ональные) группы состояли в первом случае из семи вьетнамских, а во втором - из восьми китайских студентов. В одной экспериментальной (интернациональной) группе обучались три вьетнамских студента и по одному студенту из Афганистана, Колумбии и КНР, а в другой - четыре студента из КНР, два из СРВ, а также по одному студенту из Гвинеи-Бисау и Бангладеш. Всем студентам были предложены анкеты, включающие в числе прочих вопросы о плюсах и минусах обучения в мононациональной и интернациональной группах. Студенты отметили, что в интернациональной группе можно узнать много нового о других странах и людях (94% респондентов), но в то же время им трудно разговаривать с другими студентами, потому что они плохо понимают друг друга (16%) и нет общих интересов (16%), а также потому, что разные характеры (62,15%).
В течение учебного года все иностранные студенты находились в равных педагогических условиях, в числе которых можно назвать учебно-методический комплекс с использованием страноведческих и краеведческих материалов, многогранную внеаудиторную деятельность, расширение контактов с российскими студентами, поддержание интереса к своей и чужой культуре и многое другое. При этом в интернациональных группах студенты имели дополнительную возможность не только узнать новое о чужой стране, но и познакомить других со своим этносом, традициями и обычаями, родной страной, т.е. продемонстрировать себя как личность, принадлежащую к определенному культурному сообществу, что было важно как в познавательном, так и в межкультурном аспекте.
В конце учебного года, отвечая на вопросы анкеты, студенты, обучающиеся в интернациональной группе, заявили, что не испытывают особых трудностей в общении и имеют много друзей среди студентов разных стран. В контрольных группах, сформированных по национальному признаку, студенты написали, что общаются только с земляками, и с сожалением признались: у них нет друзей из других стран.
Таким образом, в интернациональных группах сложилась более благоприятная ситуация развития личности, которая способствует появлению личностного опыта ежедневного межкультурного взаимодействия. Обучение в интернациональных
группах не только способствует повышению у иностранных учащихся готовности к межкультурной коммуникации, но и моделирует условия, обеспечивающие приспособление иностранцев к образовательной среде российского вуза.
Литература
Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 10 - 11.
Филимонова, Н.Ю. Проблемы воспитания иностранных студентов как проблемы саморазвития личности / Н.Ю. Филимонова, А.Е. Го-денко // Вестн. МГТУ ГА. Сер.: Международная деятельность вузов. 2005. №94 (12). С.74- 78.
Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. С.121.
Верещагин, Е.М. Язык и культура. Линг-вострановедение в преподавании русского языка как иностранного: метод. рук. / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. С.26.
Д.А.ЗЕМЛЯНСКИЙ, А.А.СУЧИЛИН,
Н.Н.СЕНТЯБРЕВ
(Волгоград)
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ К УСЛОВИЯМ СТАЦИОНАРНОГО СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Описана проблема адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения средствами физической культуры.
В настоящее время в России насчитывается около 30 млн человек в возрасте 60 лет и старше, и их число продолжает нарастать. Около 5 млн граждан старших возрастов нуждаются в различной помощи. Из их числа для 1,5 млн человек требуются постоянная посторонняя помощь и социальные услуги по причине неудовлетворительного состояния здоровья или пре-
© Землянский Д.А., Сучилин А.А., Сентябрев Н.Н., 2008 102
клонного возраста (Михальский, Новосельцев 2005).
Немалое число пожилых людей прибегают к услугам стационарных учреждений социального обслуживания (дома-интернаты). Это определяется объективными факторами, такими как снижение уровня здоровья, повышение тревожности (Гехт 2001; Пузин [и др.] 2007; и др.), а главное - невозможность по тем или иным причинам обеспечения нормальных условий жизнедеятельности. Проживающие в 1277 стационарных учреждениях более 230 тыс. человек (Пузин [и др.] 2007) пережили резкое изменение условий жизни в пожилом возрасте, что является значительным стресси-рующим фактором (Александрова 1974; ^ё1 ^ а1.] 2004), отрицательно сказывается на здоровье людей, усложняет их адаптацию в стационарных социальных учреждениях.
Одним из возможных подходов к решению этой проблемы является организация эффективного и качественного физкультурно-оздоровительного процесса с лицами пожилого и престарелого возраста на первых этапах пребывания в стационарном учреждении. Особая значимость физкультурно-оздоровительного процесса состоит в том, что усилия специалистов направлены не только на создание условий для освоения физических упражнений, но и на формирование отношения пожилых людей к занятиям в оздоровительных группах.
Решению проблемы адаптации лиц пожилого и престарелого возраста к условиям стационарного учреждения посвящено незначительное количество работ (Дементьева, Шаталова 1992), а использование для этой цели средств физической культуры нами обнаружено лишь в отдельных специализированных учреждениях. Поэтому цель исследования заключалась в изучении процесса адаптации пожилых людей к условиям стационарного учреждения при занятиях физической культурой.
На протяжении ряда лет нами проводятся наблюдения за лицами пожилого и престарелого возраста в Волгоградском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Изучается ряд показателей функционального состояния: длина и масса тела, окружность грудной клетки при вдохе и выдохе, частота сердечных сокращений
сидя и стоя, систолическое и диастолическое артериальное давление, сила сильнейшей руки методом динамометрии, время задержки дыхания, жизненная емкость легких.
Адаптивный потенциал - АП (или индекс функциональных изменений - ИФИ) рассчитывается в условных единицах-баллах по методике, предложенной Р.М. Баевским [и др.] (1987): ИФИ (АП) = 0,0011(ЧП) + + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,009(МТ) -
- 0,009(Р) + 0,014(В) - 0,27, где ЧП - частота пульса, САД - систолическое, ДАД - диастолическое артериальное давление, Р - рост, МТ - масса тела, В - возраст. Удовлетворительной адаптации соответствуют значения АП до 2,59, напряжению механизмов адаптации - от 2,60 до 3,09, неудовлетворительной адаптации - от 3,10 до 3,49, срыву адаптации - от 3,50 и выше.
По личному согласию проживающих в доме-интернате была организована группа лиц, начавших занятия физическими упражнениями по специально разработанной программе. Для более эффективной адаптации лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой, объяснялось применение традиционных и нетрадиционных средств, проводились беседы с изложением материала о благотворном влиянии занятий, гигиеническом обеспечении, поддержании функциональных возможностей организма, использовании условий, создающих благоприятные предпосылки для установления дружеских отношений и включения в активную деятельность. До начала занятий (апрель), а также через 3 и 6 месяцев было проведено контрольное тестирование.
Интересно отметить, что желание заниматься физической культурой было более выражено у лиц «младшей» возрастной группы (мужчины 67,3 и женщины 70,4 года) по сравнению с теми, кто не желал заниматься оздоровительной физической культурой (мужчины 70,3, женщины 74,2 года). Среди изъявивших желание ряд лиц (п=6) имел весьма преклонный возраст - 80 лет и старше. Существенных различий в уровне здоровья в сравниваемых группах занимающихся и не занимающихся физической культурой не наблюдалось, большая часть обследованных имела патологии сердечнососудистой системы, многие имели инвалидность. Желание участвовать в работе
3,5
3,3
3,1
2,9
2,7
2,5
у/
МН
3,5
3,3
3,1
2,9
2,7
2,5
МЗ
ЖН
ЖЗ
/Ууг апрель I.....I июль
шо октябрь —±— напряжение адаптации
— - неудовлетворительная адаптация
Рис.1. Уровень адаптации в группах (МН - не занимающиеся физической культурой мужчины, МЗ - занимающиеся мужчины, ЖН - не занимающиеся физической культурой женщины, ЖЗ - занимающиеся женщины)
оздоровительной группы было выше у лиц, ранее в той или иной степени занимавшихся спортом.
В начале эксперимента результаты исследования фоновых значений АП были несколько хуже в группе мужчин, выразивших желание заниматься физической культурой - 2,95±0,24, у не занимающихся -2,89±0,26 (Р>0,05). Между соответствующими группами женщин различий практически не было - 3,07± 0,28 у занимающихся и
3,11±0,21 у не занимающихся. Все показатели находились в зоне напряженности механизмов адаптации (см. рис. 1).
Проведенные обследования позволили получить достаточно четкую картину изменения адаптивных возможностей при проживании в стационарном учреждении в течение года. У занимавшихся физической культурой адаптивность существенно не ухудшалась, а у лиц, не занимавшихся физическими упражнениями, произошло явное снижение этого показателя.
Резкое снижение этого показателя отмечалось у женщин в летний и осенний периоды. Его величина вышла за рамки напряжения и могла квалифицироваться как неудовлетворительная адаптация.
Среди результатов занятий регулярными адекватными физическими упражнениями необходимо выделить также тенденцию к повышению анаэробной устойчивости по показателю пробы Штанге. Это можно рассматривать как одно из следствий повышения возможностей кис-лород-транспортной системы в целом. Тенденция к улучшению других показателей функционального состояния организмов мужчин, занимавшихся физиче -скими упражнениями, представлена на рис.2 (у женщин имелись аналогичные тенденции).
Но, пожалуй, главным результатом было то, что посещение занятий желающими было регулярным, что позволяет говорить об устойчивом стремлении зани-
Рис.2. Показатели функционального состояния у мужчин (ЗМ - занимающиеся физическими упражнениями, НЗ - не занимающиеся физическими упражнениями)
маться физической культурой. Более чем полугодовые наблюдения позволяют считать эту тенденцию достаточно устойчивой.
Как показывают наши результаты, особенно важны такие занятия для женщин. Имеются данные о том, что мужчины в большей мере подвержены стрессовым ситуациям (Фурдуй 1990) и что женщины адаптируются к стрессам физиологически более экономно, но расходуют больше психических сил, жалуясь на дискомфорт (Kalimo 1989). Им присуща большая эмоциональная реактивность на социальные стрессогенные факторы (Stroud [et.al.] 2002; Воскресенская 2006).
Имеются сведения о существенном улучшении показателей функционального состояния при оздоровительных тренировках в условиях домашнего пребывания (Гаврилов [и др.] 2003). Полученные нами данные о влиянии регулярных занятий в менее привычных и более стрессирующих условиях говорят об улучшении функцио-
нального состояния и адаптивных механизмов. Это выражается в улучшении состояния аппарата дыхания и кровообращения - главных факторов, лимитирующих состояние здоровья.
Можно полагать, что подобранные с учетом возраста и уровня здоровья физические упражнения выполняют в условиях стационарного социального учреждения двоякую роль. Они повышают адаптационный потенциал пожилых людей, увеличивают их функциональные возможности
и, следовательно, неспецифическую устойчивость к неблагоприятным факторам.
Данные нашего исследования хорошо согласуются с известными представлениями о том, что активный образ жизни способствует развитию приспособительных механизмов, обеспечивающих стабилизацию психической деятельности на новом уровне (Александрова 1974).
Таким образом, можно сделать заключение о том, что применение средств физической культуры играет важную роль в
процессах повышения функциональных возможностей и обусловленной ими психической адаптации людей пожилого и престарелого возраста к новым условиям жизни в стационарном социальном учреждении.
Литература
Александрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М.Д. Александрова. Л.: Наука, 1974. 153 с.
Воскресенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий / Т.Г. Воскресенская // Рус. мед. журн. 2006. Т.14. №9. С. 694 - 697.
Гехт, И.А. Организация методико-соци-альной помощи пожилым и старым людям / И.А. Гехт // Проблемы социальной гигиены. 2001. №4. С. 45 - 47.
Дементьева, Н.Ф. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах: метод. реком. / Н.Ф. Дементьева, Е.Ю. Шаталова. М., 1992. 18 с.
Гаврилов, Д.Н. Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты / Д.Н. Гаврилов, Е.Е. Романова, А.В. Малинин / ТиПФК. 2003. №3. С.9 - 12.
Михальский, А.И. Количественный анализ и моделирование старения, заболеваемости и смертности / А.И. Михальский, В.Н. Новосельцев // Успехи геронтологии. 2005. Вып. 17. С. 117 - 129.
Пузин, С.Н. Медико-социальная реабилитация лиц пожилого и старческого возраста: монография / С.Н. Пузин, А.А. Модестов, А.В. Подкорытов. М.: Медицина. 2007. 237 с.
Фурдуй, Ф.И. Физиологические механизмы стресса и адаптация при остром действии стресс-факторов / Ф.И. Фурдуй. Кишинёв: Штинница, 1986. 239 с.
Kalimo, R. Risk behaviours as stress-coping strategies: implication for intervention /
R. Kalimo // Health promotion in the working world / Eds. A. Kaplun, E.Wenzel [et. al]. Berlin: Springer-Verlag, 1989. P. 85.
Stroud, L.R. Sex differences in stress responses: social rejection versus achievement stress / L.R. Stround, P. Salovey, E.S. Epel // Biol Psychiatry. 2002. 52(4) P.318 - 27.
№ё!, P.H. Depression and Comorbid Illness in Elderly Primary Care Patients: Impact on Multiple Domains of Health Status a..nd Well-being / P.H. No&, J.W. Williams, J. Unutzer [et al]. Annals of Family Medicine. 2004. №2. P. 555 - 562.
Е.Е. ШЕВЧИК (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
Рассмотрены вопросы, касающиеся понимания студентами эмоционально-оценочной информации в процессе чтения художественных текстов. Раскрыто понятие эмотивной компетенции, описаны ее компоненты. Формирование эмотивной компетенции студентов происходит в рамках специально спроектированного педагогического процесса, в основе которого - лингводидактическая модель обучения пониманию эмотивной лексики в процессе чтения художественных текстов и теоретический курс «Введение в эмотиологию».
Проблема обучения пониманию иноязычных текстов студентов филологических факультетов педагогических вузов является одной из актуальных проблем вузовской методики обучения английскому языку как дополнительной специальности. Данное обстоятельство объясняется значением чтения как вида речевой деятельности: чтение является источником развития и обогащения устной речи, совершенствования ее качественной стороны; имеются широкие возможности использования чтения как средства расширения кругозора, приобретения знаний о стране изучаемого языка. Практика в чтении оригинальной литературы способствует развитию чувства языка, повышению коммуникативно-познавательной мотивации; положительно воздействует на личностно-эмоциональное состояние студентов; позволяет в комплексе и более эффективно решать стоящие перед профессиональным иноязычным образованием задачи, используя его дидактический, развивающий и воспитательный потенциал.
Общеевропейские компетенции в области владения иностранным языком на профессиональном уровне (пятый уровень владения иностранным языком -Effectiveness) и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке преподавателя иностранного языка (шифр специальности - 032900 - «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью
© Шевчик Е.Е., 2008