Романенко В. А. заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования
КГИМО Калуга, Россия
Готовность к обучению в школе в контексте ценностных установок участников
образовательного процесса
Аннотация: Исследование проблем подготовки ребенка к обучению в школе показало, что родители пока нацелены прежде всего на раннее интеллектуальное развитие, самостоятельность, потребность самостоятельно осваивать новое не осознается родителем в качестве первоочередной задачи подготовки к школе. Причины: психолого-педагогическая некомпетентность, дистанцированность родителей от детей; реальные ожидания будущего педагога. Обосновывается необходимость разработки программ формирования непротиворечивой, гармоничной детско-взрослой общности как необходимого условия реализации ФГТ и ФГОС НОО.
Ключевые слова: ФГТ, ФГОС НОО, готовность к обучению в школе, участники образовательного процесса, ценностные установки, саморегуляция, психолого-педагогическая компетентность
Принятие ФГТ и ФГОС НОО - это, по сути, заявка на превращение образования в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, пространство личностного развития каждого человека [1]. Вместе с тем, сегодня есть основания говорить о том, что реализация ФГТ и ФГОС НОО сталкивается с определенным сопротивлением в нашем обществе, с неготовностью некоторых участников образовательного процесса отказаться от старых и принять новые ценностные установки. Это, в частности, наглядно отражается в такой сфере, как подготовка ребенка к обучению в школе.
В феврале-марте 2012 года в г.Калуге нами совместно с Антоновой Д.А. [2] было проведено исследование представлений родителей о готовности ребенка к обучению в школе, которое показало существование явного противоречия между декларируемыми требованиями к портрету выпускника [3], ориентирами, задаваемыми ФГОС НОО [4] и реальным поведением участников образовательного процесса. Исследование проводилось методом опроса. В опросе приняли участие 81 родитель, имеющий ребенка, поступающего в школу в 2012 году.
Назовем факты. В Калуге практически все будущие первоклассники охвачены предшкольной подготовкой. Если ребенок не посещает ДОУ, то посещает группы предшкольной подготовки при школах. Кроме того, постоянно растет число центров дополнительного дошкольного образования и частно практикующих педагогов, предоставляющих услуги предшкольной подготовки.
По результатам опроса, 85% родителей считают, что для успешной подготовки к школе занятия в детском саду должны быть дополнены занятиями на специализированных курсах; 76% родителей ответили, что их дети посещают специализированные занятия по подготовке к школе (подготовительные курсы, индивидуальное репетиторство); 13% собирались посещать такие занятия и только 10% ответили «нет и не планируем».
Практически все дети из выборки посещают дополнительные занятия два и более раз в неделю и всегда вечером. Какие перегрузки при этом возникают у ребенка? Ответ на этот вопрос должен быть дан в исследованиях, которые пока никто не проводил.
Родителей просили проранжировать по значимости умения, которыми должен обладать будущий первоклассник (1 ранг - самое важное, 12 - наименее важное). В качестве умений предлагались: узнавать большинство букв, читать слова, писать буквы, писать слова, узнавать цифры от 1-го до 9-и, считать от 1 до 10-и и обратно, выполнять арифметические действия в пределах 10, работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию, общаться со сверстниками, связно рассказывать, добиваться результата.
По мнению родителей, будущий первоклассник должен прежде всего уметь слушать взрослого и выполнять его инструкции (средний ранг - 2,85); далее следует «связно рассказывать» (средний ранг - 4,7), «общаться со сверстниками» (средний ранг -5), «узнавать большинство букв» (средний ранг -5). Обращает на себя внимание то, что наименее значимыми, по мнению родителей, для будущего первоклассника являются такие умения, как «работать по образцу» (средний ранг - 8,07), «писать слово» (средний ранг - 7,69), «добиваться результата» (средний ранг - 7,59).
Родителям задавался вопрос «С какими трудностями может столкнуться ребенок при обучении в школе?» Почти половина родителей прогнозируют проблемы саморегуляции (аккуратность, усидчивость, невнимательность). Вместе с тем, по ответам родителей, 78% детей и на специализированных занятиях и на занятиях с родителями в первую очередь обучаются счету, чтению, грамоте и письму.
Таким образом, картина складывается противоречивая. Чем это можно объяснить и как с этим быть? Во-первых, логично предположить недостаток психологической компетентности родителей будущих первоклассников, что проявляется и в неверном понимании значения таких умений, как «работать по образцу» и «добиваться результата» и в том, что прогнозируя у собственного ребенка проблемы саморегуляции, сами в первую очередь занимаются дрессурой, натаскиванием на те знания, умения и навыки, которые ему все равно будут проподавать в школе, только более квалифицированно [5].
Во-вторых, не уделяют должного внимания развитию саморегуляции ребенка, т.к. не знают как это делать. Вопрос о развитии саморегуляции ребенка в наши дни не такой банальный, как может показаться на первый взгляд. Е.В. Субботский в книге «Ребенок открывает мир» (1991) приводит пример наблюдений русского путешественника Миклухо-Маклая за папуасами Новой Гвинеи: «Маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды...» [6]. Можно с уверенностью предположить, что у родителей в то время не было проблем с формированием саморегуляции ребенка. В современной ситуации ребенок чаще всего имеет весьма ограниченный опыт самостоятельной трудовой деятельности, где он сам ставит цель, сам достигает общественно значимого результата, сам корректирует полученное в соответствии с задуманным. Объяснений этому может быть несколько: предметно-орудийный мир усложнился, многое в быту механизировано, автоматизировано... По представлениям современных родителей саморегуляция появится как-то сама собой. А если ребенок в будущем пропускает буквы, не дописывает слова и вообще не особенно успевает в школе, то можно нанять репетитора. Как отражение названных тенденций - рост спроса на услуги репетитора для младших школьников.
В-третьих, явно прослеживается недоверие к качеству подготовки в ДОУ, поэтому ребенка ведут в центры развития или к частно практикующему педагогу. Примечательно, что большинство родителей уверены, что качество образовательных программ частных образовательных центров контролируется государством. При этом большинство родителей не проявляют интереса к содержанию образовательных программ ДОУ. Последнее подтверждает такие негативные тенденции, как снижение родительской мотивации, нарастающая психологическая отчужденность взрослых от мира детства [7]. Одной из причин здесь может быть также неумение педагогов ДОУ находить соответствующие методы и формы вовлечения родителей в активное участие в образовательном процессе.
В-четвертых, родители зачастую действуют в соответствии с реальными ожиданиями будущего педагога, который в свою очередь часто лишь декларативно ориентирован на ФГОС НОО. Причин здесь тоже несколько. Большинство педагогов в начальной школе имеют почтенный возраст и соответствующий стаж, соответственно, было бы иллюзией ожидать легкий отказ от интеллектуально центрированный установок и последовательную работу по-новому. К тому же методы диагностики сформированности метапредметных компетенций и личностных качеств пока находятся в разработке. Вместе с тем современная школа внедряет систему дифференцированной мотивации (прежде всего систему оплаты труда) педагогов, в основе которой закладывается результативность их деятельности. В качестве основного результата пока выступают предметные умения учащихся.
Все вышеизложенное, во-первых, в определенной мере объясняет, почему современный школьник стал менее энергичным, почему нарастает дефицит произвольности, возрастает эмоциональный дискомфорт и т.д. [7]. Во-вторых, свидетельствует о том, что реализация ФГТ и ФГОС НОО столкнулась с определенным сопротивлением со стороны участников образовательного процесса. Очевидной является необходимость специальной, целенаправленной работы психологов и педагогов с родителями по изменению ценностных установок и содержания их детско-родительских отношений. Профподготовка, повышение квалификации педагогов также должны уделять больше внимания тому, как в рамках урочной и внеурочной деятельности развивать метапредметные, личностные компетенции младшего школьника. Роль психологических служб тоже должна измениться; их задачами должны быть не только и не столько диагностика сформированности соответствующих компетенций, сколько информационно-методическая помощь и педагогам, и родителям по их формированию.
Литература
1. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. С.15
2. Антонова Д.А. Психологический анализ представлений родителей о готовности ребенка к обучению в школе / Дипломная работа, КГУ им.К.Э. Циолковского, факультет психологии, 2012г., с35-40
3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655), base.garant.ru, 21.10.2012
4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. -М.: Просвещение, 2001г.
5. Гуткина Н.И. До школы ребенок должен играть. Издательство «Просвещение» 19 октября 2012 www.prosv.ru, 30.10.2012
6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Кн. для воспитателя дет.сада. - М: Просвещение, 1991. С.168
7. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Н.Новгороде 19-20 апреля 2010г. Воронеж, Москва: МПСИ, МодЭк, 2010. - 16 с.