Научная статья на тему 'Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основы непрерывного образования'

Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основы непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2474
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ / CONTINUOUS EDUCATION / READINESS TO CONTINUE EDUCATION / READINESS FOR SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Юлия Николаевна

Статья посвящена обоснованию необходимости выявления основ непрерывного образования как фактора личностного развития на протяжении всей жизни. В качестве таких основ рассматриваются готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию. Приводится общая структура этих готовностей, которые затем конкретизируются для среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS TO CONTINUE EDUCATION AND READINESS FOR SELF-EDUCATION AS FOUNDATIONS OF CONTINUOUS EDUCATION

The article substantiates the necessity to identify the foundations of continuous education as a factor of personal development throughout life. Readiness to continue education and readiness for selfeducation are considered as such foundations. The article presents the general structure of those kinds of readiness which are then concretized for general secondary education, secondary vocational education and higher vocational education

Текст научной работы на тему «Готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию как основы непрерывного образования»

ГОТОВНОСТЬ К ПРОДОЛЖЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ И ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ КАК ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

READINESS TO CONTINUE EDUCATION

AND READINESS FOR SELF-EDUCATION AS FOUNDATIONS

OF CONTINUOUS EDUCATION

Ю.Н.Степанова

Yu.N. Stepanova

Непрерывное образование, готовность к продолжению образования, готовность к самообразованию. Статья посвящена обоснованию необходимости выявления основ непрерывного образования как фактора личностного развития на протяжении всей жизни. В качестве таких основ рассматриваются готовность к продолжению образования и готовность к самообразованию. Приводится общая структура этих готовностей, которые затем конкретизируются для среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Continuous education, readiness to continue education, readiness for self-education. The article substantiates the necessity to identify the foundations of continuous education as a factor of personal development throughout life. Readiness to continue education and readiness for self-education are considered as such foundations. The article presents the general structure of those kinds of readiness which are then concretized for general secondary education, secondary vocational education and higher vocational education.

В «Меморандуме непрерывного образования Европейского союза» подчеркивается, что успешный переход к экономике и обществу, основанный на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования - учения длиною в жизнь, ориентированного на всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью улучшения знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций [Меморандум..., 2000]. Непрерывное образование становится одним из необходимых условий успешной адаптации и профессиональной мобильности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях на современном этапе развития общества,

В настоящее время основное внимание уделяется практическому аспекту реализации непрерывного образования: исследуются вопросы, связанные с личностным развитием в непрерывном образовательном пространстве. При этом естественно, что процесс непрерывного образования индивидуален для каждого человека, поскольку определяется его личностными особенностями, интересами и потребностями. Главной целью непрерывно-

го образования является всестороннее развитие субъектов образовательного процесса на протяжении всей жизни, что подразумевает осуществление образовательной деятельности как в формальных структурах, так и самостоятельно. Возникает проблема: как организовать процесс непрерывного образования таким образом, чтобы он обеспечивал всестороннее развитие всех обучающихся, но при этом являлся уникальным для каждой личности?

Определение возможных путей решения сформулированной проблемы приводит к необходимости выявления основ данного процесса. Эти основы должны быть одинаковыми по структуре для всех категорий обучающихся (школьников, студентов средних профессиональных учебных заведений, студентов вузов), а их содержание (наполнение) должно определяться личностными особенностями. Формирование этих основ должно целенаправленно осуществляться в учебном процессе и приводить обучающихся к пониманию необходимости постоянного развития и самосовершенствования.

Целью настоящей статьи являются обоснование и описание возможности использования в ка-

честве основ непрерывного образования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию. При определении понятий «готовность к продолжению образования» и «готовность к самообразованию» мы основывались на личностно-деятельностном подходе к определению готовности к деятельности, представленном в исследовании Л.В. Лежниной [Лежнина, 2010]. Под готовностью к продолжению образования мы понимаем такое психическое состояние личности, при котором осознаются значимость образовательной деятельности, требования, предъявляемые этой деятельностью по отношению к личности, способы выполнения этих требований, а также умения проводить самооценку выполняемой деятельности. Готовность к продолжению образования - основа, отвечающая за продолжение образования в специально организованных структурах: учреждениях среднего профессионального образования, вузах, послевузовское образование.

Под готовностью к самообразованию мы понимаем такое психическое состояние личности, которое позволяет систематически осуществлять образовательную деятельность при отсутствии внешнего контроля. Готовность к самообразованию - основа, отвечающая за самостоятельное получение новых и совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений.

Представленные готовности могут рассматриваться как основа непрерывного образования в силу того, что:

- процесс формирования готовностей носит личностный характер, определяющийся отношением обучающихся к образовательной деятельности, причем это отношение может изменяться при условии проведения коррекционных мероприятий;

- наличие сформированных готовностей способствует повышению уверенности в успешном осуществлении образовательной деятельности, являясь, таким образом, гарантом психологической комфортности;

- процесс формирования рассматриваемых готовностей может быть осуществлен на любой ступени обучения как в школе, так и в учреждениях среднего профессионального образования или в вузах;

- процесс формирования готовностей обладает преемственностью при переходе от одной образовательной ступени к последующей путем посте-

пенного смещения акцентов с формирования готовности к продолжению образования на формирование готовности к самообразованию для обеспечения плавного перехода от обучения в формальных структурах к самообразованию.

Проблемам формирования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию в учебном процессе посвящены исследования Г.И. Аникиной [Аникина, 2006], Л.К. Тучкиной [Тучкина, 2008] и др., однако при этом указываемые готовности рассматриваются лишь как условие успешного перехода либо к следующей ступени обучения, либо к самостоятельной образовательной деятельности. Формирование же данных готовностей как основы непрерывного образования - более глобальный подход, предполагающий построение целой системы организационно-методических условий по формированию данных готовностей, охватывающей все ступени обучения. Построение такой системы условий включает в себя следующие этапы,

1. Выявление и описание составных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, формируемых на протяжении всего периода обучения в формальных структурах.

2. Конкретизация составных компонентов готовностей для каждой образовательной ступени.

3. Отбор (разработка) организационно-методических условий, обеспечивающих формирование компонентов готовностей в учебном процессе.

4. Формирование компонентов готовностей посредством выбранных условий.

В статье рассмотрены первые два этапа построения системы по формированию готовностей. Согласно общей структуре готовности к деятельности, представленной в исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича, структуры готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию состоят из следующих блоков [Дьяченко, 1976]:

- мотивационный блок - ответственность за выполнение задачи, чувство долга;

- ориентационный блок - знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности;

- операционный блок - владение способами и приемами деятельности, необходимыми знани-

ями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;

- волевой блок - самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей;

- оценочный блок - самооценка подготовленности и соответствия процесса решения поставленных задач оптимальным образом.

Далее общая структура готовностей нуждается в конкретизации для каждой ступени обучения. В процессе конкретизации необходимо учитывать следующие положения, влияющие на содержание структурных блоков.

1. Уровень осознания необходимости продолжения образования, определяемый возрастными особенностями обучающихся - для конкретизации мотивационного блока.

2. Степень сформированности умений осуществлять образовательную деятельность, наличие опыта профессиональной деятельности - для конкретизации ориентационного блока.

3. Уровень владения конкретными предметными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования - для конкретизации операционного блока.

4. Характер затруднений, обусловленных выполняемой образовательной деятельностью - для конкретизации волевого блока,

5. Уровень требований, необходимый для перехода на следующую ступень обучения или для перехода к самообразованию - для конкретизации оценочного блока.

Как уже отмечалось выше, при переходе от одной образовательной ступени к последующей происходит смещение акцентов с формирования готовности к продолжению образования на формирование готовности к самообразованию. Так,

если в школе главное внимание уделяется формированию готовности к продолжению образования, то в учреждениях высшего профессионального образования на первый план выходит формирование готовности к самообразованию. Учреждения среднего профессионального образования представляются в данном контексте уникальными, поскольку в них соотношение формирования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию является примерно одинаковым. Это объясняется прежде всего тем, что часть выпускников этих учреждений продолжит образование в вузах, а часть начнет осуществлять профессиональную деятельность. В силу этих причин содержание блоков для ступеней среднего профессионального образования и содержание блоков высшего профессионального образования в структуре готовности к самообразованию представляются идентичными, что позволяет говорить о едином содержательном аспекте для двух ступеней профессионального образования. Мы не рассматриваем структуру готовности к самообразованию для ступени среднего общего образования, поскольку на данном этапе обучения она не может быть сформирована на уровне, достаточном для обеспечения непрерывного образования. Также мы не рассматриваем готовность к продолжению образования на ступени высшего профессионального образования, поскольку для осуществления самообразования на данном этапе главную роль играет готовность к самообразованию.

Приведем сравнительную характеристику структурных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию, разработанную с учетом вышеперечисленных положений для трех основных ступеней обучения (табл.).

Сравнительная характеристика структурных компонентов готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию по трем ступеням обучения

Готовность к продолжению образования Готовность к самообразованию

Среднее общее образование Среднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование

1 2 3

Мотивационный блок: осознание необходимости получения профессионального образования Мотивационный блок: осознание необходимости профессионального совершенствования Мотивационный блок: осознание необходимости постоянного профессионального самосовершенствования

Окончание табл.

1 2 3

Ориентационный блок: информированность о путях получения профессионального образования, информированность о требованиях к продолжению образования по выбранной специальности, владение общеучебными действиями Ориентационный блок: информированность о путях продолжения профессионального образования, наличие опыта профессиональной деятельности, владение общекультурными и профессиональными компетенциями Ориентационный блок: наличие умений выбирать источники познания и формы самообразования, наличие умений планировать свою деятельность и время, владение общекультурными и профессиональными компетенциями

Операционный блок: владение предметными знаниями и умениями, необходимыми для получения профессионального образования Операционный блок:владение предметными и профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования Операционный блок: владение предметными и профессиональными знаниями и умениями, необходимыми для осуществления самостоятельной образовательной деятельности

Волевой блок: наличие умений преодолевать трудности, обусловленные учебной деятельностью, умения осуществлять деятельность в соответствии с установленными нормами Волевой блок: наличие умений преодолевать затруднения, обусловленные как учебной, так и профессиональной деятельностью, умения осуществлять деятельность в соответствии с установленными нормами Волевой блок: наличие умений самостоятельно преодолевать трудности, обусловленные самостоятельной образовательной деятельностью

Оценочный блок: наличие умений оценивать учебную деятельность с позиции соответствия предъявляемым требованиям, необходимым для получения профессионального образования, наличие критичности Оценочный блок: наличие умений оценивать свою учебную и профессиональную деятельность в соответствии с требованиями,необходимыми для продолжения профессионального образования, наличие критичности Оценочный блок: наличие умений адекватно оценивать свою деятельность с позиции соответствия самостоятельно поставленным целям, наличие критичности

Из приведенной таблицы видно, что некоторые элементы блоков для ступени среднего общего образования и среднего профессионального образования перекрываются, что не только не противоречит содержательному наполнению блоков, но и, наоборот, подчеркивает преемственность данных ступеней. Такое структурно-содержательное представление компонентов готовностей способствует построению полной картины процесса формирования рассматриваемых готовностей как основы непрерывного образования и позволяет провести покомпонентный отбор организационно-методических условий, обеспечивающих их формирование.

Рассмотренный подход к описанию использования в качестве основы непрерывного образования готовности к продолжению образования и готовности к самообразованию позволяет говорить о возможности реализации непрерывного образования как фактора личностного развития обучаемых, поскольку основывается на формировании психических состояний, проявляющихся индивидуально у каждого обучающегося. В образовательном процессе имеются возможности для формиро-

вания этих психических состояний у всех категорий обучающихся. Выявление и описание таких возможностей становятся целью наших дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Аникина Г.И. Система работы школы по ориентации учащихся на продолжение образования: дис.... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 186 с.

2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 176 с.

3. Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дис.... д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.

4. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. URL: http://www.znariie.org/ docs/memorandum, html

5. Тучкина Л.К. Формирование готовности студента технического вуза к самообразованию средствами информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук. Стерлитамак, 2008. 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.