УДК 377.5
Е.М. Самохвалова*
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА - БУДУЩЕГО МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
В статье анализируется феномен «готовность студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению» в качестве важного условия его становления как профессионала. Выявлена значимость профессионального общения для профессионально-педагогической деятельности. Дана авторская интерпретация дефиниций «профессионально-педагогическое общение мастера производственного обучения» и «готовность студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению», а также раскрыта их сущность. Отмечено неудовлетворительное состояние образовательной практики в области готовности выпускников колледжа к профессиональному общению.
Ключевые слова: готовность, профессиональное общение, студент колледжа.
В современной социокультурной ситуации для подавляющего большинства видов профессиональной деятельности значимая роль, несомненно, принадлежит профессиональному общению, что особенно актуально для профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения. Готовность к профессиональному общению выступает важным условием становления профессионала, свидетельствует об уровне профессиональной подготовки данного специалиста. А целенаправленная подготовка к профессиональному(профессионально-педагогическому) общению студента колледжа выступает неотъемлемой частью целостного воспитательного (образовательного) процесса в средней профессионально-педагогической школе.
Для грамотного проектирования и организации такой подготовки, несомненно, требуется научное осмысление понятий «профессиональное общение», «профессионально-педагогическое общение мастера производственного обучения» и «готовность к профессиональному общению студента колледжа», представление их основных параметров.
Проблема общения не нова, ее корни уходят в историю на двадцать столетий назад. В эпоху античности проблема общения рассматривалась исключительно в рамках риторики. Позднее она нашла свое отражение уже в эвристике, диалектике и других науках. Так, например, О. Кант впервые выделил «общение» в качестве «психологического акта», а Л. Фейербах определил «общение» как механизм человеческой индивидуальности. В XX столетии проблема рассматривалась в философии, социологии, психологии, педагогике.
С философских позиций (Г.С. Батищев, В.Ф. Берков, М.С. Каган и др.) «общение» представляется прежде всего как общественное проявление, что обуславливает
* © Самохвалова Е.М., 2016
Самохвалова Елена Михайловна ([email protected]), преподаватель, Поволжский государственный колледж, 443099, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 80.
его характер, направленность, содержание и формы. С социологических позиций (Г.М. Андреева, Е.С. Кузьмин, В.Н. Панферов, Б.Д. Парыгин и др.) — как взаимодействие людей; как отношение их друг с другом; как взаимовлияние их друг на друга. С психологических позиций (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев) — как познание человека человеком; как познание самого себя; как специфическая форма деятельности. С педагогических позиций (А.В. Мудрик, Б.Т. Лихачев и др.) — как механизм влияния общества на личность и ее социализацию, как «важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, достижение взаимопонимания между людьми; духовно-психологическая основа педагогического процесса; главная сфера, в которой и через которую реализуются законы и принципы, правила воспитания, активно работают механизмы формирования личности, обучения и образования» [2, с. 219].
В современных исследованиях понятие «общение», являясь родовым по отношению к «профессиональному общению», определяется чаще всего как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека» [1, с. 213].
Предикат «профессиональное» вместе с родовым понятием «общение» образует специфику понятия «профессиональное общение». Поскольку «профессиональный» — относящийся к какой-то профессии, связанный с профессией [3, с. 813], а «профессия — относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки [4, с. 381], то«профессиональное общение может осуществляться только в процессе профессиональной деятельности; всегда будет детерминировано не только спецификой профессиональной деятельности, ее целями, задачами, но и психологическими особенностями личностей его участников, социально-психологическими параметрами того социального объединения (коллектива, малой группы), которую они представляют, а также состоянием современного общества» [5, с. 21].
В исследованиях «профессиональное общение» рассматривается как средство профессиональной деятельности (B.C. Грехнев, А.В. Мудрик, Ю.П. Тимофеев, Е.В. Цуканова и др.); система приемов и методов, обеспечивающих реализацию профессиональной деятельности (А.В. Верещак, А.Д. Щербов и др.); официальный контакт с обратной связью (Л.В. Власова, В.К. Сементовская и др.); специфический вид деятельности (Г.М. Андреева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов). Возникают различные определения этой дефиниции. Например:
— «содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности (актуализация профессиональной идентичности)» [6, с. 238];
— «общение между специалистами какой-либо области науки, техники, искусства, предполагающее использование профессиональных терминов и профессионализмов» [7, с. 221].
В нашем исследовании, опираясь на исследования ученых (С.Н. Батракова, С.В. Гринько, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.М. Рогинский и др.), «профессиональное общение» рассматриваем как органичный компонент профессиональной деятельности, включающий систему приемов и методов, обеспечивающих реализацию ее целей и задач. А «профессионально-педагогическое общение» — как его разновидность, присущая профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения. Это позволяет дать такую авторскую интерпретацию дефиниции «профессионально-педагогическое общение мастера производственного» — это система (умения, навыки и приемы) социально-психологического
Готовность студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению 89
взаимодействия мастера производственного обучения и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств, причем мастер производственного обучения выступает как активатор процесса, организуя его и управляя им.
Основными параметрами данного педагогического явления являются личностный контакт, возникающий между его участниками и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг другом; обмен информацией между ними посредством вербальных и невербальных средств; взаимодействие и взаимовлияние участников друг на друга. К его ключевым функциям следует отнести информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. В его структуре выделяем коммуникативный, интерактивный и социально-перцептивный компоненты. Первый из них включает в себя цели, мотивы, средства (вербальные и невербальные), умения аргументированно излагать мысли, анализировать, осуществлять передачу рациональной и эмоциональной профессиональной информации, организовывать и поддерживать диалог. Второй связан с непосредственной организацией совместной профессиональной деятельности, содержит в себе соответствующие этому рациональные и эмоциональные факторы, умение управлять групповой динамикой, осуществлять профессиональную беседу, встречу, переговоры, занимать адекватную ролевую профессиональную позицию, формулировать требования, приказ, конструктивно разрешать производственные конфликты. Третий предполагает умение ориентироваться в складывающейся ситуации, умение слушать и слышать, правильно интерпретировать профессиональную информацию, понимать эмоциональное состояние других участников, прогнозировать их возможные реакции.
Отличительной особенностью данного педагогического явления становится его субъектность. Субъекты профессионального (профессионально-педагогического) общения наделены сознанием, опытом, обладают единым терминологическим аппаратом, принятыми в данном профессиональном сообществе, владеют профессиональными нормативами. В силу своей многоаспектности и полифункциональности профессиональное (профессионально-педагогическое) общение образует самые разные виды и формы: устное и письменное; монологическое и диалогическое; материальное, когнитивное, мотивационное, деятельностное; прямое и косвенное.
Обратимся к осмыслению понятия «готовность студента колледжа к профессиональному общению». «Готовность» рассматривается в научных исследованиях как установка (А.Г. Асмолов, A.C. Прангишвили, Д.Н. Узнадзе и др.); психическое состояние (А.Г. Ковалев, Л.А. Кондыбович, Н.Д. Левитов, В.Н. Месящев и др.); качество, свойство личности (Т.И. Воронова, М.И. Дьяченко, A.A. Емельянова, Е.А. Савченко); интегративное профессионально важное качество (Т.Б. Гершкович, Г.Н. Жуков, Л.В. Кондрашова, Р.Д. Санжеева, С.Н. Фокиеева и др.); уровень развития личности (К.Д. Коджаспирова). Существует большое число определений «готовности» к какой-либо деятельности.
Мы понимаем под готовностью студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению интегральное, динамическое профессионально-личностное образование, включающее в себя мотивационно-ценностные, когнитивно-познавательные, операционально-поведенческие, психофизиологические характеристики и субъективное состояние личности, осознающей себя, способной и подготовленной к успешному осуществлению профессионального общения в своей будущей профессионально-педагогической деятельности. Структурными компонентами этой готовности выступают мотивационно-ценностный, когнитивно-познавательный, операционнально-поведенческий, психофизиологический и социально-психологический, которые имеют между собой прямую и обратную связь. Мотивационно-ценностный компонент включает в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки. Он определяет избирательную направленность личности на профессиональное общение;
потребность в принятии себя и присоединения к какой-либо социально-профессиональной группе; поиск связей с другими людьми-профессионалами; стремление к профессиональному сотрудничеству; отражает сформировавшееся ценностное мировоззрение и требования к профессиональному общению.
Когнитивно-познавательный компонент включает в себя совокупность теоретических знаний о профессиональном общении, способствующих осмыслению его сущности и специфики, пониманию его задач, оценке их значимости, выбору способов решения, а также ориентировочные умения, обеспечивающие выявление потребности в познании посредством профессионального общения.
Операционально-поведенческий компонент содержит конкретные умения, навыки и опыт, обеспечивающие успех в профессиональном общении, что позволяет использовать имеющиеся познания для постановки и решения задач профессионального общения, для конструирования оптимальной последовательности действий по достижению намеченных целей профессионального общения, для поддержания контакта, для оценивания и контролирования этого процесса.
Психофизиологический компонент отражает необходимое функциональное состояние организма, обеспечивающее предпосылки осуществления эффективного профессионального общения: интеллектуальные, эмоционально-волевые, физиологические свойства. Так, для профессионального общения исключительно важны внимание, воображение, эмоциональная устойчивость, эмоциональный отклик, способность подчинять/подчиняться воле других людей, эмпатия, мимика, жестикуляция, сенсорика.
Социально-психологический компонент — это комплекс качеств, связанных с конкретным социальным окружением, определяющих характер общения: коммуникативные, интерактивные и перцептивные качества. Среди них для профессионального общения важны: доброжелательность, уравновешенность, открытость к профессиональному общению, тактичность, доверчивость, стремление к профессиональному сотрудничеству, толерантность, коммуникабельность, ответственность, рефлексивность и другие личностные качества.
Особый научный интерес для нашего исследования представляют мнения исследователей о способах и инструментах обеспечения готовности студентов к профессиональному общению. Так, Е.Дж. Бойер, А. Саймон, Э. Стоунсон, Н. Фландерс предлагают использовать для этих целей образцы поведения педагога. В свою очередь, B.C. Грехов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов делают упор в этой связи на говорение, организацию диалогов, создание ситуаций общения. Вместе с тем X. Алдер, В.М. Букатов, А.Б. Добрович, С.К. Макарова считают, что наибольший эффект в этом вопросе обеспечивают психотехника, социально-педагогические тренинги, нейролингвистическое программирование, имитационно-моделирующие игры.
Обращает на себя внимание тот факт, что большинство современных диссертационных исследований, посвященных формированию готовности студентов к профессиональному общению, имеют отношение к студентам вузов [8; 9], в то время как подобных исследований, применительно к студентам профессионально-педагогических колледжей крайне мало [10].
В реальной образовательной практике среднего профессионально-педагогического образования отмечается низкая готовность выпускников профессионально-педагогических колледжей к профессиональному общению.Так, проведенное нами исследование показало, что около 29 % опрошенных (208 выпускников колледжей)высказали сомнение о связи профессионального общения со становлением их как профессионалов; только 17,4 % из них в рейтинге своих ценностей выделили профессиональное общение. При этом значительная часть выпускников (73 %) с трудом осуществляют профессиональное общение в первоначальный период своей работы. А более 23 % из них не закрепляются на рабочих местах из-за отсутствия у них готовности к эффективному профессиональному общению.
Готовность студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению
Таким образом, нами установлено, что к настоящему моменту сложились определенные научные основания, сформирован ряд идей, положений и подходов к решению рассматриваемой проблемы. Однако ее научная разработка еще недостаточна. Особенно в той части, которая касается сферы среднего профессионально-педагогического образования, поскольку не содержит анализа специфики профессионально-педагогического общения мастера производственного обучения и готовности студента колледжа — будущего мастера производственного обучения к профессиональному общению как значимого компонента его будущей профессионально-педагогической деятельности и инновационных механизмов ее формирования. Имеющиеся научные результаты, с одной стороны, слабо востребованы образовательной практикой средней профессиональной школы, а с другой стороны, не всегда сопровождаются развернутыми научно-методическими рекомендациями по их использованию педагогами-практиками. Поэтому требуется продолжение исследований в этом направлении и обеспечение внедрения новых научных результатов в образовательную практику средней профессионально-педагогической школы.
Библиографический список
1. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Юрайт-М, 2001. 607 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Изд-во «Оникс»; Изд-во «Мир образования», 2007. 1200 с.
4. Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова [и др.]. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. 456 с.
5. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера производственного обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. 336 с.
6. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
7. Словарь лингвистических терминов / сост. Т.В. Жеребило. Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. 376 с.
8. Верещак А.В. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов ВУЗов МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2010. 181 с.
9. Мутовкина О.М. Формирование у студентов технического ВУЗа готовности к профессиональному общению: дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1999. 214 с.
10. Жуков Г.Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного обучения: дис. ... д-ра пед наук. Екатерринбург, 2005. 423 с.
References
1. Kratkii psikhologicheskii slovar' / sost. L.A. Karpenko, pod obshch. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Iaroshevskogo [Short psychological dictionary. Complier L.A. Karpenko. A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky (Eds.)]. M.: Politizdat, 1985, 431 p. [in Russian].
2. Likhachev B.T. Pedagogika: kurs lektsii [Pedagogy: course of lectures]. M.: Iurait-M, 2001, 607 p. [in Russian].
3. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo iazyka [Dictionary of the Russian Language]. M.: Izd-vo «Oniks»; Izd-vo «Mir obrazovaniia», 2007, 1200 р. [in Russian].
4. Professional'no-pedagogicheskie poniatiia: slovar' / sost. G.M. Romantsev, V.A Fedorov, I.V. Osipova, O.V. Tarasiuk [Рrofessional and pedagogical concepts: dictionary. Compliers: G.M. Romantcev, V.A. Fedorov, I.V. Osipova, O.V. Tarasyuk]. Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2005, 456 p. [in Russian].
5. Zhukov G.N. Formirovanie professional'noi gotovnosti studentov k deiatel'nosti mastera proizvodstvennogo obucheniia: monografiia [Formation of professional readiness of students to
the activities of the master of vocational training: monograph]. Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2003, 336 p. [in Russian].
6. Psikhologiia obshcheniia. Entsiklopedicheskii slovar' / pod obshch. red. A.A. Bodaleva [Psychology of communication. Encyclopedic dictionary. A.A. Bodaleva (Ed)]. M.: Kogito-Tsentr, 2011, 600 p. [in Russian].
7. Slovar' lingvisticheskikh terminov / sost. T.V. Zherebilo [Glossary of linguistic terms. Complier T.V. Zherebilo]. Nazran: Izd-vo «Piligrim», 2010, 376 p. [in Russian].
8. Vereshchak A.V. Formirovanie gotovnosti k professionarnomu obshcheniiu u kursantov VUZov MVD RF: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of readiness to the professional dialogue at the cadets of higher education institutes of the Russian Federation Ministry of the Interior: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Cheboksary, 2010, 181 p. [in Russian].
9. Mutovkina O.M. Formirovanie u studentov tekhnicheskogo VUZa gotovnosti k professional'nomu obshcheniiu: dis. ... kand. ped. nauk [Formation at students of a technical college of readiness for professional communication: Candidate's of Pedagogical Sciences thesis]. Volgograd, 1999, 214 p. [in Russian].
10. Zhukov G.N. Formirovanie gotovnosti k professional'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti budushchikh masterovproizvodstvennogo obucheniia: dis. ... d-ra ped nauk [Formation of readiness for professional and pedagogical activity of future masters of vocational training: Doctor's of Pedagogical Sciences thesis]. Ekaterinburg, 2005, 423 p. [in Russian].
E.M. Samohvalova*
READINESS OF A COLLEGE STUDENT - FUTURE MASTER OF VOCATIONAL TRAINING FOR PROFESSIONAL COMMUNICATION
The article examines the phenomenon of «readiness of college students — future masters of vocational training for professional communication» as an important condition for its establishment as a professional. The importance of professional communication for professional and educational activities is revealed. The author's interpretation of definitions of «professional pedagogical communication of a master of vocational training» and «readiness of college students — future masters of vocational training for professional communication» as well as the disclosure of their identity is given. The poor state of educational practice in the area of preparedness of college graduates to the professional communication is noted.
Key words: readiness, professional communication, college student.
Статья поступила в редакцию 12/XII/2015.
The article received 12/XII/2015.
* Samohvalova Elena Mikhailovna ([email protected]), teacher, Volga State College, 80, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443099, Russian Federation.