Научная статья на тему 'Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в процессе обучения в образовательной организации МВД России'

Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в процессе обучения в образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / VALUES / SYSTEM OF VALUES / PERSONALITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

В статье рассматриваются особенности обучения в образовательной организации системы МВД. Анализируются вопросы формирования у курсантов социальных ценностей, в последу-ющем определяющих линию их профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of vital and professional system of values of a personality in the course of training in an education organization of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers the peculiarities of education in educational organization of the Ministry of the Interior of Russia. Questions of formation of cadets’ of social values defining their line of professional development are analyzed.

Текст научной работы на тему «Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в процессе обучения в образовательной организации МВД России»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук,

начальник кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583754)

Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в процессе обучения в образовательной организации МВД России

В статье рассматриваются особенности обучения в образовательной организации системы МВД. Анализируются вопросы формирования у курсантов социальных ценностей, в последующем определяющих линию их профессионального развития.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, личность, социализация.

D.V. Karabash, Master of Pedagogics, Head of the Chair of Activity of Departments of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583754.

The formation of vital and professional system of values of a personality in the course of training in an education organization of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers the peculiarities of education in educational organization of the Ministry of the Interior of Russia. Questions of formation of cadets' of social values defining their line of professional development are analyzed.

Key words: values, system of values, personality, socialization.

Современное высшее профессиональное образование обладает многоаспектным потенциалом для формирования ценностных ориентаций сотрудников полиции в силу его гуманистической основы, созидательных тенденций в современном вузе, которые должны быть направлены на восприятие курсантами своей будущей профессиональной деятельности как служителей законности и порядка. Сохранять правопорядок, создавать условия для его формирования может лишь специалист с высокой степенью сложившихся жизненных и профессиональных ценностных ориентаций, у которого нравственное и правовое содержание является определяющим в его гражданской позиции.

Ведущими тенденциями образования в вузах МВД России сегодня становятся гуманизация и непрерывность, что свидетельствует о приоритете человеческих ценностей, развития личности, воспитания гражданственности. В процессе оптимально организованной системы подготовки у курсантов формируются высшие потребности и интересы, перед ними ставятся перспективные цели, выявляются их

социально-политическая, нравственная,эсте-тическая ценность, определяются средства их достижения, т.е. осуществляется все то, что характеризует человеческую деятельность как сознательно целенаправленную и духовно ценную.

По окончании вузов МВД России выпускники вступают в самостоятельную жизнь. В сегодняшнее сложное время, когда происходят перемены во внешнеполитической жизни государства, комплексно трансформируется общественно-политическая и экономическая обстановка в стране, возрастает культурно-идеологическое развитие общества, образовательные организации системы МВД России не только формируют профессиональные навыки и передают умения, но и развивают у обучаемых ценностные ориентации.

Бесспорно, ценности являются обобщенными представлениями о благах и возможно приемлемых способах их приобретения, на базе которых человек может осуществить сознательный выбор целей и средств своей деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизнен-

246

ной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития [1]. В данном контексте ценностная ориентация - это понятие социальной психологии, под которым понимаются политические, идеологические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий, а также способ организации человеком своего поведения на основе осознанных мотивов, которые становятся жизненными и профессиональными ориентирами [2]. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и могут проявляться в целях, убеждениях, идеалах, интересах и других элементах внутреннего содержания, трансформируются в поведении личности. В структуре деятельности человека ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами развития, обеспечивают устойчивость личности, составляют тип поведения.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и ее внутреннюю основу отношения к действительности. Ценностная ориентация, с одной стороны, представляет конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой - систему фиксированных установок, регулирующих поведение в каждом временном отрезке [3, с. 49]. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности. По степени их сформированности можно судить об уровне развития личности: развитые ценностные ориентации свидетельствуют о ее зрелости и наличии основных качеств, таких как верность определенным принципам и идеалам, надежность, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненных позиций. Противоречивость ценностных ориентаций создает непоследовательность в поведении личности. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре человека.

Польским ученым Милтоном Рокичем [4] предложена теоретическая модель изучения ценностных ориентаций человека, которая представлена как действенный инструмент для их измерения. В качестве основного диагностического материала автор рассматривает направленность личности, понимаемую как восприятие человеком тех или иных жизнен-

ных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни и деятельности. В зависимости от поставленных целей, которые пытается реализовать человек, жизненные сферы (профессиональная, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости. Тестовый материал для исследования ценностей Рокича содержит ряд списков.

1. Список «А» (терминальные ценности): активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

здоровье (физическое и психическое); интересная работа;

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей; общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); счастливая семейная жизнь; счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

творчество (возможность творческой деятельности);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

2. Список «Б» (инструментальные ценности): аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

воспитанность (хорошие манеры); высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

247

жизнерадостность (чувство юмора); исполнительность (дисциплинированность);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

ответственность (чувство долга, умение держать слово);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

честность (правдивость, искренность); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); чуткость (заботливость). Из списков видно, что в них выделяются те ценности, которые соответствуют различным областям социальной жизни и представляют собой признанные поведенческие стандарты, разделяемые обществом или социальными группами.

Социальные ценности представляют собой один из важнейших элементов культуры, систему социальной регуляции, обеспечивающую общую стратегическую линию поведения. На основе социальных ценностей формируются социальные нормы (социальная справедливость, гражданский долг, свобода, равенство, честь, и др.). Категория социальных ценностей введена в социологию М. Ве-бером [5, с. 534].

Сотрудники полиции осуществляют свою профессиональную деятельность в различных направлениях, с различными слоями социальных групп. В период обучения курсанты получают необходимые компетенции для работы в молодежной среде, которая представляет собой неоднородную молодежную

субкультуру. Социализация молодежи конструируется как важнейший компонент жизни общества, осуществляемый посредством институтов семьи, образования, правоохранительных органов, молодежной политики. Под социализацией мы понимаем процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе [6]. Осуществляя формирование ценностных ориентаций личности курсантов вузов МВД России, следует иметь в виду, что одним из важных признаков молодежи являются специфические социально-психологические характеристики, обусловленные переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. При формировании готовности работать в молодежной среде будущие сотрудники системы МВД должны знать, что характерными чертами молодежи являются категоричность суждений, максимализм, неподчинение существующим моделям общественного развития. Становление молодежи сопряжено с преодолением как внутренних, так и внешних противоречий. В стремлении обрести самостоятельность и независимость от взрослых молодым людям, особенно подросткам, приходится преодолевать внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений. Внешние противоречия возникают на стыке взаимодействия молодежи с обществом, при столкновении с его жесткими требованиями, что нередко приводит к экстремальным формам защиты [7, с. 13-14]. При содействии формированию ценностных ориентаций личности важным представляется формирование у курсантов социальных ценностей уже в процессе обучения. Как правило, они выступают как духовная деятельность человека и ее результаты, социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. В педагогическом толковании социальные ценности - это представления большинства людей о добре, справедливости, патриотизме, которые являются целью формирования их у студентов в процессе профессионального обучения. Таким образом, формирование социальной группы ценностей имеет большое зна-

248

чение, т.к. такие ценности составляют базу формирования профессиональной культуры сотрудника полиции и включают: приверженность идеям демократии, нацеленность на создание демократических отношений в системе отношений в группе, коллективе; гражданскую зрелость и общественную активность (действенный патриотизм); сфор-мированность профессиональной этики;

бережное отношение к общечеловеческим и социальным ценностям; уважительное отношение к законам, правам человека; чувство профессионального долга; ответственное отношение к межличностным отношениям, к судьбе друзей, родных, других людей; соблюдение этики межличностных, межнациональных отношений; профессиональную самоотверженность.

1. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993.

2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996.

4. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М., 1973.

5. Вебер М. Избранное. Образ общества: пер. с нем. М., 1997.

6. Бестужев-Лада И.В. Какая ты, молодежь? М., 1988.

7. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодежи. М., 2003.

1. Budinayte G.L., Kornilova T.V. Personal values and personal prerequisites of a subject // Psychology issues. 1993.

2. Zdravomyslov A.G. Needs, interests, values. Moscow, 1986.

3. Leontyev D.A. Value as a interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction // Philosophy issues. 1996.

4. Rokich M. The nature of human values. Moscow, 1973.

5. Veber M. Sel. works. Image of society: transl. from German. Moscow, 1997.

6. Bestuzhev-Lada I.V. What are you, youth? Moscow, 1988.

7. Zubok Yu.A. Problem of risk in youth sociology. Moscow, 2003.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Рычкалова Л. А. Исследование современных подписей / Л. А. Рычкалова. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2015.

В монографии рассматриваются вопросы исследования подписи как частного объекта судебно-почерковедче-ской экспертизы, приводятся способы правильного отбора образцов, рассмотрены идентификационные признаки подписи, виды подделки подписей.

Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, аспирантов, курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций МВД России и практических работников правоохранительных органов.

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.