Научная статья на тему 'Готовность личности иностранного учащегося к межкультурной коммуникации (довузовский этап)'

Готовность личности иностранного учащегося к межкультурной коммуникации (довузовский этап) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Наталия Юрьевна, Романюк Елена Сергеевна

Показана взаимосвязь между готовностью иностранных учащихся довузовского этапа к межкультурной коммуникации и их личным опытом общения в инокультурной среде (обучение русскому языку в мононациональных или интернациональных группах).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Наталия Юрьевна, Романюк Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность личности иностранного учащегося к межкультурной коммуникации (довузовский этап)»

Колесникова, И.А. О критериях гуманизации образования / И.А. Колесникова // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб., 1994. С. 23 - 24.

Кулюткин, Ю.Н. Технократия и гуманизм / Ю.Н. Кулюткин // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб., 1995. №4. С. 8 - 11.

Нигматов, З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946 -1989 гг.): дис. ... д-ра пед. наук / З.Г. Нигматов. Казань, 1990. 397 с.

Никандров, Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Н.Д. Никандров // Сов. педагогика. 1990. №9. С.41 - 47.

Орлов, А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм / А.Б. Орлов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. № 2. С. 55 - 58.

Подлиняев, О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поству-зовского образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.Л. Подлиняев. Хабаровск, 1999. 36 с.

Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме / И.Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. 559 с.

Н.Ю. ФИЛИМОНОВА, Е.С. РОМАНЮК (Волгоград)

ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ИНОСТРАННОГО УЧАЩЕГОСЯ К МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП)

Показана взаимосвязь между готовностью иностранных учащихся довузовского этапа к межкультурной коммуникации и их личным опытом общения в инокультурной среде (обучение русскому языку в мононациональных или интернациональных группах).

Для иностранных студентов, приезжающих на обучение в российские вузы, процесс непрерывного образования начинается с подсистемы довузовского этапа. Являясь обязательной частью обучения иностранных граждан в системе российского высшего образования, довузовский этап помогает им адаптироваться в учеб-

но-профессиональной среде российского вуза.

В недавнем прошлом одной из важнейших была задача воспитания иностранных студентов, т.е. воздействия на личность «с целью развития, формирования ее в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п.» (Смирнов 2003). Иностранные студенты, приезжающие на учебу в российские вузы, - это вполне сформировавшиеся личности, которые сложились в результате влияния самых разных факторов: от личных морально-волевых и наследственных до сформированных под воздействием семьи, социальной среды, национальных и религиозных традиций. Статистика свидетельствует, что иностранцы обычно старше российских студентов: на подготовительных факультетах учатся и 17 -19-летние, и 20 - 23-летние учащиеся. Большинство из них имеют конкретные жизненные установки и ценности и уже вполне зрелое мировоззрение, которое сложилось в результате освоения культурного наследия родной страны, её истории и традиций. И этого нельзя не учитывать в процессе с иностранными учащимися (Филимонова 2005). При этом не следует забывать, что в новых социокультурных условиях идет процесс воспитания новых качеств личности иностранного студента, при этом «всякая воспитательная концепция, направленная на преодоление разрыва между возможностями традиционной системы и требованиями социокультурных практик, является проектом, определяющим цели и средства воспитания» (Борытко 200і).

С первых дней пребывания на факультете довузовской подготовки иностранцы ощущают необходимость в межкультурной коммуникации, под которой мы, вслед за Е.М. Верещагиным и В.Г. Костомаровым (1990), понимаем «... адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам».

В настоящее время проблемы межкуль-турной коммуникации рассматриваются в аспекте филологии, социологии, культурологии, педагогики (Д.Б. Гудков, Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, П.Н. Донец, О.А. Леонтович, А.П. Садохин, С.Г. Тер-

© Филимонова Н.Ю., Романюк Е.С., 2008 100

Минасова, И.И. Халеева, Л.В.Цурикова и др.). В ряде исследований в контексте меж-культурной коммуникации рассматривают обучение иностранных студентов (диссертации О.Л. Кузнецовой, С.В. Копытько, Г.Е. Куличенко, Н.К. Маяцкой, С.Ю. Родоновой, Л.Ф. Свойкиной и др.), но при этом довузовский этап все еще остается вне поля зрения исследователей.

Сегодня обучение в российском вузе должно проходить в контексте диалога культур (Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В.Г. Костомаров, Ю.Е. Прохоров, С.Г. Тер-Минасова и др.). Проблема развития личности студента как субъекта диалога культур нашла отражение в диссертациях Е.Х. Ахо-ховой, Т.А. Бунаковой, Л.И. Хасановой, М.Г. Яновой и др.

Специфика довузовского этапа обучения иностранных студентов как этапа адаптационного заключается в том, что в рамках одного факультета, студенческого общежития, учебной группы оказываются люди разнообразных национальных культур и этнокультурных традиций. Кажется очевидной необходимость применительно к этому контингенту изучить процесс формирования готовности личности к межкультурной коммуникации. Между тем внимание исследователей к данной характеристике личности оказалось недостаточным. В связи с этим нам видятся противоречия между:

а) практическими потребностями иностранных учащихся довузовского этапа в навыках межкультурного и межличностного общения и их недостаточной готовностью к межкультурной коммуникации;

б) направленностью личности на меж-культурную коммуникацию и недостаточностью языковых знаний и коммуникативных умений;

в) необходимостью формирования готовности личности к межкультурной коммуникации и отсутствием методики формирования готовности иностранных учащихся к межкультурной коммуникации на этапе довузовской подготовки.

Перечисленные противоречия определили следующую проблему: каковы педагогические условия, с помощью которых возможно формировать готовность иностранных учащихся довузовского этапа к межкультурной коммуникации?

Вопросы теории готовности к видам деятельности рассматривались в работах М.И. Дьяченко, Х.Й. Лийметс, К.К. Платонова, В.А. Сластенина, М. Смита и др. О

формировании готовности студентов к межкультурному общению речь идет в диссертационных исследованиях Е.В. Тройни-ковой, Г.Г. Девятовой, Т.А. Максимовой, Н.В. Паперной и др.

Некоторые исследователи различают понятия готовности и подготовки как два различных, но связанных между собой термина, когда подготовка - это динамический процесс, а готовность - её результат (Г.Г. Девятова). Кроме того, готовность -это совокупность таких компонентов, как мотивационный, эмоциональный и поведенческий. Они мобилизуют личностные качества, знания и умения, с помощью которых можно эффективно обучать русскому языку как иностранному и общению с представителями других культур.

На эффективность формирования готовности иностранных студентов к межкуль-турной коммуникации могут влиять такие факторы, как уровень владения русским языком и знаний культуроведческого и страноведческого характера, личный опыт общения в новых условиях, степень толерантности и эмпатии личности, уровень коммуникативных умений, усвоение моделей поведения в иной культурной среде и т.д.

В первый год обучения в России, помимо проблем, с которыми иностранцы встречаются в чужой стране, помимо нередко болезненной адаптации, они испытывают трудности при столкновении с иными культурами и менталитетом своих однокурсников. Поэтому одним из педагогических условий является учебная среда, в которую попадает студент.

Нами было высказано предположение, что формирование готовности иностранцев к межкультурной коммуникации в значительной степени зависит от их личного опыта общения в инокультурной среде, прежде всего, от того, в какой группе они обучаются - в мононациональной или интернациональной.

На факультете подготовки иностранных специалистов Волгоградского государственного технического университета был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 80 студентов из 16 стран Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. С целью определения готовности иностранных учащихся к межкультурной коммуникации в начале учебного года были сформированы две контрольные и две экспериментальные группы. Контрольные (мононаци-

ональные) группы состояли в первом случае из семи вьетнамских, а во втором - из восьми китайских студентов. В одной экспериментальной (интернациональной) группе обучались три вьетнамских студента и по одному студенту из Афганистана, Колумбии и КНР, а в другой - четыре студента из КНР, два из СРВ, а также по одному студенту из Гвинеи-Бисау и Бангладеш. Всем студентам были предложены анкеты, включающие в числе прочих вопросы о плюсах и минусах обучения в мононациональной и интернациональной группах. Студенты отметили, что в интернациональной группе можно узнать много нового о других странах и людях (94% респондентов), но в то же время им трудно разговаривать с другими студентами, потому что они плохо понимают друг друга (16%) и нет общих интересов (16%), а также потому, что разные характеры (62,15%).

В течение учебного года все иностранные студенты находились в равных педагогических условиях, в числе которых можно назвать учебно-методический комплекс с использованием страноведческих и краеведческих материалов, многогранную внеаудиторную деятельность, расширение контактов с российскими студентами, поддержание интереса к своей и чужой культуре и многое другое. При этом в интернациональных группах студенты имели дополнительную возможность не только узнать новое о чужой стране, но и познакомить других со своим этносом, традициями и обычаями, родной страной, т.е. продемонстрировать себя как личность, принадлежащую к определенному культурному сообществу, что было важно как в познавательном, так и в межкультурном аспекте.

В конце учебного года, отвечая на вопросы анкеты, студенты, обучающиеся в интернациональной группе, заявили, что не испытывают особых трудностей в общении и имеют много друзей среди студентов разных стран. В контрольных группах, сформированных по национальному признаку, студенты написали, что общаются только с земляками, и с сожалением признались: у них нет друзей из других стран.

Таким образом, в интернациональных группах сложилась более благоприятная ситуация развития личности, которая способствует появлению личностного опыта ежедневного межкультурного взаимодействия. Обучение в интернациональных

группах не только способствует повышению у иностранных учащихся готовности к межкультурной коммуникации, но и моделирует условия, обеспечивающие приспособление иностранцев к образовательной среде российского вуза.

Литература

Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 10 - 11.

Филимонова, Н.Ю. Проблемы воспитания иностранных студентов как проблемы саморазвития личности / Н.Ю. Филимонова, А.Е. Го-денко // Вестн. МГТУ ГА. Сер.: Международная деятельность вузов. 2005. №94 (12). С.74- 78.

Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. С.121.

Верещагин, Е.М. Язык и культура. Линг-вострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод. рук. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. С.26.

Д.А.ЗЕМЛЯНСКИЙ, А.А.СУЧИЛИН,

Н.Н.СЕНТЯБРЕВ

(Волгоград)

ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К УСЛОВИЯМ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Описана проблема адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения средствами физической культуры.

В настоящее время в России насчитывается около 30 млн человек в возрасте 60 лет и старше, и их число продолжает нарастать. Около 5 млн граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи. Из их числа для 1,5 млн человек требуются постоянная посторонняя помощь и социальные услуги по причине неудовлетворительного состояния здоровья или пре-

© Землянский Д.А., Сучилин А.А., Сентябрев Н.Н., 2008 102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.