственному самовоспитанию?
Важно Скорее важно, Затрудняюсь Скорее не важ- Не важно
чем не важно ответить но, чем важно
43,75 23,75 18,75 11,25 2,50
Средний индекс важности (I) = 0,4750
7. Уверены ли Вы в том, что умеете развивать способность школьников к рефлексии своего
внутреннего мира и своих отношений с людьми по критерию ценностей, в системе которых
они воспитывают себя и нравственные качества в себе?
Уверен, что да Думаю, что да Затрудняюсь Думаю, что нет Уверен, что нет
ответить
13,75 37,5 31,25 13,75 3,75
Средний индекс уверенности (I) = 0,2187
8. Важно ли для Вас при работе со школьниками анализировать свою деятельность по ор-
ганизации их нравственного самовоспитания?
Важно Скорее важно, Затрудняюсь Скорее Не важно
чем не важно ответить Не важно, чем
важно
33,75 42,50 13,75 7,50 2,50
Средний индекс важности (I) = 0,4875
Осмысление данных, представленных в таблице 1, показывает, что наиболее востребуемым, с точки зрения будущих учителей, у них является умение анализировать свою деятельность по организации нравственного самовоспитания школьников. Средний индекс важности составляет 0,4875.
Анализ эмпирических данных показывает, что умения, образующие содержание деятельностного компонента готовности учителя к организации нравственного самовоспитания школьников, в целом востребуемы студентами. О такой востребуемости свидетельствует тот факт, что индексы важности и уверенности имеют положительное значение. Близость индекса к «+1» указывает на высокую степень востребуемости конкретного уме-
ния, если индекс близок к «0» - значит опрашиваемые не определились относительно значимости данного умения учителя при организации им нравственного самовоспитания школьников, близость индекса к «-1» говорит о том, что это умение не востребовано студентами. В нашем случае отрицательного индекса не наблюдается ни по одному умению.
Данные, полученные с помощью анкетирования, подтверждаются беседами с будущими учителями. Так, многие студенты не понимают, что значит «воспитывать себя в системе ценностей». У многих второкурсников ценность ассоциируется с ценой (не обязательно в денежном эквиваленте). Студенты полагают, что если предъявлять учащимся образцы нравственного поведения из художественной
литературы, то это не сподвигнет их к самовоспитанию, так как эти образцы слишком далеки от реальности, а в окружающей их действительности будущие учителя таких образцов не видят и т.д.
Итак, будущие учителя не осознают значения вышеназванных умений для организации учителем нравственного самовоспитания учащихся. Кроме того, представле-
ния второкурсников об этих умения базируются на обыденном знании.
Полученное эмпирическое знание позволяет определить направление педагогической деятельности преподавателя педагогического вуза по формированию готовности студента - будущего учителя к организации нравственного самовоспитания школьников.
•к к к
1. Байлук В.В. Воспитание и самовоспитание // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 156-159.
2. Блекки Д.С. Самовоспитание умственное, физическое и нравственное. СПб. : Изд. Рик-кера К., 1891. 128 с.
3. Игнатовский Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М. : Высшая школа, 1979. 135 с.
4. Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. М. : Знание, 1977. 64 с.
5. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М. : Мысль, 1986. 288 с.
6. Резниченко А.В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Ростов н/Д, 1999. 196 с.
7. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М. : Мысль, 1984. 140 с.
8. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников : книга для учителя. М. : Просвещение, 1982. 160 с.
9. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М. : Просвещение, 1989. 189 с.
10.Мазитова Р.И. Самовоспитание и самообразование личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 26. С. 11-15.
11. Никитина Н.И. Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08. М., 2004. 328 с.
12. Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников : философские, психологические и педагогические истоки. М. : Глобус, 2009. 112 с.
13. Илюхина М.О. Когнитивный компонент готовности будущего учителя к руководству нравственным самовоспитанием учащихся // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре : мат-лы 71-й всерос. науч.-техн. Конф. по итогам НИР 2013 г. / под ред. М.И. Бальзанни-кова, Н.Г. Чумаченко. Самара : СГАСУ, 2014. С. 91-92.
14. Турбина И.С. Обыденное знание в контексте повседневности и науки // Вестник ВолГУ. 2007. Сер. 6. Вып. 7. С. 31-33.
15. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В.А. Ядова. Л. : Наука, 1979. 264 с.
16.Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. 576 с.
17.Мишаткина Т.В. Долг и совесть // Этика : учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск : Новое знание, 2002. С. 198-207.
18. Сагатовский В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность : теории, методология, проблемы. М. : Политиздат, 1990. С. 70-82.
19.Гусейнов А.А. Этика : учеб. М. : Гардарики, 1998. 472 с.
20. Мишаткина Т.В. Честь и достоинство // Этика : уч. пос. / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Минск : Новое знание, 2002. С. 208-223.